На каком жанре сосредоточили свое основное внимание итальянские композиторы XIX века. Назовите самых значительных из них. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На каком жанре сосредоточили свое основное внимание итальянские композиторы XIX века. Назовите самых значительных из них.



Какой французский композитор-романтик XIX века создал новый тип программных симфонических произведений?

Вспомните самую популярную французскую оперу XIX века и ее автора.

Назовите австрийского композитора XIX века — автора популярных вальсов и оперетт.

5. Кто явился в XIX веке крупнейшим немецким композитором — опер­ным реформатором? Назовите его центральное произведение, его другие оперы.

6. Перечислите нескольких представителей новых национальных музы­кальных культур, выдвинувшихся в XIX веке.

7. Какие новые научно-технические достижения повлияли на судьбы му­зыкального искусства в XX веке?

8. Какие трудные художественные задачи стоят перед музыкантами III ты­сячелетия?


Содержание

Введение. Музыка от древних времен до И. С. Баха......................................... 3

Какими путями дошли до нас сведения о музыке Древнего мира....... 3

О музыке в Древней Греции........................................................................ 4

Как была создана удобная нотация............................................................ 5

Как в музыке начало развиваться многоголосие.................................... 7

Как продолжала развиваться полифония................................................ 9

Рождение оперы. Оратория и кантата.................................................. 11

Об инструментальной музыке XVII века, ее жанрах и формах. 15

Иоганн Себастьян Бах (1685—1750).....................................................................  19

Жизненный путь........................................................................................... 20

Творчество.................................................................................................... 26

Токката и фуга ре минор для органа................................................. 26

Клавирная музыка................................................................................ 27

Инвенции..........................................................................................  27

«Французская сюита» до минор..................................................  31

Прелюдия и фуга до минор из первого тома «Хорошо

темперированного клавира»........................................................  34

»                        Основные произведения........................................................... 38

О формировании классического стиля в музыке...........................................  39

Музыкальный театр.................................................................................... 39

Инструментальная музыка........................................................................ 42

Сонатная форма..................................................................................... 42

Классический сонатный (сонатно-симфонический) цикл... 44

Йозеф Гайдн (1732-1809)........................................................................................  46

Жизненный путь........................................................................................... 48

Симфоническое творчество......................................................................  55

Симфония ми-бемоль мажор..............................................................  57

Клавирное творчество...............................................................................  64

Соната ре мажор................................................................................... 64

Соната ми минор.................................................................................... 67

Основные произведения …………..........................................................          70


Вольфганг Амадей Моцарт (1756—1791).............................. 71

Жизненный путь............................................................... 72

Опера «Свадьба Фигаро»...............................................  79

Соната ля мажор для клавира......................................... 85

Симфония соль минор....................................................  88

Основные произведения...................................  92

Людвиг ван Бетховен (1770—1827)....................................... 93

Жизненный путь............................................................... 94

«Патетическая соната»................................................... 102

Пятая симфония.............................................................. 108

Увертюра «Эгмонт»........................................................ 114

Основные произведения.................................. 119

О романпзме в музыке........................................................... 120

Франц Шуберт (1797-1828)...................................................  124

Жизненный путь.............................................................. 125

Песни.............................................................................  129

«Гретхен за прялкой................................................. 129

«Лесной царь»............................................................ 130

I        «Вечерняя серенада»................................................. 132

\        «Аве Мафия».............................................................. 133

\        «Прекрасная мельничиха»........................................ 134

\        «Зимний путь»........................................................... 136

\..... Фортепианные произведения                                         138

Симфония си минор....................................................... 141

Основные произведения.................................. 145

Ф| вдеркх Шом (1810-1849)..................................................  146

Жизненный путь.............................................................. 147

Мазурки........................................................................... 154

Полонез ля мажор.......................................................... 157

Вальс до-диез минор...................................................... 159

Прелюдии........................................................................160

Ноктюрн фа минор.......................................................... 163

Этюды............................................................................. 165

Основные произведения.................................. 168

За ивочелк................................................................................ 169


Брянцева Вера Николаевна

Музыкальная литература
зарубежных стран

Учебник для детских музыкальных школ

Второй год обучения

Редактор Т. Ершова. Художник А Зазыкин
Худож. редактор А. Головкина
Техн, редактор О. Путилина

ИБ№5793

Подписано в печать 23.05.07. Формат 60х90'/|(]. Бумага офсетная.
Гарнитура «тайме». Печать офсетная. Объем печ. л. 11,5. Усл. печ. л. 11,5.
Уч.-им. л. 12,25. Тираж 5000 экз. Изд. № 16766. Зак. 3

Издательство «Музыка», 127051, Москва, Петровка, 26, стр. 3
Тел.: 644-0297. Тел./факс: 254-6598

Отпечатано с готовых диапозитивов в ГП «Облиздат»,
248640 Калуга, пл. Старый торг, 5


[1] Слово «хронология» (оно означает «последовательность исторических со­бытий во времени») происходит от двух греческих слов — «хронос» («время») и «логос» («учение»).

[2] Латинское слово «antiquus» означает «древний». Производное от него оп­ределение «античный» относится к истории и культуре Древней Греции и Древ­него Рима.

[3] Титул «папа римский» носит священнослужитель, возглавляющий като­лическую церковь как международную духовную организацию. Католицизм — одно из христианских вероучений наряду с православием и протестантизмом.

[4] На латинском языке говорили древние римляне. После падения Римской империи в 476 году латинский язык постепенно перестал быть разговорным. От него произошли так называемые романские языки — итальянский, француз­ский, испанский, португальский.

[5] Есть еше особые мессы, приуроченные к церковным праздничным дням.

[6] Напомним, что цикл — произведение из нескольких отдельных частей (или пьес), объединенных общим замыслом.

[7] Каденция (каданс) — мелодический и гармонический оборот, завершаю­щий все музыкальное произведение или его раздел.

[8] Некоторое время клавирной называли музыку для всех клавишных инст­рументов, включая клавишно-духовой инструмент — орган.

2 Зак. 247

[9] Пассакалья — медленный трехдольный танец испанского происхождения. На его основе возникли инструментальные пьесы в форме вариаций с много­кратно повторяющейся в басу мелодией.

[10] Виола да гамба — старинный инструмент, внешне похожий на виолон­чель.

[11] Иоанн и Матфей (а также Марк и Лука) — последователи учения Иису­са Христа, составившие Евангелия — повествования о его земной жизни, стра­даниях («страстях») и смерти. «Евангелие» в переводе с греческого языка озна­чает «благая весть».

[12] «Разделенная на части» — так переводится с итальянского языка слово «партита» (от глагола «partire» — «делить»).

[13] Напомним, что «реприза» (слово французского происхождения) означает «повторение», «возобновление».

[14] Это немецкое слово происходит от «singen» («петь») и «Spiel» («игра»).

[15] Слово латинского происхождения, означает «изложение», «показ».

[16] Названия других камерно-ансамблевых инструментальных циклов — сек­стет (для шести инструментов), септет (для семи), октет (для восьми), нонет (для девяти), децимет (для десяти). Определение «камерная музыка» происходит от итальянского слова «camera» — «комната». Ибо до XIX века сочинения для нескольких инструментов часто исполнялись в домашней обстановке, то есть понимались как «комнатная музыка».

[17] Во времена Гайдна капелла — ансамбль певцов и инструменталистов, состоявших в услужении у знатного лица, а капельмейстер — руководитель капеллы.

[18] Напомним, что камерная музыка была предназначена для исполнения в небольшом помещении одним или несколькими музыкантами.

[19] Вместе с остальными сочинениями общее число произведений Гайдна, написанных в различных жанрах, превышает тысячу, а вместе с его обработками народных шотландских и ирландских песен приближается к полутора тысячам.

[20] Через несколько лет он написал еще один зингшпиль под названием «Новый хромой бес».

[21] Кларнеты Гайдн использовал не всегда. Даже в его «Лондонских симфо­ниях» они звучат только в пяти (из двенадцати).

[22] На это указывают итальянские слова «attacca subito il Finale», означаю­щие «начинать финал тотчас же».

[23] Версия, будто Сальери из зависти отравил Моцарта, — только легенда.

[24] Чайковский оркестровал четыре фортепианные пьесы Моцарта и соста­вил из них сюиту «Моцартиана».

[25] Сикстинская капелла — домовая церковь римских пап в Ватикане; она построена в XV веке при папе Сиксте IV. Стены и потолок капеллы расписаны великими итальянскими художниками, в том числе Микеланджело.

[26] Понтийское царство — древнее государство на черноморском, главным образом нынешнем турецком побережье («Понт Эвксинский», то есть «гостеприимное море». — древнегреческое название Черного моря). Луций Сулла — древнеримский военный и политический деятель. Пастораль (от италь­янского слова «pastore» — «пастух») — произведение с сюжетом, идеализирую­щим сельскую жизнь на лоне природы.

[27] Сераль — женская половина в домах богатых восточных вельмож.

[28] Латинское слово «requiem» означает «покой».

[29] Паж — мальчик или юноша дворянского происхождения, состоящий в услужении у знатного лица.

[30] Напомним, что слово «увертюра» произведено от французского глагола «ouvrir», что значит «открывать», «начинать».

[31] В конце Трио есть обозначение «Minuetto da сарр». «Da capo» в переводе с итальянского — «от головы», «с начала».

[32] В связи с этим «Турецкий марш» иногда называют «Рондо в турецком стиле» («Rondo alia Turca»).

[33] Курфюрст (князь-архиепископ) — титул повелителей некоторых старин­ных германских государств.

[34] Фламандцы — народ, родственный голландцам. В настоящее время фла­мандцы живут в Нидерландах, Бельгии и соседних районах Франции. Приставка «ван» во фламандском языке соответствует «фон» в немецком языке.

[35] Эта соната посвящена скрипачу и композитору Рудольфу Крейцеру.

[36] Багатель (в переводе с французского — «безделушка») — небольшая и не­трудная для исполнения пьеса, как правило, для клавишного инструмента.

[37] Определение «патетическая» (от греческого слова «пафос») означает «взволнованная, с повышенным настроением». Названия, закрепившиеся за другими фортепианными сонатами Бетховена («Лунная», «Аврора», «Аппас­сионата»), не принадлежат самому композитору.

[38] Полную независимость Нидерланды полумили только в середине сле­дующего, XVII века.

[39] Происхождение слова «романтизм* (как и слов «роман», «романс») свя­зано с историей литературы на романских языках — итальянском, француз­ском, испанском, португальском. Они развились, как упоминалось во Введении, в Средние века из латинского языка, на котором говорили древние римляне. Увлечение с конца XVIII века писателей, поэтов, философов литературой Сред­невековья романских стран и дало название новому направлению в искусстве — «романтизму»

[40] См с. 99-100.

[41] Экосез — старинный шотландский народный танец, получивший повсе­местное распространение в Европе вг качестве бального. Галоп — бальный та­нец, исполняющийся в стремительном скачкообразном движении. Возможно, он возник в Германии, но широко известным сделался, появившись около 1820 года во Франции.

[42] Укажем еще на лирическую фортепианную Польку ре минор М. И. Глинки, имеющую, кстати, сходные с пьесой Шуберта начальные инто­нации.

[43] «Tempo rubato» (итал.) буквально означает «украденный темп».

[44] Концерт ми минор был сочинен несколько позже Концерта фа минор, но издан раньше него. Поэтому он стал известен как «первый», а Концерт фа минор — как «второй».

[45] Костёл — название католической церкви в Польше.

[46] Номер опуса этой пьесы связан с тем, что она была издана только после смерти композитора.

[XLVII] Цирюльниками в старину называли парикмахеров, брадобреев.

12 Зак. 247                                   169

[48] Норма — имя героини оперы на сюжет из эпохи восстания угнетенного галльского племени против Древнего Рима.

[49] Французское слово «oriental» означает «восточный».

[50] Нибелунги — в древнегерманском эпосе карлики, владеющие сокрови­щем (золотом). Они получили свое имя от Нибелунга — «Сына туманов», то есть сына подземного царства, преисподней.

[51] В древней скандинавской мифологии валькирии — прекрасные девы, ко­торые в блестящей броне несутся на конях по воздуху и по указанию бога Одина направляют ход битвы.

[52] Латинское слово «transcriptio» буквально означает «переписывание». В музыке транскрипциями называют различные переложения произведений, на­пример вокальных или оркестровых, для фортепиано соло.

[53] Онеггер, Пуленк и композиторы Л. Дюрей, Д. Мийо, Ж. Орик, Ж. Тайфер образовали творческое содружество под названием «Группа Шести», или «Шестерка».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.046 с.)