Занятие 1. Тема: введение в курс истории русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 1. Тема: введение в курс истории русского языка



Борисова Л.П.

Историческая грамматика русского языка: учебно-методические разработки и указания к самостоятельной работе студентов филологического факультета специальности 6.0305 «Русский язык и литература». – Донецк: Дон НУ, 2009.

- с.

 

    Учебно-методическое пособие содержит развернутые планы и задания к практическим занятиям по курсу «Историческая грамматика русского языка», а также дополнительные задания для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов в объеме, предусмотренном кредитно-модульной системой обучения по этому курсу. В пособии приводится список обязательной и дополнительной литературы, перечень экзаменационных вопросов и схема выполнения практического задания, связанного с лингвистическим анализом древнерусского или старорусского текста на итоговом экзамене. В приложении содержится вспомогательный учебный материал, знание которого необходимо при выполнении разных заданий, включенных в план самостоятельной работы студентов, а также упражнений, выполняемых в процессе подготовки к практическим занятиям.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Вводные замечания……………………………………. с.

2. Планы практических занятий…………………………. с.

3. Задания к самостоятельной работе…………………… с.

4. Творческие задания……………………………………. с.

5. Литература……………………………………………….с..            

6. Вопросы к экзамену, схема разбора текста……………с.

7. Приложение…………………………………………… с.

 

 

  1. ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ:

Историческая грамматика русского языка (сокращенно – ИГРЯ) – это первая часть общего курса истории русского языка, входящего в состав фундаментальных дисциплин филологического образования студентов специальности 6.0305 «Русский язык и литература». Второй частью этого курса является история русского литературного языка (сокращенно – ИРЛЯ). В соответствии с учебным планом названной специальности ИГРЯ на дневном отделении изучается в течение целого учебного года: на П курсе в 3 семестре количество аудиторных часов составляет 52 ч. (лекций – 36 ч., практических занятий – 18 ч., форма контроля - зачет); в 4 семестре – 51 ч. (лекций – 34 ч., практических – 17 ч., форма контроля – экзамен). В каждом семестре планируется провести две модульные контрольные работы.

Цель курса ИГРЯ – изучить формирование и развитие фонетической системы, морфологического и синтаксического строя живого (диалектного) русского языка на разных синхронных срезах, т.е. в разные исторические периоды его развития; выявить общие закономерности и тенденции преобразования разных уровней языковой системы, которые обнаруживаются в последовательной смене разных синхронных состояний. Основной теоретический материал курса ИГРЯ излагается в  рекомендованной учебной и научной литературе, а также в лекциях, содержание которых соотносится с утвержденной учебной программой (за основу взята программа по ИГРЯ, составленная К.В.Горшковой и Г.А.Хабургаевым в 1997г. на кафедре русского языка МГУ). Закрепление  полученных знаний  осуществляется не только на практических занятиях, но и при выполнении индивидуальных, в том числе творческих заданий, которые преподаватель в соответствии с требованиями кредитно-модульной системы обучения ежегодно включает в график самостоятельной работы студентов.

В настоящее пособие включен учебно-методический материал, который поможет студентам систематизировать и правильно организовать самостоятельную работу по изучаемому курсу.

                  

 

 

 

                           

1.ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

 1. ВВЕДЕНИЕ. ФОНЕТИКА.

 

Занятие 4. Тема: Система гласных и согласных древнерусского языка 1Х-Х1У вв. – 2 ч.

Вопросы для собеседования:

1.Дать общую характеристику системе гласных древнерусского языка этого периода (состав, классификация, система вокализма).

2.Дать общую характеристику системе согласных древнерусского языка этого периода (состав, классификация, система консонантизма).

3.Рассказать об основных фонетических изменениях в истории русского языка 1Х-Х1У вв. (вторичное смягчение согласных, утрата носовых, утрата редуцированных в слабой позиции и их вокализация в сильной позиции).

4. В чем заключается причина утраты слогом автономного характера? Продемонстрируйте на примерах характер изменений слоговой границы при словообразовании и словоизменении.

5.Докажите, что процесс падения редуцированных является завершающим действием в проявлении общих праславянских тенденций в славянских диалектах, разделившихся на восточную, западную и южную группы славянских языков.

6. В помощь учителю: Подготовьте краткую информацию по теме: «Следы исторических чередований гласных и согласных звуков в современном русском языке».

 

Выполнить письменно: по сб. упр. Г.В.Содоль – упр.72, 76.

ЛИТЕРАТУРА:

 

1.Иванов В.В. ИГРЯ…с.75-89, 90-101,с.152-169.

2.Янович Е.И. ИГРЯ…с.62-69,71-75,80-83.

3.Конспект лекции.

 

Вопросы для собеседования:

1.Охарактеризовать общее направление в развитии звукового строя великорусского языка, свидетельствующее о формировании языка великорусской народности.

2.Установить причину изменения групп [гы] [кы] [хы] в [г’и] [к’и] [х’и] (гипотезы А.А.Шахматова и Р.И.Аванесова).

3.Рассказать об отвердении шипящих и [ц’ ] в течение Х1У-ХУП вв.

4.Охарактеризовать процесс перехода [е] > [о] после мягких перед твердыми согласными под ударением как следствие падения редуцированных.

5.Привести примеры отсутствия перехода [е] > [о] в позиции после мягкого согласного перед твердым под ударением (аптека, небо, полотенце, деревенский и под.) и объяснить причины этого явления.

6.История древнерусского Ђ [ê]  (общая характеристика).

Выполнить письменно – к занятию №8 по сб. Г.В.Содоль упр.164,165.       

                                 к занятию №9 – упр.154, 155.

ЛИТЕРАТУРА:

 

1.Иванов В.В. ИГРЯ…С.195-206; 211-212.

2.Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. ИГРЯ…С.76-80; 83-97.

3.Янович Е.И. ИГРЯ…С.106-108; 111-119.

4.Конспекты лекции.

 

 

 2. МОРФОЛОГИЯ.

ЗАДАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ.

Задание №1. Тема: Основные источники исторического изучения языка.

1.Данные памятников письменности.

2.Современный русский язык в его диалектах и литературно-обработанном варианте.

3.Данные лингвистической географии.

4.Родственные языки и их диалекты.

5.Вспомогательные источники: данные ономастики; заимствованные слова в русском языке из других языков и из русского языка в другие языки; запись русской речи иностранцами и др.

 

Литература:

1.Борковский В.И., Кузнецов П.С. ИГРЯ. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – С.13-27.

2.Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. ИГРЯ. – М.: Высшая школа, 1981. – С.12-21.

3.Дурново Н.Н. Введение в историю русского языка. – М.: Наука,1969.

4. Иванов В.В. ИГРЯ. – М.: Просвещение, 1981. – С.15-35.

5.Павлович А.И. ИГРЯ. Часть первая. – М.: Учпедгиз, 1963. – С.54-77.

6.Самсонов Н.Г. Древнерусский язык. – М.: Высшая школа, 1973. – С.75-92.

7.Трубачев О.Н. Из истории и лингвистической географии восточнославянского распространения // В пространстве филологии / Дон НУ. Филологический факультет. – Донецк: ООО «Юго-Восток. Лтд», 2002. – С.22-45.

8.Янович Е.И. ИГРЯ. – Минск: Изд-во «Университетское», 1986. – С.9-23.

 

 

Задание №2. Тема: Звуковой строй восточнославянских диалектов дописьменной поры (праславянское наследие).

 

1.Определение понятия праславянский язык как совокупности племенных славянских языков.

2.Обзор основных изменений в истории звукового строя праславянского языка, определивших характер фонетической системы восточнославянских диалектов по сравнению с южно- и западнославянскими (преобразование количественных отношений в системе вокализма в качественные; судьба дифтонгов и дифтонгических сочетаний; история праславянских палатализаций согласных; слоговая структура и др.).

3.Исторические чередования гласных и согласных звуков и их следы в современном русском языке.

Литература:

1.Борковский В.И., Кузнецов П.С. ИГРЯ. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – С.63-78.

2.Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. ИГРЯ. – М.: Высшая школа, 1981. – С.43-51.

3.Иванов В.В. ИГРЯ. – М.: Просвещение, 1981. – С.66-74.

4.Павлович А.И. ИГРЯ. Часть первая. – М.: Учпедгиз, 1963. – С.13-30, 43-49,50-54.

5.Янович Е.И. ИГРЯ. – Минск, 1986. – С.48-57, 69-71.

6.Хабургаев Г.А. Старославянский язык. – М.: Просвещение, 1974. – С.109-128.

7.Русский язык. Энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1979.

 

 

Задание №3. Тема: История аканья.

 

1.Данные современных акающих говоров в лингвистической традиции, их историческая интерпретация.

2.Отражение аканья-яканья в памятниках письменности.

3.Гипотезы о времени возникновения аканья, о первичной территории акающих говоров, о причинах возникновения аканья.

4.Различные взгляды на происхождение аканья (Шахматов А.А., Аванесов Р.И. и др.).

5.Южновеликорусский тип аканья и аканье московского типа.

 

Литература:

 

1.Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. ИГРЯ. – М.: Высшая школа, 1981. – С.97-111.

2.Иванов В.В. ИГРЯ. – М.: Просвещение, 1981. – С.214-228.

 

Задание№4. Тема: История форм сравнительной степени прилагательных.

1.Способы образования форм сравнительной степени прилагательных (привести примеры).

2.Причина утраты этими прилагательными падежных, родовых и числовых форм и, как следствие этого, утрата ими категорий рода, числа и падежа.

3.Отражение этого процесса в памятниках письменности. Использование этих форм в литературном языке в значении превосходной степени, а также случаи их употребления в значении сравнительной степени авторами конца ХУШ – начала Х1Х вв.

 

Литература:

                           

1.Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. ИГРЯ. – М.: Высшая школа, 1981. – С.241-245.

2.Иванов В.В. ИГРЯ. – М.: Просвещение, 1981. – С.316-319.

3.Янович Е.И. ИГРЯ. – Минск, 1986. – С.177-179.

 

 

Задание №5.   Тема: История именных форм глагола в древнерусском языке.

1.Система именных форм глагола древнерусского языка (общая характеристика).

2.Способы образования и склонения действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (привести примеры).

3.Особенности формообразования деепричастий и суть их исторической связи с причастными формами.

4.Привести примеры перехода местоименных форм причастий в разряд прилагательных.

5.Назвать морфологические (фонетические) показатели церковнославянского происхождения причастий, употребляемых в русском литературном языке. Привести примеры.

6.История инфинитива и супина (краткая характеристика).

 

Литература:

 

1.Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. ИГРЯ. – М.: Высшая школа, 1981. – С.344-357.

2.Иванов В.В. ИГРЯ. – М.: Просвещение, 1981. – С.359-365.

3.Янович Е.И. ИГРЯ. – Минск, 1986. – С.221-230.

 

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ.

К разделу «Фонетика»:

 

Задание №1.

 

    Выучить содержание таблицы №1 (см. в «Приложении»), в которой перечисляются фонетические признаки старославянских (южнославянских) и древнерусских (восточнославянских) по происхождению слов и подобрать из любого толкового словаря современного русского языка примеры на каждый из приведенных в таблице признаков (не менее 5 примеров на каждый). Правильность установления каждого признака в каждом конкретном слове подтвердить данными этимологического словаря. Слова, в которых будут отмечены «мнимые» старославянские или древнерусские фонетические признаки, выписать в отдельную колонку и объяснить, почему они отнесены к группе слов с «мнимыми» признаками.

 

Образец выполнения:

БОРОДА -   сочетание -оро- в корне этого слова можно охарактеризовать как полногласное, которому в старославянском языке соответствует неполногласное сочетание -ра- (БРАДА). Древнерусское полногласное сочетание -оро- развивается из праславянского сочетания *or в закрытом слоге в результате действия закона открытого слога. То, что слово борода является восточнославянским (древнерусским), подтверждается данными этимологического словаря, в котором находим следующие соответствия: лат.barba, лит.barzda, польск.broda и под. (Фасмер, т.1, с.196). Известно, что полногласному восточнославянскому сочетанию -оро- в западнославянских диалектах (см. польский язык) соответствовало сочетание -ро-.

 

ЕЛЕЙ «масло маслины», старославянское слово, употребляемое и в церковнославянском языке, заимствовано из греческого языка. Фонетический признак – начальное [je], которое соответствует восточнославянскому начальному [о] (в диалектах ОЛЕЙ – «растительное масло»). Ср. также укр. ОЛІЯ (Фасмер, т.2, с.14).

 

Задание №2.

Из текста «Слова о полку Игореве» самостоятельно подобрать отрывок (12-15 строк). 

1.Выполнить литературный перевод отрывка.

2.Выписать и охарактеризовать все слова, которые по фонетическим признакам относятся либо к старославянскому, либо к древнерусскому языку.

3.Привести примеры слов, в которых отражаются исторические чередования гласных и согласных звуков, в том числе и таких, которые связаны с историей праславянских дифтонгов и дифтонгических сочетаний на восточнославянской языковой почве. Объяснить причины этих чередований. При выполнении задания следует использовать этимологический словарь.

 

Образец выполнения:

    О Бояне! Соловию стараго врЂмени! А бы ты сиа плъкы ущекоталъ, скача, славию, по мыслену дрЂву, лЂтая умомъ подъ облакы, свивая славы оба полы сего врЂмени, рища въ тропу Трояню чрЂсъ поля на горы!

 

1. О Боян! Соловей старого времени! Вот бы ты воспел эти походы, скача, соловей, по мысленному древу, летая умом под облаками, соединяя славу двух времен, рыская по тропе Трояна через поля и горы!

2. Старославянские фонетические признаки в словах: славий – неполногласие -ла- (в этом же тексте полногласная форма соловей); врЂмя – неполногласное сочетание -ре- (древнерусское веремя); дрЂво – неполногласное сочетание -ре- (древнерусская форма дерево); облако – неполногласие -ла- (древнерусское оболочка, волочить); чрЂсъ – неполногласие -ре- (древнерусское через). На орфографическом уровне – правописание плъкы (древнерусское – пълкы).

Древнерусский фонетический признак в слове соловий – полногласное сочетание -оло- (старославянское – славий).

3. Скача (инфинитив скакати). Чередование о//а в корне слов вск о чить- ск а кать) объясняется праславянским количественным чередованием *Ŏ-краткого // *Ō-долгого.

Походы (инфинитив походити). То же, что и в предыдущем примере: чередование о // а в словах х о дить и х а живать). Объясняется так же.

Славы  - это слово этимологически родственно слову. Как показывает анализ, в корнях этих слов наблюдается то же чередование о //а, что и в предыдущих примерах, с тем же объяснением.

Ущекотал. В этом слове [щ’] возникает из праславянского сочетания *sk + j  (чередование ск //щ’). В древнерусском языке щекотати «щебетать» (в белорусском языке – скагатаць, в украинском – заскиглити «завизжать, поднять крик (о птицах)»(см. Фасмер, т.4, с.500).

Скача. Наблюдается чередование к//ч’ (ср. скакать), что объясняется процессом ассимиляционного воздействия [j] на заднеязычный [к] в праславянском языке (*к + j > č’).

Рища. Наблюдается чередование *sk//щ’ (ср. рыскать). В слове отражается процесс ассимиляционного воздействия [j] на группу согласных (*sk + j > šť’).

ЧрЂсъ. Чередование к//ч. Появление [ч’] объясняется процессом первой палатализации заднеязычных (*kerz-).

 

Задание №3.

    Самостоятельно подобрать древнерусский текст (см. «Повесть временных лет» // Хрестоматия по истории русского языка (авторы - составители В.В.Иванов, Т.А.Сумникова, Н.П.Панкратов). – М.: Просвещение, 1990. – С.94 – 106.) в размере 12 – 15 строк и выполнить следующие задания:

1. Осуществить литературный перевод.

2. Ориентируясь на содержание таблицы №2 (см. Приложение), восстановить древнерусский (до падения редуцированных) облик каждого слова.

3. Определить позиции редуцированных гласных в каждом слове.

4. Учитывая не только правописание, но и произношение слов, привести примеры всех следствий падения редуцированных, отраженных в тексте.

 

 

К разделу «Морфология»:

 

Задание №1.

    Самостоятельно подобрать из произведений художественной литературы ХУШ – ХХ1 вв. примеры форм имен существительных мужского, женского и среднего рода, имеющих вторичные окончания или отражающих иную историю разрушения старой системы их склонения. Объяснить причины этих изменений. В процессе работы следует использовать теоретический материал, изложенный в лекциях по общей теме «Имя существительное и его история».

Образец выполнения:

1 .Боже тебя сохрани от того, чтоб голова твоя наполнена была иным чем, кроме любезных романов! (Д.Н.Фонвизин. Бригадир).

 

Боже – н.ф. Богъ, сущ. м.р., ед. числа, зват. падежа, скл. с основой на *ǒ. Окончание первичное. В дальнейшем формы звательного падежа будут вытеснены формами именительного падежа (ср.: Бог мой!).

 

(кроме) романов – н.ф. романъ, сущ. м.р., мн. числа, род. падежа, скл. с основой на *ŏ. Окончание вторичное (первичное кроме романъ). Вторичное окончание –ов появляется под влиянием непродуктивного склонения на *ǔ (типа медовъ, домовъ, сыновъ) в период разрушения старой системы склонения существительных мужского рода и взаимодействия склонений на *ŏ и *ŭ.

 

2. Я пламя жизни сравнивал с крылами нездешних сил…(В.Смирнов).

С крылами – н.ф. крыло, сущ. ср. рода, мн. числа, творит. падежа, скл. с основой на *ŏ. Флексия вторична (первичная с крылы).    Новое окончание

-ами появляется в результате унификации форм существительных в творительном падеже множественного числа под влиянием склонения на *ā.

 

3. Ты сыплешь щедрою рукою свое богатство по земли (М.В.Ломоносов)

  По земли – н.ф. земля, сущ. ж.р., ед. числа, дат. падежа, склонения на *jā. Окончание первичное. Вторичное окончание (по землЂ) появляется под влиянием твердой разновидности того же типа склонения.

 

Задание №2.

     Привести примеры использования в древнерусских текстах (см. «Хрестоматию по истории русского языка») форм глаголов прошедшего времени – аориста, имперфекта, перфекта и плюсквамперфекта. Осуществить морфологический разбор этих форм по следующей схеме: инфинитив, простая или сложная форма, лицо, число, род (для сложной формы), способ образования, значение.

 

Образец выполнения:

1.Старьць нашь остави насъ сиры. и къ господоу изиде …(Синайский патерик конца Х1в.)

 

Остави – инфинитив оставити, простая форма прошедшего времени, аорист, 3 л., ед.ч., способ образования – чистая основа инфинитива (остави -ти), значение – действие, завершенное в прошлом; переводится глаголом совершенного вида.

Изиде – инфинитив изидти, простая форма прошедшего времени, аорист, 3 л. ед. ч., способ образования – основа инфинитива изид- + суффикс -е- + нулевое окончание, значение – действие, законченное в прошлом. Переводится глаголом совершенного вида.

 

2….а что золото княгини моее Оленино, а то есмь далъ дчери своеи Фетиньи… (Духовная грамота великого князя Ивана Калиты, 1336 г.).

 

Есмь далъ – сложная форма прошедшего времени, перфект, состоит из вспомогательного глагола есмь (инфинитив быти) и причастия с суффиксом -л- далъ (от глагола дати). Форма 1 лица ед. числа муж. рода сохраняет значение результативности («я дал золото дочери, и оно до сих пор принадлежит ей»).

 

3…. бяху мужи мудри и смыслени, нарицахуся поляне…(«Повесть временных лет»).

 

Бяху – инфинитив быти, простая форма прошедшего времени, имперфект, 3 л., мн. ч. Способ образования – при помощи стяженного суффикса -ях- (древнерусская форма). Значение – действие, не законченное в прошлом. Переводится глаголом несовершенного вида (были)

Нарицахуся – инфинитив нарицатися, простая форма прошедшего времени, имперфект, 3 л., мн. ч. Способ образования – при помощи стяженного суффикса -ах-. Значение – действие, не законченное в прошлом. Переводится глаголом несовершенного вида (назывались).

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

а) основная:

 

1. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. – М.: Просвещение,1983. – 399 с.

2. Янович Е.И. Историческая грамматика русского языка. – Минск: Изд-во «Университетское», 1986. – 319 с.

3. Содоль Г.В. Историческая грамматика русского языка. Сборник упражнений. – Киев: Вища школа, 1978. – 199 с.

4. Хрестоматия по истории русского языка. Авторы-составители – В.В.Иванов, Т.А.Сумникова, Н.П.Панкратов. – М.: Просвещение, 1990. – 496 с.

5. Русский язык. Энциклопедия. – М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1979. – 431 с.

6. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1966. – 606 с.

7. Розенталь Д. Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 399 с.

 

б) дополнительная

  1.Букатевич Н.И., Савицкая С.А., Усачева Л.Я. Историческая грамматика

   русского языка. – Киев: Вища школа, 1974. – 308 с.

2.Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского

  языка. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 512 с. (четвертое издание).

 3.Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. Историческая грамматика русского

 языка. – М.: Высшая школа, 1981. – 359 с.

4.Павлович А.И. Историческая грамматика русского языка. Ч.1 Введение и

фонетика. – М.: Учпедгиз, 1963. – 190 с.; Ч.2 Морфология. – М.: Изд-во

«Просвещение», 1964. – 311 с.

5.Русинов Н.Д. Древнерусский язык. – М.: Высшая школа, 1977. – 206 с.

 6.Черных П.Я. Историческая грамматика русского языка. – М.:

  Учпедгиз, 1954. – 335 с.

7.Якубинский Л.П. История древнерусского языка. – М.: Учпедгиз,

1953. – 367 с.

 

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ по ИГРЯ.

 

1. Историческая грамматика русского языка как научная и учебная дисциплина, её предмет и задачи. Условность названия этой учебной дисциплины.

2. Историческая грамматика в кругу других дисциплин лингвистического и нелингвистического циклов. Взаимоотношение ИГРЯ с учебными курсами истории русского литературного языка и современного русского языка.

3. Связь истории языка с историей народа. Связь лингвистических дисциплин с историческими науками (социальной историей, этнографией, археологией и др.).

4. Периодизация истории русского (диалектного) языка в связи с историей восточних славян. Хронологические рамки периодов, их краткая характеристика.

5. Основные источники исторического изучения русского языка.

6. Фонетическая система древнерусского языка 1Х – Х1У вв. Характеристика древнерусского слога.

7. Общевосточнославянские языковые изменения дописьменной поры, связанные с действием закона открытого слога: первое восточнославянское (русское) «полногласие»; история носовых на восточнославянской языковой почве; 1, П, Ш палатализации заднеязычных, а также фонетические изменения, связанные с воздействием [j] на согласные и их группы. Исторические чередования согласных, сохранившиеся в современном русском языке, их причины.

8. Система гласных звуков древнерусского языка. Их состав и классификация. Характеристика звуков, утраченных звуковой системой современного русского языка. Исторические чередования гласных, сохранившиеся в современном русском языке.

9. Система согласных звуков древнерусского языка. Их состав и классификация. Характеристика важнейших фонетических изменений, которые произошли в этой системе.

10. Падение редуцированных гласных в истории русского языка (общая характеристика). Значение этого процесса и его роль в дальнейшем развитии русского языка.

11. Следствия падения редуцированных [ъ] и [ь], относящиеся к звуковой системе древнерусского и старорусского языка и их слоговой структуре; «беглость гласных»; возникновение новых групп согласных и изменения в их составе; переход [Е] в [О]; оглушение и отвердение согласных в изолированной позиции и др.

12. Значение процесса падения редуцированных для дальнейшего развития лексической и морфологической систем русского языка.

13. Имя существительное. Общая характеристика в период старейших памятников письменности (грамматические категории рода, числа, склонения, состав типов склонения, связанных с индоевропейскими именными основами).

14. Перегруппировка типов склонения существительных в единственном числе, причины этого процесса, значение категории рода в этом процессе. Продуктивные и непродуктивные типы склонения, их взаимодействие и взаимовлияние в ходе разрушения старой системы склонения существительных.

15. Характер взаимодействия твердого и мягкого вариантов типов склонения на *ā/*jā и *ŏ/*jŏ в общей тенденции к преодолению синонимии падежных окончаний.

16. Категория двойственного числа (общая характеристика). Утрата категории двойственного числа, вытеснение форм двойственного числа формами множественного числа. Остатки двойственного числа в современном русском языке.

17. История форм множественного числа. Происхождение вариантов окончаний в формах именительного падежа и родительного падежа множественного числа существительных мужского и среднего рода. История форм дательного, творительного и местного падежей существительных мужского и среднего рода во множественном числе.

18. Категория одушевленности и её развитие в древнерусском языке. Появление вторичных окончаний в формах имен существительных мужского рода в винительном падеже под влиянием родительного падежа этой же парадигмы.

19. История форм звательного падежа.

20. История местоимений (общая характеристика).

21. Имя прилагательное. Общая характеристика: основные грамматические категории, формальный характер рода, числа и падежа прилагательных как согласуемых слов. Склонение прилагательных, их разряды по значению, формы прилагательных (краткие и полные).

22. История именных (кратких) прилагательных. Основные грамматические категории. Особенности склонения. Синтаксическая функция.

23. История местоименных (полных) прилагательных. Основные грамматические категории. Причины появления и способы образования местоименных прилагательных.

24. Глагол. История спрягаемых глагольных форм древнерусского языка. Система форм изъявительного наклонения (история форм глаголов настоящего и будущего времени). Спряжение глагола быти в настоящем времени.

25. История форм глаголов прошедшего времени. Простые формы – аорист и имперфект (общая характеристика плана их содержания и плана их выражения в древнерусском языке). Особенности употребления простых форм прошедшего времени в книжно-письменном языке и живой разговорной (диалектной) речи.

26. История аналитических (сложных) форм прошедшего времени – перфекта и плюсквамперфекта. Общая характеристика плана их содержания и плана их выражения в древнерусском языке, особенности употребления в книжно-письменной и живой разговорной речи.

27. Расширение функций перфекта и преобразование форм причастий с суффиксом -л- в универсальный выразитель общего значения прошедшего времени. Развитие «нового (разрушенного) перфекта».

28. История русских наречий (краткая характеристика).

29. История числительных (краткая характеристика).

30. Основы истории русского синтаксиса.

Схема разбора древнерусского текста (экзаменационное задание).

 

 

1. Перевести текст и сделать литературный перевод.

2. Выписать слова, которые по фонетическим признакам относятся либо к старославянскому, либо к древнерусскому языку. Охарактеризовать эти признаки.

3. Охарактеризовать слова, в которых отражаются процессы палатализаций заднеязычных, а также процессы ассимиляционного воздействия [ j ] на другие согласные или их группы.

4. Показать, что в анализируемом тексте отражается процесс падения редуцированных. Привести примеры следствий падения редуцированных.

5. Произвести морфологический разбор отдельных частей речи по следующей схеме:

Имя существительное. Начальная форма, род, число, падеж, древнейший тип склонения, характер окончания (первичное, вторичное). Новообразование объяснить.

Местоимение. Начальная форма, разряд, род, число, падеж.

Имя прилагательное. Начальная форма, лексико-грамматический разряд, форма (именная или местоименная), род, число, падеж, тип склонения (для именных форм), синтаксическая функция, способ образования (для местоименных форм).

Глагол. Инфинитив, время,  простая или сложная форма, лицо, число, род (для форм прошедшего времени), способ образования, значение в конкретном тексте. Книжная или разговорная форма.

 

Образец разбора:

Текст. Почнемъ же, брат і е, повЂсть сію от стараго Владимера до нынЂшняго Игоря, иже истягну умь крЂпост і ю своею и поостри сердца своего мужествомъ, наплънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъкы на землю половЂцькую за землю русьскую. Тогда Игорь възрЂ на свЂтлое солнце и видЂ отъ него тьмою вся своя воя прикрыты, и рече Игорь къ дружинЂ своей: братіе и дружино, луцежь бы потяту быти, неже полонену быти, а всядемъ, братіе, на свои бръзыя комони да позрим синего Дону.

 

1 .Перевод:

    Начнем же, братья, это повествование, начиная от времен старого Владимира и до нынешнего Игоря, который благодаря уму и мужеству своему, исполненный ратным духом, повел свои храбрые полки на землю половецкую, защищая землю русскую. Тогда Игорь посмотрел на светлое солнце и увидел исходящей от него тьмою всех своих воинов покрытыми, и сказал Игорь дружине своей: братья и дружина, лучше быть убитым, чем пленным, потому сядем, братья, на своих быстрых коней и увидим синий Дон.

 

2. Слова со старославянскими фонетическими признаками:

       а) Неполногласия: в ре мен (ст..сл. В РЂ МЯ), В ла димеръ, х ра брыя (в древнерусском языке им соответствуют слова с полногласными сочетаниями в ере мя, В оло димеръ, х оро брый);

       б) старославянская орфография в словах нап лъ нився, б ръ зыя, п лъ кы (в древнерусском языке – нап ъл нився / нап ол нився, б ър зыя/б ор зыя, п ъл кы / п ол кы).

 

 Слова с древнерусскими фонетическими чертами:

       а) Полногласия: п оло нену (ср. П ЛЂ НЪ), п оло вецкую (ср. П ЛА ВЫЙ);

       б) Орфографические особенности в формах слов с ер дца, с ол нце (ср. ст.-слав. С РЬ ДЬЦЕ, С ЛЪ НЬЦЕ).

3. Примеры слов с 1 палатализацией заднеязычных:

По ч нем. Чередование к//ч’ (ср. к онец). Др..-русск.по чь немь.*к+ ь (<*і) > č’.

НынЂ ш няго. Чередование х // ш’. Др.-русск. нынЂ шь няго. *х + ь (<*і) > š’.

Му ж ествомь. Чередование г // ж’. Др.-русск. му жь ствомь. *g + ь (<*і) >ž’.

Ре ч е. Чередование к // ч’. Др.-русск. рече. *к + е > č’.

Дру ж ино. Чередование г // ж’. *g + ī > ž’.

Не ж е. Чередование г // ж’. В др.-русск. частица ЖЕ. * g + e > ž’.

Примеров П палатализации нет.

Примеры слов с Ш палатализацией:

Серд ц а. Чередование к // ц’.  Др.-русск. сърд ьц е. [ь] (<*і) + к > c’.

Солн ц е. Чередование к // ц’. Др.-русск. сълн ьц е. [ь] (<*і) + к > c’.

Поло†ц кую. Чередование к//ц’.Др.-русск.полов ьц ькую. [ь](<*і) + к > c’.

 

Примеры ассимиляционного воздействия [ j ] на согласные:

За зе мл ю. Чередование м // мл’. *m + j > ml’.

 

 

4. Процесс падения редуцированных отражается в анализируемом тексте, что подтверждается неупорядоченным использование букв Ъ иЬ в значительном количестве слов.Например: буквы Ъ, Ь почти регулярно употребляется в конце слов (почнем ь, ум ь, мужеством ъ,луцеж ь, всядем ъ, позрим ъ), но Ъ отсутствует в конце слова наполнив/ся перед частицей ся (напълнивъся);

Cледует отметить частые пропуски этих букв в бывших слабых позициях редуцированных на стыке морфем (почнемъ // почьнемъ, нынЂшняго // нынЂшьняго, истягну // изътягъну, сердца // сьрдьца, ратного // ратьного, возре // възьре и др..). В редких случаях правописание Ъ, Ь сохраняется в суффиксах слов (рус ь кую, половЂц ь кую), где редуцированные до их утраты находились в слабой позиции. Правописание формы слова сердца подтверждает переход сверхкраткого [ь] в сильной позиции в [е] в сочетании [-ьр-]. Эти примеры доказывают, что редуцированные гласные [ь] и [ъ] в период написания этого текста в звуковой системе древнерусского языка в слабой позиции уже отсутствовали и поэтому не произносились, а в сильной перешли в гласные полного образования:[ ь ] > [ е ], а [ ъ ] > [о]. Другие следствияпадения редуцированных: в структуре слога – появление закрытых слогов (поч-немъ, по-вЂсть, ис-тяг-ну, И-горь, свЂт-лое и др.; нарушение принципа возрастающей звучности (солнце, сердце); в морфемном строе - появление суффиксов, состоящих только из согласных (рат н аго, свЂт л ое); появление нулевых флексий (Игорь). В группе согласных: ассимиляция по звонкости: къ д ружине [ гд], по глухости - вс ядемъ [фс]; ассимиляция по твердости – свЂтлое (др.-русск. свЂтьлое); упрощение групп согласных – солнце [сонце], сердце [серце]; появление вставочного [е] в труднопроизносимой группе согласных на месте утраченного сверхкраткого [ ь] - муж е ствомъ (др.-русск. муж ь ство). «Беглость» гласных – солнце – солнечный.

5.Морфологический разбор.

 

Имена существительные и прилагательные, выделенные в тексте.

Брат і е. Имя существительное. Н.ф. – брат ія, ж.р., ед. число, звательный падеж, тип      склонения с основой на *jā. Окончание исконное. В дальнейшем формы звательного падежа  были вытеснены формами именительного падежа

 

КрЂпост і ю. Имя существительное. Н.ф. – крЂпость, ж.р., ед. ч., творительный падеж, тип склонения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.114 (0.234 с.)