Педагогические идеи и деятельность Я. А. Коменского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические идеи и деятельность Я. А. Коменского



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Педагогика»

на тему: «История педагогики»

Выполнила:

Студент группы ПФЗ – 20219                                М. С. Кузнецова

Направление 44.03.02 «Психолого – педагогическое образование»

Направленность «Психология и педагогика дошкольного образования»

 

Проверил:

канд. пед. наук, доцент                                            Е. М. Захарова

 

Курган, 2020

Природосообразность в работе школы

   

Солнце не занимается отдельными предметами, но освещает, согревает и наполняет испарениями всю землю.

Одними и теми же лучами оно освещает всё; одним и тем же сгущением облаков и потом разложением их орошает всё; одним и тем же ветром, одной и той же теплотой и холодом оно всё проникает.

В одно и то же время оно во всех странах, производя весну, лето, осень и зиму, заставляет одновременно всё распускаться, цвести и приносить плоды, причем нет того противоречия, чтобы созревание происходило здесь раньше, там позже, но всё созревает сообразно своей природе.

Оно также соблюдает везде один и тот же порядок, одну и ту же форму при известного рода вещах, неизменно и всегда.

Оно производит каждое произрастание из его семени, а не из другого.

Оно также одновременно производит всё, что и должно быть произведено в одно время.

Оно производит всё в известной последовательности.

Оно не производит ничего бесполезного.

I. школа, или покрайней мере класс — будут иметь только одного учителя;

II. в одном предмете будут употреблять только одного автора;

III. когда одна и та же работа будет задаваться всему классу;

IV. если все предметы и языки будут преподаваться по одной и той же методе;

V. если всё будет преподаваться с самых оснований, коротко и прочно, так чтобы разумение вещей открывалось как бы ключом, а вещи открывались бы ему сами собой;

VI. если всё, имеющее между собой связь, и преподаваться будет в связи;

VII. если всё будет сохранять неизменную постепенность, так чтобы всё сегодняшнее укрепляло вчерашнее, а завтрашнему указывало путь дальше;

VIII. и наконец, если повсюду будет устраняться всё бесполезное.

Деятельность учителя

 

Одному учителю, возможно, заниматься с несколькими учениками, он должен это делать, этот способ наиболее целесообразен. Учитель, без сомнения, с тем большим удовольствием будет вести свое дело, чем больше толпа, которую он будет видеть перед собою и чем воодушевленнее будет он сам, тем более оживит и своих учеников. Для ученика — приятно более многочисленное общество товарищей и полезно настолько, насколько они будут взаимно побуждать друг друга к работе и находить в ней наслаждение. если у учителя будет немного слушателей, то что-нибудь из урока может проскользнуть мимо ушей всех; если же учителя слушают многие, то каждый схватывает, что может, а при следующем повторении всё это воспроизводится и обращается всем в пользу, так как ум на ум, память на память действуют возбудительно. Школьный учитель — одними и теми же учебными упражнениями должен уметь одновременно и зараз занимать значительное количество учеников, и притом так, чтобы никто не оставался без внимания, если дело будет установлено по этому образцу то и одного учителя будет вполне достаточно для весьма большой массы учеников. Именно:

Если он разделит всю массу на известные группы и над каждым десятком поставит надзирателей, а над ними опять старшего. Учитель не подходит ни к кому в особенности и не дозволяет, чтобы и отдельные ученики подходили к нему, он сидит на кафедре, все же ученики направляют к нему свой слух, зрение и мысли, живо схватывают то, что он сообщает им в своем рассказе и что показывает рукой или на картинах.

Нужно только искусство направлять внимание всех учеников вообще и каждого в отдельности на учителя и зарождать в них уверенность, что уста учителя — источник, из которого изливаются для них ручейки наук. Особенная забота учителя должна состоять в том, чтобы ничего не говорить, чтобы не выслушивать и ничему не учить, если нет внимания.

Когда учитель старается сообщать всегда что-нибудь интересное и полезное; ибо тем самым поддерживается внимание и возбуждается любознательность учеников.

Когда учитель видит всё вокруг и не допускает никого смотреть куда-нибудь в сторону, а только прямо на самого учителя. Он поддерживает внимание.

Когда одного спросят, и он запнется, спроси тотчас второго, и требуй ответа, не повторяя вопроса.

По окончании урока, предоставь ученикам случай спросить учителя о том, о чем они желают услышать пояснение.

Роль книг в обучении

 

Ученикам будет дозволено употреблять только такие книги, которые назначены для их класса.

Если будут все налицо однообразные школьные принадлежности, — доски, прописи, учебники, словари, системы искусств и проч. Очень полезно иметь заготовленными в достаточном количестве все книги, которые употребляются во всех классах, которые должны быть переведены на родной язык.

При этом нечего будет опасаться поблажки, нерадивости со стороны учителей. Учитель же должен только тщательно объяснить применение этого материала.

Должны быть составлены для всех школ книги, которые заключали бы в себе всё изложенным в полноте, основательно и тщательно, дабы изображали собой совершенно верную картину всей вселенной. Книги эти должны быть изложены во всех частях вполне понятно и общедоступно.

Книги были изложены в разговорной форме. Таким образом возможно приноровить содержание и изложение книг к пониманию детей.

Хорошо также, если книги будут одного и того же издания, так что страница, строка будут согласны между собой, именно для справок и удобства записывания, дабы не происходило в этом задержки.

Из всех книг каждого класса будут начертаны извлечения на стенах классной комнаты, или тексты.

Организация школы

 

Гертруда распределила ребят по возрасту и характеру работы. Впереди всех, поближе к столу, она посадила малышей, не знавших еще азбуки. За ними - тех, которые умели читать по складам, затем - умеющих уже немного читать и, наконец, тех, которые читали свободно. Тремя буквами она решила ограничиться на этот день для первого ряда. Одному из детей она предложила повторить за ней буквы. С теми, кто умел читать по складам, она поступила так же, но им она дала большее количество букв.

Кто уже умел немного читать, должен был вместе с этими детьми читать по складам.

Для наблюдения за работами по рукоделию она привела с собой женщину. Та ежедневно должна была теперь являться в школу.

Школьные столы разделили детей на четыре группы, чтобы они сидели свободно и чтобы ни одно движение руки не ускользнуло от учителя.

Терпеливо и напряженно думать и работать это фундамент, заложенный самой природой.

Поскольку эти знания и умения приобретены упорным, тяжелым трудом в годы его учения.

В деле воспитания человека серьезное и строгое профессиональное образование должно предшествовать словесному обучению.

С профессиональным образованием связано и моральное воспитание.

Соблюдалась такая чистота, как в церкви. Он не допускал отсутствия хотя бы одного стекла в окнах, даже гвоздь в полу должен был быть хорошо вбит; он строго следил за тем, чтобы дети ничего не бросали на пол и не жевали во время уроков и т. д.

Грязную или мокрую одежду они должны были сушить на солнце или у печки и вычистить.

Когда ребенок от письма переходил к работе, его учили соблюдать гигиену и следить за внешним видом.

Оценивание работы. Перед окончанием школьных занятий она обходила всех и каждому говорила, хорошо ли он вел себя и как работал: хорошо, удовлетворительно или совсем плохо. Те, которые хорошо работали, первыми могли подойти к учителю, чтобы проститься с ним. Те, которые вели себя лишь удовлетворительно, подходили после них, а те, которые плохо вели себя и скверно работали, раньше всех должны были покинуть комнату и лишались права подойти к нему. Первым он подавал руку и каждому в отдельности говорил: «Да хранит тебя господь, милое дитя». Другим же он руки не подавал, а говорил лишь: «Да хранит тебя господь».

Для опаздывающих, вход в школу был для него закрыт.

 

2) Содержание образования

 

Лютер стремился соединить свои усилия с усилиями лейтенанта и Маргрет, чтобы без лишних слов подвести детей к скромной трудовой жизни, созданием стойких привычек и мудрой организацией жизни предотвратить зарождение постыдных, неблагородных и беспорядочных нравов и этим положить основу тихой немногословной любви к богу.

Чтобы достигнуть этой цели, он связывал каждое слово своего краткого обучения закону божьему с тем, что дети делали, с условиями их жизни и труда, обо всех тех вещах, которые были им так близки.

Он сам отмечал в учебниках те немногие мудрые места, которые разрешалось заучивать и не разрешал заучивать длинные молитвы наизусть. Это противоречит духу христианской веры.

 

Организация колонии

 

Было несколько важных дел, которые задели всех. Большое оживление вносит А. Лапин, который однажды защищался против всей колонии, недовольной им за большое опоздание с самоваром. Вышла у него с Гавриловым странная история: самовары не были продуты, а Лапин ушел на станцию.

Самовары без него и не хотели наставляться, а Гаврилова не слушались. Собрание хотело было оставить Лапина еще на один день, а тот говорит, что это до такой степени несправедливо, что он лучше уедет в Москву. Тогда решили выразить ему порицание.

После как-то Лапин обещался написать в газету, как мальчики ругаются при девочках и как девочки ничего против этого не имеют. Поднялся большой шум. Девочки утверждали, что ничего подобного не было, что Лапин это сам выдумал. Плакала Нина, защитница всех обвиняемых. Темная все-таки история.

Статью Лапин написал, но редактор предложил, ввиду резкости ее, собранию внести на обсуждение. Решено было статьи не помещать. Сотрудники указывали, что дело искоренения сквернословия зависит главным образом от девочек. Если они примутся, то зло можно вывести очень скоро, как это было в прежние годы.

Режим

 

С точки зрения присутствия смутной, быть может, мысли о том, какой должна быть наша колония, и можно разобраться в кажущихся противоречиях, которые выдвигаются ответами детей на некоторые вопросы.

"Порядки хороши, и их менять не надо" - таково единодушное признание, за исключением некоторых мелочей: "не хватает коровы и другого скота", "не хватает хлебопечения". Но как же можно считать "порядки" хорошими, если, за некоторыми исключениями, все признают, что "работы идут плохо": и потому, что "лень бывает", и потому, что "за работами разговаривают", "колонисты не понимают своей пользы", "встают поздно", "отлынивают". Бывает и так, "что некоторые чего-нибудь счудят, а другие на это смотрят и стоят, а работа затягивается". Есть причины и более глубокие, более основательные: "работы идут плохо, потому что все берутся за них недружно", "идут между мальчиками ссоры"; когда же "все дружны и не ленятся, то работы идут хорошо и поспешно". Положим, есть указания и на непривычку, что, в сущности, и служило важной причиной "лени". "Как только приехали в колонию, работы шли плохо, но напоследок они пошли хорошо". В общем, в работах "дело шло бы гораздо лучше, если бы они были дружней".

Что значит, далее, мнение колонистов о хороших "порядках", если есть такое признание: "жизнь в колонии была бы хороша и интересна, если бы колонисты жили дружно, не было бы ссор между ними"; "мы очень много ссоримся и не знаем, почему", - замечает одна девочка. На ссоры или отсутствие дружбы указывают почти все. Указания - настойчивы, и видно, что эта сторона жизни колонии очень тяготит детей: "хорошо, если бы не было ссор".

Самообслуживающий труд

 

Большим затруднением для работ была вода, которая наполняла наш водоем. Ее надо было отвести; можно было бы откачивать насосом, но наш насос не мог работать грязной водой; рыть же канаву на глубину целой сажени было слишком трудно.

Наши механики придумали устроить из лежащих пока без употребления водопроводных труб сифон. Один конец его находился в небольшой яме, на дне бассейна, куда стекала вода из ключа, а другой был опущен в ручей, уровень которого был на сажень ниже. Оставалось только выкачать воздух и пустить по сифону струю воды.

Пробовали тянуть воду ртом, но ничего не вышло, разумеется, а поэтому вверху трубы приделали тройник с привертывающейся пробкой. Нижнее отверстие сифона затыкали тряпкой, а к верхнему привернули клапан. Через пробку наливали воду из лейки; когда таким образом вся труба оказывалась полна водой, быстро завертывали пробку и замазывали ее глиной, а внизу вытаскивали тряпку: вода бежала сама.

После придумали новое усовершенствование: вместо тряпки приделали кран; таким образом можно было регулировать количество вытекающей воды. В конце концов, добились того, что вода на дне бассейна стояла почти на одном уровне, и работать было удобно.

Бассейн решили сделать "с запасом" на 2000 ведер, поэтому пришлось его еще расширить и после приступить к кирпичной кладке. Работа шла медленно и не очень регулярно, так как то тот, то другой "каменщик" отрывался для других работ. К тому же это было первой нашей работой, на которой все учились. Песок для цемента навезен был еще раньше, но его не хватило, и поэтому решили пустить в дело горный нечистый песок, который промыли в ручье нами же придуманной "машиной".

Ручей запрудили, сколотили широкий и длинный ящик глубиной вершков в шесть. Ящик поставлен был ниже плотники; вода из ручья текла быстро по длинному деревянному желобу; песок сыпали у верхнего края, вода подхватывала его, перетирала, и глина отмучивалась довольно хорошо в широком ящике, где тяжелый чистый песок падал на дно, а глина с водой стекала через стенки ящика.

Детство

 

Антон Семенович Макаренко родился 1 (13) марта 1888 года в поселке при железнодорожной станции у села Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье Семена Григорьевича Макаренко, рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских, и Татьяны Михайловны Макаренко, дочери солдата из Николаева.

В силу разных причин, прежде всего политической цензуры, в биографических источниках «советского» периода (до 1991) ряд фактов о происхождении А.С. Макаренко умалчивался или даже несколько искажался. Так, в силу того, что младший брат Виталий был офицером Добровольческой армии (марковцем), вынужденный покинуть Россию, эвакуировавшись с частями Русской армии из Крыма в ноябре 1920-го года, то о самом факте его рождения было принято умалчивать в СССР до 1991 г., заодно опускались сведения и о других детях (сестрах) в семье С.Г. и Т.М. Макаренко. В качестве примера приведем основательную книгу Е. З. Балабановича «Макаренко: человек и писатель» (1963 г.)

Заметим, что Виталий Семёнович Макаренко (1895—1983), офицер (поручик) Царской армии, участник Брусиловского прорыва, получивший там ощутимые ранения и отмеченный за храбрость наградой, несколько раз сыграл важную роль в жизни брата Антона. В том числе - принял деятельное участие в комиссовании призванного в 1916 г. на воинскую службу А.С. Макаренко по состоянию здоровья (близорукости) и возвращению его к педагогической деятельности. Видный макаренковед Г. Хиллиг отмечает, что А.С. Макаренко крайне тяжело переносил условия упомянутого призыва и это вмешательство Виталия м.б. даже спасло жизнь Антона. Именно Виталий Макаренко, позже посильно помогая брату в педагогической деятельности, предложил ввести элементы игры и военизацию в занятия с учащимися, что позже показало свою уместность и полезность. После эмиграции остаток жизни Виталий Семёнович провёл во Франции, где его в 1970 году разыскали западноевропейские биографы Макаренко Г. Хиллиг (ФРГ) и З. Вайц (Франция) и убедили оставить о старшем брате воспоминания. Из этих воспоминаний макаренковеды узнали и уточнили многие подробности детства Антона и всей семьи Макаренко, в частности, о факте рождения трёх сестёр Антона и Виталия.

Историк С. В. Максименко в своих докладах утверждает, что в книге В. С. Макаренко присутствуют неточности, связанные с книгой профессора Гетца Хиллига, написанной во времена «Перестройки». По С.В. Максименко.

Макаренко в 1920-х годах

 

В связи с местом рождения и основной педагогической деятельности, а также украиноязычной фамилией в литературе советского периода А.С. Макаренко по умолчанию считался украинцем. Отчасти этому способствовало и то, что сам Антон Семенович с какого-то времени в анкетах начал писать в графе национальность «украинец».

Биограф А. С. Макаренко профессор Гетц Хиллиг посвятил вопросу национального происхождения и национального самосознания А. С. Макаренко отдельное исследование, итоги которого представлены в докладе «К вопросу национального самосознания А. С. Макаренко», где в целом подтверждаются как утверждение брата, так и русское самосознание Антона Семеновича.

Хиллиг отмечает, что все произведения и личную переписку А. С. Макаренко вел на русском языке. В то же время он знал и любил украинский язык, часто и уместно включал цитаты украинской речи в диалоги действующих лиц своих произведений. А. С. Макаренко также понимал и мог объясняться по-польски, о чём упоминает также Л. В. Конисевич в книге «Нас воспитал Макаренко» в главе о приезде польской делегации.

В то же время указывается, что по тактическим соображениям он с определённого года перестает указывать в графе национальность слово «русский», а начинает писать «украинец».

Сохранились и письма самого А. С. Макаренко с упоминанием по данному вопросу.

Московский период

 

После переезда в Москву занимался в основном литературной деятельностью, публицистикой, много выступал перед читателями, педагогическим активом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1939 г. награждён орденом Трудового Красного Знамени. Незадолго до кончины, в феврале 1939 года подал заявление о принятии его кандидатом в члены ВКП(б).

В начале 1939 г. Макаренко работал над сценарием к фильму «Флаги на башнях» в соавторстве с Маргаритой Барской, но руководство Киностудии имени Горького отказалось ставить фильм по их сценарию, поскольку Барская была любовницей впавшего в опалу журналиста К. Радека.

Кончина

 

Могила Макаренко на Новодевичьем кладбище Москвы.

1 апреля 1939 г. А. С. Макаренко скоропостижно скончался, по официальной версии от сердечного приступа, случившегося с ним в 10:30 по дороге в Дом творчества в вагоне пригородного поезда № 134 на станции «Голицыно» 1 апреля 1939 года. В 10:43 прибывшая врач констатировала смерть. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Авторы надгробного памятника скульптор В. Цигаль, архитектор В. Калинин.

Антон Семенович Макаренко похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Семья

 

Гражданская жена — Елизавета Фёдоровна Григорович (с 1906 по 1935).

Жена — Галина Стахиевна Макаренко (до 09.1935 — Салько; 1891—1962).

Приемная дочь — Олимпиада Витальевна Макаренко (7.08.1920 — 22.07.1983) (дочь брата Виталия и мать известной советской актрисы Е.Васильевой).

Внучатая племянница — Екатерина Васильева, советская и российская актриса, родилась в семье поэта Сергея Васильева и Олимпиады Витальевны Макаренко.

Внучатый племянник — Антон Сергеевич Васильев (р. 15 июня 1953 года) — кинорежиссер, сценарист, поэт.

Приемный сын — Лев Михайлович Салько (1914—1957).

План

1) Принципы организации коллектива

2) Самоуправления

3) Элементы логики дисциплины

4) Признаки правильного режима

5) Требования к наказаниям

6) Формы бесед

7) Педагогический центр

8) Культработа

 

Самоуправления

 

Во главе отряда должен стоять командир - один из членов коллектива. Может быть, два принципа выдвижения командира - назначение и выборы

1. Назначать командиров необходимо во всех случаях, когда нет крепкого коллектива, а комсомольская организация еще недостаточно руководит общественным мнением в коллективе.

2. В хорошо организованных коллективах с сильной комсомольской организацией следует переходить к выборности командиров. В коммуне им. Ф. Э. Дзержинского отряд намечает своего кандидата в командиры при ближайшем участии бюро комсомола, педагогического коллектива и совета командиров. Кандидатуры представляются на окончательное распоряжение руководителя педагогической частью.

Руководство отряда во главе с командиром имеет следующие функции:

а) следить, чтобы все воспитанники строго выполняли порядок дня, вставали в положенное время, не опаздывали к столу, вовремя уходили на работу и в школу, вовремя находились в учреждении вечером; точно в указанное время отходили ко сну;

б) наблюдать за санитарным состоянием отряда, своевременностью и качеством уборки, выполнением очередными дежурными их обязанностей, за умыванием и пользованием баней, за стрижкой воспитанников, за мытьем рук перед едой. Приучить всех воспитанников соблюдать чистоту, не сорить, не плевать на пол, не курить, стричь ногти на руках и ногах, не валяться на кроватях в одежде, не устраивать на кроватях борьбы и т. п.;

в) следить за успехами воспитанников в школьной работе, организовать помощь отстающим, добиваться порядка в отряде, обеспечивающего возможность готовить уроки;

г) втягивать воспитанников в клубные и спортивные кружки, чтение газет и книг, участие в стенгазете;

д) добиваться повышения культурного уровня воспитанников, уничтожения в их лексиконе грубых слов и ругательств, регулировать товарищеские отношения, приучать к разрешению конфликтов без ссор и драк, решительно бороться с малейшими попытками насилия более старших или более сильных над младшими и слабыми.

Командиры избираются на 3-6 месяцев. Такой срок является наиболее целесообразным: во-первых, в этот короткий срок командиры чувствуют себя уполномоченными коллектива и не превращаются в своеобразных должностных лиц; во-вторых, через командные посты проходит большое количество воспитанников и, в-третьих, обязанности командира, требующие дополнительных напряжений, не становятся в этот срок тягостными для воспитанников. Вопрос о снятии до срока полномочий командира всегда должен быть основательно мотивирован и одобрен советом командиров.

Административное отстранение командира может быть вызвано только очень серьезными и не терпящими отлагательства обстоятельствами. Все командиры отрядов и классов составляют центральный орган самоуправления - совет коллектива (совет командиров) данного учреждения.

3) Элементы логики дисциплины

 

Иногда под дисциплиной понимают только внешний порядок или внешние меры. Это самая гибельная ошибка, которая только может быть в воспитательном учреждении.

При таком взгляде на дисциплину она всегда будет только формой подавления, всегда будет вызывать сопротивление детского коллектива и ничего не будет воспитывать, кроме протеста и желания скорее выйти из сферы дисциплины.

Дисциплину не нужно рассматривать только как средство воспитания. Дисциплина есть результат воспитательного процесса, результат прежде всего усилий самого коллектива воспитанников, проявленный во всех областях жизни: производственной, бытовой, школьной, культурной.

Дисциплина в нашем обществе -- это явление нравственное и политическое. Человек недисциплинированный в старом обществе никем не рассматривался как человек безнравственный.

В нашем обществе недисциплинированность, недисциплинированный человек -- это человек, выступающий против общества, и мы рассматриваем его не только с точки зрения внешнего технического удобства, но и с точки зрения политической и нравственной. Такое понимание дисциплины необходимо иметь каждому педагогу и воспитаннику.

Наша дисциплина, в отличие от старой дисциплины, должна сопровождаться сознанием, т. е. полным пониманием того, что такое дисциплина и для чего она нужна. Каким способом можно достигнуть этой сознательности дисциплины?

Прежде всего дисциплина как форма нашего политического и нравственного благополучия должна требоваться от коллектива.

Такой взгляд на дисциплину необходимо на каждом шагу воспитывать у детей, необходимо, чтобы воспитанники гордились своей дисциплиной и относились к хорошей дисциплине как к лучшему показателю работы всего коллектива.

О дисциплине нужно часто говорить с воспитанниками, в особенности на заседаниях органов самоуправления, общих собраниях и т. д. При всяком случае необходимо обращать внимание воспитанников на явления дисциплины в нашем обществе, в партии, в Красной Армии, среди наших летчиков, производственников.

Не приводя беседы о дисциплине к какому бы то ни было морализированию, всегда нужно в то же время сообщать ребятам не только дисциплинарные навыки, но обязательно и элементы логики дисциплины, а именно:

а) дисциплина необходима коллективу для того, чтобы он лучше и быстрее достигал своих целей;

б) дисциплина нужна, чтобы каждый отдельный человек развивался, чтобы воспитывал в себе умение преодолевать препятствия и совершать трудные работы и подвиги, если к подвигам призовет жизнь;

в) в каждом коллективе дисциплина должна быть поставлена выше интересов отдельных членов коллектива;

г) дисциплина украшает коллектив и каждого отдельного члена коллектива;

д) дисциплина есть свобода, она ставит личность в более защищенное, свободное положение и создает полную уверенность в своем праве, путях и возможностях именно для каждой отдельной личности;

е) дисциплина проявляется не тогда, когда человек делает что-либо для себя приятное, а тогда, когда человек делает что-нибудь более тяжелое, неожиданное, требующее значительных напряжений. Это он делает потому, что убежден в необходимости и полезности этого дела для всего коллектива и для всего советского общества и государства.

 

 

Признаки правильного режима

 

Логика режима должна проверяться, однако не в момент выполнения, а в момент постановления. Поэтому все формы режима должны быть обсуждены на общем собрании, но после их принятия никакие обсуждения и возражения, иначе как в порядке пересмотра на том же общем собрании, не должны быть допускаемы.

б) Точность. Все правила жизни и порядок дня не должны допускать никаких исключений и послаблений в смысле времени и места. Если постановлено, что завтрак должен выдаваться в 7 часов 10 минут, то каждое опоздание завтрака должно рассматриваться как нарушение порядка, и виновные в таком опоздании обязательно привлекаются к ответственности.

Если постановлено, что библиотека должна быть открыта от 5 до 7, то этот срок должен обязательно соблюдаться, несмотря ни на какие уважительные причины.

Для того чтобы такой порядок пользовался всеобщим уважением, необходимо, чтобы малейшее нарушение режима могло иметь место только с письменного каждый раз разрешения руководства.

в) Общность. Режим должен быть обязательным для всех.

 

Требования к наказаниям

 

Исходя из этого основного положения, наше наказание должно обязательно удовлетворять следующим требованиям:

а) оно не должно иметь целью и не должно фактически причинять простое физическое страдание;

б) оно имеет смысл только в том случае, если наказанный понимает, что все дело в том, что коллектив защищает общие интересы, иначе говоря, если он знает, что и почему коллектив от него требует;

в) наказание должно назначаться только в том случае, если действительно нарушаются интересы коллектива и если нарушитель открыто и сознательно идет на это нарушение, пренебрегая требованиями коллектива;

г) наказание должно в некоторых случаях отменяться, если нарушитель заявляет, что он подчиняется коллективу и готов в будущем не повторять своих ошибок (конечно, если это заявление не является прямым обманом);

д) в наказании является важным не столько само содержание наложенных процедур, сколько самый факт его наложения и выраженное в этом факте осуждение коллектива;

е) наказание должно воспитывать. Наказанный должен точно знать, за что он наказывается, и понимать смысл наказания.

 

Формы бесед

 

Во всяком случае, раньше, чем наложить взыскание, необходимо с воспитанником поговорить. Все эти разговоры и беседы могут и должны совершаться по поводу поведения воспитанника, но не сразу принимать форму внешнего взыскания. Беседы эти могут иметь такие формы:

а) беседа немедленно после проступка в присутствии старших товарищей, очень короткая, серьезная и официальная, заключающаяся в требовании объяснений. Если эти объяснения неудовлетворительны, следует просто указать воспитаннику, как нужно поступать. В такой беседе нужно без особенных доказательств объяснить неправоту воспитанника. Доказательства в этом случае не нужно применять потому, что присутствующие воспитанники сами постараются все доказать;

б) беседа наедине, тоже немедленно после проступка. Она должна проводиться в более строгом тоне, сопровождаться большим анализом, однако в форме мотивированного протеста от имени коллектива. Она должна сопровождаться указанием на вред, принесенный нарушением, на политическое отставание нарушителя. Она может сопровождаться и угрозой передать дело на общее собрание;

в) отсроченная беседа. Она должна производиться тоже наедине или в присутствии небольшого числа лиц, вечером в тот же день или на другой день после нарушения.

Нарушителю должно быть известно заранее, что он приглашается на беседу в определенный час. Иногда такое приглашение нужно послать ему запиской, чтобы о беседе знал только нарушитель. Такая форма позволяет нарушителю, ожидая беседы и, естественно, волнуясь, передумать много о своем поведении, поговорить с товарищами. Беседу нужно проводить попозже вечером, когда она не может быть прервана.

Беседу нужно вести в приветливом тоне, подробно, внимательно слушать, но никогда в этом случае не нужно ни улыбаться, ни иронизировать, ни шутить. В этой беседе нужно хорошо растолковать воспитаннику вред его поведения и для него и для коллектива, привести ему примеры, рекомендовать почитать книжку. Иногда в результате беседы, особенно если воспитанник признал свою вину, а вина не маленькая, можно наложить на него взыскание.

 

Педагогический центр

 

Очень важное значение имеет организация педагогического центра. Этот вопрос в наших детских учреждениях находится в забросе.

Обычно управление детским учреждением сосредоточивается в кабинете директора или его помощника по учебно-воспитательной части3. Второго кабинета иногда даже не бывает. Помощник находится в учительской, а в детских домах - в своей квартире.

Обычно кабинет и квартира являются святилищем, куда воспитанники попадают только в особых случаях.

В некоторых учреждениях есть комнаты самоуправления, которые организованы как красные уголки и больше существуют для приличия. В них, правда, происходят заседания, но большей частью они просто пустуют. При этом в детских домах и колониях кабинет педагогического руководителя почти всегда находится в другом здании - там, где сосредоточено все управление колонией, контора, бухгалтерия. Это совершенно неправильно.

Кабинет педагогического руководителя должен находиться в том корпусе, в котором протекает жизнь коллектива, где находятся спальни, столовая клубы, в школе - в главном школьном здании. Этот кабинет должен располагаться рядом с кабинетом самоуправления - совета командиров - и сообщаться с ним.

В комнате совета командиров всегда должен находиться дежурный по учреждению, и для него нужно поставить небольшой столик. Тут же должен быть и пункт санкомиссии и стол хозяйственной комиссии.

Каждый воспитанник имеет право всегда зайти в эту комнату по делу, не спрашивая разрешения.

 

Культработа

 

В каждой отрасли культработы есть своя методика, которая должна быть известна руководителям-специалистам. Здесь говорится только о тех общих принципах организации культработы, которые нужно иметь в виду в детских учреждениях. Эти положения следующие:

1. Распределение ребят по кружкам и клубным организациям должно быть совершенно добровольным, с правом выхода из кружка в любое время. Однако и в кружках должна быть дисциплина, нельзя допускать текучести состава.

Так, например, в оркестр можно вступать добровольно, но выход из оркестра должен быть ограничен. В противном случае никогда не создастся хороший оркестр. В особенности часто бывают конфликты с такими специалистами, как барабанщики или басисты. Ребята часто охотно идут на эти инструменты, но, увидев, что никакой особенной музыкальной науки здесь получить нельзя, стремятся уйти из оркестра.

В таких случаях нужно при вступлении в оркестр объяснить ребятам, что в оркестре вся ценность в ансамбле, что оркестр важен не только как возможность получить музыкальную квалификацию, но и как серьезный орган в самом коллективе.

 Вступая в оркестр, каждый воспитанник должен дать подписку, что он будет играть в нем определенное время, а о своем выходе из оркестра должен заявить не меньше как за три месяца, чтобы можно было подготовить уходящему замену.

Некоторые ограничения в вопросе выхода должны быть и в драматическом кружке и в хоре. Члены этих кружков не должны выходить из них до окончания постановки или концерта, к которому они готовятся.

Эти дисциплинарные ограничения должны быть утверждены общим собранием, и за нарушение их отдельные воспитанники должны отвечать как за нарушение общей дисциплины.

 2. В больших учреждениях организация внешкольной и клубной работы должна быть поручена штатному работнику-специалисту.

 3. Каждый кружок должен иметь ответственного руководителя, знакомого с этим видом работы. Если руководят кружками педагоги этого же учреждения, то желательно, чтобы педагог имел не больше одного кружка и получал за эту дополнительную работу известную денежную компенсацию.

 

Педагогический коллектив

 

Коллективное богатство слагается из богатства индивидуального, личного. Фундамент, на котором стоит школа и строится все, что делается в школе, — это разносторонние знания, богатая умственная жизнь, широта кругозора, постоянный интеллектуальный рост каждого учителя. Через три—пять лет после окончания вуза учитель должен знать в три, в пять, в десять раз больше, чем знал он в первый год своей работы. Если этого нет, ученики будут обречены на скучную зубрежку и отупение, так как преподавание, не согретое и не озаренное стремлением учителя к знанию, превращается для него в тяжелую повинность, в бремя, а у ребенка отбивает всякую охоту к знаниям и губит его интеллектуальные задатки и способности. Интеллектуальный рост, постоянное обогащение, обновление, пополнение, углубление, совершенствование знаний — это вопрос жизни учителей,

особенно тех, кто работает в школе 10, 20, 30 лет. Опасность духовного «окостенения» угрожает такому учителю не меньше, а иногда даже больше, чем молодому педагогу; предотвратить такую опасность — дело коллектива. Каждый наш учитель руководит одним, двумя или несколькими коллективами, в которых бьет ключом богатая, многогранная духовная жизнь воспитанников; он, учитель, является для этого коллектива источником знаний и примером увлеченносги наукой. Каждый учитель своим обликом, трудом, интересами, жаждой новых знаний вноси



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.8.35 (0.132 с.)