Права и обязанности участников договора перевозки груза. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Права и обязанности участников договора перевозки груза.



Договор перевозки груза определяется как соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ). Предмет договора перевозки — услуги по доставке вверенных перевоз­чику материальных ценностей (грузов) в пункт назначения. Эти услуги включают не только собственно транспортировку грузов, но и иные дейст­вия, в частности, хранение, выдачу груза получателю, нередко погрузку и выгрузку.

Согласно п. 1 ст. 791 ГК перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Отправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза. На железнодорожном транспорте по этому вопросу имеются дополнительные указания в УЖТ, согласно которым проверка транспортных средств в коммерческом отношении производится отправителем, если им осуществляется погрузка вагонов, а контейнеров - во всех случаях (ст. 20). Аналогичная норма содержится в ст. 71 КВВТ.

Погрузка груза осуществляется транспортной организацией или отправителем в зависимости от характера отправки, условий договора с перевозчиком и предписаний транспортных уставов и кодексов. На железнодорожном транспорте действовали в течение многих лет правила о том, что погрузочные операции производятся на местах общего пользования (т.е. на железнодорожных станциях) - железной дорогой, а в других случаях (на подъездных путях клиентуры), а также при погрузке опасных, скоропортящихся, тяжеловесных, негабаритных, навалочных и наливных грузов - отправителем. Новый УЖТ расширяет обязанности отправителя в отношении погрузки груза (ст. 21). На автомобильном транспорте погрузку выполняет, по общему правилу, отправитель, а на воздушном транспорте - перевозчик. На водном транспорте погрузку, как правило, производят морские и речные порты и экспедиторские фирмы.

Ответственность грузоотправителей за нарушение сроков выполнения погрузочных работ согласно транспортным уставам и кодексам является повышенной и исключается только при наличии названных в уставах и кодексах обстоятельств. Таковыми являются обстоятельства непреодолимой силы, крупные аварии, а также вина самого перевозчика (подача им транспортных средств под погрузку и выгрузку в количестве, превышающем техническую способность погрузочных и выгрузочных пунктов грузовладельца).

Нормы ст. 790 ГК о провозной плате при перевозках грузов носят общий характер и прямого регулирования не содержат. Основы действующей системы установления провозных тарифов определены постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", согласно которому Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти осуществляют регулирование тарифов на перевозки грузов и погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте, погрузочно-разгрузочные работы в портах, обслуживание грузов в аэропортах.

В дальнейшем Правительством РФ были 3 сентября 1998 г. N 1029 утверждены Правила исчисления ставок платы за пользование вагонами, контейнерами и ставок сборов на федеральном железнодорожном транспорте. Согласно Положению об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки (приложение к постановлению Правительства РФ от 19 марта 2001 г.N 194) утверждение тарифов во внутригосударственном сообщении или их предельного уровня осуществляет Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

На автомобильном транспорте допускается переадресовка груза новому получателю до момента его выдачи. Особенностью морских перевозок является предоставление отправителю права вообще отказаться от договора перевозки с уплатой фрахта и платы за простой судна (ст. 155-57 КТМ), причем до выхода судна в рейс перевозчик обязан выдать груз отправителю, хотя бы это могло вести к задержке судна.

В ходе транспортировки груза не исключено возникновение препятствий к дальнейшей его перевозке, о чем перевозчик обязан известить грузовладельца и поступить с грузом согласно его указаниям, которые должны быть даны перевозчику в краткий срок. Такого рода ситуации чаще всего возникают при морских перевозках, и в КТМ содержится подробное регулирование по этому вопросу, в том числе в отношении расчетов по провозным платежам (ст. 153 КТМ).

 

Билет 27.

Расчеты по аккредитиву.

Нормативными актами, регулирующими на территории Российской Федерации отношения, возникающие в связи с использованием аккредитивной формы расчетов, являются ГК РФ (ст. 867—873) и Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденное письмом ЦБ РФ от 9 июля 1992 г.1 (далее — Положение), которое применяется в части, не противоречащей ГК.

Статья 867 ГК РФ определяет предмет, содержание и субъектов обязательства, возникающего при использовании аккредитивной формы расчетов. Субъектами аккредитивного обязательства в широком смысле являются плательщик, банк-эмитент, получатель средств (далее — получатель) и, как правило, исполняющий банк. Предпосылкой (основанием) возникновения аккредитивного обязательства является поручение плательщика об открытии аккредитива, которое плательщик дает обслуживающему его банку (банк-эмитент). Будучи связан с плательщиком договором банковского счета, банк не вправе отказаться от выполнения этого поручения, если его форма и содержание не противоречат требованиям законодательства и условиям договора банковского счета. Содержанием поручения является принятие на себя банком-эмитентом обязательства перед третьим лицом совершить в соответствии с указаниями плательщика одно или несколько действий либо уполномочить другой банк (исполняющий банк) совершить эти действия. Круг таких действий исчерпывающе определен в п. 1 ст. 867 ГК РФ: произвести платежи получателю средств; оплатить, или учесть, или акцептовать переводной вексель. Основная особенность данной формы расчетов заключается в том, что выплата средств получателю производится исключительно при предъявлении необходимых документов. Удобство этой формы расчетов состоит в том, что она гарантирует продавцу (производителю работ) своевременную выплату предусмотренных договором денежных средств и обеспечивает покупателю (заказчику) осуществление соответствующих платежей лишь при представлении доказательств выполнения условий договора продавцом (производителем работ), например отгрузки в адрес получателя оговоренных товаров.

Срок действия аккредитива определяется условиями договора между плательщиком и поставщиком. В договоре следует также указать наименование банка-эмитента, вид аккредитива, способ его исполнения, способ извещения поставщика об открытии аккредитива. В договоре между плательщиком и поставщиком должен быть указан полный перечень и дана характеристика документов, которые поставщик обязан представить для получения средств по аккредитиву, установлен срок представления документов после отгрузки товаров, перечислены требования к оформлению документов, другие необходимые условия. Гражданский кодекс регулирует различные виды аккредитива, применяемые в банковской практике: покрытые (депонированные), непокрытые (гарантированные), отзывные и безотзывные (см. п. 4.2 Положения о безналичных расчетах в РФ).

Ответственность перед получателем средств по покрытому или подтвержденному аккредитиву может быть возложена на исполняющий банк в случаях его необоснованного отказа в выплате денежных средств (п. 2 ст. 872 ГК).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.005 с.)