Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. 29 Проблема сознания в истории философии. Переход от понятия души к категории сознания
Сознание является объектом внимания многих наук, как естественных, так и гуманитарных. Наиболее общее, универсальное представление о сознании дает философия. На протяжении тысячелетий философия ставила и решала проблемы происхождения сознания, содержания и сущности сознания, об особенностях сознания, о значении в жизни человека и общества. Вопросы сознания – основная проблема философии (неразрывно связана с проблемами существования мира и познания человеком самого себя). В истории философии сознание имеет два уровня решения: 1 – описание тех способов, которыми вещи даны в сознании (описание феномена), 2 – объяснение возможности самого сознания (объяснение самого феномена). Античный космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцентризм Нового времени давали разное понимание сознания. Античность. Одна сторона сознания – направленность на объект (метафора печати на воске: как буквы отпечатываются на дощечке воска, так объект – на «дощечке разума»). Выделяются 2 линии исследования: Сократ – С. не тождественно материальному бытию вещей, может дать противоречивое представление об изучаемых вещах, «Я знаю, что ничего не знаю». Платон – существует мир идей, управляемый бестелесным разумом, а в душе ум созерцает самого себя. Душа бессмертна и возвращается на землю в чел. теле вспоминать то, что видела «там». Средневековье. У человека появляется потребность больше обращать внимание на свои переживания. Форма общения с Богом – молитва. Молится не сам человек, а его душа. Душа – то, что истинно существует, когда остается без мира, освобождается от него. Христианство считало, что сознание – это Бог, надмировое начало, существующее до всего. Все знания мира заложены в душе (Авг. Блаженный). Бессмертная душа человека обременена оболочкой – «сосудом мерзости и греха», а также разумом – подарком дьявола. Все попытки «умствования» оценивались церковью отрицательно. Сознание – нечто вторичное, а поэтому не самое подлинное, не самое лучшее и высокое, что есть в человеческом дух. опыте. Сознание – обреченность человека на выбор: духовность или телесность? Связь сознания и страдания в дальнейшем признавали Гегель, Ильенков. Эпоха Возрождения породила интерес к человеку и к его сознанию. Именно эта эпоха положила начало перехода от понятия души к категории сознания, который осуществился в эпоху Нового времени.
Новое время. «Бог умер» (Ницше). Возникает необходимость переоткрытия сознания. Новая метафора – С. Это сосуд, в котором содержаться идеи и образы до того, как сознание включается в общение с миром. «Вещи не входят в сознание извне, они содержатся в нем как идеи» (Ортега-и-Гассет, идеализм). Сознания нет без самосознания – вывод философов Нового времени (первым проблему сасосознания сформулировал Сократ). Декарт – «Мыслю, следовательно существую». Душа толь мыслит. Главное в сознании – самосознание. Это рационалистическая традиция рассмотрения сознания (разрабатывается до настоящего времени). Локк – первостепенное значение чувств в формировании С. «В интеллекте нет ничего, чего бы не было в чувствах». Это точка зрения сенсуализма. Мистическая точка зрения – вера в сверхъестественные силы, воздействующие на сознание. Иррационалистическая точка зрения (XIX век) – логически не определенные стороны сознания помогают человеку понять жизнь. Она получила развитие в экзистенциализме – познать мир с помощью непосредственного проникновения в реальность бытия человека. Немецкая классическая философия (XVIII – XIX вв.) – С. Имеет сложную структуру, активно по своей природе. Кант – чистый разум, практический разум, способность к суждению и умозаключению – можно говорить о философских традициях агностицизма – невозможно положительно решить вопрос об истинности познания мира, ровно как и вопрос о тождестве мышления и бытия. Гегель – обосновал историзм С., зависимость от исторически изменяющихся форм общественной жизни; индивидуальное и общественное сознание. Согласно материализма, материя, бытие первично, С. Вторично и является производным от материи и ее свойством. Гилозоизм (Спиноза, Дидро) – С. Это свойство всей материи (и неодушевленной). Панпсихизм – не существует ничего мертвого, не одаренного жизнью и С. Особенности С.: 1. С. – функция мозга. Только целостная система мозга необходима для нормальной психической деятельности человека;
2. Отображение действительности осуществляется в форме образов – уровень воли, знаний, эмоций. Человек не просто адаптируется к окружающей среде (как животное), но и изменяет ее; 3. Образы идеальны. С. не имеет физических параметров. Мысли – идеальные образы внешнего мира. С. Идеально, но связано с материальными процессами мозга (оно имеет материальную основу). В современной философии 2 толкования С.: 1 – удовлетворяющее ряду условий образование, вторичное, рефлективное сознание (рационализм), 2 – понимающее, знающее само себя и свою основу. Онтологическая трактовка С. в современной зап. фил-ии: *нечто неотделимое, тождественное непосредственной жизненной реальности («философия жизни», концепция жизненного разума Ортега-и-Гассета), *вычленение и описание дорефлексивного уровня С. (Гуссерль, Сартр), *фиксирование жизни С. на феноменально-телесном уровне (Ницше, Мерло-Понти), *выявление детерминаций сознания через языковые (герменевтика, Витгенштейн) и другие структуры бессознательного порядка (психоанализ, структурализм). Сознание структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях (разработки Спиркина, Юнга и Фрейда). Сознание – есть функция высокоорганизованной материи, которая заключается в способности отражать мир в форме идеальных образов и которая существенным образом характеризуется наличием целеполагания, абстрактного мышления, языка и самосознания.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.006 с.) |