Детерминизм как методологический принцип 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детерминизм как методологический принцип



  Детерминизм в широком смысле слова есть такая концепция мира (способ объяснения происходящих в нем изменений), кото­рая основывается на принципах причинности и закономерности. Различные формы детерминизма обусловлены различными типами причинности и законов. Философский детерминизм (от лат. deter-minare – определять) – это мировоззрен­ческий и методологический принцип, со­гласно которому из того факта, что все в мире взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания, объясне­ния и предсказания событий, имеющих как однозначно опре­деляемую, так и вероятностную природу. Причинность являет­ся ядром принципа детерминизма, но не исчерпывает всего его содержания.Длительное время умами философов и ученых владел меха­нистический детерминизм, базирующийся на понимании причин­ной связи как однозначной (то есть необходимой) и постоянной. Причинность приравнивалась к необходимости, случайность же исключалась из рассмотрения, считалась просто несуществующей (Демокрит, Спиноза и другие). Для механистического детерми­низма характерны очень жесткое, исключающее случайность понимание причинных связей и ньютоновский тип законов (законы классической механики), не принимающий во внимание вероят­ностной, статистической формы детерминизма. Особенность механистического детерминизма состояла также в том, что детерминация рассматривалась как вызываемая внеш­ними причинами (условиями). Так, в системе физической причин­ности, воссозданной в механике Ньютона, все процессы опреде­ляются предыдущим состоянием движения и силами, оказываю­щими действие извне. Далее, поскольку детерминация рассмат­ривалась как однозначная, отсюда делался вывод о возможности точного предсказания (или ретросказания) состояний материаль­ных систем и даже Вселенной в целом в будущем (или прошлом).Обосновывалось это следующим образом. Состояние Вселенной определяется хотя и большим, но конечным числом параметров. Если известно число этих параметров в любой данный момент, а также известны их производные по времени, то может быть вы­числено значение этих самых параметров в предыдущее и после­дующее время.Такое понимание иногда еще называют лапласовским детерминизмом – по имени французского ученого Лап­ласа, четко сформулировавшего идеи механистического детерми­низма.Классической формой детерминизма в его ме­ханистическом истолковании явился детерминизм, развитый французским ученым П. Лапласом и предполагавший однознач­ную (динамическую) причинную обусловленность одного собы­тия другим и потому приводящий к возможности абсолютно строгого предсказания. Свое классическое выражение механи­стический детерминизм получил у Лапласа в следующей фор­мулировке: если бы существовал ум, осведомленный в данный момент о всех силах природы в точках приложения этих сил, то не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором.Развитие познания, особенно в XIX–XX веках, убедительно выявило ограниченность такого понимания. Укреплялось пред­ставление, что детерминация вызывается не только внешними причинами, что она не исчерпывается лишь количественной сто­роной дела и не обязательно является однозначной или хорошо определенной. Открытие в процессах биологической эволюции, в развитии общества, наконец, в физике микромира иных, более сложных, диалектичных форм детерминации на какое-то время реанимировало концепцию индетерминизма – отрицания законо­мерностей и причинной обусловленности явлений. Так, кризис механистического материализма в физике на рубеже XIX и XX сто­летий (вывод:«материя исчезла») включал в себя и кризис меха­нистического, или метафизического, детерминизма. Уже не в об­ласти философии, а на почве самой науки диалектически пере­осмысливались жесткие представления ученых о причинных свя­зях и законах.Диалектизация принципа причинности шла в различных направлениях. В механистическом материа­лизме простая схема причинности мыслилась как однозначное соответствие между причиной и следствием. Предполагалось, что одна и та же причина всегда производит одно и то же след­ствие, что имеется единственное следствие для каждой причины, однозначным образом вытекающее из этой причины. Уточнение простой схемы причинности, насыщение ее диалектикой происхо­дило таким образом, что сначала была осознана роль условий: при одинаковых условиях выделенная причина всегда производит одно и то же следствие. Затем становится понятным, что одинако­вых причин, условий и результатов не бывает. Поэтому происхо­дит следующее уточнение: подобные причины при подобных усло­виях всегда производят подобные следствия. Наконец, слово «всегда» заменяется более точным «в большинстве случаев»: подобные причины при подобных условиях в большинстве случаев производят подобные следствия. Большинство случаев – это мак­симальная частота случаев.Тем самым от ньютоновской детерми­нации (в причине – одна возможность) совершается переход к статистической детерминации, многооднозначному соответствию между причинами и следствиями (в причине ряд возможностей). Это делает изменение, развитие многовариантным, не заданным жестко, что не означает, однако, отсутствия детерминации, произ­вольного характера переходов.Диалектический детерминизм рассматривает категории причины и следствия в зависимости от категорий необходимо­сти, случайности и вероятности. В противоположность механи­цизму диалектика определяет детерминизм как учение об отно­сительной, а не абсолютной необходимости. Подтверждением принципа диалектического детерминизма служит реальный процесс развития общества, в котором развитие всегда осущест­вляется на основе экономической необходимости, в конечном счете прокладывающей себе путь через массу случайностей.Иначе говоря, понимание детерминизма выступает как доста­точно гибкое, открытое для новых типов детерминации и вместе с тем настолько четкое, чтобы исключать представления индетер­минизма. Согласно диалектико-материалистической концепции детерминизма, причина и следствие не обязательно должны быть связаны жесткими и однозначными связями, то есть необходимым образом. Эта связь может носить статистический, вероятностный характер, и тогда форма детерминации статистическая. Статисти­ческая детерминированность – результат взаимодействия большо­го числа элементов, индивидуально детерминированных в соответ­ствии с другими типами детерминации. Статистическая детерми­нация касается ситуаций, в которых имеется несколько (иногда много) альтернатив. Признание реальности вероятностей, случайных явлений по­влекло также диалектическое переосмысление понятия закона. На первый взгляд кажется, что случайность в принципе отрицает детерминизм. Однако она имеет свои законы, свою обусловлен­ность. Диалектико-материалистический детерминизм включает в себя случайность. В игре случая конечные результаты возни­кают из определенных условий, по определенным законам. Так, в квантовой теории «одинаковые» физические ситуации могут сопровождаться большим количеством различных состояний. Игра случая не подчиняется ньютоновскому типу законов, она стати­стически детерминирована. Иначе говоря, квантовая механика решительно ограничивает ньютоновскую форму детерминизма. Она отрицает не причинность или закономерность, а их жесткую форму. Принцип закономерности не требует, чтобы каждое инди­видуальное событие всегда происходило одинаково. Универсаль­ная закономерность (коллективная регулярность) совместима в некоторых отношениях с индивидуальными исключениями, не­регулярностью. Это не отрицание, а расширение детерминизма, переход к более богатой, диалектичной его модели, полнее и тоньше отражающей сложные социальные и природные про­цессы. Индетерминизм – это методологическая позиция, в которой отрицается как объективность причинных связей, так и цен­ность причинных объяснений в науке. Так, согласно немецко­му философу Г. Риккерту, причинное объяснениедействитель­но лишь в пределах «наук о природе» и неприменимо к «наукам о духе», то есть к наукам общественным. Человеческая воля (или в теологии – воля божественная) рассматривается с пози­ций индетерминизма как автономная сила, свободная в своих проявлениях от всякой причинности и необходимости, то есть абсолютно ничем не обусловленная. Индетерминисты трактуют принцип объективной необходимости как фатализм, не разли­чая при этом механистический и диалектический детерминизм, не видя разницы между абсолютной и относительной необходи­мостью. Последняя, однако, не только не чужда свободе воли, но, напротив, предполагает ее в человеческой деятельности, ибо только на ее основе возможны познание необходимости и дейст­вие в соответствии с ней.В области наук о природе одна из последних вспышек ин­детерминизма была связана с развитием квантовой физики, законы которой по форме своего проявления имеют статистиче­скую (вероятностную) природу. Явлениям микромира, в част­ности электрону, приписывалась «свобода воли», которая якобы позволяет ему «выбирать» тот или другой тип поведения вне всякой объективной необходимости. Отсутствие однозначной предсказуемости для процессов микромира, их вероятностная природа и статистичность квантовых законов свидетельствуют, однако, не об индетерминизме микромира, но о наличии раз­ных – динамических и статистических – способов проявления причинной связи.Таким образом, причинность и детерминизм, при всей бли­зости этих принципов, не являются тождественными, так как последний включает в себя не только категорию причины, но и категории абсолютной и относительной необходимости, слу­чайности и вероятности. Еще более расширяется сфера детерми­низма с включением в нее системных отношений.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.171.58 (0.004 с.)