По. 01. Художественное творчество 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По. 01. Художественное творчество



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»,

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Предметная область

ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

По учебному предмету

ПО.01.УП.01. ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ И РИСОВАНИЕ

 

Москва 2012

Разработчики:

А.Ю.Анохин, директор Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, преподаватель, почетный работник общего образования Российской Федерации

И.А.Морозова, заместитель директора по научно-методической работе Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, преподаватель

С.В.Чумакова, доцент кафедры рисунка Орловского государственного университета, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, кандидат педагогических наук

 

Главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук

 

Технический редактор: О.И.Кожурина, преподаватель Колледжа имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных

 

Рецензенты:

В.Н.Лузин, преподаватель Свердловского художественного училища имени И.Д.Шадра

О.Ф.Чернышова, заведующая Детской художественной школой «Росток» при Палехском художественном училище имени М.Горького, преподаватель

 

 

Содержание

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА    
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН    
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА    
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ    
5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК    
6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА    
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ    

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» разработана  на основе и с учетом  федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество».

Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает важное место в комплексе предметов предпрофессиональных программ «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество». Он является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.

Программа предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» состоит из двух разделов — графики и цветоведения, это два направления в содержании учебного предмета в каждой возрастной категории.

Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.

Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности.

Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Срок реализации учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование - 3 годав рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» с 8-летним сроком освоения.

Объем УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ и виды учебной работы

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

Задачи:

ñ Развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти).

ñ Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное.

ñ Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.

ñ Формирование элементарных основ изобразительной грамоты (чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.).

ñ  Приобретение детьми опыта творческой деятельности.

ñ Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:

1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);

2. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

3. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);

4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учеб-ного заня-тия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка Самостоятель-ная работа Аудиторные занятия
      128 64 64

Раздел «ГРАФИКА»

1.1 Многообразие линий в природе Урок 4 2 2
1.2 Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна Урок 4 2 2
1.3 Выразительные возможности цветных карандашей Урок 4 2 2
1.4 Техника работы пастелью Урок 4 2 2
1.5 Орнамент. Виды орнамента Урок 8 4 4
1.6 Орнамент. Декорирование конкретной формы Урок 4 2 2
1.7 Кляксография Урок 4 2 2
1.8 Пушистые образы. Домашние животные Урок 8 4 4
1.9 Фактуры Урок 8 4 4
1.10 Техника работы пастелью Урок 8 4 4

Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»

2.1 Вводное Творческое задание «Чем и как рисует художник» Урок 4 2 2
2.2 Цветовой спектр. Основные и составные цвета Урок 4 2 2
2.3 Цветовые растяжки Урок 4 2 2
2.4 Теплые и холодные цвета Урок 8 4 4
2.5 Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет» Урок 8 4 4
2.6 Техника работы акварелью «мазками» Урок 8 4 4
2.7 Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого цвета Урок 8 4 4
2.8 Техника работы акварелью «сухая кисть» Урок 4 2 2
2.9 Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков Урок 8 4 4
2.10 Творческое задание «Портрет мамы». Урок 8 4 4
2.11 Смешанная техника. 4 стихии Урок 8 4 4

Год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учеб-ного заня-тия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка Самостоятель-ная работа Аудиторные занятия
      132 66 66

                                                               1. Раздел «ГРАФИКА»

1.1 Противостояние линии. Характерные особенности линий Урок 8 4 4
1.2 Работа с геометрическими формами. Применение тона. Урок 4 2 2
1.3 Стилизация. Преобразование геометризированной формы в пластичную Урок 8 4 4
1.4 Абстракция. Преобразование пластической формы в геометризированную Урок 8 4 4
1.5 Текстура Урок 4 2 2
1.6 Ритм. Простой, усложненный Урок 4 2 2
1.7 Симметрия. Пятно. Урок 4 2 2
1.8 Асимметрия Урок 4 2 2
1.9 Линия горизонта. Плановость Урок 8 4 4
1.10 Техника работы фломастерами Урок 8 4 4
1.11 Буквица. «Веселая азбука» Урок 4 2 2

                                                       2. Раздел «Цветоведение»

2.1 Большой цветовой круг. Названия цветов большого цветового круга. «Теплохолодность» цвета Урок 4 2 2
2.2 Нюансы. Многообразие оттенков цвета Урок 4 2 2
2.3 Контрасты. Контрастные пары цветов Урок 8 4 4
2.4 Цвет в тоне. Урок 4 2 2
2.5 Ахроматические цвета. Творческое задание Урок 4 2 2
2.6 Локальный цвет и его оттенки Урок 4 2 2
2.7 Плановость Урок 4 2 2
2.8 Выделение композиционного центра посредством цвета. Доминанта, акцент Урок 8 4 4
2.9 Условный объем. Освещенность предметов. Урок 4 2 2
2.10 Изучение нетрадиционных живописных приемов Урок 8 4 4
2.11 Творческая композиция Урок 8 4 4

Год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учеб-ного заня-тия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
      132 66 66

Раздел «ГРАФИКА»

1.1 Равновесие Урок 4 2 2 1.2 Статика. Динамика Урок 4 2 2 1.3 Силуэт Урок 4 2 2 1.4 Шахматный прием в декоративной графике Урок 8 4 4 1.5 Перспектива Урок 8 4 4 1.6 Пластика животных Урок 8 4 4 1.7 Работа фломастерами (цветными карандашами) Урок 8 4 4 1.8 Пластика человека Урок 4 2 2 1.9 Графическая композиция Урок 8 4 4

Раздел «Цветоведение»

2.1 Локальный цвет и его оттенки Урок 4 2 2 2.2 Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном Урок 4 2 2 2.3 Колорит. Нюансные или контрастные гармонии Урок 8 4 4 2.4 Цветовые гармонии в пределах 2-3 цветов Урок 4 2 2 2.5 Смешанная техника Урок 4 2 2 2.6 Цвет в музыке Урок 4 2 2 2.7 Психология цвета Урок 4 2 2 2.8 Тематическая композиция Урок 8 4 4 2.9 Тематическая композиция Урок 8 4 4 2.10 Тематическая композиция Урок 8 4 4 2.11 Тематическая композиция Урок 8 4 4

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает особое место в системе обучения детей художественному творчеству. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.

Программа для данного возраста ориентирована на знакомство с различными видами изобразительного искусства. Большая часть заданий призвана развивать образное мышление и воображение ребенка, внимание, наблюдательность, зрительную память.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ. ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел «ГРАФИКА»

1.1 Тема: Многообразие линий в природе. Знакомство с пластическим разнообразием линий. Понятие «живая линия». Освоение графического языка. Выполнение зарисовок (например, скалы, горы, водопад, банка с льющимся вареньем). Использование формата ½ А4 (белый или тонированный), черного (серого, коричневого) фломастера или гелиевых ручек.

Самостоятельная работа:выполнить 3 - 4 упражнения на характер линий: волнистая, ломаная, прямая, спиралевидная и т.д.

1.2 Тема: Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна. Знакомство с выразительными средствами графической композиции. Выполнение зарисовок (например, следы на снегу, следы птиц, людей, лыжников и т.д.).

Использование Формата А4, черного фломастера, гелиевой ручки.

Самостоятельная работа: заполнение формы шаблона - рыбка (линия), гриб (точка), ваза (пятно).

1.3 Тема: Выразительные возможности цветных карандашей. Знакомство с цветными карандашами. Работа штрихом, пятном. Знакомство с цветовыми переходами. Выполнение рисунка по шаблону (например, праздничные воздушные шары, праздничный торт, осенние листья). Использование формата ½ А4, цветных карандашей.

Самостоятельная работа:выполнение плавных цветовых переходов (цветовые растяжки).

1.4. Тема: Техника работы пастелью. Освоение навыков рисования пастелью, изучение технологических особенностей работы (растушевка, штриховка, затирка). Выполнение эскизов (например, гриб, цветок, ёжик, рыбка). Использование пастельной бумаги (формат А4), пастели, фиксажа.

Самостоятельная работа:посещение действующих выставок работ художников.

1.5 Тема: Орнамент. Виды орнамента. Знакомство с классификацией орнамента. Роль орнамента в жизни людей. Выполнение эскизов «Лоскутное одеяло», салфетка, скатерть. Использование формата ½ А4, фломастеров или гелиевых ручек.

Самостоятельная работа: создание орнаментов из геометрических элементов (круг, квадрат, ромб, треугольник и др.).

1.6 Тема: Орнамент. Декорирование конкретной формы. Дать понятие о композиционном ритме. Знакомство с правилами построения простого ленточного орнамента. Выполнение эскиза орнамента шапочки, варежек, перчаток. Использование акварели, фломастеров, формат А4.

Самостоятельная работа:выполнение простых геометрических, растительных орнаментов.

1.7 Тема: Кляксография. Знакомство с понятием образность. Создать пятно (кляксу) из ограниченной палитры акварели (туши) и постараться увидеть в нем образ и дорисовать его.Выполнениеэскизов (например, «Космический зоопарк», несуществующее животное, посуда, обувь). Использование формата ½ А4, акварели, туши, белой гуаши, гелиевых ручек.

Самостоятельная работа:закрепление материала посредствам дорисовывания пятен (связь формы пятна с образом).

1.8 Тема: Пушистые образы. Домашние животные. Продолжать обучать основным приемам техники «по-сырому», применение новой техники в творческих работах. Выполнение этюдов (например, этюды кошек или собак).

Использованиеформата А4, туши или черной акварели, гелиевых ручек.

Самостоятельная работа:знакомство с работами художников-иллюстраторов детских книг.

1.9 Тема: Фактуры. Знакомство с материальностью окружающего мира средствами графики. Выполнение упражнений - зарисовок с натуры (мох, ракушки, камушки и др.) и творческих заданий (например, пенек с грибами, морские камушки с водорослями). Использование формата 1/2 А4, черного фломастера, гелиевых ручек.

Самостоятельная работа: изображение моха, камней, коры деревьев.

1.10 Тема: Техника работы пастелью. Использование различных фактур (кожа, мех, перья, чешуя).   Выполнение зарисовок с натуры (мех, перья, кожа, чешуя и др.) и творческих заданий (например, животные севера или юга, мама и дитя). Использование формата А4, пастели.

Самостоятельная работа:выполнение рисунка домашнего животного в технике «пастель».

Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»

2.1 Тема: Вводное творческое задание «Чем и как рисует художник». Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием. Выполнение упражнений на проведение разных штрихов, линий, мазков, заливок. Использование формата ½ А4, карандаша, акварели, гелиевых ручек. Самостоятельная работа:закрепление пройденного материала.

2.2 Тема: Цветовой спектр. Основные и составные цвета. Знакомство с понятием "цветовой круг", последовательностью спектрального расположения цветов. Знакомство с основными и составными цветами.

Выполнение эскизов ( например, зонтик, парашют, радуга, радужные игрушки). Использование акварели, формата А4.

Самостоятельная работа:закрепление материала, изображение радуги.

2.3 Тема: Цветовые растяжки. Изучение возможностей цвета, его преобразование (высветление, затемнение). Выполнение этюдов (например, «Бусы», «Лошарик», «Гусеница»). Использование акварели, формата А4.

Самостоятельная работа:выполнение тоновых растяжек.

2.4 Тема: Теплые и холодные цвета. Знакомство с понятием «теплые и холодные» цвета. Выполнение этюдов (например, «Северное сияние», «Холодные и теплые сладости», «Веселые осьминожки»). Использование акварели, формата ½ А4.

Самостоятельная работа:изображение пера волшебной птицы.

2.5 Тема: Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет». Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов (например, река, ручеёк, водопад (композицию можно дополнять корабликами, выполненными из бумаги, способом «оригами»). Использование акварели, формата ½ А4,

Самостоятельная работа:закрепление материала, выполнение акварельных заливок.

2.6 Тема: Техника работы акварелью «мазками». Дальнейшее развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов – упражнений пестрых перьев с натуры, выполнение творческой работы (например, «Рыбка», «Курочка-ряба»). Использование акварели, формата А4.

Самостоятельная работа:знакомство с репродукциями художников, работавших в этой технике (В. Ван-Гог и др.) 

2.7 Тема: Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого цвета. Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение эскизов животных (например, слон, бегемот, носорог, динозавр). Использование формата А4, акварели, мятой бумаги.

Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение этюда с натуры (например, клубки ниток).

2.8 Тема: Техника работы акварелью «сухая кисть». Развитие и совершенствование навыков работы акварелью.Выполнение этюдов (например, «Ветреный день», «Летний луг», «Птичье гнездо» и т. д). Использование формата А4, акварели).

Самостоятельная работа:закрепление приема.

2.9 Тема: Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков. Знакомство с техникой работы гуашью, учить составлять оттенки белого цвета путем смешивания с различными цветами.

Выполнение этюдов (например, «Белые медведи», «Зайчик зимой», «Белые лебеди», «Голубки»). Использование пастельной бумаги, гуаши, формата А4.

Самостоятельная работа: рисунок снеговика на темной пастельной бумаге.

2.10 Тема: Творческое задание «Портрет мамы». Обогащение чувственного опыта детей через эстетическое восприятие портретной живописи. Знакомство с жанром «портрет».Выполнение эскизов (например, портрет мамы, бабушки, сестренки). Использование техники на выбор: акварель, гуашь, пастель, формат А4).

Самостоятельная работа:знакомство с жанром «портрет» (на примере работ известных художников: И. Репина, В. Серова, П. Ренуара, А. Модильяни, П. Гоген и др.)

2.11 Тема: Смешанная техника. 4 стихии. Учить применять разные техники и технологии в одной композиции. Выполнение эскизов на разные темы (например, «Огонь» (салют, костер, бенгальские огни, небесные светила; «Вода» (фонтан, ручей, водопад, озеро, лужа); «Воздух (мыльные пузыри, облака, ветер); «Земля» (камни, скалы, пустыня)). Использование материалов на выбор учащихся, формата А4.

Самостоятельная работа:выполнение творческой работы на заданную тему в формате ½ А4.

 

Второй год обучения

Раздел «ГРАФИКА»

1.1 Тема: Противостояние линии. Характерные особенности линий. Продолжать знакомить с разнообразием линий в природе. Пластика линий.

Выполнение зарисовок (например, два образа, противоположные по пластическому решению: голубь-орел; лебедь-коршун).

Использование формата А4, белой и черной гелиевых ручек.

Самостоятельная работа:выполнение упражнения на характер линий (колкая, плавная, тонкая, ломаная; линия, разная по толщине и др.), формат А4.

Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»

2.1 Тема: Большой цветовой круг. Названия цветов большого цветового круга. «Тепло-холодность» цвета. Знакомство с большим цветовым кругом, основными, составными цветами, с дополнительными холодными и теплыми цветами. Выполнение этюдов на тепло-холодность оттенков одного цвета (например, «Братья-гномы» и др.). Использование формата А4, акварели.

Самостоятельная работа: выполнение упражнения, поиск теплого и холодного оттенка в пределах одного цвета.

2.2 Тема: Нюансы. Многообразие оттенков цвета. Знакомство с понятиями: «локальный цвет» и «оттенок». Выполнение этюдов с натуры (например, «ягоды», ветка рябины, виноград, перо сказочной птицы). Использование формата А4, акварели, пастели.

Самостоятельная работа: собрать коллекцию пуговиц, бусин, фантиков в пределах одного цвета.

2.3 Тема: Контрасты. Контрастные пары цветов. Знакомство с контрастными парами цветов, их способностью «усиливать» друг друга. Выполнение композиции из предметов, контрастных по цвету (например, фрукты, зонтики под дождем, игрушки на полке и др.). Использование формата А4, акварели, пастели.

Самостоятельная работа: упражнение-аппликация «Пары контрастных цветов).

2.4 Тема: Цвет в тоне. Знакомство с понятием «тон».

Выполнение эскиза (например,  «Котенок с клубками ниток», «Свинья с поросятами»). Использование формата А4, акварели.

Самостоятельная работа: выполнить упражнение на растяжку 1-2 цветов.

2.5 Тема: Ахроматические цвета. Познакомиться с понятиями «ахроматические цвета», «светлота»,  с техникой их составления.

Выполнение эскиза (например,  иллюстрация к сказке В. Сутеева «Три котенка», образы домашних животных и др.). Использование формата А4, гуаши черной и белой.

Самостоятельная работа: знакомство с искусством черно-белой фотографии.

2.6 Тема: Локальный цвет и его оттенки. Развить у детей способность видения градаций цвета в живописи, многообразие цветовых оттенков. Выполнение композиции (например, из осенних листьев, цветов на клумбе).

Использование формата А4, акварели.

Самостоятельная работа: упражнение «лоскутное одеяло».

2.7 Тема: Плановость. Повторить некоторые законы композиции в пейзаже (плановость, равновесие, композиционный центр). Выполнение этюда пейзажа (например, морской, горный, лесной). Использование формата А4, акварели.

Самостоятельная работа: знакомство с творчеством художников, работающих в жанре «пейзаж», посещение основной экспозиции музея изобразительных искусств.

2.8 Тема: Выделение композиционного центра посредством цвета. Знакомство с понятием «доминанта», «акцент». Выполнение этюда с натуры (например, «Корзина с урожаем», «Дары природы»). Использование формата А4, акварели или гуаши.

Самостоятельная работа:выполнение аппликации из геометрических форм с доминантой и акцентом.

2.9 Тема: Условный объем. Освещенность предметов. Учить передавать свет посредством цвета. Выполнение этюдов с натуры (например, игрушки, предметы быта, овощные портреты). Использование формата А4, акварели.

Самостоятельная работа:фотографии освещенных объектов, выполнение упражнений: круглая форма (рисунок яблока, мячика), четырехгранная форма (кубик, домик), сложная форма (игрушка, человечек).

2.10 Тема: Изучение нетрадиционных живописных приемов. Знакомство с новыми техниками и их возможностями. Освоение новых техник. Выполнение упражнений. Вощение (например, морская волна с «барашками», морозные узоры, цветы и т.д.).

Набрызг (салют, фонтан). Использование соли (звездное небо, созвездия зодиака). Монотипия (применение кружев и ткани в создании композиции «Зима»). Кляксография + раздувание («лунные цветы»). Использование формата А4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др.

Самостоятельная работа: закрепление материала.

2.11 Тема: Творческая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение композиции (например, «Подводный замок Нептуна», «Космос», «Сказочный остров» и др.). Использование формата А4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др.

Самостоятельная работа:изучение аналогов композиций.

Третий год обучения

Раздел «ГРАФИКА»

1.1 Тема: Равновесие. Знакомство с понятием равновесная композиция.

Выполнение эскиза равновесной композиции из любых предметов.

Использование формата А4, гелиевой ручки, черного фломастера.

Самостоятельная работа:поиск равновесных композиций в журналах, книгах и др.

1.2 Тема: Статика. Динамика. Знакомство с понятиями «статика», «динамика». Выполнение композиция на одну из понравившихся схем.

Использование формата А4, гелиевой ручки.

Самостоятельная работа:поиск статичных и динамичных композиций в журналах, книгах и др.

1.3 Тема: Силуэт. Повторение понятия «силуэт». Знакомство со сложными силуэтами. Оверлеппинг (наложение, пересечение).

Создание композиции с использованием сложного силуэта (например, полка с посудой, белье на веревке).

Использование формата, вытянутого по горизонтали, черного фломастера.

Самостоятельная работа:выполнение аппликации-наложения черного на белое, белого на черное (рыбка в аквариуме, грибы в банке и др.).

1.4 Тема: Шахматный прием в декоративной графике. Знакомство с шахматным приемом. Выполнение композиции (например, «В шахматной стране»). Использование формата ½ А4, черного фломастера.

Самостоятельная работа: выполнение упражнений различных видов шахматных сеток.

1.5 Тема: Перспектива. Знакомство с видами перспективы города (фронтальная, «вид сверху» и др.), пропорциональные отношения (люди, машины, дома). Копирование архитектурных образов (замки, город). Использование формата А4, гелиевых ручек.

Самостоятельная работа:знакомство с разными городами по фотографиям, книжным иллюстрациям, открыткам.

1.6 Тема: Пластика животных. Дальнейшее знакомство с понятием «стилизация». Выполнение рисунка стилизованного животного, могут быть поиски образов животных к басням И.А. Крылова. На одном формате изобразить реальный образ и поиски стилизованных форм того же животного. Использование формата А4, гелиевой ручки.

Самостоятельная работа:выполнение модели животного из пластилина.

1.7 Тема: Работа фломастерами (цветными карандашами). Развитие умения стилизации живых форм. Выполнение эскиза (например, образ Царевны лягушки, образ времени года). Использование формата А4, цветных карандашей, фломастеров.

Самостоятельная работа:поисковые зарисовки деталей персонажа (глаза, лапы, детали костюма и др.).

1.8 Тема: Пластика человека. Знакомство с условными пропорциями и схемами построения фигуры человека. Выполнение композиции (например, «Спорт», «Танец», «Акробаты»).

Использование формата А4, гелиевой ручки, фломастеров.

Самостоятельная работа:фотографии или др. изображения людей в движении.

1.9 Тема: Графическая композиция. Формирование умения работать над сложной графической композицией. Выполнение композиции (например, «В окне и за окном», «Микромир», «Фонтаны», Славянские мифологические образы (птица Феникс, Сирин, Домовой, Леший, Водяной, Русалка).

Использование формата А4, гелиевых ручек.

Самостоятельная работа: поиск подготовительного материала для творческой композиции, выполнение композиционных поисков.

Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»

2.1 Тема: Локальный цвет и его оттенки. Повторение и закрепление понятия локальный цвет и разнообразие оттенков одного цвета. Выполнение иллюстраций (например, иллюстрации разноцветных сказок Л. Яхнина). Использование формата А3, акварели.

Самостоятельная работа:выполнение абстрактной аппликации из кусочков ткани (ассоциации на темы: вьюга, огонь, времена года, листопад и др.).

2.2 Тема: Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном. Выделение тоном главного пятна композиции. Выполнение эскизов (например, «Парусник на море, «Силуэт дерева на фоне заката», «Горный пейзаж», «Силуэт цветка в окне», «Привидения»). Использование формата А4, акварели.

Самостоятельная работа: копирование образцов, предложенных преподавателем.

2.3 Тема: Колорит. Нюансные или контрастные гармонии. Формирование знаний о нюансных цветах. Знакомство с понятием «пары нюансных цветов» большого цветового круга. Формирование знаний о дополнительных цветах. Выполнение эскиза витража (например, «Жар – птица», «Волшебный цветок», «Золотой петушок», «Бабочки»). Использование формата А4, акварели.

Самостоятельная работа: знакомство с произведениями известных художников, изучение техники витража в журналах.

2.4 Тема: Цветовые гармонии в пределах 2-3-х цветов. Использование ограниченной палитры цветов в создании композиции. Выполнение эскиза афиши, флаэра. Использование формата А4, акварели, гуаши.

Самостоятельная работа: изучение рекламной продукции.

2.5 Тема: Смешанная техника. Умение целесообразно использовать технику, согласно задуманному образу. Выполнение эскиза композиции (например, «Замороженное оконце» и др.)

Использование формата А4, акварели, воска (восковая свеча), соли, гелиевых карандашей с блеском, цветных контуров, гелиевых ручек и др.

Самостоятельная работа:фотографирование морозных узоров.

2.6 Тема: Цвет в музыке. Развитие абстрактного мышления. Прослушивание музыкальных произведений П.И.Чайковский «Времена года», «Вальс цветов», выполнение ассоциативных цветовых композиций. Использование формата А4, акварели.

Самостоятельная работа:прослушивание шедевров классической музыки.

2.7 Тема: Психология цвета. Знакомить с психологическими характеристиками цвета на примере цветовых карт Люшера. Выполнение эскизов образов положительных или отрицательных сказочных героев (например, Буратино, Карабас – Барабас, Пьеро, баба Яга и т. д.).

Использование любого формата, материалов на выбор (гуашь, акварель).

Самостоятельная работа:тестирование на предмет цвет-настроение, сочинение сказки о цветах и красках.

2.8 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение эскиза к сюжетной композиции (например, «праздник», «каникулы»). Использования формата любого размера и материалов на выбор (гуашь, акварель).

Самостоятельная работа:подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.

2.9 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции (например, «Зоопарк», «Человек и животное»).

Использование формата любого размера, материалов на выбор (гуашь, акварель).

Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.

2.10 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции (например, «Театр»). Использование формата любого размера, материалы на выбор (гуашь, акварель).

Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.

2.11 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции (например, «Путешествие»). Использование формата любого размера, материалов на выбор (гуашь, акварель).

Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Основы изобразительной грамоты и рисование»:

1. Знание различных видов изобразительного искусства.

2. Знание основных жанров изобразительного искусства.

3. Знание терминологии изобразительного искусства.

4. Знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый и большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.).

5. Знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе.

6. Знание основных выразительных средств изобразительного искусства.

7. Знание основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии.

8. Навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.146 с.)