В. 62. Техника как объект философской рефлексии. Предмет и структура философии техники. Генезис и социодинамика техносферы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. 62. Техника как объект философской рефлексии. Предмет и структура философии техники. Генезис и социодинамика техносферы



Рефле́ксия (от позднелат. reflexio - обращение назад) – размышление, анализ собственного состояния, деятельность самосознания. Рефлекия в философии – принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. Если наука – древний объект философской рефлексии, то техника стала предметом профессионального философского анализа сравнительно недавно. Мыслители Древней Греции, эпохи Возрождения, и Нового времени обращались к рассмотрению теоретических и философских проблем Т., однако, первые зачатки именно философии «техники» (Т. и знание о ней в центре систематического научного философского анализа) возникли в XIX веке в Германии, Франции, в начале XX века – в России.

Рассматривая Ф. проблемы техники, необходимо, прежде всего, иметь в виду, что техники в чистом виде никогда не было, нет и быть не может. Она возникла вместе с человеком, создана Ч. и используется им для обеспечения своих жизненных потребностей. Она явл. часть системы «Человек-Техника-Природа» и понять ее сущность, закономерности развития и значение в жизни общества можно только рассматривая как часть этой системы.

Проблемы Ф. техники:

- что такое техника (пока такого определения нет)?

- проблема причины развития техники;

- какие этапы можно выделить в этом развитии?

- современные этапы развития Т.: суть НТР, влияние НТР на жизнь современного общества, его будущее.

Рождение философии техники обычно связывают с появлением книги И. Бералюна «Руководство по технологии или познание ремесел, фабрик и мануфактур» (1777). Однако уже в 1877 г. выходит в свет книга философа-антрополога Э. Каппа "Основания философии техники", которую принято считать начальным пунктом систематической философской разработки проблем техники, т. к. Э. Каппа первым поставил вопрос о Ф. техники. В своих работах он пытается понять причины появления Т. и делает вывод о том, что орудия труда просто являются продолжением человечексих органов.

Примерно в это же время во Франции А. Эспинас работает над построением общей теории Т., основанной на философском подходе и философских терминах, завершение которой относится к 1897 г.

Работы русских философов – труды инженера П. К. Энгельмейера: "Теория творчества" (1910) и "Философия техники" (1910-1913 гг.). Работы, посвященные технической проблематике, на рубеже веков публикуются также и в Англии. Вплоть до второй мировой войны вклад современной Т. в цивилизацию лишь приветствовался, непрерывный технический прогресс казался раз и навсегда данным и подтверждающим идею о господстве человека над природой. Подлинный интерес к философской рефлексии проблем техники начинается с всемирных философских конгрессов 1968 г. в Вене, 1973 г. в Варне, 1978 г. в Дюссельдорфе. Количество публикаций, посвященных философии техники, растет. В основном философскими проблемами Т. занимались не философы, а инженеры, т. к. они первыми почувствовали остроту проблемы, а именно - Т. оказывает все большее влияние на общество. Они первыми пытались дать определение, причины, этапы развития Т.

Хотя, ряд философов испытывал определенные сомнения в том, что в области Т. могут существовать какие-то интересные философские проблемы. И лишь с осознанием противоречия между традиционной идеей бесконечного прогресса и ограниченностью "пределов роста", характерного для 1960-х гг., философия техники окончательно конституируется как самостоятельная ветвь философского знания.

Можно сказать, что Техника – это совокупность средств человеческой деятельности, кот. создана для осуществления процесса производства и обслуживания потребностей общества.

Принциапиальные этапы развития Т.:

1 этап связан с ручным трудом и примитивных орудий труда (до Ср. веков). Условия труда – всю работу выполнял Ч., он главный элемент;

2 этап – появление машинного производства (17- 1 пол. 20 вв). Меняется условия и характер труда. Создание станков, человек становится частью труда, как бы «деталью».

3 этап – совр. этап (2 пол. 20 в.) – меняется место Ч. В системе производства. Он выходит из процесса производстваи контролирует его.

Причины развития Т. – в человеке, а не в технике:

Есть закон непрерывно возрастающих потребностей человека. Он никогда не огрничится тем, что есть. На основе этого закона Ч. занимается вечным поиском, на основе этого поиска делаются открытия, которые внедряются в пространство. Таким образом, осуществляется технический прогресс.

Выделяются два основных направления философской рефлексии проблем техники: инженерный подход (рассматривает развитие Т. изнутри – анализирует природу технического творчества, сущность Т., тенденции ее развития), как попытка техников выработать философско-мировоззренческие основания своей сферы деятельности (Э. Капп, П. Энгельмейер, Ф. Дессауэр), и гуманитарная философия техники, как совокупность усилий ученых-гуманистов осмысливать Т. философски в качестве предмета дисциплинарных рефлексий – положение Т. в целом в жизни общества, влияние Т. на состояние общества, человека, культуры (Л. Мэмфорд, Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, Ж. Эллюль). Э. Капп: Т. – некая искусственную среду, но она идет от природы, а вовсе не является творением иного субстрата. Машина не что иное, как проекция органов человека на природный материал. Ф. Дессауэр: Т. – самостоятельный феномен, имеющий неизменную специфику. Это нечто постоянное, непреходящее, небренное, находящееся вне течения времени. М. Хайдеггер: Т. – способ самореализации человечества, важнейший способ обнаружения глубинных свойств бытия. Главная опасность не в технике, не в «технизации жизни». К. Ясперс: в оценке преобразующей мощи Т. признает вклад основоположников марксизма (базовые категории марксизма – произв. силы и произв. отношения – включают в себя расширительную трактовку Т. – не только изобретения и искусственные предметные системы, но также и социальные аспекты возникновения и применения Т.). Ж. Эллюль: Т. – вся совокупность методов, рационально обработанных и имеющих абсолютную эффективность во всякой области человеческой деятельности. Х. Сколимовски: философия техники – философия человека. Т. должна быть подчинена человеку, а не человек технике.

Нормативные модели развития техники: "Традиционная модель, или модель НТР" – принципы технологического детерминизма. "Догоним и перегоним", неограниченная вера в торжество человеческого разума, технологический прогресс – высшее благо и основа всех позитивных социальных изменений, "после нас – хоть потоп". "Общая модель" основана на том минимальном ограничении спектра возможных технических проектов, которые вытекают из простейших соображений разумности, полезности, безопасности – или, по крайней мере, ограничении их возможного вреда. Основное внимание уделяется разработке методов оценки Т. "Модели ограничения" – группа моделей, основанных на необходимости ограничения либо человеческих потребностей, либо на ограничении масштабов технических проектов (изучение критических порогов, за которыми совершенствование Т. приносит скорее вред, нежели пользу).

В результате преобразования естественная среды обитания обретает состояние «техносфера» – совокупность технических устройств и систем вместе с областью технической деятельности человека. Генезис техносферы – появление мануфактурного, заводского, индустриального и автоматизированного производства.

Современная философия техники пока не представляет собой некоей философской целостности. Что такое техника? Причины развития? Этапы развития? Наука и техника? Человек-техника-природа? Гуманизация техносферы? Технофобия? – ПРОБЛЕМЫ СЕГОДНЯ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.171.8 (0.009 с.)