Определение отношения потребителей к выбранному товару с помощью многофакторной модели Фишбейна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение отношения потребителей к выбранному товару с помощью многофакторной модели Фишбейна



 

Формула Фишбейна имеет следующий вид:

n

А0j = å Bij * eij,

i=1

где А0j - отношение респондента j к тестируемому товару;

Bij – сила мнения респондента j, что тестируемый товар имеют характеристику I;

eij – оценка значимости характеристики I для респондента;

i=1, …, n, n – число значимых характеристик;

j   =1, …,m,m – количество респондентов.

Данные расчетов по формуле Фишбейна представим в виде таблицы.

Данные расчетов отношений респондентов к тестируемому товару по формуле Фишбейна

 

Номер респондента j (j=1, …m)

Сила мнения респондента, что тестируемый товар имеет характеристику I (I=1, …n)

Оценка значимости характеристики I для респондента j

Отношение респондента j к тестируемому товару
1 +1 +1 +1 +1 +2 +2 +2 +1 7
2 +1 +1 +1 +2 +2 +2 +2 +1 8
3 +1 +1 +2 +2 +2 +2 0 +1 6
4 +2 +1 +1 +2 +2 +2 0 -1 4
5 +2 +1 +2 +1 +2 0 +1 -2 4
6 +2 +2 +2 +1 +2 +2 +2 +2 14
7 +2 +2 +2 +2 +2 +2 +2 +2 16
8 +2 +1 +2 +2 +2 +2 +1 0 8
9 +1 +1 +2 +2 +2 +2 +1 +1 8
10 +2 +2 +2 +2 +2 +2 +1 -2 6
11 +2 +1 +2 +1 +2 +2 0 -1 5
12 +1 +1 +2 +2 +2 +2 +1 +1 8
13 +2 +2 +1 +1 +2 +2 -2 -2 4
14 +2 +1 +1 +1 +2 +1 +1 -2 4
15 +1 +1 +1 +1 +2 +2 +2 +1 7
16 +2 +2 +2 +2 +2 +2 +1 +1 12
17 +1 +1 +2 +2 +2 +2 0 +1 6
18 +1 +2 +1 +2 +1 +2 +2 +1 9
19 +1 +1 +1 +2 +2 +2 +1 0 5
20 +2 +2 +2 +2 +2 +2 -1 -1 4
21 0 0 0 0 +2 +2 +2 +2 0
22 +2 +1 +2 +1 +2 +2 +1 0 8
23 +1 +1 +2 +2 +2 +2 +1 0 6
24 +2 +1 +2 +1 +2 +2 +1 0 8
25 +1 +1 +1 +1 +2 +1 0 -1 2
26 +2 +1 +2 +2 +2 +2 +1 +1 10
27 +2 +2 +2 +2 +1 +1 +2 +1 10
28 +2 +2 +2 +2 +2 +2 +2 +1 14
29 +2 +2 +2 +1 +2 +2 0 0 8
30 +2 +2 +1 -2 +2 +2 0 -2 12
31 +1 +1 +1 +1 +2 +2 0 -1 3
32 +2 +1 +1 +2 +2 +1 +2 -1 5
33 +2 +2 +1 +2 +2 +2 0 -1 6
34 +1 +2 +2 +2 +2 +2 +1 +1 10
35 +2 +2 +2 +2 +2 +2 +2 +2 16
36 +1 +1 +2 +2 +2 +2 +2 0 8
37 +1 +1 +1 +1 +2 +2 0 0 4
38 +2 +1 +2 +2 +2 +2 +2 +1 12
39 +2 +1 +1 +2 +2 +2 +2 +2 12
40 +2 +2 +2 +2 +2 +2 0 -2 4
41 +1 +1 +1 +1 +2 +1 +1 +1 5
42 +1 +1 +1 +1 +2 +2 +1 0 5
43 +2 +2 +2 +2 +1 -2 -2 +1 -4
44 +1 +2 +2 +2 +2 +2 +1 0 8
45 +2 +2 +2 +2 +2 +2 +1 0 10
46 +2 +2 +2 +2 +2 +2 +2 +2 16
47 +2 +2 +1 +1 +2 +2 0 0 8
48 +2 +2 +1 +1 +2 +2 -2 -2 4
49 0 0 0 0 +1 +1 +1 +1 0
50 +2 +2 +2 +2 +2 +2 +2 +2 16
51 +1 +1 +1 +1 +2 +2 0 0 4
52 +1 +1 +2 +2 +2 +2 +1 0 6
53 +2 +2 +2 +2 +2 +2 +2 -1 10
54 +1 +1 +1 0 +2 +2 +1 +1 5
55 +2 +2 +2 +2 +2 +2 +1 0 10
56 +1 +1 +1 +1 +2 +2 0 -1 3
57 +2 +2 +2 +2 +2 +1 0 -1 4
58 +2 +1 +2 +2 +2 +2 0 -2 2
59 +2 +2 +2 +2 +2 +2 0 -2 4
60 +2 +2 +2 +2 +2 +2 -2 -2 0
61 +1 +2 +2 +2 +2 0 -1 -1 -2
62 +1 +1 +1 +1 +2 +2 +1 +1 6
63 +2 +1 0 0 +2 +1 +2 +1 5
64 +2 +1 +1 +2 +2 +2 +1 +2 11
65 0 0 0 -1 +2 +2 +2 +2 -2
66 +2 +1 +2 +2 +2 +2 +1 0 8
67 +2 +2 +2 +2 +2 +1 0 0 6
68 +1 +2 +2 +2 +2 +2 0 0 6
69 +2 +2 +2 +2 +2 +2 0 -2 4
70 +2 +2 +2 +2 +2 +2 0 -2 4
71 +2 +2 +2 +2 +2 +1 0 -1 4
72 +2 0 +1 +1 +2 +2 0 -2 2
73 +2 +2 +2 +2 +2 +1 0 -1 4
74 +2 +1 +2 +1 +2 +1 0 +1 6
75 +2 +1 +2 +2 +2 +2 +1 0 8
76 +2 +1 +2 +2 +2 +2 +1 0 8
77 +2 +2 +2 +2 +2 +2 +1 0 10
78 0 0 0 0 +2 +2 +2 +2 0
79 0 0 0 0 +2 +2 +2 +2 0
80 +2 +1 +2 0 +2 +1 +2 0 9
81 +2 +2 +2 +2 +2 +2 +2 +2 16
82 +2 +1 +1 +1 +2 +1 +1 +1 7
83 +2 +1 +1 +1 +2 +1 +1 +1 7
84 +1 +1 +1 +1 +2 +2 +2 +1 7
85 +2 +1 0 -1 +2 +2 +2 +2 4
86 +2 +1 +2 0 +2 +1 +1 0 7
87 +2 +2 +2 0 +2 +2 +1 0 10
88 +2 +2 +2 +2 +2 +2 +1 0 10
89 +2 -1 +2 +2 +2 +2 +1 0 4
90 +2 +2 +2 +2 +2 +2 +2 -2 8
91 +2 +1 +2 +2 +2 +2 +1 -2 4
92 +2 +2 +1 +2 +2 +2 0 -2 4
93 +1 +1 +2 +2 +2 +2 +2 0 8
94 +1 +1 0 +1 +2 +2 0 0 4
95 +1 +1 +1 +1 +2 +1 +1 +1 5
96 +2 +2 +2 +2 +2 +2 +2 +2 16

 

Определим частоту попадания рассчитанных показателей A0j в один из следующих интервалов: [-16;-5] - отрицательное; [-5;+5] - безразличное; [+5;+16] – благожелательное.

Распределение респондентов по отношению к продукции пивоваренной компании «Балтика»

 

Отношение Интервал Количество, чел.
Отрицательное [-16;-5] -
Безразличное [-5;+5] 33
Благожелательное [+5;+16] 63

 

3.4 Обработка результатов анкетирования и построение сегментов (кластеров) потребителей со сходным отношением к тестируемому товару

 

Кластерный метод – один из базовых методов, используемый в мировой практике многомерной классификации. Данный метод используется при условии неопределенности признаков сегментирования и сущности самих сегментов. Исследователь предварительно выбирает ряд интерактивных по отношению к респонденту переменных и далее в зависимости от высказанного отношения к определенной группе переменных, респондентов относит к соответствующему сегменту. Сегментирование производится в отношении определенного товара, при этом предполагается, что существует потребительский рынок, структура которого неизвестна и не может быть определена по задаваемым признакам.

Выделим 4 сегмента - возраст, состав семьи, пол, доход и построим графики.

 

Возраст

                                                                                                                 ●                            Более 56 

                                                                                  ●         ● ● ● ● ● ● ●     ●    36-55 лет

                                                                                     ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● 18-35 лет

                                     -16                           -5                         +5                           +16     

Состав семьи

                                              ●                     ● ●                   ●    ●         5 человек и более

                                                                                          ●            ● ● ● ● ● ● ●        ● 3 – 4 человека

                                                                                    ● ● ● ● ● ● ● ● ●   ● ● ● ● ● 2 человека

                                                                                                         ●  ● ● ● ● ●   ●    ● ● 1 человек

                                                                                                                                                         

                                    -16                           -5                         +5                       +16     

Пол

 

                                                                      ● ● ● ● ● ● ● ● ● ●      ●     ● Мужчина

                                                                              

                                                                                ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ●  Женщина

                                    -16                           -5                         +5                            +16       


Доход

                           

                                                                             ●      ● ● ● ● ● ● ● ●     ● Более 20000 рублей

                                                                                    ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● 10000-20000 рублей

                                                                                          ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● 6000-9999 рублей

                                                                                                       ● ● ● ●         ● ● 3000-5999 рублей

                                                                                                                                                   до 3000 рублей                                                                                                                                                       

                                    -16                           -5                         +5                       +16     

 

Сегмент 1 - «отрицательно настроенные» потребители. Зависимость не установлена.

Сегмент 2 – «безразличные» потребители. По численности к нему относится 33% респондентов. По возрасту данный сегмент составляет 48%, основной частью выступают молодые люди от 18 до 35 лет – 28%, а также люди среднего возраста от 36 до 55 лет – 20%. По составу семьи к нему относится 36,9% респондентов. Семья, состоящая из 1 человека, занимает 6,5%, состоящая из 2 человек - 8,7%, из 3 – 4 человек – 17,4%, из 5 и более человек - 4,3%. По полу данный сегмент считается смешанным, так как и мужчины, и женщины представлены в равных долевых соотношениях – по 19,2%. По доходу сегмент составляет 42,5% респондентов. Доходы в размере до 3000 рублей – не представлены. Доход в размере от 3000 до 5999 рублей составляет 4,7% респондентов; доход в размере от 6000 до 9999 рублей – 9,4%; доход в размере от 10000 до 20000 рублей – 14,2%; доход более 20000 рублей – 14,2%.

Сегмент 3 – «благожелательные» потребители. По численности превосходит остальные сегменты, к нему относится 63% респондентов. По возрасту данный сегмент составляет 52%, основной частью выступают молодые люди от 18 до 35 лет – 33,4%, а также люди среднего возраста от 36 до 55 лет –18,6%. По составу семьи к нему относится 63,1% респондентов. Семья, состоящая из 1 человека, занимает 19,2%, состоящая из 2 человек - 22%, из 3 – 4 человек – 16,4%, из 5 и более человек - 5,5%. По полу данный сегмент занимает 61,6%, женщин в нем больше – 34,7%, мужчин – 26,9%. По доходу сегмент составляет 57,6% респондентов. Доходы в размере до 3000 рублей – не представлены. Доход в размере от 3000 до 5999 рублей составляет 10,4% респондентов; доход в размере от 6000 до 9999 рублей – 18,4%; доход в размере от 10000 до 20000 рублей – 10,4%; доход более 20000 рублей – 18,3%.

 

Позиционирование товара

 

Позиционирование на рынке – это обеспечение товару не вызывающего сомнений, четко отличного от других желательного места на рынке и в сознании потенциальных потребителей.

 

Наиболее употребляемое

 


                                                                                     ◘ Балтика

                                                                                                            ● Redd’s

                                                                                            ▲ Сибирская корона

                                                  □ Клинское

                                                                                                  ○ BRAHMA

                               ■ Козёл и Арсенальное

Дешевое                                                                                                                      Дорогое

                                                                        ▼ Старый мельник ◄ Миллер

                               ◙ Жигулёвское

                                                  Сокол ♦ Оболонь                    ∆ Три толстяка

                                                                     ◊ Ячменный колос                            

 

Менее употребляемое


 

 

 


Рис. 1 Соотношение пива употребляемого респондентами



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.187.116 (0.053 с.)