Список художественных произведений, которые можно привести В качестве аргументов В задании № 9 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список художественных произведений, которые можно привести В качестве аргументов В задании № 9



o А.С.Пушкин «Дубровский»

o М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

o Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»

o Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

o Л.Н.Толстой «Война и мир»

o М.А.Шолохов «Тихий Дон»

o А.П.Чехов «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня»

o М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

o А.П.Платонов «Чевенгур», «Котлован», «В прекрасном и яростном мире»

o В.Распутин «Прощание с Матёрой»

o В.Шукшин «Верую!», «Залётный», «Штрихи к портрету»,»Волки», «Психопат» и др.

Зарубежная литература:

o И.Гёте «Фауст»

o В.Гюго «Собор Парижской Богоматери»

o Пауло Коэльо «Алхимик»

o Э.Хемингуэй «Старик и море»

o А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

o Предприниматели

o Преступление и возмездие

Тема «преступления и наказания» не раз становилась одной из ведущих в произведениях русской классики. Чем вызван такой интерес к ней? Здесь много причин: от несовершенства государственного устройства, деления общества на «сильных мира сего» и униженных, оскорблённых до падения нравственности в обществе, следования ложным ценностям, что приводит к деградации личности, а в итоге — к преступлению.

Освещение данной темы в произведениях литературы различное. Рассмотрим, какие стороны данной проблемы раскрывают авторы в своих произведениях.

o Преступление против мира, жизни людей, народов и государств. Это тема войны (о ней идёт речь в отдельной статье)

o Уголовные преступления, приводящие к гибели людей. В современной детективной литературе огромное количество произведений, в которых целью авторов является стремление показать читателям, как идёт расследование преступлений.

Однако для классической литературы характерен психологический подход к проблеме, стремление понять, что двигало преступником, раскрыть его внутренний мир, мотивы содеянного. Яркий пример тому — «Преступление и наказание «Ф.М.Достоевского. Раскольников убивает, успокаивая себя идеей, которую вынашивал много лет. А вот леди Макбет (Катерина Измайлова) в произведении Н.Лескова убивает «во имя любви». Не важно, какова причина убийств — это уголовно наказуемое страшное деяние.

o Большая часть произведений посвящена нравственному преступлению, когда герои переступают черту принципов, позволяющих жизнь по-человечески, по совести, чести.

В подобных творениях авторов настоящее многообразие типов и образов. Обвинивший в воровстве невиновную девушку Свидригайлов, желающий жениться на девушке низкого происхождения, чтобы она всю жизнь была ему обязана Лужин в «Преступлении и наказании».

А разве не преступники Иудушка из романа «Господа Головлёвы» и Плюшкин из «Мёртвых душ», отказавшиеся от самых близких им людей ради материальных ценностей?

Практически в каждом произведении классиков найти героев, которые личные, эгоистические интересы поставили выше милосердия, доброты, порядочности.

Да, они не наказы юридически, но к каждому приходит наказание в виде мук совести, одиночества.

Каковы причины преступлений героев? Что заставляет их идти на убийство или совершать тяжкий нравственный грех? Причины найдутся всегда: от желания решить материальные проблемы до стремления жить только ради себя, не замечая никого вокруг. Ясно одно: порядочный, нравственно чистый человек никогда не пойдёт на преступление, на сделку с совестью. Только слабые, эгоистичные, самовлюблённые люди способны совершать подобное. Поэтому тема преступления тесно связана с темой нравственности, воспитания личности.

К преступлению ведёт и социальное устройство общества, безнаказанность тех, в чьих руках власть, деньги, богатство. Это тоже одна из проблем, которую авторы отражают в своих произведениях.

Наказание неотвратимо. Эта мысль подчёркивается писателями, ради этого и описывают они страшные судьбы героев, чтобы каждый человек задумался над тем, как надо жить, какие нравственные ориентиры должны быть на их жизненном пути, как не оступиться, не перейти черту дозволенного. В этом особая значимость произведений классиков.

Список произведений, которые можно использовать в качестве аргументов в задании № 9 по данной теме:

o А.С.Пушкин «Выстрел»

o А.С.Пушкин «Борис Годунов»

o М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

o Н.В.Гоголь «Мёртвые души»

o М.Е.Салтыков- Щедрин «Господа Головлёвы»

o Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

o Н.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

o М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

o Л.Андреев «Мысль»

o И.Бунин «Петлистые уши»

o В.Дудинцев «Белые одежды» и многие другие.

Природа

Просвещение и невежество.

Сатира

Тема: сатирическое изображение действительности
1.Д.И.Фонвизин. «Недоросль» Комедия Д.И.Фонвизина высмеивает многие пороки общества. В ней дано сатирическое изображение нравов помещиков, их низкого образовательного уровня, методов воспитания, душевной пустоты. Госпожа Простакова, её брат Скотинин, сын Митрофанушка — яркие представители помещиков, имеющих законное по тем временам основание унижать, оскорблять своих слуг, эксплуатировать крепостных .(«…все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!..»Простакова) Это люди необразованные, жестокие, пустые, ограниченные, недалёкие. Деньги для них — главная цель в жизни. Простакова показана любящей матерью. Но методы её воспитания привели к тому, что её сын вырос недорослем, ничего не желающим делать, не уважающим даже её. (…Да отвяжись, матушка, как навязалась…»Митрофан) Удручающая картина быта этих людей дополняется светлыми образами положительных героев: Правдина, Софьи, Милона. В их уста автор вкладывает своё понимание справедливости, жизненных ценностей. «Степень знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для Отечества… без знатных дел знатное состояние ничто».(Стародум) «Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных».(Софья) Сатира помогает автору заострить социальные проблемы, заставить читателей подумать над ними, понять, что так жить нельзя. АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
2.М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». «Писателем горечи и сатиры» называют М.Е.Салтыкова — Щедрина. Его гнев обрушился и на несправедливые общественные порядки, и на глупость, ленивость чиновников, и на покорность народа, мирящегося со своим положением. Автор создал типичные образы в данной сказке, не случайно нет имени у мужика и генералов. Это не важно. Главное — каковы они, что составляет суть их характеров. Генералы — ленивые, изнеженные, совершенно равнодушные к своему делу. Пустота помыслов, мечты только о вкусной еде, отсутствие какого-либо уважения к мужику — всё это не может вызывать негодование читателей А их ограниченность вызывает горький смех: «Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет? — сказал один генерал». Мужик — мастер на все руки. «Полез сперва- наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии…» Но извечная покорность свойственна ему даже здесь, на необитаемом острове. Сказки, адресованные взрослым — «детям изрядного возраста», имели целью помочь крестьянам. Простому народу понять, что нельзя быть такими покорными. Они будили души всех порядочных людей, помогая осознанию несправедливости общества.
  3.Н.В.Гоголь.«Мёртвые души» Изображение чиновников, помещиков — это едкая сатира на общественную жизнь в стране. Это произведение Н.В.Гоголя поднимает множество нерешённых проблем времени: положение простого народа, падение нравственности, оскудение душ представителей высшего света и многие другие. Приведу в пример П.Чичикова. Какова цель его жизни? Ответ прост: обогащение, повышение статуса, престижное положение в обществе. Любые средства для достижения этой цели хороши, даже покупка «мёртвых душ». Чичиков прекрасно усвоил урок своего отца — «беречь копейку». Вот он её и бережёт, буквально с детских лет занимаясь «предпринимательством». Этот герой словно вобрал в себя все черты остальных: приятные манеры Манилова, жёсткость в поступках Собакевича, подозрительность и недоверие людям Коробочки, желание всем понравиться Ноздрёва, бесконечную любовь к деньгам Плюшкина. Он очень хорошо усвоил законы общества и знает, как себя вести в той или иной обстановке: «… где подействовал приятностью оборотов, где трогательною речью, где покурил лестью, ни в каком случае не портящею дела, где всунул деньжонку…» Н.В.Гоголь свои мысли, надежды высказал в лирических отступлениях. Он верил в лучшее будущее России. Русь, словно лихая тройка, мчится вперёд, «летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства…» АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ОбщееСатира в литературе, особенно конца 18-19 веков, была направлена на обличение многих социальные явления в жизни. Практически в каждом произведении авторы отмечали несправедливость порядков, царящих в России, бесправное положение народа, падение нравов дворян — «цвета общества», пустоту души «сильных мира сего».Это объединяет произведения, только каждый писатель акцентирует внимание на каких-то отдельных пороках общества. Так, Д.И Фонвизин особый упор делает на критике образования и воспитания, хотя отмечает и бесправие народа; М.Е.Салтыков-Щедрин, подчёркивая смекалку и ум народа, изображает его безропотность, показывая в то же время небывалые размеры убожества и безделья чиновников; Н.В.Гоголь даёт целую галерею чиновников и помещиков, цель которых – богатство, положение в обществе, накопительство, что привело к омертвению их душ. С горечью пишут авторы о положении народа, о его бесправии и покорности. Велико было влияние данных произведений на современников, актуальны они и сегодня, так как многие социальные и нравственные проблемы, к сожалению, не изжиты. Произведения заставляют задуматься о нас самих, о тех нравственных и социальных ценностях, которые должны быть в основе общества.

Семья

«Мысль семейная», то есть описание семей, нескольких поколений, свойственна для многих произведений художественной литературы.

С какой целью авторы описывают жизнь нескольких поколений семей, какие основные мысли они хотят этим высказать, какие проблемы поднять?

o Именно семья формирует характер человека, те нравственные ценности, которые станут важными в жизни человека. Семья воспитывает в героях лучшие положительные качества личности. (Семьи Ростовых и Болконских в «Войне и мире», семья Гринёва в «Капитанской дочке»)

o В семье закладываются и отрицательные качества человека: лень, нежелание трудиться, стремление к накопительству, жадность и другие (семья Головлёвых, Простаковых, Фамусовых, семья Чичикова, Евгения Онегина, Обломова, Курагиных и другие)

o Изображение семьи как поддержки героя в трудные минуты его жизни, опора героя (семья Раскольниковых, рассказ «Судьба человека» М.Шолохова)

o Изображение сложных внутрисемейных отношений между супругами (роман Л.Толстого «Анна Каренина», «Тихий Дон» М.Шолохова)

o Взаимоотношения между родителями и детьми (И.Тургенев «Отцы и дети», Д.Фонвизин «Недоросль»и многие другие)

o Раскрытие проблема счастливых и несчастливых семей, причин этого (эта проблема в той или иной степени раскрывается во всех произведениях о семьях).

Как видим, подход к изображению семей может быть разным. Однако все писатели едины в одном: семья играет важную роль в жизни человеке, именно здесь закладываются нравственные устои, которые переходят из поколения в поколение.

Подходы к изображению семьи:

o Семейно-бытовой — раскрытие взаимоотношений между членами семьи

o Психологический — изображение психологического климата в семье, поддержка или конфликт между её членами.

o Идеологический – идейное противостояние, непонимание детей и родителей или, наоборот, единство, взаимопонимание.

o Нравственный – формирование личности, становление его характера.

 

Примеров произведений на «семейную» тему множество. Практически каждое в той или иной степени раскрывает её. Приведу те, которые удобно использовать в качестве аргументов.

Произведения, которые можно привести в качестве аргументов в задании № 9 по семейной теме:

o «Слово о полку Игореве»

o Д.И.Фонвизин «Недоросль»

o А.С.Грибоедов «Горе от ума»

o А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»

o Н.В.Гоголь «Мёртвые души», «Тарас Бульба»

o И.С.Тургенев «Отцы и дети»

o Л.Н.Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»

o М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»

o Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

o А.П.Чехов «Вишнёвый сад»

o А.М.Горький «Мать»

o М.Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»

o А.Толстой «Хождение по мукам»

o М.Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»

o В.Распутин «Живи и помни»

Сватовство.

Сильная личность.

Слуги

Д.И.Фонвизин. «Недоросль».Слуги Простаковой Крепостное право в его самых уродливых проявлениях показано в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Отношение к слугам в доме Простаковой — как к скоту, вещам. Ни о каком уважении и речи быть не может. Слуги в их доме — бессловесные люди, которые ничего не могут сказать в ответ на беспредел. Они полностью покорны хозяевам. Сама Простакова относится к слугам — крепостным грубо, жестоко, применяет физическую силу по отношению к ним. В её речи — лишь слова ругани. «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится», -говорит она. Портного Тришку называет «скотом», «мошенником», «воровской харей», «болваном». Няню Еремеевну, которая столько лет служит ей, ухаживает за детьми – «бестией», «канальей», «собачьей дочерью». Недалеко ушёл от матери и её сын Митрофан. Он видит её пример, так же жесток и бессердечен со слугами. «Старой хрычовкой» он называет свою няню. А слуги преданны хозяевам. Так Еремеевна, нянька Митрофана, искренне любит его, служит в доме добросовестно, но ни разу доброго слова не слышала. За свою работу она, по её словам, получала «по пяти рублей на год, до пяти пощечин на день», «как больше служить, не знаешь… рада бы не токмо что… живота не жалеешь… а все не угодно». Отношение к слугам ярко раскрывает характеры хозяев. Вседозволенность, жестокость, грубость, бескультурье- вот что свойственно Простаковой и её сыну. Положение слуг, крепостных было ужасно в царской России. Во времена Д.И.Фонвизина до отмены крепостного права ещё было так далеко. Бесправная жизнь народа, их покорность, невозможность изменить судьбу — всё это сатирически изобразил автор. Нужны ещё десятилетия, чтобы слуги, бесправные и униженные, встали на свою защиту.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.024 с.)