Понятие и признаки правового государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и признаки правового государства



Введение

Идея правового государства в условиях современной действительности нашла значительно освещение в работах отечественных юристов, политологов и социологов. Прежде всего, признается, что в основу правового государства заложено стремление оградить человека от произвола властей разных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека, его свободу. Речь идет о государстве, ограниченном в своих действиях правом и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что идеи правового государства необходимы, важны сегодня. Они позволяют высказать прогнозы о будущем развитии нашего государства. И эти прогнозы, несмотря на то, что они могут сбыться не скоро, как бы организуют настоящее, ориентируют на правильные практические действия.

Объект изучения - правовое государство. Правовое государство - это и определенная философско-правовая теория, и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека. Его общечеловеческая ценность определяет и современные установки, устремления и усилия по формированию и развитию начал правовой государственности в Беларуси.

Исходя из объекта изучения в курсовой работе формируется предмет моего изучения - специфика феномена правовое государство в общецивилизационном смысле, и в процессе формирования правовой государственности в Беларуси.

Исходя из цели, учитывая объект и специфику предмета исследования, определяются следующие задачи:

. Проанализировать теоретические основы концепции правового государства, включающие:

краткий экскурс в историю зарождения и развития идеи правовой государственности;

понятие и признаки правового государства;

принципы правового государства.

. Выделить проблемы формирования правового государства в Беларуси.

Эмпирическую базу работы составили:

правовые положения, изложенные в Конституции Республики Беларусь;

научные работы и тематические исследования в области государствоведения в целом и посвященные концепции правового государства в частности таких авторов, как Платон, Аристотель, И. Кант, Гегель, П.И. Новгородцев, Ж.Ж. Руссо, Н.М. Коркунов, М.Н. Марченко и др.;

публикации по теме курсовой работы в специализированных изданиях, таких как «Юстиция Беларуси», «Судовы веснік», «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь».

В работе использована следующая методологическая база: метод аналитического преобразования информации, теоретическая интерпретация нормативных источников и литературы по теме исследования, анализ и синтез полученной информации, обобщения, а также метод системного подхода.

Сегодня, когда Беларусь решает задачу формирования государственно-организованного общества на правовых началах, требующую дальнейшей фундаментальной теоретической разработки соответствующей концепции в условиях проведения в нашей стране экономической и политической реформ, предлагаемая работа будет представлять практический интерес, так как посвящена концепции правового государства, которую надлежит рассматривать как потребность не только осознания особенностей функционирования белорусского общества, но и анализа взаимодействия личности и субъектов политической системы с точки зрения оптимизации их взаимоотношений, обеспечения правовой защищенности, равенства всех перед законом, а также усиления взаимной ответственности.


Понятие и признаки правового государства

Заключение

Правовое государство - это особая система политической организации общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона подразумевает не только и не столько приоритет закона как разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов, сколько широкий спектр прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо.

В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права, а права человека и его свободы являются высшей ценностью и целью общества и государства, которым принимаются все необходимые меры по реальному воплощению гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав личности в жизнь.

В Беларуси реально обеспечивается безопасность граждан, их право на достойный уровень жизни и постоянное улучшение необходимых для этого условий. Права человека в государстве носят явно выраженный социальный характер и органично вплетены в социальную деятельность людей, общественные отношения, способы бытия индивида.

Права человека являются нормативно-правовой формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, а также предотвращения противоречий, конфликтов на основе сочетания свободы индивида со свободой других людей и нормальным функционированием общества и государства.

Идея правовой государственности нашла свое отражение и в действующей Конституции Республики Беларусь. В ней закреплен принцип разделения властей, принцип верховенства закона. В ст. 2 Конституции говорится, что человек, его права и свободы, а также гарантии их реализации, являются главной задачей государства и общества. Отражение ценностей и идеалов правового государства в Конституции нашей страны, однако, не означает, что процесс построения правовой государственности в Беларуси уже завершен. Юридическая регламентация является лишь правовым началом, своего рода базисом для последующего претворения концепции правового государства в жизнь.

В настоящее время нашей страной делаются значительные шаги на пути формирования правовой государственности. Например, Республика Беларусь закрепила принципы правового государства в Конституции нашей страны, в последнее время была предоставлена большая свобода СМИ, принят новый Избирательный кодекс и др.

Первая статья Основного закона нашей страны говорит о том, что наша страна является демократическим унитарным правовым государством. Это положение имеет важнейшее значение, поскольку устанавливает правовую доктрину Республики Беларусь, перечисляя ряд ее важнейших признаков, конкретизируемых в последующих статьях всей Конституции.

Однако все это является скорее задачей, которую предстоит решить, нежели свершившимся фактом. Исходя из этого, можно сделать вывод, что необходимо заниматься проблемой создания рационального (правового) государства, как в наши дни, так и в обозримом будущем, совершенствуя национальное законодательство, создавая правовое поле для деятельности институтов гражданского общества и власти.

В трудах различных ученых встречается мысль о том, что правовое государство не является достижимым, представляя собою нечто вроде полуутопического проекта, постоянно видоизменяющегося в соответствии с реалиями времени. Но это не так. Я не отрицаю, что ни одна из форм построения государственного устройства не является статичной, что некоторые составные части концепции правовой государственности (такие как разделение властей, права человека) в настоящее время подвергаются переосмыслению. Однако ни одна из моделей современного государства не является неизменной.

Государство - как политико-правовая категория - всегда было и остается своего рода живым организмом, постоянно меняющимся в соответствии с теми или иными потребностям современного общества. Не является исключением и концепция правового государства. Меняясь в рамках каких-то своих отдельных институтов, оно, однако, осталось неизменным в вопросе понимания самой идеи правовой государственности.

На мой взгляд, понимание правового государства, как чего-то статичного, создает условия для некоторой расслабленности в деятельности политических и административных органов. Но в то же время, считать правовое государство понятием полуутопическим и недостижимым, по-моему, является не менее пагубным. Считаю, что правовая государственность представляет собой нечто вроде высокого уровня в развитии институтов государства, которого можно достичь, и который можно поддерживать. Правовое государство - та цель, к которой должна идти и наша страна, Республика Беларусь, это задача, которую терпеливо и настойчиво должны решать государство и общество.

 


Введение

Идея правового государства в условиях современной действительности нашла значительно освещение в работах отечественных юристов, политологов и социологов. Прежде всего, признается, что в основу правового государства заложено стремление оградить человека от произвола властей разных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека, его свободу. Речь идет о государстве, ограниченном в своих действиях правом и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что идеи правового государства необходимы, важны сегодня. Они позволяют высказать прогнозы о будущем развитии нашего государства. И эти прогнозы, несмотря на то, что они могут сбыться не скоро, как бы организуют настоящее, ориентируют на правильные практические действия.

Объект изучения - правовое государство. Правовое государство - это и определенная философско-правовая теория, и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека. Его общечеловеческая ценность определяет и современные установки, устремления и усилия по формированию и развитию начал правовой государственности в Беларуси.

Исходя из объекта изучения в курсовой работе формируется предмет моего изучения - специфика феномена правовое государство в общецивилизационном смысле, и в процессе формирования правовой государственности в Беларуси.

Исходя из цели, учитывая объект и специфику предмета исследования, определяются следующие задачи:

. Проанализировать теоретические основы концепции правового государства, включающие:

краткий экскурс в историю зарождения и развития идеи правовой государственности;

понятие и признаки правового государства;

принципы правового государства.

. Выделить проблемы формирования правового государства в Беларуси.

Эмпирическую базу работы составили:

правовые положения, изложенные в Конституции Республики Беларусь;

научные работы и тематические исследования в области государствоведения в целом и посвященные концепции правового государства в частности таких авторов, как Платон, Аристотель, И. Кант, Гегель, П.И. Новгородцев, Ж.Ж. Руссо, Н.М. Коркунов, М.Н. Марченко и др.;

публикации по теме курсовой работы в специализированных изданиях, таких как «Юстиция Беларуси», «Судовы веснік», «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь».

В работе использована следующая методологическая база: метод аналитического преобразования информации, теоретическая интерпретация нормативных источников и литературы по теме исследования, анализ и синтез полученной информации, обобщения, а также метод системного подхода.

Сегодня, когда Беларусь решает задачу формирования государственно-организованного общества на правовых началах, требующую дальнейшей фундаментальной теоретической разработки соответствующей концепции в условиях проведения в нашей стране экономической и политической реформ, предлагаемая работа будет представлять практический интерес, так как посвящена концепции правового государства, которую надлежит рассматривать как потребность не только осознания особенностей функционирования белорусского общества, но и анализа взаимодействия личности и субъектов политической системы с точки зрения оптимизации их взаимоотношений, обеспечения правовой защищенности, равенства всех перед законом, а также усиления взаимной ответственности.


Понятие и признаки правового государства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.011 с.)