Тема: Праздничная культура Японии. Традиция и современность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Праздничная культура Японии. Традиция и современность



Тема: Праздничная культура Японии. Традиция и современность


Содержание

 

Введение

Глава 1. Традиционная праздничная культура Японии

Роль религии Японии в формировании традиционной праздничной культуре

Историко-культурная реконструкция традиционной праздничной культуры Японии

Глава 2. Праздники в культуре повседневности современной Японии

Форма организации досуга в современной Японии

Историко-культурная реконструкция праздничной культуры современной Японии

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Актуальность темы работы выражается в том, что у многогранного и многообещающего опыта Японии есть немало факторов, которые могут иметь для нашей страны самый непосредственный интерес, могут помочь нам в решении многих проблем. Пристального внимания заслуживают и те черты традиционного уклада, мировоззрение и национальной культуры Японии, которые оказались сочетаемыми с растущим техническим прогрессом, а в ряде случаев способствующих ему.

Повсеместный интерес современной западной культуры к японской традиционной культуре, ее религиозным воззрениям и телесным практикам очень симптоматичен. Его причины нельзя связывать только с успешным экономическим развитием и расширением зоны влияния стран Восточной Азии. Этот интерес имеет более глубокие основания. Экономическая эффективность этих стран является закономерным проявлением происходящих в них культурных процессов. Традиционная японская культурная модель обнаруживает большую созвучность тенденциям развития современной мировой культуры и в отношении к современной западной культуре предстает как «свое чужое».

Японская культура не похожа ни на одну из культур мира. Чтобы в полной мере увидеть неповторимость и особенность японской культуры, нужно познакомиться с особенностью архитектурного стиля, садового искусства, театра, литературы, чайной церемонии, искусством икэбаны. Для этого мною был использован ряд литературы. Книга В.А. Пронникова и И.Д. Ладанова «Японцы» знакомит с особенностями японского национального характера. Используя обширный фактический материал и личные наблюдения, авторы выявляют национально-психологическую специфику речевой коммуникации японцев, установления межличностных отношений и другие особенности их социального поведения.

Книга Кирвуда К. «Ренессанс в Японии» - обширный обзор японской культуры начиная с XVI в., данный на широком фоне социально-экономических процессов. Рассказывая о подъеме японской «городской культуры», автор проводит многочисленные параллели с культурными процессами, происходившими в то же самое время в странах Западной Европы, что позволяет ему обнаружить немало общих моментов.

Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г.Б., Сырицин И.М. в книге «История Японии» излагают историю Японии с древнейших времен до наших дней: древняя история, становление и развитие феодальных отношений, история нового и новейшего времени. В каждом из разделов специальные главы посвящены истории развития культуры.

Григорьев Т.П. в книге «Японская художественная традиция» приближает читателя к более глубокому восприятию эстетических ценностей Японии. В ней идет речь о своеобразии японской культуры как целостной системы, о влиянии буддизма дзэн и древнекитайских учений на художественное мышление японцев. Книга «Японские сады» Н.С.Николаевой посвящена одному из своеобразных творений человеческого художественного гения. Автор дает глубокий анализ японских садов как особого вида изобразительного искусства, рассматривает зарождение и становление японского сада со времени средневековья до наших дней.

В книге Л.П. Гришелевой «Формирование японской национальной культуры XVI - п.п. XIX вв.» рассматривается социально-политический аспект формирования культуры японской буржуазной нации в период ее становления (конец XVI - начало XX в.) и дается широкая картина культурной жизни страны в это время: общественно-политическая мысль, религия, просвещение, книгопечатание, зрелищные искусства и музыка, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура, бытовая культура (в частности, чайная церемония и икэбана).

Эта тема актуальна еще и тем, что Япония после второй мировой войны, встала на перепутье. Была разрушена национальная идея колониальной, патриархальной Японии. И в государстве не имеющих собственных природных ресурсов, возродилась не только экономика, ставшей образцом для многих развивающихся стран, но и укрепилась вера в свой народ. У многогранного и многообещающего опыта Японии есть немало факторов, которые могут иметь для нашей страны самый непосредственный интерес, могут помочь нам в решении многих проблем. Пристального внимания заслуживают и те черты традиционного уклада, мировоззрение и национальной культуры Японии, которые оказались сочетаемыми с растущим техническим прогрессом, а в ряде случаев способствующих ему.

В основе многих японских праздников лежат три основных обрядовых элемента: сельскохозяйственные работы, поклонение обожествленным силам природы и культ предков. Поводами для возникновения отдельных праздников служили посадка или уборка риса, преодоление стихийных бедствий, основание храма в честь какого-либо великого деятеля и т.д.

Предметом исследования является японская культурная традиция. Объект исследования - праздничные обычаи Японии.

Социальная значимость работы заключается в исследовании опыта организации досуга в Японии в праздничные дни.

Целью работы является исследование особенностей культуры и праздничного досуга Японии.

Задачи работы:

.   определение специфических особенностей японской истории и культуры;

.   раскрытие содержания культурно-досуговой деятельности Японии;

.   проследить становление и развитие организации праздников в Японии.


Заключение

 

Основные выводы по работе можно обобщить следующие:

.Синтоизм оказал решающее влияние на формирование ядра этнического мышления - этнических констант, прежде всего, в их наследуемой из поколения в поколение составляющей, сформулировав в чувственно-эмоциональной форме мифа и ритуала те формообразующие основы культуры, которые, видоизменяясь, столетиями удерживались в ней как подтекст многих явлений из сфер искусства и быта.

Степень укорененности синто в японской культурной традиции наиболее ярко выявляется на основе анализа художественно-эстетической деятельности. Именно в этой области происходила основная концептуализация архаических представлений и выработка новых мировоззренческих идей.

Взаимоотношения синто с традиционной культурой прослеживаются на нескольких уровнях:

а) в процессе вырастания художественных форм из синкретического религиозно-обрядового действа;

б) синтоизм как один из источников специфики создания и восприятия художественного образа в его «многомерности единичного», синтетичности, «перетекании» из одного художественного, пространственного, временного плана в другой;

в) синтоизм как один из источников формирования специфической суггестивной религиозно-магической эстетики, выявленный на примерах функционирования образных эстетических «категорий».

Формируя вместе с буддизмом, конфуцианством и даосизмом единое мировоззренческое ядро японской культуры, синтоизм выступил в роли не только интерпретирующего, но и адаптирующего культурного механизма, в качестве национальной основы японской традиции. Традиционализм синто, а вместе с ним и традиционализм японской культуры на протяжении всей своей истории носил динамический характер, стремясь к выработке максимальной способности к адаптации новых идей при относительно неизменной основе. При этом взаимодействие традиции и инноваций происходило не по пути отрицания старых, отживших элементов, но по пути постоянного возрождения и наполнения новым смыслом классических идей.

.Явление ийтоко-дори проявилось очень рано в истории Японии и наложило огромный отпечаток на особенности национального образа мышления. Этот процесс означает заимствование наиболее подходящих сторон и свойств других систем, и сейчас это неотъемлемая часть культурной индивидуальности японцев. Ийтоко-дори стало одним из важнейших факторов подъема экономической мощи Японии, так как новые технологии и сопутствующие им ценностные системы легко приживались на японской национальной почве. К сожалению, однако, воздействие индустрии на окружающую среду и жизнь людей часто должным образом не учитывалось. Так же очевидны результаты процесса ийтоко-дори и в нравственной сфере современной Японии: количество серьезных конфликтов на религиозной почве невелико; с другой стороны, японцам часто бывает трудно выступать против несправедливости. Есть основания возложить на ийтоко-дори ответственность за уступчивость и конформизм японцев, но, возможно, надо более глубоко исследовать последствия «заимствования лучших черт иностранной культуры» на жизнь людей как в самой Японии, так и во всем мире.

.Все виды праздничных традиций в Японии ведут свое происхождение от ритуалов и обрядов и уходят своими корнями в далекое прошлое. Виды досуговой деятельности лишь видоизменяются со временем. Научно-технический прогресс вносит свои коррективы. Многие традиции японце живы до сих пор и находят свое применение в повседневной жизни. Существование отдельных форм поддерживают различные клубы, фестивали, выставки, соревнования и не только на территории самой Японии, но и далеко за ее пределами. Но также многие традиции утратили свою актуальность, и остается лишь напоминанием о колоритности японской культуры. Традиционные виды досуга, также как и современные активно поддерживаются как государством, так и общественными организациями, одинаково присутствуют как созерцательные виды досуга, так и физически активные. Как исторически сложившиеся, так и заимствованные. Знакомство с японской культурой, атмосферой уважения к культурному достоянию, исторической памяти своей страны, заставляют по новому взглянуть и на нашу историю, на наши материальные и духовные памятники, которые незаслуженно остаются без внимания. Расположение страны, численность населения, религиозные верования, политическая система, экономическая структура, находятся в тесном переплетении и прямо пропорционально влияют друг на друга. Относительная удаленность и замкнутость Японии сформировала особую эмоционально-волевую среду, где ценится не отдельная личность, а коллектив в целом, это наложило огромный отпечаток на особенности культурно-досуговой деятельности.


Список использованной литературы

 

Анарина Н.Г. Японский театр Но. - М.: Наука, 1984. - 213 с.

Арутюнов С.А. Япония: народ и культура. - М.: Изд. «Знание», 2002 -279 с.

Вербицкий С.И. Япония на пороге ХХI века. - М.: Знание, 1988. - 64с.

Войтишек Е. Э. «Растительный код» в культуре Японии в контексте синтоистской обрядности // Гуманитарные науки в Сибири, 2009, № 4. С. 131−138.

Геворкян К. Пришло время развлечений.// Япония сегодня. - 1999. - №12.

Григорьева Т., Логунова В. Японская литература. Краткий очерк. М. Наука 1964.

Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный: в 2 т. Т.1. Путь японской культуры. - М.: Альфа-М, 2005. - 359 с.

Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. Живопись, чайная церемония, икебана, садо-парковое искусство. - М., 1979. - 400 с.

Гришелева Л.П. Формирование японской национальной культуры XVI - первой половины ХIХ вв. - М., 1986. - 484 с.

Джарылгасимова Р. Чайная церемония//Япония сегодня. - 1998 г. - №6.

Исинабе Х. Этот странный, странный парк.//Япония сегодня. - 1998 г. - №8.

Кавицкий М. В подземельях Ямагути.// Япония сегодня. - 1999 г. - №4.

Кавицкий М. Снежный фестиваль в Саппоро.// Япония сегодня. - 1999, № 6

Комиссаров С. А. Центр востоковедческого образования Сибири (к 10-летнему юбилею кафедры востоковедения гуманитарного факультета НГУ) // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2009. Т. 8, вып. 4: Востоковедение. С. 3−17.

Конрад Н.И. Избранные труды. Литература и театр. - М., 1974. - 560 с.

Крогиус В. Сохранения культурного наследия в Японии: сравнение с российскими проблемами // Обсерватория культуры. - 2005. - № 6. - С. 72-75.

Кужель Ю.Л. Театр Дзёрури. История развития и драматургия - М.: Наука; Изд. фирма «Восточная литература», 1993. - 222 с.

Кузнецов Ю.Д. Новицкая Г.Б., Сирицын И.М. История Японии. М.: Высшая школа, 2006 - 636 с.

Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г.Б., Сырицын И.М. История Японии.- М., 1988. - 484 с.

Лосева Е. С. К вопросу о взаимовлиянии игровых традиций в духовной культуре Китая, Кореи и Японии // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. - Т. 7, вып. 4: Востоковедение. - Новосибирск: Изд-во НГУ, 2008. − С. 64−70.

Макарова О.И Открытие загадочной страны // Восточная коллекция. 2010. №1. С.106-115.

Макарова О.И. Создание концепции «японского искусства»: Эрнест Феноллоза и Окакура Тэнсин //Вопросы философии. 2009. №2. С. 144 - 152.

Мещеряков А.Н. Внешний фактор в истории культуры Японии // Азия - диалог цивилизаций. - СПб: Гиперион, 1996. - С. 17-56.

Мещеряков А.Н. Император Мэйдзи и его Япония. М.: Наталис, 2006 - 642 с.

Морозова Е.Б. Японский театр Но. Ритуал как первооснова сценического языка: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.иск.: Спец. 17.00.01 - М., 2004. - 29 с.

Мошняга П. А. Внешняя культурная политика Японии // Власть. - 2009. - № 6. - С. 159-161.

Мошняга П. А. Специфика культурной политики Японии в условиях глобализации // Знание. Понимание. Умение.- 2009. - № 2. - С. 49-57.

Мошняга П. А. Японская культура в глобализирующемся мире //Знание. Понимание. Умение. - 2008. - № 3. - С. 24-29.

Николаева Н.С. Японские сады. - М., 1975 - 378 с.

Пронников В.А, Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки, 3 изд., испр. и доп.). - М.: изд. «В.И.М.», 2004, - 400с.

Румак Ю.С. Возможности культурологического исследования японской и русской литературы XX в. // Вопросы гуманитарных наук. - 2008. - № 1(34). - С. 364-368

Румак Ю.С. Проблема личности в духовной традиции Японии //Человек в научном и религиозном мире: проблема диалога: сб. ст. молодых ученых. - Саратов: Научная книга, 2005. - С. 76-80

Румак Ю.С. Религиозно-философские факторы формирования патриархальной семьи в Японии //Вопросы культурологии. - 2008. - № 9. - С. 39-41

Румак, Ю.С. Диалогические основания культурологического исследования японской и русской литературы XX в. // Молодые ученые - науке и производству. - Саратов: СГТУ, 2007. - С. 343-345

Румак, Ю.С. Система образования в современной Японии // Стратегии современного развития и управления общественными процессами: сб. науч. ст. - Саратов: Научная книга, 2007. - С. 293-297

Смирнова Н.И. Искусство играющих кукол. - М., 1983. -279 с.

Соломоник И.Н. Традиционный театр кукол Востока. Основные виды театра объемных форм. - М.: Наука; Изд. фирма «Восточная литература», 1992. - 312 с.

Страна восходящего солнца. История и культура Японии. Изд. «Феникс» Ростов-на-Дону, 2007 - 400 с.

Сэнсом Дж. Б. Япония: краткая история культуры / Дж. Б. Сэнсом. - Изд. испр. и доп. - СПб.: Евразия, 2002. - 576 с.

Цветов В.Я. Пятнадцатый камень сада Рёандзи. - 3 изд., дораб. и доп. - М.: Политиздат. - 1991 - 328 с.

Тема: Праздничная культура Японии. Традиция и современность


Содержание

 

Введение

Глава 1. Традиционная праздничная культура Японии

Роль религии Японии в формировании традиционной праздничной культуре

Историко-культурная реконструкция традиционной праздничной культуры Японии

Глава 2. Праздники в культуре повседневности современной Японии

Форма организации досуга в современной Японии

Историко-культурная реконструкция праздничной культуры современной Японии

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Актуальность темы работы выражается в том, что у многогранного и многообещающего опыта Японии есть немало факторов, которые могут иметь для нашей страны самый непосредственный интерес, могут помочь нам в решении многих проблем. Пристального внимания заслуживают и те черты традиционного уклада, мировоззрение и национальной культуры Японии, которые оказались сочетаемыми с растущим техническим прогрессом, а в ряде случаев способствующих ему.

Повсеместный интерес современной западной культуры к японской традиционной культуре, ее религиозным воззрениям и телесным практикам очень симптоматичен. Его причины нельзя связывать только с успешным экономическим развитием и расширением зоны влияния стран Восточной Азии. Этот интерес имеет более глубокие основания. Экономическая эффективность этих стран является закономерным проявлением происходящих в них культурных процессов. Традиционная японская культурная модель обнаруживает большую созвучность тенденциям развития современной мировой культуры и в отношении к современной западной культуре предстает как «свое чужое».

Японская культура не похожа ни на одну из культур мира. Чтобы в полной мере увидеть неповторимость и особенность японской культуры, нужно познакомиться с особенностью архитектурного стиля, садового искусства, театра, литературы, чайной церемонии, искусством икэбаны. Для этого мною был использован ряд литературы. Книга В.А. Пронникова и И.Д. Ладанова «Японцы» знакомит с особенностями японского национального характера. Используя обширный фактический материал и личные наблюдения, авторы выявляют национально-психологическую специфику речевой коммуникации японцев, установления межличностных отношений и другие особенности их социального поведения.

Книга Кирвуда К. «Ренессанс в Японии» - обширный обзор японской культуры начиная с XVI в., данный на широком фоне социально-экономических процессов. Рассказывая о подъеме японской «городской культуры», автор проводит многочисленные параллели с культурными процессами, происходившими в то же самое время в странах Западной Европы, что позволяет ему обнаружить немало общих моментов.

Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г.Б., Сырицин И.М. в книге «История Японии» излагают историю Японии с древнейших времен до наших дней: древняя история, становление и развитие феодальных отношений, история нового и новейшего времени. В каждом из разделов специальные главы посвящены истории развития культуры.

Григорьев Т.П. в книге «Японская художественная традиция» приближает читателя к более глубокому восприятию эстетических ценностей Японии. В ней идет речь о своеобразии японской культуры как целостной системы, о влиянии буддизма дзэн и древнекитайских учений на художественное мышление японцев. Книга «Японские сады» Н.С.Николаевой посвящена одному из своеобразных творений человеческого художественного гения. Автор дает глубокий анализ японских садов как особого вида изобразительного искусства, рассматривает зарождение и становление японского сада со времени средневековья до наших дней.

В книге Л.П. Гришелевой «Формирование японской национальной культуры XVI - п.п. XIX вв.» рассматривается социально-политический аспект формирования культуры японской буржуазной нации в период ее становления (конец XVI - начало XX в.) и дается широкая картина культурной жизни страны в это время: общественно-политическая мысль, религия, просвещение, книгопечатание, зрелищные искусства и музыка, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура, бытовая культура (в частности, чайная церемония и икэбана).

Эта тема актуальна еще и тем, что Япония после второй мировой войны, встала на перепутье. Была разрушена национальная идея колониальной, патриархальной Японии. И в государстве не имеющих собственных природных ресурсов, возродилась не только экономика, ставшей образцом для многих развивающихся стран, но и укрепилась вера в свой народ. У многогранного и многообещающего опыта Японии есть немало факторов, которые могут иметь для нашей страны самый непосредственный интерес, могут помочь нам в решении многих проблем. Пристального внимания заслуживают и те черты традиционного уклада, мировоззрение и национальной культуры Японии, которые оказались сочетаемыми с растущим техническим прогрессом, а в ряде случаев способствующих ему.

В основе многих японских праздников лежат три основных обрядовых элемента: сельскохозяйственные работы, поклонение обожествленным силам природы и культ предков. Поводами для возникновения отдельных праздников служили посадка или уборка риса, преодоление стихийных бедствий, основание храма в честь какого-либо великого деятеля и т.д.

Предметом исследования является японская культурная традиция. Объект исследования - праздничные обычаи Японии.

Социальная значимость работы заключается в исследовании опыта организации досуга в Японии в праздничные дни.

Целью работы является исследование особенностей культуры и праздничного досуга Японии.

Задачи работы:

.   определение специфических особенностей японской истории и культуры;

.   раскрытие содержания культурно-досуговой деятельности Японии;

.   проследить становление и развитие организации праздников в Японии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.04 с.)