Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 17. Прогнозирование территориального и регионального социально-экономического развитияВ настоящее время для социально-экономического развития РФ характерны объективные различия в развитии производительных сил, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов, неравномерность развития и глубокая дифференциация между регионами. При этом социальное неравенство регионов обусловлено не только экономическими причинами, оно зависит от широкого круга факторов: демографической и социальной структуры населения, степени урбанизированности и сложившейся системы расселения. Иллюстрацией неравномерности развития и размещения производительных сил в РФ и социального неравенства регионов служит сложившаяся система расселения населения по территории страны. Так, в европейской части России, занимающей 25% территории страны проживает 79% населения. На территории, расположенной южнее линии «Санкт-Петербург - Киров - Иркутск - Хабаровск», занимающей 26% территории страны проживает 95% населения. При этом в европейской части производится 74% валового регионального продукта страны, здесь сосредоточено более 80% производства обрабатывающей промышленности, в Сибири и на Дальнем Востоке - две трети мощностей добывающей промышленности. Такое многообразие предопределяет необходимость учета региональных особенностей при прогнозировании территориального социально-экономического развития страны. Прогноз территориального развития Российской Федерации – научно обоснованное предположение о будущем развитии всех ее регионов. Основная цель прогнозирования - обеспечение согласования общегосударственных и региональных интересов при разработке и реализации региональной социально-экономической политики. Достижение указанной цели невозможно без территориального планирования, документы которого позволят оценить возможности тех или иных территорий, спрогнозировать их развитие, в том числе и развитие отдельных отраслей экономики. Территориальные прогнозы разрабатываются на долгосрочную, среднесрочную перспективу и ежегодно (текущие прогнозы). К задачам прогнозирования территориального развития на долгосрочную перспективу (разрабатывается на десятилетний период) относятся: - размещение производительных сил; - совершенствование территориальной структуры; - выравнивание социально-экономического развития территорий; - определение базовых (опорных) регионов, определяющих этапы реализации целевых государственных программ; - определение путей рационального использования природных ресурсов; - определение путей улучшения состояния окружающей среды регионов; - определение направлений совершенствования демографической ситуации. Эти задачи прогнозирования решаются совместно на федеральном и региональном уровнях. Задачи прогнозирования территориального развития на среднесрочную перспективу содержат: - определение перспектив развития инфраструктуры региона; - разработку собственного производства импортозамещающей продукции; - разработку мероприятий по стабилизации экономической и финансовой ситуации в регионах; - определение перспектив и путей развития регионов, ориентированных на экспорт; - выявление проблем, решение которых требует разработки целевых программ. В настоящее время прогнозирование социально-экономического развития осуществляется в соответствии с ФЗ № 115 от 20.07.95 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В Законе сформулированы цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития России и программ, а также порядок разработки прогнозов и программ. Прогнозы социально-экономического развития должны разрабатываться в целом по России, по народнохозяйственным комплексам, отраслям экономики, по регионам. В настоящее время подготовлен проект нового Федерального закона «О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации», согласно которому в систему прогнозирования вводится понятие индикативного плана. Индикативный план социально-экономического развития - система показателей социально-экономического, научно-технического, инновационно-инвестиционного, территориального и внешнеэкономического развития на предстоящий год. В проекте нового закона предлагается повысить роль территориального планирования. Предлагается дополнительно ввести статью, в которой определяются правовые основы разработки прогнозов и концепций на долгосрочный период, а также программ на среднесрочный период и годовых индикативных планов по регионам и крупным экономическим районам. Прогноз позволяет совершенствовать изменения территориально-отраслевой структуры, выделить проблемные территории, своевременно предупредить опасность нарастания территориальной дифференциации в уровнях развития муниципальных образований и другие негативные последствия. Основным содержанием такого прогноза являются: - анализ социально-экономического развития муниципального образования; - оценка предпосылок и факторов, определяющих развитие муниципального образования на прогнозный период; - выбор приоритетных направлений и мероприятий по решению социально-экономических задач в прогнозном периоде.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.003 с.) |