Тема урока: «Решение задач, тренировочных упражнений «Законы Менделя» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема урока: «Решение задач, тренировочных упражнений «Законы Менделя»



Дата урока: 20.04.2020

Тема урока: «Решение задач, тренировочных упражнений «Законы Менделя»

Практическая работа №11 «Решение генетических задач на моно - и дигибридное скрещивание»

1. Решите предложенные задания

Тесты с выбором одного правильного ответа

1. Чистой линией называется:

а) потомство, не дающее разнообразия по изучаемомупризнаку;

б) разнообразное потомство, полученное от скрещивания разных особей;

в) пара родителей, отличающихся друг от друга одним признаком;

г) особи одного вида.

Какое потомство получится при скрещивании комолой гомозиготной коровы (ген комолости В доминирует) с рогатым быком?

а) все ВВ;

б) все Вв;

в) 50% ВВ и 50% Вв;

г) 75% ВВ и 25% Вв.

У кареглазого мужчины и голубоглазой женщины родились три кареглазые девочки и один голубоглазый мальчик. Ген карих глаз доминирует. Каковы генотипы родителей?

а) отец – АА, мать – Аа;

б) отец – аа, мать – АА;

в) отец – аа, мать – Аа;

г) отец – Аа, мать – аа.

4. При скрещивании двух высокорослых (С) растений было получено 25% семян, из которых выросли низкорослые растения. Каковы генотипы низкорослых растений?

а) все СС;

б) все сс;

в) все Сс;

г) 50% Сс и 50% СС.

5. При нормальном мейозе в каждую из гамет попадает:

а) одна из гомологичных хромосом каждой пары;

б) обе гомологичные хромосомы;

в) гаметы могут не нести ни одной из хромосом данной пары.

Сколько типов гамет даст зигота с генотипом ААВВСС?

а) один тип гамет;

б) два типа гамет;

в) три типа гамет;

г) четыре типа гамет.

7. Диплоидный организм содержит в клетке:

а) один аллель любого гена;

б) два аллеля любого гена;

в) четыре аллеля любого гена;

г) множество аллелей любого гена.

8. Аллельные гены расположены:

а) в идентичных участках гомологичных хромосом;

б) в разных участках гомологичных хромосом;

в) в идентичных участках негомологичных хромосом;

г) в разных участках негомологичных хромосом.

9. В каком случае приведены примеры анализирующего скрещивания?

а) АА × Аа и аа × аа;

б) Аа × аа и АА × аа;

в) АА × Аа и Аа × Аа;

г) АА ×Аа и АА×АА.

При скрещивании кудрявой морской свинки с гладкой было получено 8 кудрявых (К) и 8 гладких (к) свинок. Каков генотип родителей?

а) отец – КК, мать – кк;

б) отец – Кк, мать – Кк;

в) отец – Кк, мать – КК;

г) отец – Кк, мать – кк.

Какова вероятность того, что зрячий (доминантный признак) ирландский сеттер, в потомстве которого от скрещивания со зрячей собакой был один слепой щенок, несет ген слепоты?

а) 100%;     б) 75%;            в) 25%;              г) 50%.

В потомстве, полученном от скрещивания двух красноцветковых гетерозиготных растений, были растения красной, белой и розовой окраски. Каков процент розовых растений?

а) 50%;         б) 75%;           в) 25%;              г) 100%.

13. Анализирующее скрещивание проводят для того, чтобы:

а) узнать, какой аллель доминирует;

б) узнать, какой аллель рецессивен;

в) вывести чистую линию;

г) выявить гетерозиготность организма по определенному признаку.

Какой организм выбрал Г. Мендель в качестве объекта для своих экспериментов?

а) растение ночную красавицу;

б) мушку дрозофилу;

в) горох;

г) фасоль.

Какое расщепление по генотипу характерно для гибридов второго поколения при моногибридном скрещивании?

а) 1:1;            б) 1:2:1;             в) 3:1;                 г) 9:3:3:1.

 

Заполните пропуски

 

1. Слева предлагается условие задачи, справа – логические следствия из этого условия. Заполните пропуски в этих следствиях.

 

Условие Следствие
Дано: гетерозиготный темноволосый отец и мать блондинка. Следовательно, доминирует ген (1…), а рецессивен ген (2…).
Дано: в F1 от скрещивания длинноносых и коротконосых муравьедов получали только коротконосых особей. Следовательно, доминирует ген (3…), а рецессивен ген (4…).
Дано: все потомство доброй собаки Греты было добрым в нескольких поколениях. Следовательно, доминирует ген (5…), рецессивен ген (6…), а Грета была (7…) по данному признаку.
Дано: в потомстве кота Васьки и пяти черных кошек были черные и серые котята, причем серых было в три раза больше. Следовательно, доминирует ген (8…), рецессивен ген (9…), а кот Васька (10…) по данному признаку.
Дано: белая окраска шерсти кроликов определяется рецессивным геном. Следовательно, белые кролики (11…) по этому признаку.

(Темных волос, гетерозиготен, доброты, черного цвета, длинного носа, гомозиготны, короткого носа, светлых волос, злобности, гомозиготной, серого цвета.)


Практическая работа №11

Решите предложенные задачи.

Моногибридное скрещивание

Задача 2-7

У морских свинок ген мохнатой шерсти (R) доминирует над геном гладкой шерсти (r). Мохнатая свинка при скрещивании с гладкой дала 18 мохнатых и 20 гладких потомков. Каков генотип родителей и потомства? Могли бы у этих свинок родиться только гладкие особи?

Задача 2-8

У овса ранняя спелость доминирует над позднеспелостью. На опытном участке от скрещивания позднеспелого овса с гетерозиготным раннеспелым получено 69134 растения раннего созревания. Определить число позднеспелых растений.

Задача 2-9

Плоды томата бывают круглыми и грушевидными. Ген круглой формы доминирует. В парниках высажена рассада, полученная из гибридных семян. 31750 кустов имели плоды грушевидной формы, а 92250 – круглой. Сколько было среди выросших кустов гетерозиготных растений?

Задача 2-11

Фенилкетонурия (нарушение аминокислотного обмена) наследуется как рецессивный признак. Жена гетерозиготна по гену фенилкетонурии, а муж гомозиготен по нормальному аллелю этого гена. Какова вероятность рождения у них больного ребенка?

Задача 2-12

Ирландские сеттеры могут быть слепыми в результате действия рецессивного гена. Пара животных с нормальным зрением дала помет из нескольких щенков, один из которых оказался слепым. Установить генотипы родителей. Один из зрячих щенят из этого помета должен быть продан для дальнейшего размножения. Какова вероятность того, что он гетерозиготен по гену слепоты?

Задача 2-13

От скрещивания комолого (безрогого) быка с рогатыми коровами получились комолые и рогатые телята. У коров комолых животных в родословной не было. Какой признак доминирует? Каков генотип родителей и потомства?

Рассуждения

  • У коров все предки несли тот же признак, значит, они принадлежат к чистой линии и являются гомозиготными.
  • Потомство F1 не является единообразным, следовательно, в скрещивании участвовали одна или несколько гетерозиготных особей. Поскольку коровы гомозиготны, то гетерозиготным является бык.
  • Гетерозиготные организмы при полном доминировании несут доминантный признак, следовательно, таким признаком является комолость.

Задача 2-14

Дурман, имеющий пурпурные цветы, дал при самоопылении 30 потомков с пурпурными и 9 с белыми цветами. Какие выводы можно сделать о наследовании окраски цветов у растений этого вида? Какая часть потомства F1 не даст расщепления при самоопылении?

Задача 2-15

При скрещивании серых мух друг с другом в их потомстве F1 наблюдалось расщепление. 1392 особи были серого цвета и 467 особей – черного. Какой признак доминирует? Определить генотипы родителей.

Задача 2-17

У двух здоровых родителей родился ребенок альбинос. Второй ребенок был нормальным. Доминантный или рецессивный ген определяет альбинизм? Определить генотипы родителей и детей.

Дигибридное скрещивание

Задача 4-3

Чистопородного черного комолого быка (доминантные признаки, которые наследуются независимо) скрестили с красными рогатыми коровами. Какими будут гибриды? Каким окажется следующее поколение от скрещивания гибридов между собой?

Задача 4-4

У дрозофилы серая окраска тела и наличие щетинок – доминантные признаки, которые наследуются независимо. Какое потомство следует ожидать от скрещивания желтой самки без щетинок с гетерозиготным по обоим признакам самцом?

Выяснение генотипов особей

Решение задач на выяснение генотипа при дигибридном скрещивании сводится к тому, чтобы проанализировать наследование каждого признака независимо от другого.

Пример рассуждения

Задача 4-5

У человека альбинизм и способность преимущественно владеть левой рукой – рецессивные признаки, наследующиеся независимо. Каковы генотипы родителей с нормальной пигментацией и владеющих правой рукой, если у них родился ребенок альбинос и левша?

Рассуждения

Для решения задачи можно абстрагироваться от одной пары признаков и рассматривать только другую:

I. Пигментация

А – нормальная пигментация, а – альбинизм.

1. Ребенок является альбиносом (рецессивный признак), следовательно, его генотип по этому признаку – аа.

2. Каждый из родителей имеет нормальную пигментацию, значит, оба они несут доминантный ген А. Поскольку у них есть ребенок с генотипом аа, то каждый из них должен нести также рецессивный ген а. Следовательно, генотип родителей по гену пигментации – Аа.

II. Владение правой рукой

В – праворукость, b – леворукость.

1. Ребенок левша (рецессивный признак), следовательно, его генотип – bb.

2. Родители являются правшами, значит, каждый из них несет доминантный ген В. Их ребенок левша (bb), поэтому каждый из родителей несет рецессивный ген b. Генотип родителей по этой паре генов – Вb.

Следовательно: генотип матери – АаВb; генотип отца – АаВb; генотип ребенка – ааbb.

Задача 4-6

У голубоглазой близорукой женщины от брака с кареглазым мужчиной с нормальным зрением родилась кареглазая близорукая девочка и голубоглазый с нормальным зрением мальчик. Ген близорукости (В) доминантен по отношению к гену нормального зрения (b), а ген кареглазости (С) доминирует над геном голубоглазости (с). Какова вероятность рождения в этой семье кареглазого с нормальным зрением ребенка?

Задача 4-23

Глухота и болезнь Вильсона (нарушение обмена меди) – рецессивные признаки. От брака глухого мужчины и женщины с болезнью Вильсона родился ребенок с обеими аномалиями. Какова вероятность рождения в этой семье здорового ребенка?

Рассуждения

А – нормальный слух, а – глухота, В – нормальный обмен меди, b – болезнь Вильсона.

1. Ребенок болеет глухонемотой и болезнью Вильсона (рецессивные признаки), значит, его генотип – ааbb.

2. Мужчина глухой, следовательно, он гомозиготен по рецессивному признаку глухоты (аа). Он не страдает болезнью Вильсона, значит, имеет доминантный ген В. Мужчина должен иметь также рецессивный ген b, так как у него есть ребенок с этим заболеванием. Следовательно, генотип мужчины – ааВb.

3. Женщина страдает болезнью Вильсона, значит, она гомозиготна по рецессивному гену b. Она имеет нормальный слух (ген А), но у нее есть ребенок с глухонемотой (гомозиготный по рецессивному гену а). Поэтому генотип женщины – Ааbb.

Задача 4-24

Полидактилия (многопалость) и отсутствие малых коренных зубов передаются как доминантные аутосомные признаки. Гены этих признаков находятся в разных парах хромосом. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, где оба родителя страдают данными заболеваниями и гетерозиготны по этим парам генов?

Задача 4-25

У человека брахидактилия (укорочение пальцев) – доминантный признак, а альбинизм – рецессивный. Какова вероятность рождения ребенка с двумя аномалиями у гетерозиготных по обоим признакам родителей?

Задача 4-31

При скрещивании между собой серых мух с нормальными крыльями 25% потомства имело черное тело. Примерно у 25% всех дочерних особей крылья были зачаточной формы. Какие признаки доминируют? Каковы генотипы родителей?

Рассуждения

1. В потомстве наблюдалось расщепление по обоим признакам, следовательно, скрещивались гетерозиготные особи. Гетерозиготы несут доминантные признаки, значит, таковыми являются серая окраска тела и нормальная форма крыльев.

2. Расщепление в пропорции 3:1 по каждому признаку указывает на то, что скрещивались две дигетерозиготные особи с генотипом АаВb.

Генотип обоих родителей – АаВb. Доминантными признаками являются серый цвет тела и нормальная форма крыльев.

Задача 4-32

При скрещивании растений флокса с белыми блюдцеобразными и кремовыми воронкообразными цветками все потомство имело белые блюдцеобразные цветки. При скрещивании полученных гибридов между собой было получено 726 растений, имеющих белые блюдцеобразные цветы, 238 – белые воронковидные, 245 – кремовые блюдцеобразные и 83 – кремовые воронковидные. Как наследуются признаки окраски и формы цветов у флокса? Каковы генотипы исходных растений?

Дата урока: 20.04.2020

Тема урока: «Решение задач, тренировочных упражнений «Законы Менделя»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.024 с.)