Тема 2. Региональная собственность как экономическая основа управления регионом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Региональная собственность как экономическая основа управления регионом



В практике управления различают экономическое и правовое (юридическое) содержание отношений собственности.

Юридическое понимание права собственности предполагает субъектно-объектное отношение, то есть отношение субъекта права к данному благу (вещи, информации, капиталу и т.д.).

Экономическое содержание собственности раскрывается через субъектно-субъектные отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических ресурсов общества.

Понятие собственности в России регулируется Конституцией РФ, Гражданским Кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ. Согласно п. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Региональная собственность – собственность субъекта Федерации (средства регионального бюджета, региональные внебюджетные фонды, имущество органов государственной власти, региональные земли, природные ресурсы, находящиеся в собственности субъекта Федерации, региональные предприятия и организации, банки и другие финансово-кредитные организации, жилищный фонд субъекта Федерации и нежилые помещения, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество).

Региональная собственность субъектов РФ - закреплѐнная Конституцией России, Конституциями республик, Уставами областей, краѐв, округов, включает в себя территорию, природные ресурсы, землю, многие хозяйственные и инфраструктурные объекты.

Нормативно основные понятия и категории региональной собственности закреплены Федеральным законом № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Основными являются следующие.

«Статья 26.10. Экономическая основа деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

1. Экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации имущество, средства бюджета субъекта Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации, а также имущественные права субъекта Российской Федерации.

2. Собственность субъекта Российской Федерации признается и защищается государством наравне с иными формами собственности».

«Статья 26.12. Управление и распоряжение имуществом субъекта Российской Федерации.

1. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

2. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе передавать имущество субъекта Российской Федерации во временное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным органам государственной власти и органам местного самоуправления, отчуждать это имущество, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами, а также с принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации.

3. Порядок и условия приватизации имущества субъекта Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

4. Доходы от использования и средства от приватизации имущества субъекта Российской Федерации поступают в бюджет субъекта Российской Федерации».

Согласно ст. 26.11 «Собственность субъекта Российской Федерации» указанного закона, к собственности субъекта РФ относятся:

- имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации;

  - имущество, необходимое для материально-технического обеспечения деятельности органов государственной власти;

- архивные фонды и иное имущество, необходимое для их хранения;

    - имущество, включая защитные сооружения, необходимое для предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях;

- имущество, необходимое для содержания и обеспечения охраны государственных природных заказников и памятников природы регионального значения;

- автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, в том числе имущество, необходимое для их обслуживания;

- имущество, необходимое для организации предоставления образования;

- имущество библиотек субъекта Российской Федерации, межмуниципальных библиотек;

- музейные фонды и имущество, необходимое для их хранения, изучения и публичного представления;

- имущество государственных учреждений культуры и искусства субъекта Российской Федерации;

- имущество, необходимое для социального и медицинского обеспечения граждан пожилого возраста и инвалидов, детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей;

- служебные жилые помещения для государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации;

- пассажирский транспорт и другое имущество, необходимое для осуществления пассажирских перевозок межмуниципального сообщения;

- имущество, необходимое для материально-технического обеспечения деятельности мировых судей;

- имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы);

- имущество, необходимое для обеспечения деятельности научных и научно-технических организаций субъектов Российской Федерации;

- другое имущество, определенное законом».

Исходя из анализа структуры объектов региональной собственности видно, что в число имущества субъектов РФ входит имущество для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта федерации, а также имущество для реализации социальных функций региона.

Проблема управления собственностью региона сложна, что особенно ощущается в условиях становления и развития федерализма. В связи с этим основными принципами управления следует считать:

принцип правовой эффективности (эффективное развитие территории возможно только при условии эффективного использования возможностей регионального законотворчества с учетом гармоничного взаимодействия с органами государственной власти РФ);

принцип региональной активности (обязательно активное взаимодействие с другими субъектами РФ, а также использование потенциала межрегиональной кооперации);

принцип учета интересов (необходимо учитывать различия в социально-экономических интересах региона в целом, а также самостоятельно хозяйствующих субъектов на его территории);

принцип системности (обеспечивает регулирующее воздействие на социально-экономические процессы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.008 с.)