Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По. 01. Художественное творчество
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ», «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА По учебному предмету ПО.01.УП.01. ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ И РИСОВАНИЕ
Москва 2012 Разработчики: А.Ю.Анохин, директор Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, преподаватель, почетный работник общего образования Российской Федерации И.А.Морозова, заместитель директора по научно-методической работе Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, преподаватель С.В.Чумакова, доцент кафедры рисунка Орловского государственного университета, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, кандидат педагогических наук
Главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук
Технический редактор: О.И.Кожурина, преподаватель Колледжа имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных
Рецензенты: В.Н.Лузин, преподаватель Свердловского художественного училища имени И.Д.Шадра О.Ф.Чернышова, заведующая Детской художественной школой «Росток» при Палехском художественном училище имени М.Горького, преподаватель
Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество». Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает важное место в комплексе предметов предпрофессиональных программ «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество». Он является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.
Программа предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» состоит из двух разделов — графики и цветоведения, это два направления в содержании учебного предмета в каждой возрастной категории. Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки. Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности. Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Срок реализации учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование - 3 годав рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» с 8-летним сроком освоения. Объем УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ и виды учебной работы
Затраты учебного времени, Задачи: ñ Развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти). ñ Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. ñ Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности. ñ Формирование элементарных основ изобразительной грамоты (чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.).
ñ Приобретение детьми опыта творческой деятельности. ñ Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы: 1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций); 2. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий); 3. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах); 4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов). УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Год обучения
Раздел «ГРАФИКА» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1 | Многообразие линий в природе | Урок | 4 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.2 | Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна | Урок | 4 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.3 | Выразительные возможности цветных карандашей | Урок | 4 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.4 | Техника работы пастелью | Урок | 4 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.5 | Орнамент. Виды орнамента | Урок | 8 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.6 | Орнамент. Декорирование конкретной формы | Урок | 4 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.7 | Кляксография | Урок | 4 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.8 | Пушистые образы. Домашние животные | Урок | 8 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.9 | Фактуры | Урок | 8 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.10 | Техника работы пастелью | Урок | 8 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1 | Вводное Творческое задание «Чем и как рисует художник» | Урок | 4 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2 | Цветовой спектр. Основные и составные цвета | Урок | 4 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.3 | Цветовые растяжки | Урок | 4 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.4 | Теплые и холодные цвета | Урок | 8 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.5 | Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет» | Урок | 8 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.6 | Техника работы акварелью «мазками» | Урок | 8 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.7 | Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого цвета | Урок | 8 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.8 | Техника работы акварелью «сухая кисть» | Урок | 4 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.9 | Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков | Урок | 8 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.10 | Творческое задание «Портрет мамы». | Урок | 8 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.11 | Смешанная техника. 4 стихии | Урок | 8 | 4 | 4 |
Год обучения
№ | Наименование раздела, темы | Вид учеб-ного заня-тия | Общий объем времени в часах | |||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятель-ная работа | Аудиторные занятия | ||||
132 | 66 | 66 | ||||
1. Раздел «ГРАФИКА» | ||||||
1.1 | Противостояние линии. Характерные особенности линий | Урок | 8 | 4 | 4 | |
1.2 | Работа с геометрическими формами. Применение тона. | Урок | 4 | 2 | 2 | |
1.3 | Стилизация. Преобразование геометризированной формы в пластичную | Урок | 8 | 4 | 4 | |
1.4 | Абстракция. Преобразование пластической формы в геометризированную | Урок | 8 | 4 | 4 | |
1.5 | Текстура | Урок | 4 | 2 | 2 | |
1.6 | Ритм. Простой, усложненный | Урок | 4 | 2 | 2 | |
1.7 | Симметрия. Пятно. | Урок | 4 | 2 | 2 | |
1.8 | Асимметрия | Урок | 4 | 2 | 2 | |
1.9 | Линия горизонта. Плановость | Урок | 8 | 4 | 4 | |
1.10 | Техника работы фломастерами | Урок | 8 | 4 | 4 | |
1.11 | Буквица. «Веселая азбука» | Урок | 4 | 2 | 2 | |
2. Раздел «Цветоведение»
| ||||||
2.1 | Большой цветовой круг. Названия цветов большого цветового круга. «Теплохолодность» цвета | Урок | 4 | 2 | 2 | |
2.2 | Нюансы. Многообразие оттенков цвета | Урок | 4 | 2 | 2 | |
2.3 | Контрасты. Контрастные пары цветов | Урок | 8 | 4 | 4 | |
2.4 | Цвет в тоне. | Урок | 4 | 2 | 2 | |
2.5 | Ахроматические цвета. Творческое задание | Урок | 4 | 2 | 2 | |
2.6 | Локальный цвет и его оттенки | Урок | 4 | 2 | 2 | |
2.7 | Плановость | Урок | 4 | 2 | 2 | |
2.8 | Выделение композиционного центра посредством цвета. Доминанта, акцент | Урок | 8 | 4 | 4 | |
2.9 | Условный объем. Освещенность предметов. | Урок | 4 | 2 | 2 | |
2.10 | Изучение нетрадиционных живописных приемов | Урок | 8 | 4 | 4 | |
2.11 | Творческая композиция | Урок | 8 | 4 | 4 |
Год обучения
№ | Наименование раздела, темы | Вид учеб-ного заня-тия | Общий объем времени в часах | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||
132 | 66 | 66 | |||
Раздел «ГРАФИКА»
Раздел «Цветоведение»
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает особое место в системе обучения детей художественному творчеству. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.
Программа для данного возраста ориентирована на знакомство с различными видами изобразительного искусства. Большая часть заданий призвана развивать образное мышление и воображение ребенка, внимание, наблюдательность, зрительную память.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ. ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
|
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел «ГРАФИКА»
1.1 Тема: Многообразие линий в природе. Знакомство с пластическим разнообразием линий. Понятие «живая линия». Освоение графического языка. Выполнение зарисовок (например, скалы, горы, водопад, банка с льющимся вареньем). Использование формата ½ А4 (белый или тонированный), черного (серого, коричневого) фломастера или гелиевых ручек.
Самостоятельная работа:выполнить 3 - 4 упражнения на характер линий: волнистая, ломаная, прямая, спиралевидная и т.д.
1.2 Тема: Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна. Знакомство с выразительными средствами графической композиции. Выполнение зарисовок (например, следы на снегу, следы птиц, людей, лыжников и т.д.).
Использование Формата А4, черного фломастера, гелиевой ручки.
Самостоятельная работа: заполнение формы шаблона - рыбка (линия), гриб (точка), ваза (пятно).
1.3 Тема: Выразительные возможности цветных карандашей. Знакомство с цветными карандашами. Работа штрихом, пятном. Знакомство с цветовыми переходами. Выполнение рисунка по шаблону (например, праздничные воздушные шары, праздничный торт, осенние листья). Использование формата ½ А4, цветных карандашей.
Самостоятельная работа:выполнение плавных цветовых переходов (цветовые растяжки).
1.4. Тема: Техника работы пастелью. Освоение навыков рисования пастелью, изучение технологических особенностей работы (растушевка, штриховка, затирка). Выполнение эскизов (например, гриб, цветок, ёжик, рыбка). Использование пастельной бумаги (формат А4), пастели, фиксажа.
Самостоятельная работа:посещение действующих выставок работ художников.
1.5 Тема: Орнамент. Виды орнамента. Знакомство с классификацией орнамента. Роль орнамента в жизни людей. Выполнение эскизов «Лоскутное одеяло», салфетка, скатерть. Использование формата ½ А4, фломастеров или гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: создание орнаментов из геометрических элементов (круг, квадрат, ромб, треугольник и др.).
1.6 Тема: Орнамент. Декорирование конкретной формы. Дать понятие о композиционном ритме. Знакомство с правилами построения простого ленточного орнамента. Выполнение эскиза орнамента шапочки, варежек, перчаток. Использование акварели, фломастеров, формат А4.
Самостоятельная работа:выполнение простых геометрических, растительных орнаментов.
1.7 Тема: Кляксография. Знакомство с понятием образность. Создать пятно (кляксу) из ограниченной палитры акварели (туши) и постараться увидеть в нем образ и дорисовать его.Выполнениеэскизов (например, «Космический зоопарк», несуществующее животное, посуда, обувь). Использование формата ½ А4, акварели, туши, белой гуаши, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа:закрепление материала посредствам дорисовывания пятен (связь формы пятна с образом).
1.8 Тема: Пушистые образы. Домашние животные. Продолжать обучать основным приемам техники «по-сырому», применение новой техники в творческих работах. Выполнение этюдов (например, этюды кошек или собак).
|
Использованиеформата А4, туши или черной акварели, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа:знакомство с работами художников-иллюстраторов детских книг.
1.9 Тема: Фактуры. Знакомство с материальностью окружающего мира средствами графики. Выполнение упражнений - зарисовок с натуры (мох, ракушки, камушки и др.) и творческих заданий (например, пенек с грибами, морские камушки с водорослями). Использование формата 1/2 А4, черного фломастера, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: изображение моха, камней, коры деревьев.
1.10 Тема: Техника работы пастелью. Использование различных фактур (кожа, мех, перья, чешуя). Выполнение зарисовок с натуры (мех, перья, кожа, чешуя и др.) и творческих заданий (например, животные севера или юга, мама и дитя). Использование формата А4, пастели.
Самостоятельная работа:выполнение рисунка домашнего животного в технике «пастель».
Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
2.1 Тема: Вводное творческое задание «Чем и как рисует художник». Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием. Выполнение упражнений на проведение разных штрихов, линий, мазков, заливок. Использование формата ½ А4, карандаша, акварели, гелиевых ручек. Самостоятельная работа:закрепление пройденного материала.
2.2 Тема: Цветовой спектр. Основные и составные цвета. Знакомство с понятием "цветовой круг", последовательностью спектрального расположения цветов. Знакомство с основными и составными цветами.
Выполнение эскизов ( например, зонтик, парашют, радуга, радужные игрушки). Использование акварели, формата А4.
Самостоятельная работа:закрепление материала, изображение радуги.
2.3 Тема: Цветовые растяжки. Изучение возможностей цвета, его преобразование (высветление, затемнение). Выполнение этюдов (например, «Бусы», «Лошарик», «Гусеница»). Использование акварели, формата А4.
Самостоятельная работа:выполнение тоновых растяжек.
2.4 Тема: Теплые и холодные цвета. Знакомство с понятием «теплые и холодные» цвета. Выполнение этюдов (например, «Северное сияние», «Холодные и теплые сладости», «Веселые осьминожки»). Использование акварели, формата ½ А4.
Самостоятельная работа:изображение пера волшебной птицы.
2.5 Тема: Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет». Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов (например, река, ручеёк, водопад (композицию можно дополнять корабликами, выполненными из бумаги, способом «оригами»). Использование акварели, формата ½ А4,
Самостоятельная работа:закрепление материала, выполнение акварельных заливок.
2.6 Тема: Техника работы акварелью «мазками». Дальнейшее развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов – упражнений пестрых перьев с натуры, выполнение творческой работы (например, «Рыбка», «Курочка-ряба»). Использование акварели, формата А4.
Самостоятельная работа:знакомство с репродукциями художников, работавших в этой технике (В. Ван-Гог и др.)
2.7 Тема: Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого цвета. Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение эскизов животных (например, слон, бегемот, носорог, динозавр). Использование формата А4, акварели, мятой бумаги.
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение этюда с натуры (например, клубки ниток).
2.8 Тема: Техника работы акварелью «сухая кисть». Развитие и совершенствование навыков работы акварелью.Выполнение этюдов (например, «Ветреный день», «Летний луг», «Птичье гнездо» и т. д). Использование формата А4, акварели).
Самостоятельная работа:закрепление приема.
2.9 Тема: Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков. Знакомство с техникой работы гуашью, учить составлять оттенки белого цвета путем смешивания с различными цветами.
Выполнение этюдов (например, «Белые медведи», «Зайчик зимой», «Белые лебеди», «Голубки»). Использование пастельной бумаги, гуаши, формата А4.
Самостоятельная работа: рисунок снеговика на темной пастельной бумаге.
2.10 Тема: Творческое задание «Портрет мамы». Обогащение чувственного опыта детей через эстетическое восприятие портретной живописи. Знакомство с жанром «портрет».Выполнение эскизов (например, портрет мамы, бабушки, сестренки). Использование техники на выбор: акварель, гуашь, пастель, формат А4).
Самостоятельная работа:знакомство с жанром «портрет» (на примере работ известных художников: И. Репина, В. Серова, П. Ренуара, А. Модильяни, П. Гоген и др.)
2.11 Тема: Смешанная техника. 4 стихии. Учить применять разные техники и технологии в одной композиции. Выполнение эскизов на разные темы (например, «Огонь» (салют, костер, бенгальские огни, небесные светила; «Вода» (фонтан, ручей, водопад, озеро, лужа); «Воздух (мыльные пузыри, облака, ветер); «Земля» (камни, скалы, пустыня)). Использование материалов на выбор учащихся, формата А4.
Самостоятельная работа:выполнение творческой работы на заданную тему в формате ½ А4.
Второй год обучения
Раздел «ГРАФИКА»
1.1 Тема: Противостояние линии. Характерные особенности линий. Продолжать знакомить с разнообразием линий в природе. Пластика линий.
Выполнение зарисовок (например, два образа, противоположные по пластическому решению: голубь-орел; лебедь-коршун).
Использование формата А4, белой и черной гелиевых ручек.
Самостоятельная работа:выполнение упражнения на характер линий (колкая, плавная, тонкая, ломаная; линия, разная по толщине и др.), формат А4.
Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
2.1 Тема: Большой цветовой круг. Названия цветов большого цветового круга. «Тепло-холодность» цвета. Знакомство с большим цветовым кругом, основными, составными цветами, с дополнительными холодными и теплыми цветами. Выполнение этюдов на тепло-холодность оттенков одного цвета (например, «Братья-гномы» и др.). Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: выполнение упражнения, поиск теплого и холодного оттенка в пределах одного цвета.
2.2 Тема: Нюансы. Многообразие оттенков цвета. Знакомство с понятиями: «локальный цвет» и «оттенок». Выполнение этюдов с натуры (например, «ягоды», ветка рябины, виноград, перо сказочной птицы). Использование формата А4, акварели, пастели.
Самостоятельная работа: собрать коллекцию пуговиц, бусин, фантиков в пределах одного цвета.
2.3 Тема: Контрасты. Контрастные пары цветов. Знакомство с контрастными парами цветов, их способностью «усиливать» друг друга. Выполнение композиции из предметов, контрастных по цвету (например, фрукты, зонтики под дождем, игрушки на полке и др.). Использование формата А4, акварели, пастели.
Самостоятельная работа: упражнение-аппликация «Пары контрастных цветов).
2.4 Тема: Цвет в тоне. Знакомство с понятием «тон».
Выполнение эскиза (например, «Котенок с клубками ниток», «Свинья с поросятами»). Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: выполнить упражнение на растяжку 1-2 цветов.
2.5 Тема: Ахроматические цвета. Познакомиться с понятиями «ахроматические цвета», «светлота», с техникой их составления.
Выполнение эскиза (например, иллюстрация к сказке В. Сутеева «Три котенка», образы домашних животных и др.). Использование формата А4, гуаши черной и белой.
Самостоятельная работа: знакомство с искусством черно-белой фотографии.
2.6 Тема: Локальный цвет и его оттенки. Развить у детей способность видения градаций цвета в живописи, многообразие цветовых оттенков. Выполнение композиции (например, из осенних листьев, цветов на клумбе).
Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: упражнение «лоскутное одеяло».
2.7 Тема: Плановость. Повторить некоторые законы композиции в пейзаже (плановость, равновесие, композиционный центр). Выполнение этюда пейзажа (например, морской, горный, лесной). Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: знакомство с творчеством художников, работающих в жанре «пейзаж», посещение основной экспозиции музея изобразительных искусств.
2.8 Тема: Выделение композиционного центра посредством цвета. Знакомство с понятием «доминанта», «акцент». Выполнение этюда с натуры (например, «Корзина с урожаем», «Дары природы»). Использование формата А4, акварели или гуаши.
Самостоятельная работа:выполнение аппликации из геометрических форм с доминантой и акцентом.
2.9 Тема: Условный объем. Освещенность предметов. Учить передавать свет посредством цвета. Выполнение этюдов с натуры (например, игрушки, предметы быта, овощные портреты). Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа:фотографии освещенных объектов, выполнение упражнений: круглая форма (рисунок яблока, мячика), четырехгранная форма (кубик, домик), сложная форма (игрушка, человечек).
2.10 Тема: Изучение нетрадиционных живописных приемов. Знакомство с новыми техниками и их возможностями. Освоение новых техник. Выполнение упражнений. Вощение (например, морская волна с «барашками», морозные узоры, цветы и т.д.).
Набрызг (салют, фонтан). Использование соли (звездное небо, созвездия зодиака). Монотипия (применение кружев и ткани в создании композиции «Зима»). Кляксография + раздувание («лунные цветы»). Использование формата А4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др.
Самостоятельная работа: закрепление материала.
2.11 Тема: Творческая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение композиции (например, «Подводный замок Нептуна», «Космос», «Сказочный остров» и др.). Использование формата А4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др.
Самостоятельная работа:изучение аналогов композиций.
Третий год обучения
Раздел «ГРАФИКА»
1.1 Тема: Равновесие. Знакомство с понятием равновесная композиция.
Выполнение эскиза равновесной композиции из любых предметов.
Использование формата А4, гелиевой ручки, черного фломастера.
Самостоятельная работа:поиск равновесных композиций в журналах, книгах и др.
1.2 Тема: Статика. Динамика. Знакомство с понятиями «статика», «динамика». Выполнение композиция на одну из понравившихся схем.
Использование формата А4, гелиевой ручки.
Самостоятельная работа:поиск статичных и динамичных композиций в журналах, книгах и др.
1.3 Тема: Силуэт. Повторение понятия «силуэт». Знакомство со сложными силуэтами. Оверлеппинг (наложение, пересечение).
Создание композиции с использованием сложного силуэта (например, полка с посудой, белье на веревке).
Использование формата, вытянутого по горизонтали, черного фломастера.
Самостоятельная работа:выполнение аппликации-наложения черного на белое, белого на черное (рыбка в аквариуме, грибы в банке и др.).
1.4 Тема: Шахматный прием в декоративной графике. Знакомство с шахматным приемом. Выполнение композиции (например, «В шахматной стране»). Использование формата ½ А4, черного фломастера.
Самостоятельная работа: выполнение упражнений различных видов шахматных сеток.
1.5 Тема: Перспектива. Знакомство с видами перспективы города (фронтальная, «вид сверху» и др.), пропорциональные отношения (люди, машины, дома). Копирование архитектурных образов (замки, город). Использование формата А4, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа:знакомство с разными городами по фотографиям, книжным иллюстрациям, открыткам.
1.6 Тема: Пластика животных. Дальнейшее знакомство с понятием «стилизация». Выполнение рисунка стилизованного животного, могут быть поиски образов животных к басням И.А. Крылова. На одном формате изобразить реальный образ и поиски стилизованных форм того же животного. Использование формата А4, гелиевой ручки.
Самостоятельная работа:выполнение модели животного из пластилина.
1.7 Тема: Работа фломастерами (цветными карандашами). Развитие умения стилизации живых форм. Выполнение эскиза (например, образ Царевны лягушки, образ времени года). Использование формата А4, цветных карандашей, фломастеров.
Самостоятельная работа:поисковые зарисовки деталей персонажа (глаза, лапы, детали костюма и др.).
1.8 Тема: Пластика человека. Знакомство с условными пропорциями и схемами построения фигуры человека. Выполнение композиции (например, «Спорт», «Танец», «Акробаты»).
Использование формата А4, гелиевой ручки, фломастеров.
Самостоятельная работа:фотографии или др. изображения людей в движении.
1.9 Тема: Графическая композиция. Формирование умения работать над сложной графической композицией. Выполнение композиции (например, «В окне и за окном», «Микромир», «Фонтаны», Славянские мифологические образы (птица Феникс, Сирин, Домовой, Леший, Водяной, Русалка).
Использование формата А4, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: поиск подготовительного материала для творческой композиции, выполнение композиционных поисков.
Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
2.1 Тема: Локальный цвет и его оттенки. Повторение и закрепление понятия локальный цвет и разнообразие оттенков одного цвета. Выполнение иллюстраций (например, иллюстрации разноцветных сказок Л. Яхнина). Использование формата А3, акварели.
Самостоятельная работа:выполнение абстрактной аппликации из кусочков ткани (ассоциации на темы: вьюга, огонь, времена года, листопад и др.).
2.2 Тема: Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном. Выделение тоном главного пятна композиции. Выполнение эскизов (например, «Парусник на море, «Силуэт дерева на фоне заката», «Горный пейзаж», «Силуэт цветка в окне», «Привидения»). Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: копирование образцов, предложенных преподавателем.
2.3 Тема: Колорит. Нюансные или контрастные гармонии. Формирование знаний о нюансных цветах. Знакомство с понятием «пары нюансных цветов» большого цветового круга. Формирование знаний о дополнительных цветах. Выполнение эскиза витража (например, «Жар – птица», «Волшебный цветок», «Золотой петушок», «Бабочки»). Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: знакомство с произведениями известных художников, изучение техники витража в журналах.
2.4 Тема: Цветовые гармонии в пределах 2-3-х цветов. Использование ограниченной палитры цветов в создании композиции. Выполнение эскиза афиши, флаэра. Использование формата А4, акварели, гуаши.
Самостоятельная работа: изучение рекламной продукции.
2.5 Тема: Смешанная техника. Умение целесообразно использовать технику, согласно задуманному образу. Выполнение эскиза композиции (например, «Замороженное оконце» и др.)
Использование формата А4, акварели, воска (восковая свеча), соли, гелиевых карандашей с блеском, цветных контуров, гелиевых ручек и др.
Самостоятельная работа:фотографирование морозных узоров.
2.6 Тема: Цвет в музыке. Развитие абстрактного мышления. Прослушивание музыкальных произведений П.И.Чайковский «Времена года», «Вальс цветов», выполнение ассоциативных цветовых композиций. Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа:прослушивание шедевров классической музыки.
2.7 Тема: Психология цвета. Знакомить с психологическими характеристиками цвета на примере цветовых карт Люшера. Выполнение эскизов образов положительных или отрицательных сказочных героев (например, Буратино, Карабас – Барабас, Пьеро, баба Яга и т. д.).
Использование любого формата, материалов на выбор (гуашь, акварель).
Самостоятельная работа:тестирование на предмет цвет-настроение, сочинение сказки о цветах и красках.
2.8 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение эскиза к сюжетной композиции (например, «праздник», «каникулы»). Использования формата любого размера и материалов на выбор (гуашь, акварель).
Самостоятельная работа:подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.
2.9 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции (например, «Зоопарк», «Человек и животное»).
Использование формата любого размера, материалов на выбор (гуашь, акварель).
Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.
2.10 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции (например, «Театр»). Использование формата любого размера, материалы на выбор (гуашь, акварель).
Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.
2.11 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции (например, «Путешествие»). Использование формата любого размера, материалов на выбор (гуашь, акварель).
Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Основы изобразительной грамоты и рисование»:
1. Знание различных видов изобразительного искусства.
2. Знание основных жанров изобразительного искусства.
3. Знание терминологии изобразительного искусства.
4. Знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый и большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.).
5. Знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе.
6. Знание основных выразительных средств изобразительного искусства.
7. Знание основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии.
8. Навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.146 с.)