Профилактика кризисных переживаний у детей 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профилактика кризисных переживаний у детей



Профилактика кризисных переживаний у детей


Оглавление

Введение

. Теоретические аспекты понятия кризисной ситуации, особенности кризисов у детей

Понятие кризиса, кризисной ситуации, их классификация

Кризисные ситуации в детском возрасте, их особенности

. Специфика профилактики кризисных переживаний у детей

Виды и формы оказания психологической помощи детям в кризисной ситуации

Сказкотерапия как эффективный метод психологической помощи детям

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 


Введение

 

Актуальность. В настоящее время проблема преодоления кризисных ситуаций получает все большую разработку в отечественной психологии. Научный интерес к ее изучению обусловлен крайней нестабильностью ситуации развития личности в современном обществе. Общественно-исторические потрясения, ломка привычных стереотипов жизнедеятельности, вызванная переоценкой ценностей, и возрастание потока агрессивно настроенной информации снижают резистентность личности к деструктивным влияниям. В современном мире кризисы становятся скорее правилом, чем исключением.

Столкновение с травматическими ситуациями вызывает у человека мощнейший психологический кризис, последствия которого могут тянуться многие годы. Все это особенно актуально и в отношении детей. Яркой иллюстрацией этого являются данные об актах насилия в семье и обществе. Так, 30-40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семьях. Ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске. По данным Генеральной прокуратуры РФ, десятки тысяч детей умирают от травм, убийств, самоубийств и отравлений. За последние десятилетия в три раза возросло число детей, бежавших от родителей, из учебно-воспитательных учреждений, пропавших без вести, многие стали жертвами преступлений.

Как предотвратить кризисные ситуации, как оказаться к ним подготовленными, уменьшить их воздействие на психическое и физическое здоровье? Особенную важность приобретают эти вопросы в отношении детей.

Вышесказанное определило выбор темы курсового исследования: «Профилактика кризисных переживаний у детей».

Необходимо отметить, что в последнее время предпринимаются попытки разработки путей решения заявленной проблемы. Издаются методические пособия и рекомендации для специалистов системы образования. В 2006 году вышла книга кандидата психологических наук, директора Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета Е.В. Бурмистровой «Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде)». В ней детально рассматриваются вопросы профессиональных границ педагога (воспитателя)-психолога при оказании помощи в кризисных ситуациях. В доступной форме дается представление о кризисе, знания по оценке риска суицида, техники кризисного вмешательства для разных возрастных групп. Особое внимание уделено планированию действий работников образовательного учреждения в кризисных ситуациях, различным техническим и психологическим моментам поведения в кризисных ситуациях, особенностям преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения, каким образом обеспечить психологическую безопасность.

Огромный вклад в исследование проблемы поведения личности в трудных жизненных условиях внесли Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, А.Л. Венгер. Изучением особенностей переживания личности в экстремальных ситуациях занимались Ф.Е. Василюк, А.Д. Андреева, М. Тышкова, Р.А. Туревская, Л.М. Аболин.

Анализ психологической, социологической, философской и медицинской литературы показывает, что кризисные ситуации и связанные с ними негативные переживания оказывают сильное отрицательное влияние на развитие и нравственную социализацию личности, что делает проблематичной интеграцию детей в общество (Д.И. Фельдштейн, О.В. Лишин, В.В. Неверова, Д.Н. Исаев и др.).

Объект исследования - кризисные ситуации в детском возрасте.

Предмет исследования - содержание работы воспитателя-психолога с детьми по профилактике кризисных переживаний.

Цель исследования - изучение специфики кризисных ситуаций в детском возрасте и организации системы работы воспитателя-психолога с детьми по профилактике кризисных переживаний.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие кризиса и кризисной ситуации.

2. Определить кризисные ситуации, наиболее часто встречающиеся в детском возрасте.

.   Обозначить эффективные пути психологической поддержки детей.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов научного исследования, включающий теоретический анализ психологической, социологической, философской литературы, наблюдение.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 


1.Теоретическиеаспектыпонятиякризиснойситуации,особенностикризисовудетей

Заключение

Итак, мы рассмотрели в данной курсовой работе понятие кризисных ситуаций у детей, а также специфику профилактической и коррекционной работы по преодолению кризисных переживаний в детском возрасте.

Кризис - состояние человека при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности в определённый момент развития личности.

Кризисной называют ситуацию, когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств.

Возрастной кризис - это переходный период между возрастными этапами, который неизбежно переживается ребёнком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершении определенных стадий развития.

Психологу, работающему с ребёнком, оказавшемся в кризисном периоде развития, важно знать особенности и типичные конфликты, характерные для того или иного возрастного кризиса. В курсовой работе были рассмотрены некоторые наиболее эффективные виды и формы оказания психологической помощи детям в возрасте от 3 до 7 лет, которые могут стать основой при составлении реабилитационных и психокоррекционных программ, среди них игротерапия, арттерапия, музыкотерапия, библиотерапия, логотерапия, метод свободных словесных ассоциаций, психодрама или драмтерапия, моритатерапия, гештальттерапия.

Отдельно более подробно был рассмотрен такой метод психологической помощи детям, как сказкотерапия. Сказкотерапия хороша тем, что умещает в себе всю технологическую "кухню", от диагностики до коррекции, включая профилактику и развитие индивидуальности. К тому же она органично синтезируется со всеми известными методами психотерапии, применима как в индивидуальной работе, так и в групповой, подходит для любого возраста.


Список литературы

 

1.  Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М.: Мысль,1994.-25 с.

.    Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. - М., 1978.

3. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя: психотерапевтические истории для детей - М.: Независимая фирма «Класс», 2005. - 224с.

.   Валитова И.Е. Опыт обучения студентов - будущих психологов - сказкотерапии // Психология в вузе. - 2009. - №2. - с. 30-43.

.   Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во МГУ, 1984.

.   Василюк Ф.Е. Психотехника переживания. - М., 2009.

7.  Выготский Л.С. Собрание сочинений.Т.3. - М., 1983.-316 с.

8. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - 176с.

.   Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. - М.: ЦГЛ, 2005. - 128с.

.   Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия»,1998.-455с.

11. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. - М., 2003.

12. Организация диагностической и психокоррекционной работы с детьми, оказавшимися в кризисных ситуациях / Авторы - Составители: Осипова А.А., Чаусова Л.К., Мясникова М.Н., Гейденрих Л.А., Солтовец А.В. - Ростов-на-Дону, 2001.

.   Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 512с.

.   Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. общ. ред. Н.Н. Посысоева. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 328с.

.   Пергаменщик Л.А., Гончарова С.С., Яковчук М.И. Преодоление психологических травм. - МН.: НИО, 1999.

.   Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Ежканова,Е.В. Зырянова и др.; Под. ред. Е.Т. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192с.

.   Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 319с.

.   Хусейн А., Холкомб В. Руководство по лечению психологической травмы у детей и подростков. - Гуманитарно-благотворительный центр «Сострадание», 1997.

.   Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. Пособие / Т.И. Шульга - М.: Дрофа, 2005. - 254с.

20. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. - М., 1994.-167с.

 

 


Приложение

Профилактика кризисных переживаний у детей


Оглавление

Введение

. Теоретические аспекты понятия кризисной ситуации, особенности кризисов у детей

Понятие кризиса, кризисной ситуации, их классификация

Кризисные ситуации в детском возрасте, их особенности

. Специфика профилактики кризисных переживаний у детей

Виды и формы оказания психологической помощи детям в кризисной ситуации

Сказкотерапия как эффективный метод психологической помощи детям

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 


Введение

 

Актуальность. В настоящее время проблема преодоления кризисных ситуаций получает все большую разработку в отечественной психологии. Научный интерес к ее изучению обусловлен крайней нестабильностью ситуации развития личности в современном обществе. Общественно-исторические потрясения, ломка привычных стереотипов жизнедеятельности, вызванная переоценкой ценностей, и возрастание потока агрессивно настроенной информации снижают резистентность личности к деструктивным влияниям. В современном мире кризисы становятся скорее правилом, чем исключением.

Столкновение с травматическими ситуациями вызывает у человека мощнейший психологический кризис, последствия которого могут тянуться многие годы. Все это особенно актуально и в отношении детей. Яркой иллюстрацией этого являются данные об актах насилия в семье и обществе. Так, 30-40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семьях. Ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске. По данным Генеральной прокуратуры РФ, десятки тысяч детей умирают от травм, убийств, самоубийств и отравлений. За последние десятилетия в три раза возросло число детей, бежавших от родителей, из учебно-воспитательных учреждений, пропавших без вести, многие стали жертвами преступлений.

Как предотвратить кризисные ситуации, как оказаться к ним подготовленными, уменьшить их воздействие на психическое и физическое здоровье? Особенную важность приобретают эти вопросы в отношении детей.

Вышесказанное определило выбор темы курсового исследования: «Профилактика кризисных переживаний у детей».

Необходимо отметить, что в последнее время предпринимаются попытки разработки путей решения заявленной проблемы. Издаются методические пособия и рекомендации для специалистов системы образования. В 2006 году вышла книга кандидата психологических наук, директора Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета Е.В. Бурмистровой «Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде)». В ней детально рассматриваются вопросы профессиональных границ педагога (воспитателя)-психолога при оказании помощи в кризисных ситуациях. В доступной форме дается представление о кризисе, знания по оценке риска суицида, техники кризисного вмешательства для разных возрастных групп. Особое внимание уделено планированию действий работников образовательного учреждения в кризисных ситуациях, различным техническим и психологическим моментам поведения в кризисных ситуациях, особенностям преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения, каким образом обеспечить психологическую безопасность.

Огромный вклад в исследование проблемы поведения личности в трудных жизненных условиях внесли Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, А.Л. Венгер. Изучением особенностей переживания личности в экстремальных ситуациях занимались Ф.Е. Василюк, А.Д. Андреева, М. Тышкова, Р.А. Туревская, Л.М. Аболин.

Анализ психологической, социологической, философской и медицинской литературы показывает, что кризисные ситуации и связанные с ними негативные переживания оказывают сильное отрицательное влияние на развитие и нравственную социализацию личности, что делает проблематичной интеграцию детей в общество (Д.И. Фельдштейн, О.В. Лишин, В.В. Неверова, Д.Н. Исаев и др.).

Объект исследования - кризисные ситуации в детском возрасте.

Предмет исследования - содержание работы воспитателя-психолога с детьми по профилактике кризисных переживаний.

Цель исследования - изучение специфики кризисных ситуаций в детском возрасте и организации системы работы воспитателя-психолога с детьми по профилактике кризисных переживаний.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие кризиса и кризисной ситуации.

2. Определить кризисные ситуации, наиболее часто встречающиеся в детском возрасте.

.   Обозначить эффективные пути психологической поддержки детей.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов научного исследования, включающий теоретический анализ психологической, социологической, философской литературы, наблюдение.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 


1.Теоретическиеаспектыпонятиякризиснойситуации,особенностикризисовудетей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.004 с.)