Понимание человека в рамках экзистенциального подхода. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понимание человека в рамках экзистенциального подхода.



 

Представление о человеке. Пожалуй, наиболее емкое определение отличительного признака в представлениях о человеке в экзистенциализме принадлежит Ж.+П. Сартру (1905—1980): “Бытие предшествует сущности”. Следовательно, человек изначально свободен. Свободен от любых внешних детерминаций. Человек способен “детерминировать” себя сам, своим свободным действием, и, следовательно, он ответственен. Поскольку человек не предопределен в своих действиях, он открыт будущему, но “Будущее не позднее бывшего, а последнее не ранее настоящего. Времяположенность обнаруживает себя как будущее, пребывающее в прошлом и настоящем” (см. Ярошевский М., с. 70). Иначе говоря: будущее налично в настоящем, а прошлое не властно ни над настоящим, ни над будущим. Что же тогда “определяет” человеческое бытие? Смысл. Смысл, однако, в экзистенциальной картине мира не есть некая рационалистически истолкованная цель деятельности, как это было в немецкой классической философии.

Смысл — категория не деятельности, а бытия, заданная не в плоскости достижения, а в плоскости полноты и глубины отношения к жизни, проживания ее как целостности и ценности. Можно сказать, что экзистенциализм внес новые изменения в бытие человека как личности: свобода и ответственность; поиски смысла, бессмысленность жизни; полнота бытия (самореализации) и осознание смерти и небытия; осознание одиночества, заброшенности и переживание общения как ценности, а также — переживание персонального “Я” как ценности.

23.            Экзистенциальные данности как содержание психологической помощи.

 

В основу экзистенциального направления психологической помощи положены следующие базисные понятия: диалог (встреча), опыт, переживание, аутентичность (подлинность), самоактуализация, ценность, бытие (в мире), жизненный (феноменологический) мир, событие (жизненная ситуация). Рассмотрим их подробнее.

Диалог (встреча) – понятие, выдвинутое и разработанное немецким экзистенциальным философом Мартином Бубером в начале 1920-х годов. Центральная идея философии М. Бубера – фундаментальная ситуация сосуществования Я с другой личностью (Я и Ты), существования, как «со-бытия» с другими людьми, т.е. не изолированный индивид, не «человек-одиночка» и не человек, растворившийся в массе, в коллективе, а человек, стремящийся к постоянному диалогу с Другим, к диалогу Я с вечным ТЫ. Относиться к другому, как к «Ты», и ни в коем случае, не как к объекту, – таково первое и основное условие буберовской диалогической философии. «Всякая подлинная жизнь есть встреча», – писал М. Бубер. Встреча (т.е. диалог «Я» и «Ты») и есть, по М. Буберу, подлинное, наполненное настоящее.

Опыт – фундаментальное понятие в философии американского философа и педагогаДжона Дьюи. Понятие опыта включает в себя все то, что имеется в человеческом сознании, как врожденное, так и приобретенное. Дж. Дьюи считал, что нужно помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать ее.

Переживание – понятие, характеризующее особый способ или состояние бытия. Это понятие было предложено в 1961 г. американским философом, психологом и психотерапевтом Юджином Джендлином, и описывается автором следующим образом: 1) переживание скорее чувствуется, чем мыслится, знается или вербализуется; 2) переживание происходит в непосредственно сиюминутном настоящем. Особое значение в парадигме придается «пиковым переживаниям», сопровождающим «самоактуализацию», рост личности. «Пиковые переживания» – максимальное ощущение полноты бытия и всех своих потенций.

Аутентичность (подлинность) – понятие, введенное Мартином Хайдеггером и развитоеКарлом Ясперсом в связи с центральной проблемой его философии человека, а именно: проблемой превращения неподлинного человеческого бытия в подлинное. Впрочем, различение аутентичного и неаутентичного существования человека, противопоставление, в этой связи, «самости» и аутентичности конформистскому, безличному и безответственному существованию «как все», является общим для всего экзистенциального направления психологической помощи.

Самоактуализация, по мнению А. Маслоу, выступает в одном синонимичном ряду с такими, как рост, саморазвитие, индивидуация, и определяется двумя существенными признаками: а) принятием и выражением внутреннего ядра (самости) – актуализацией латентных способностей, потенциала; б) минимальным наличием нездоровья (неврозов, психозов и других потерь дееспособности). Самоактуализация выступает как предпосылка жизнедеятельности человека на уровне Бытия, что связанно с коренными изменениями, происходящими в его личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.004 с.)