Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На каком жанре сосредоточили свое основное внимание итальянские композиторы XIX века. Назовите самых значительных из них. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Какой французский композитор-романтик XIX века создал новый тип программных симфонических произведений? Вспомните самую популярную французскую оперу XIX века и ее автора. Назовите австрийского композитора XIX века — автора популярных вальсов и оперетт. 5. Кто явился в XIX веке крупнейшим немецким композитором — оперным реформатором? Назовите его центральное произведение, его другие оперы. 6. Перечислите нескольких представителей новых национальных музыкальных культур, выдвинувшихся в XIX веке. 7. Какие новые научно-технические достижения повлияли на судьбы музыкального искусства в XX веке? 8. Какие трудные художественные задачи стоят перед музыкантами III тысячелетия? Содержание Введение. Музыка от древних времен до И. С. Баха......................................... 3 Какими путями дошли до нас сведения о музыке Древнего мира....... 3 О музыке в Древней Греции........................................................................ 4 Как была создана удобная нотация............................................................ 5 Как в музыке начало развиваться многоголосие.................................... 7 Как продолжала развиваться полифония................................................ 9 Рождение оперы. Оратория и кантата.................................................. 11 Об инструментальной музыке XVII века, ее жанрах и формах. 15 Иоганн Себастьян Бах (1685—1750)..................................................................... 19 Жизненный путь........................................................................................... 20 Творчество.................................................................................................... 26 Токката и фуга ре минор для органа................................................. 26 Клавирная музыка................................................................................ 27 Инвенции.......................................................................................... 27 «Французская сюита» до минор.................................................. 31 Прелюдия и фуга до минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира»........................................................ 34 » Основные произведения........................................................... 38 О формировании классического стиля в музыке........................................... 39 Музыкальный театр.................................................................................... 39 Инструментальная музыка........................................................................ 42 Сонатная форма..................................................................................... 42 Классический сонатный (сонатно-симфонический) цикл... 44
Йозеф Гайдн (1732-1809)........................................................................................ 46 Жизненный путь........................................................................................... 48 Симфоническое творчество...................................................................... 55 Симфония ми-бемоль мажор.............................................................. 57 Клавирное творчество............................................................................... 64 Соната ре мажор................................................................................... 64 Соната ми минор.................................................................................... 67 Основные произведения ………….......................................................... 70 Вольфганг Амадей Моцарт (1756—1791).............................. 71 Жизненный путь............................................................... 72 Опера «Свадьба Фигаро»............................................... 79 Соната ля мажор для клавира......................................... 85 Симфония соль минор.................................................... 88 Основные произведения................................... 92 Людвиг ван Бетховен (1770—1827)....................................... 93 Жизненный путь............................................................... 94 «Патетическая соната»................................................... 102 Пятая симфония.............................................................. 108 Увертюра «Эгмонт»........................................................ 114 Основные произведения.................................. 119 О романпзме в музыке........................................................... 120 Франц Шуберт (1797-1828)................................................... 124 Жизненный путь.............................................................. 125 Песни............................................................................. 129 «Гретхен за прялкой................................................. 129 «Лесной царь»............................................................ 130 I «Вечерняя серенада»................................................. 132 \ «Аве Мафия».............................................................. 133 \ «Прекрасная мельничиха»........................................ 134 \ «Зимний путь»........................................................... 136 \..... Фортепианные произведения 138 Симфония си минор....................................................... 141 Основные произведения.................................. 145 Ф| вдеркх Шом (1810-1849).................................................. 146 Жизненный путь.............................................................. 147 Мазурки........................................................................... 154 Полонез ля мажор.......................................................... 157
Вальс до-диез минор...................................................... 159 Прелюдии........................................................................160 Ноктюрн фа минор.......................................................... 163 Этюды............................................................................. 165 Основные произведения.................................. 168 За ивочелк................................................................................ 169 Брянцева Вера Николаевна Музыкальная литература Учебник для детских музыкальных школ Второй год обучения Редактор Т. Ершова. Художник А Зазыкин ИБ№5793 Подписано в печать 23.05.07. Формат 60х90'/|(]. Бумага офсетная. Издательство «Музыка», 127051, Москва, Петровка, 26, стр. 3 Отпечатано с готовых диапозитивов в ГП «Облиздат», [1] Слово «хронология» (оно означает «последовательность исторических событий во времени») происходит от двух греческих слов — «хронос» («время») и «логос» («учение»). [2] Латинское слово «antiquus» означает «древний». Производное от него определение «античный» относится к истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима. [3] Титул «папа римский» носит священнослужитель, возглавляющий католическую церковь как международную духовную организацию. Католицизм — одно из христианских вероучений наряду с православием и протестантизмом. [4] На латинском языке говорили древние римляне. После падения Римской империи в 476 году латинский язык постепенно перестал быть разговорным. От него произошли так называемые романские языки — итальянский, французский, испанский, португальский. [5] Есть еше особые мессы, приуроченные к церковным праздничным дням. [6] Напомним, что цикл — произведение из нескольких отдельных частей (или пьес), объединенных общим замыслом. [7] Каденция (каданс) — мелодический и гармонический оборот, завершающий все музыкальное произведение или его раздел. [8] Некоторое время клавирной называли музыку для всех клавишных инструментов, включая клавишно-духовой инструмент — орган. 2 Зак. 247 [9] Пассакалья — медленный трехдольный танец испанского происхождения. На его основе возникли инструментальные пьесы в форме вариаций с многократно повторяющейся в басу мелодией. [10] Виола да гамба — старинный инструмент, внешне похожий на виолончель. [11] Иоанн и Матфей (а также Марк и Лука) — последователи учения Иисуса Христа, составившие Евангелия — повествования о его земной жизни, страданиях («страстях») и смерти. «Евангелие» в переводе с греческого языка означает «благая весть». [12] «Разделенная на части» — так переводится с итальянского языка слово «партита» (от глагола «partire» — «делить»). [13] Напомним, что «реприза» (слово французского происхождения) означает «повторение», «возобновление». [14] Это немецкое слово происходит от «singen» («петь») и «Spiel» («игра»). [15] Слово латинского происхождения, означает «изложение», «показ». [16] Названия других камерно-ансамблевых инструментальных циклов — секстет (для шести инструментов), септет (для семи), октет (для восьми), нонет (для девяти), децимет (для десяти). Определение «камерная музыка» происходит от итальянского слова «camera» — «комната». Ибо до XIX века сочинения для нескольких инструментов часто исполнялись в домашней обстановке, то есть понимались как «комнатная музыка».
[17] Во времена Гайдна капелла — ансамбль певцов и инструменталистов, состоявших в услужении у знатного лица, а капельмейстер — руководитель капеллы. [18] Напомним, что камерная музыка была предназначена для исполнения в небольшом помещении одним или несколькими музыкантами. [19] Вместе с остальными сочинениями общее число произведений Гайдна, написанных в различных жанрах, превышает тысячу, а вместе с его обработками народных шотландских и ирландских песен приближается к полутора тысячам. [20] Через несколько лет он написал еще один зингшпиль под названием «Новый хромой бес». [21] Кларнеты Гайдн использовал не всегда. Даже в его «Лондонских симфониях» они звучат только в пяти (из двенадцати). [22] На это указывают итальянские слова «attacca subito il Finale», означающие «начинать финал тотчас же». [23] Версия, будто Сальери из зависти отравил Моцарта, — только легенда. [24] Чайковский оркестровал четыре фортепианные пьесы Моцарта и составил из них сюиту «Моцартиана». [25] Сикстинская капелла — домовая церковь римских пап в Ватикане; она построена в XV веке при папе Сиксте IV. Стены и потолок капеллы расписаны великими итальянскими художниками, в том числе Микеланджело. [26] Понтийское царство — древнее государство на черноморском, главным образом нынешнем турецком побережье («Понт Эвксинский», то есть «гостеприимное море». — древнегреческое название Черного моря). Луций Сулла — древнеримский военный и политический деятель. Пастораль (от итальянского слова «pastore» — «пастух») — произведение с сюжетом, идеализирующим сельскую жизнь на лоне природы. [27] Сераль — женская половина в домах богатых восточных вельмож. [28] Латинское слово «requiem» означает «покой». [29] Паж — мальчик или юноша дворянского происхождения, состоящий в услужении у знатного лица. [30] Напомним, что слово «увертюра» произведено от французского глагола «ouvrir», что значит «открывать», «начинать». [31] В конце Трио есть обозначение «Minuetto da сарр». «Da capo» в переводе с итальянского — «от головы», «с начала». [32] В связи с этим «Турецкий марш» иногда называют «Рондо в турецком стиле» («Rondo alia Turca»). [33] Курфюрст (князь-архиепископ) — титул повелителей некоторых старинных германских государств.
[34] Фламандцы — народ, родственный голландцам. В настоящее время фламандцы живут в Нидерландах, Бельгии и соседних районах Франции. Приставка «ван» во фламандском языке соответствует «фон» в немецком языке. [35] Эта соната посвящена скрипачу и композитору Рудольфу Крейцеру. [36] Багатель (в переводе с французского — «безделушка») — небольшая и нетрудная для исполнения пьеса, как правило, для клавишного инструмента. [37] Определение «патетическая» (от греческого слова «пафос») означает «взволнованная, с повышенным настроением». Названия, закрепившиеся за другими фортепианными сонатами Бетховена («Лунная», «Аврора», «Аппассионата»), не принадлежат самому композитору. [38] Полную независимость Нидерланды полумили только в середине следующего, XVII века. [39] Происхождение слова «романтизм* (как и слов «роман», «романс») связано с историей литературы на романских языках — итальянском, французском, испанском, португальском. Они развились, как упоминалось во Введении, в Средние века из латинского языка, на котором говорили древние римляне. Увлечение с конца XVIII века писателей, поэтов, философов литературой Средневековья романских стран и дало название новому направлению в искусстве — «романтизму» [40] См с. 99-100. [41] Экосез — старинный шотландский народный танец, получивший повсеместное распространение в Европе вг качестве бального. Галоп — бальный танец, исполняющийся в стремительном скачкообразном движении. Возможно, он возник в Германии, но широко известным сделался, появившись около 1820 года во Франции. [42] Укажем еще на лирическую фортепианную Польку ре минор М. И. Глинки, имеющую, кстати, сходные с пьесой Шуберта начальные интонации. [43] «Tempo rubato» (итал.) буквально означает «украденный темп». [44] Концерт ми минор был сочинен несколько позже Концерта фа минор, но издан раньше него. Поэтому он стал известен как «первый», а Концерт фа минор — как «второй». [45] Костёл — название католической церкви в Польше. [46] Номер опуса этой пьесы связан с тем, что она была издана только после смерти композитора. [XLVII] Цирюльниками в старину называли парикмахеров, брадобреев. 12 Зак. 247 169 [48] Норма — имя героини оперы на сюжет из эпохи восстания угнетенного галльского племени против Древнего Рима. [49] Французское слово «oriental» означает «восточный». [50] Нибелунги — в древнегерманском эпосе карлики, владеющие сокровищем (золотом). Они получили свое имя от Нибелунга — «Сына туманов», то есть сына подземного царства, преисподней. [51] В древней скандинавской мифологии валькирии — прекрасные девы, которые в блестящей броне несутся на конях по воздуху и по указанию бога Одина направляют ход битвы. [52] Латинское слово «transcriptio» буквально означает «переписывание». В музыке транскрипциями называют различные переложения произведений, например вокальных или оркестровых, для фортепиано соло.
[53] Онеггер, Пуленк и композиторы Л. Дюрей, Д. Мийо, Ж. Орик, Ж. Тайфер образовали творческое содружество под названием «Группа Шести», или «Шестерка».
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.046 с.) |