Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. 52 Основные социокультурные парадигмы социального сознания
Все философские методы, в конечном счете, ведут к выдвижению и аргументации основополагающей идеи. Такая идея либо вычленяется в массе культурных явлений как уже существующая в них, либо создается как основная перспектива дальнейшего развития культуры в целом или отдельной ее области. К фундаментальным идеям подобного рода относится субъект-объектная парадигма культуры (социокультурная парадигма). Под парадигмой чаще всего понимается образец, предписывающий нормативы познания или практики. Под парадигмой культуры у нас понимается не просто образец или эталон познания, а то, что служит основным принципом развития культуры, то есть, свойственное ей представление о человеке, мире и их соотношении. Таким образом, парадигма не только результат философского исследования культуры и ни в коем случае не произвольная идея или модель, она - действительна. Социокультурная парадигма рассматривается не гносеологически, а онтологически, как реальное основание любой культурной системы. 1 Натура лист. парадигма оформилась к 18 в. путем экстраполяции канонов естествознания на область объяснения социума. Общ-во рассматрив. как некая биол. целост-ть, кот. функц-ует по законам классич. механики. Человек – часть этой органич. системы. Индив-ное, личностное нивелировалось в этой системе, поэтому з-ны общес. разв-я рассм-сь по аналогии с прир-ыми. Возникает идея заданности, предопр-ти,т.е. история носит закономер. хар-р. Подразум-ся смена одного состояния другим, более совершенным. Школы: Гумилева, Спенсера, механицизм, географ. детерминизм. 2 Этикосубъективист.парадигма противоположна натур-кой. Предст. собой версии русс. народнич-ва, некот. конц-ии русс. религ. Ф., неокантианство. Отстаивает субъективист.виде-ние ист.процесса. Общ-во – результат некого творч. разума,перво-начала. 3 Диалектико-материалист.парадигма ориент-ана на преодоление крайностей предыдущих моделей. Принципы: 1 Опр-ющая роль обществ. бытия по отношению к обществ. созн-ю. 2 Основа общес. Жизни – матер. пр-во. 3 Соц. эволюция носит за-кономер. хар-р, поэтапный, преемственный и поступат-ый и должен привести к совершен.типу общ-ва. Для обозн-ия отд. стадий разв-я общ-ва вводится понятие обществ.-экон. формации. Усилилась идея линейной интерпритации ист. процесса (по вос-ходящ. линии). Источник движения – уровень производ. сил. Огран-сть формац. подхода - не учит-ся уникальность кажд. страны региона.
4 Культ-цивилизац. парадигма (конц-ии Данилевско-го, Шпенглера, Тойнби, Ясперса, Сорокина) осн-на на идее уникал-ти соц. явлений своеобразия путей разв-я. Поэтому цивилизац.подход отказ-ся от линейной интерпритации.В основе этого подхода лежит конц-ия Данилевского– существ. всемир.история в простр-ве делится на обособл.культ-ист. типы: 1.египет. 2.китайский 3.еврейский 4.европ.Эти типы разл-ся по религ.,полит.,соц.-полит.,культ.критерию.Этапы разв-я кажд.типа: юность-зрелость-старость. Данилевский вводит славян. тип. Конц-ии Шпенглера,Тойнби впитали в себя эти идеи и наиб. полно развили конц-цию цивил. подхода. Шпенглер (осн.труд "Закат Европы") критикует формац. подход и различает 8 ист.типов цив-ий: египетская, индийская, вавилонская, апполоновская, майя, византийско-арабская, фаустовская, западно-европ. Кажд. культ. орг-зм сущ-ет 1200-1500 лет. Цив-ция – упадок культуры, т.е. полная рационализация, деградация лит-ры, иск-ва, концентрация людей в круп. городах. Западно-европ. мир достиг этого этапа в к.19 в. Ш. выделил русско-сибир. к-ру. Прафеномен русско-сибир. Культуры – бесконеч. равнина; египетской – путь; апполон. – матер. тело, арабской – пещера;фаустовской – бесконеч.простр-во. Профеномен опр-ет форму политики, эротики, семьи. Тойнби явл-ся автором"Иссл-ия истории"(12 т). Различал общ-ва статические (примитивные) и динамич-е. Все цив-ции придут к статич.типу. На сегодн. момент сущ-ют след. цив-ции: 1.Западная Христианская; 2.Православная христ-кая с русской ветвью; 3. Исламская; 4.Индуистская; 5.Дальневост. с японской ветвью. Закон Тойнби"Вызов и ответ"– возн-ние люб. цив-ции–спос-ть дать адекватный ответ на вызов ист. ситуации. Если невозм-но дать ответ – возн-ют аномалии, кот. приведут к упадку. Вырабатывающей ответ функцией явл-ся творч. меньш-во. Обр-ие мировой религии – высший этап ист. разв-я. 5 Антрополог. парадигма (экзистенциализм, Бердяев, психоаналистич. конц-ии Ницше, Фрейда, Фромма) ориентир-ся на изуч-е ч-ка.
6 Синергетич.парадигма. Ее идеи: 1. Самоорг-ция. 2. Общ-во – это откр. система. 3. Нелинейность разв-ия. Сущ-ет Субъект-объектная социокультурная парадигма. В течение всей новоевропейской эпохи человек выступает субъектом, мир же, в котором живет субъект, выглядит объективной реальностью, объектом. Данная парадигма, когда она наполняется реальным ценностным содержанием, формирует "срединную культуру", то есть, способ и сферу комплементарности, совместимости, сосуществования разнообразных и, зачастую, взаимно противоречивых субкультур общества. Срединная культура обеспечивает целостность всей социальной культуры и снимает межкультурную напряженность. Раздвоение действительности на субъект и объект началось еще в первобытные времена, когда человек отделился от природной среды, осознал ее и противопоставил себя ей, то есть, стал отчужденным от природы. В течение истории менялись разные культурные эпохи, в каждую из них люди по-своему представляли субъект и объект, в иные эпохи они даже забывали, что именно они являются действительными субъектами.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.244.86 (0.006 с.) |