Глава 1: Теоретико-правовое обоснование охраны труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1: Теоретико-правовое обоснование охраны труда



Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретико-правовое обоснование охраны труда

1.1 История развития законодательства об охране труда

1.2 Современное состояние законодательства об охране труда

Глава 2. Особенности охраны труда гражданского персонала военных организаций

2.1 Правовое регулирование охраны труда гражданского персонала военных организаций

2.2 Порядок осуществления в военных организациях расследования

и учета производственного травматизма

2.3. Контроль и надзор за соблюдением нормативных правовых и технических актов, обеспечивающих безопасность труда

Заключение

Список нормативных актов и литературы

Приложения


Введение

 

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние десятилетия трудовое законодательство усиленно дополнялось и дорабатывалось, но оно оставалось оторванным от жизни, что приходилось говорить даже не о массовых его нарушениях, что было безусловным фактом, а о том, что отсутствие нарушений на каком-либо предприятии, в учреждении, организации воспринималось как исключение из общего правила.

Эффективная защита трудовых прав гражданского персонала возможна с помощью процедур по разрешению коллективных трудовых споров. Однако в Вооруженных Силах Российской Федерации проведение забастовок запрещено, а правовой механизм создания трудового арбитража и участия арбитров в разрешении коллективного трудового спора в воинских частях не разработан.

Таким образом, говоря о правовом положении гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе, следует сделать вывод о том, что с помощью Трудового кодекса Российской Федерации не удалось в должной мере обеспечить баланс и согласованность интересов работника и работодателя. С юридической точки зрения работник и работодатель должны быть равноправными субъектами отношений, в которые они вступают. Современное трудовое право России, имеющее переходный характер, его необходимо и дальше реформировать; в частности, первоочередными мерами в этом направлении должны стать исследования правового статуса лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и, как следствие, разработка и принятие комплекса правовых мер, направленных на их защиту, в том числе и трудоправовую.

С учетом большого количества нарушений трудовых прав гражданского персонала в дипломной работе будут проанализированы не только те акты, которые содержат особенности правового регулирования труда указанной категории граждан, но и общие нормы трудового законодательства, применяемые в отношении лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в области охраны труда.

Изучением различных аспектов правовых основ охраны труда гражданского персонала, занимались такие ученые, как Толкунова В.Н, Голенко Е.Н, Смирнов О.А, Гусев А.Н, Скачкова Т.С, Ставцева А.И, Болдырев В.А, Сысоев В.А, Шептулина Н.Н, Ковалев В.И, Лушникова М.А.

Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением мероприятий по охране труда.

Предмет - система правовых норм, регулирующих организацию по охране труда, надзора и контроля за ее осуществлением, обеспечение лиц гражданского персонала материальными средствами, необходимыми для сохранения их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности.

Цель - состоит в изучении правового статуса гражданского персонала, комплексном исследовании правоотношений возникших в сфере охраны труда гражданского персонала.

Исходя из поставленной цели в дипломной работе, необходимо решить следующие задачи:

1.Проанализировать историю развития законодательства об охране труда работников.

2.Изучить современное состояние законодательства об охране труда.

3.Рассмотреть особенности охраны труда гражданского персонала военных организаций.

4.Проанализировать правовое регулирование охраны труда гражданского персонала военных организаций.

5.Рассмотреть порядок осуществления в военных организациях расследования и учета производственного травматизма.

6.Изучить контроль и надзор за соблюдением нормативных правовых и технических актов, обеспечивающих безопасность труда.

Положение, выносимое на защиту:

Выдвинуто предложение о том, что решение назревших проблем в области охраны труда будет достигнуто если:

-дано определение охраны труда - которая включает в себя систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия

-внести соответствующие изменения и дополнения в абзац семнадцатый части первой статьи 210 после слова «организация» дополнить словами «мониторинга состояния условий труда». Так же в часть вторую статьи 219 слово «Размеры» заменить словами «Минимальные размеры». В статье 356 абзац девятнадцатый изложить в следующей редакции: «осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей».

охрана труд военная организация травматизм


Заключение

 

В дипломной работе было сказано, что охрана труда представляет собой систему законодательных актов, социально – экономических, организационных, технических и лечебно – профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Из истории развития законодательства необходимо сказать о том, что российская правовая база регулирования трудовых отношений в сфере охраны труда прошла длительный путь становления, начиная с первого Кодекса законов о труде, принятого в 1922 г. и в настоящее время продолжает совершенствоваться путем внесения изменений и дополнений в ТК РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты сферы труда.

Законодательство Российской Федерации на современном этапе сформировало большой по объему массив нормативных правовых актов, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда. Также решение конкретных проблем улучшения условий труда и охраны здоровья работающего населения достигается в процессе осуществления государством таких важнейших функций, как формирование государственной политики в области охраны труда; государственное управление охраной труда; создание нормативно-правовой базы. В том числе и государственных нормативных требований охраны труда, направленных на охрану труда работников; обеспечение реализации этих актов; государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями требований охраны труда.

Рассмотрение вопросов об особенностях охраны труда лиц гражданского персонала показало, что действующее законодательство РФ в этой области весьма разнообразно: можно назвать как различные федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, так и многочисленные нормативные правовые акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Действие всех этих актов затрагивает права и законные интересы значительной категории граждан, работающих по трудовому договору и относящихся к лицам гражданского персонала.

В ст. 349 Трудового кодекса РФ законодательно закреплена правовая основа для установления особенностей регулирования труда гражданского персонала лишь относительно тех лиц, которые работают по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба.

В то же время, как показано в настоящей работе, круг лиц гражданского персонала значительно шире, поскольку он охватывает всех тех граждан, которые заключают трудовой договор о работе в федеральных органах исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства.

Кроме того, особенности регулирования труда таких работников не ограничиваются особыми условиями оплаты труда и установлением дополнительных льгот и преимуществ. Проведенный в настоящей работе анализ соответствующих нормативных правовых актов о регулировании труда лиц гражданского персонала позволил выявить особенности в регулировании и иных условий труда, данной категории работников. Однако нет четкой системы в построении таких актов, многие их положения нередко противоречивы и не всегда соответствуют новейшему законодательству РФ.

Так, до сих пор продолжается действие некоторых актов, фактически утративших силу. Это касается, прежде всего, актов министерств и ведомств РФ, упраздненных при совершенствовании государственного управления в области безопасности Российской Федерации, изменении структуры федеральных органов исполнительной власти. Однако соответствующие изменения и дополнения в ряд актов, принятых ранее такими министерствами и ведомствами РФ, до сих пор так и не внесены.

Таким образом, рассмотрение вопросов об особенностях регулирования труда лиц гражданского персонала показало, что действующее законодательство РФ в этой области весьма разнообразно: можно назвать как различные федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, так и многочисленные нормативные правовые акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Действие всех этих актов затрагивает права и законные интересы значительной категории граждан, работающих по трудовому договору и относящихся к лицам гражданского персонала

Что касаемо охраны труда персонала военных организаций, правовое государство устанавливает виды и меры юридической ответственности за нарушение законодательства. На усиление ответственности за нарушение законодательства, регулирующего трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения, должен быть направлен государственный надзор и контроль, а также общественный контроль. Тем самым надзор и контроль является составной частью механизма защиты трудовых прав действующего законодательства.

На основе проведенного в работе анализа можно внести предложение о необходимых соответствующих изменениях и дополнениях в статью 210 после слова «организация» дополнить словами «мониторинга состояния условий труда». Так же в часть вторую статью 219 слово «Размеры» заменить словами «Минимальные размеры». В статье 356 абзац девятнадцатый изложить в следующей редакции: «осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей».

 


Приложение N 1

Утв. приказом Министерства здравоохранения

И социального развития РФ

От 23 октября 2008 г. N 586

 

Целевые показатели Программы:

┌───────────────────────────────────────┬───────┬───────┬───────┬───────┐

│Наименование показателей          │2007* │2008 │2009 │2010 │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Количество погибших в результате  │4583 │4350 │4150 │3900 │

│несчастных случаев на производстве со │  │    │  │  │

│смертельным исходом (человек)     │  │  │  │  │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Количество застрахованных, пострадавших│85012 │84000 │80000 │75000 │

│в результате несчастных случаев на │  │  │  │  │

│производстве с утратой трудоспособности│  │  │  │  │

│на 1 рабочий день и более (человек) │  │  │  │  │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Удельный вес работников, занятых в │24,9 │24,5 │23,5 │21,0 │

│условиях, не отвечающих           │  │  │  │  │

│санитарно-гигиеническим нормам (%) │  │  │  │  │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Удельный вес женщин, занятых в    │15,9 │15,8 │15,5 │14,0 │

│условиях, не отвечающих           │  │  │  │  │

│санитарно-гигиеническим нормам (%) │  │  │  │  │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Доля промышленных предприятий с   │60,82 │58,5 │56,0 │53,0 │

│неудовлетворительными условиями труда │  │  │  │  │

│(%)                               │  │  │  │  │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Доля выявленных профзаболеваний в ходе │68,7 │69,5 │71,0 │75,0 │

│периодических медицинских осмотров (%) │  │  │  │  │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Удельный вес устраненных нарушений в │86,5 │87,0 │87,5 │88,0 │

│общем количестве выявленных по вопросам│  │  │  │    │

│охраны труда                      │  │  │  │  │

└───────────────────────────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┘

 


Приложение N 2

Утв. приказом Министерства здравоохранения

И социального развития РФ

От 23 октября 2008 г. N 586

План мероприятий Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008 - 2010 годы

┌──────┬────────────────────────────────────────┬───────────────┬───────────┬───────────────┐

│N п/п │   Наименование мероприятия   │ Вид документа │ Сроки │ Исполнители │

│ │                                   │          │исполнения │          │

├──────┴────────────────────────────────────────┴───────────────┴───────────┴───────────────┤

1. Нормативно-правовое обеспечение охраны труда, совершенствование действующей нормативной

правовой базы по охране труда, гармонизированной с международными нормами.             │

├──────┬────────────────────────────────────────┬───────────────┬───────────┬───────────────┤

│1.1. │Подготовка проекта федерального закона о│Проект    │2009 г. │Минздравсоцраз-│

│ │внесении изменений в Трудовой кодекс │федерального │      │вития России, │

│ │Российской Федерации в части определения│закона    │      │Роспотребнадзор│

│ │понятия «профессиональный риск» и  │          │      │,         │

│ │»управление профессиональным риском», │          │      │Роструд,  │

│ │установления прав и обязанностей   │          │      │ФМБА России. │

│ │субъектов трудовых отношений, связанных │          │      │             │

│ │с управлением профессиональными рисками,│          │      │          │

│ │установления порядка организации работы │          │      │          │

│ │по профилактике производственного  │           │      │          │

│ │травматизма, профессиональных      │          │      │          │

│ │заболеваний, медицинской, социальной и │          │      │          │

│ │профессиональной реабилитации      │          │      │          │

│ │работников.                        │          │      │          │

├──────┼────────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────┼───────────────┤

│1.2. │Подготовка проекта федерального закона о│Проект    │2009 г. │Минздравсоцраз-│

│ │внесении изменений в некоторые     │федерального │      │вития России, │

│ │законодательные акты, в том числе в │закона    │       │Роструд   │

│ │Кодекс Российской Федерации об     │          │      │          │

│ │административных правонарушениях, в │          │      │          │

│ │части регламентирования и усиления     │          │      │          │

│ │ответственности субъектов трудовых │          │      │          │

│ │отношений за нарушения требований охраны│          │      │          │

│ │труда.                               │          │      │          │

├──────┼────────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────┼───────────────┤

│1.3. │Подготовка проекта федерального закона о│Проект    │2010 г. │Минздравсоцраз-│

│ │внесении изменений и дополнений в  │федерального │      │вития России, │

│ │Федеральный закон от 24 июля 1998 г. │закона    │      │ФСС России │

│ │N 125-ФЗ «Об обязательном социальном │          │      │          │

│ │страховании от несчастных случаев на │          │      │          │

│ │производстве и профессиональных    │          │      │          │

│ │заболеваний» с целью повышения     │          │      │          │

│ │эффективности системы социального  │          │      │          │

│ │страхования, оптимизации страховых │          │      │          │

│ │тарифов и выработки мер экономического │          │      │          │

│ │стимулирования субъектов трудовых  │          │      │          │

│ │отношений к соблюдению требований охраны│          │      │          │

│ │труда.                             │          │      │          │

├──────┼────────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────┼───────────────┤

│1.4. │Разработка проектов нормативных правовых│Проекты   │2008 - 2009│Минздравсоцраз-│

│ │актов, необходимых для реализации  │постановлений │гг.   │вития России │

│ │положений статей 92, 117, 147, 211, │Правительства │      │          │

│ │216-1, 217, 219, 222, 225, 229-2   │Российской │      │          │

│ │Трудового кодекса Российской Федерации, │Федерации, │      │          │

│ │в части совершенствования и укрепления │приказы   │      │          │

│ │нормативно-правовой базы охраны труда и │Минздравсоцраз-│      │          │

│ │формирования системы законодательных и │вития России │      │          │

│ │иных нормативных правовых актов,   │          │           │          │

│ │гармонизированных с международными │          │      │          │

│ │нормами.                           │          │      │          │

├──────┼────────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────┼───────────────┤

│1.5. │Разработка проектов межотраслевых правил│Приказы   │В течение │Минздравсоцраз-│

│ │по охране труда. Пересмотр и приведение │Минздравсоцраз-│2008 - 2010│вития России │

│ │в соответствие с действующим       │вития России │гг.   │          │

│ │законодательством 10 действующих   │          │      │          │

│ │Межотраслевых правил по охране     │          │      │           │

│ │труда*(1).                         │          │      │          │

├──────┼────────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────┼───────────────┤

│1.6. │Разработка проектов межотраслевых  │Приказы   │В течение │Минздравсоцраз-│

│ │типовых инструкций по охране труда. │Минздравсоцраз-│2008 - 2010│вития России │

│ │Пересмотр и приведение их в соответствие│вития России │гг.   │          │

│     │с действующим законодательством*(1). │          │      │          │

├──────┼────────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────┼───────────────┤

│1.7. │Разработка проектов отраслевых правил по│Приказы   │В течение │Заинтересован- │

│ │охране труда. Пересмотр и приведение в │федеральных │2008 - 2010│ные федеральные│

│ │соответствие с действующим         │органов   │гг.   │органы    │

│ │законодательством действующих отраслевых│исполнительной │      │исполнительной │

│ │правил по охране труда*(2).        │власти    │      │власти,   │

│ │                                   │          │      │Минздравсоцраз-│

│ │                                   │          │      │вития России │

├──────┼────────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────┼───────────────┤

│1.8. │Разработка проектов типовых отраслевых │Приказы   │В течение │Заинтересован- │

│ │инструкций по охране труда с целью │федеральных │2008 - 2010│ные федеральные│

│ │приведения их в соответствие с     │органов   │гг.   │органы    │

│ │действующим законодательством*(2). │исполнительной │      │исполнительной │

│ │                                   │власти    │      │власти,   │

│ │                                   │          │      │Минздравсоцраз-│

│ │                                   │          │      │вития России │

├──────┼────────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────┼───────────────┤

│1.9. │Разработка проектов стандартов в области│Приказы   │В течение │Минздравсоцраз-│

│ │охраны труда (группа ССБТ),        │федеральных │2009 - 2010│вития России, │

│ │гармонизированных с европейским    │органов   │гг.   │Роспотребнадзор│

│ │законодательством, в том числе     │исполнительной │      │,         │

│ │национальных стандартов на средства │власти    │      │ФМБА России │

│ │индивидуальной защиты*(3).            │          │      │          │

├──────┼────────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────┼───────────────┤

│1.10. │Разработка новых проектов и пересмотр 20│Приказы   │2008- 2010 │Минздравсоцраз-│

│ │действующих типовых норм обеспечения │Минздравсоцраз-│гг.   │вития России │

│ │специальной одеждой, специальной обувью │вития России │      │          │

│ │и другими средствами индивидуальной │          │      │              │

│ │защиты.                            │          │      │          │

├──────┼────────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────┼───────────────┤

│1.11. │Внесение изменений в нормативные   │Проекты   │2010 г. │Минздравсоцраз-│

│ │правовые акты с целью реализации   │постановлений │      │витая России │

│ │изменений в Федеральный закон от 24 июля│Правительства │      │ФСС России │

│ │1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном  │Российской │      │          │

│ │социальном страховании от несчастных │Федерации, │      │          │

│ │случаев на производстве и          │приказа   │      │          │

│ │профессиональных заболеваний» для  │Минздравсоцраз-│      │          │

│ │обеспечения повышения эффективности │вития России, │      │          │

│ │системы социального страхования,   │постановлений │        │          │

│ │оптимизации страховых тарифов и    │ФСС России │      │          │

│ │выработки мер экономического       │          │      │          │

│ │стимулирования субъектов трудовых      │          │      │          │

│ │отношений к соблюдению требований охраны│          │      │          │

│ │труда.                             │          │      │          │

├──────┼────────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────┼───────────────┤

│1.12. │Совершенствование системы финансирования│Приказ    │2010 г. │Минздравсоцраз-│

│ │предупредительных мер по сокращению │Минздравсоцраз-│      │вития России │

│ │производственного травматизма и    │вития России │      │ФСС России │

│ │профессиональных заболеваний работников │          │      │          │

│ │с целью облегчения ее использования │          │      │          │

│ │организациями малого и среднего бизнеса │          │      │          │

├──────┴────────────────────────────────────────┴───────────────┴───────────┴───────────────┤

2. Создание и обеспечение действия системы оценки, контроля и управления профессиональными

рисками на рабочем месте                                                               │

├──────┬────────────────────────────────────────┬───────────────┬───────────┬───────────────┤

│2.1. │Осуществление мероприятий по снижению │Приказ    │В течение │Минздравсоцраз-│

│ │профессионального риска застрахованного │Минздравсоцраз-│2008 - 2010│вития России, │

│ │по обязательному социальному страхованию│вития России │гг.   │ФСС России, │

│ │от несчастных случаев на производстве и │(ежегодно) │      │заинтересован- │

│ │профессиональных заболеваний и     │          │      │ные федеральные│

│ │оптимизации страховых тарифов*(4)  │          │      │органы    │

│ │                                   │          │      │исполнительной │

│ │                                   │          │      │власти и органы│

│ │                                   │          │      │исполнительной │

│ │                                   │          │      │власти    │

│ │                                   │          │      │субъектов │

│ │                                   │          │      │Российской │

│ │                                   │          │      │Федерации │

├──────┼────────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────┼───────────────┤

│2.1.1.│Разработка проектов нормативных правовых│Приказы   │В течение │Минздравсоцраз-│

│ │актов (в том числе регламентов,    │Минздравсоцраз-│2008 - 2010│вития России, │

│ │концепций и методик), обеспечивающих │вития России об│гг.   │Роструд,  │

│ │создание системы оценки и управления │утверждении │      │Роспотребнадзор│

│ │профессиональными рисками, а также │соответствующих│      │,             │

│ │автоматизированной системы условий труда│нормативных │      │ФМБА России │

│ │и состояния здоровья работающего   │правовых актов │      │          │

│ │населения (АС «Профессиональные риски») │           │      │          │

├──────┼────────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────┼───────────────┤

│2.1.2 │Разработка порядка формирования реестров│Приказы   │В течение │Минздравсоцраз-│

│ │рабочих мест по условиям труда и   │Минздравсоцраз-│2008 - 2010│вития России, │

│ │состояния здоровья занятых на них  │вития России об│гг.   │Роструд,  │

│ │работников. Формирование указанных │утверждении │      │Роспотребнадзор│

│      │реестров                           │порядка   │      │,         │

│ │                                   │формирования │      │ФСС России, │

│ │                                   │реестров и │       │ФМБА России │

│ │                                   │регистров │      │          │



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.123 с.)