Субъекты международного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты международного права



Правосубъектность государств.

Государство согласно концепции, закрепившейся в настоящее время в доктрине международного права и международной практике, рассматривается как образование, характеризующееся наличием совокупности следующих основных признаков: территория, население, власть и самостоятельное осуществление международных отношений. При этом под властью подразумевается именно организованная политическая власть с аппаратом, осуществляющим эффективное управление населением и территорией. Самостоятельное осуществление международных отношений означает юридическую способность самостоятельно вступать в отношения с другими государствами, что является выражением независимости и отсутствия внешнего контроля.

В основу широко признанных в международном праве критериев государственности легла ст. 1 Межамериканской конвенции прав и обязанностей государств 1933 г. (Монтевидео), согласно которой государство как субъект международного права должно обладать следующими признаками: постоянным населением; определенной территорией; правительством; и способностью вступать в отношения с другими государствами.

Помимо перечисленных выше признаков важным качеством государства является суверенитет. Под суверенитетом понимают верховенство государства на собственной территории и его независимость в международных отношениях. Это присущее всем государствам неотъемлемое политико-юридическое качество, которым они обладают с момента возникновения и вплоть до прекращения существования. Суверенитет государства не может быть ограничен. В некотором смысле данная точка зрения тесно переплетается с подходами к независимости государств, выраженных Постоянной палатой международного правосудия (по делу "Лотус") и Международным судом ООН (в решении по делу Никарагуа против США и в консультативном заключении о законности угрозы ядерным оружием или его применения). Исключением может быть ограничение суверенитета на добровольной основе или в качестве ответственности за грубое нарушение норм международного права. В основе такого ограничения (независимо от того, идет ли речь о добровольном ограничении или об ограничении как ответственности за нарушение норм международного права) и правоотношений, порожденных таким юридическим фактом, лежит его правомерность. Одной из основных тенденций современного развития международной правосубъектности государств является определенная эволюция взглядов на суверенитет государства, выражающаяся в отходе от идеи его абсолютизации, что объясняется включением в сферу международного регулирования традиционно внутригосударственных вопросов (права человека, экология и др.). Суверенитет как политико-юридическое качество является скорее очень важным элементом государственности, но не ключевым фактором, определяющим международную правосубъектность государств.

Международная правосубъектность государств обусловлена главным образом наличием у них прав и обязанностей непосредственно в силу международного права, а также спецификой эволюции самого международного права.

Содержание и характеристика принципов международного права

       Принцип суверенного равенства государств включает в себя две составные части: уважение суверенитета всех государств и их равноправие в международных отношениях.
       Позднее указанный принцип получил свое толкование и дальнейшее развитие в Декларации о принципах международного права 1970 г. Основное назначение указанного принципа - обеспечение равного участия всех государств в международных отношениях, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

Согласно Декларации 1970 г. понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

а) государства юридически равны;

б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

в) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

г) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

д) каждое государство имеет право свободно избирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы;

е) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.
       В рамках международного права все государства-участники имеют равные права и обязанности. Они должны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению их отношения с другими государствами согласно международному праву. К числу элементов принципа суверенного равенства относится право государств принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двусторонних или многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет.

Принцип невмешательства тесно связан с принципом суверенного равенства государств, параллельно с которым он и развивался.
       С принятием Устава ООН запрет на вмешательство стал одним из основных принципов международного права. Как следует из формулировки п. 7 ст. 2 Устава, ООН не имеет права на «вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от членов ООН предоставлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава».
       Декларация о принципах международного права 1970 г. и Заключительный акт СБСЕ 1975 г. запрещают государствам вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства. Вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических основ, являются нарушением международного права. Ни одно государство не может применять либо поощрять применение экономических, политических или иных мер с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им прав, присущих его суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества любого рода. Ни одно государство не должно также организовывать, помогать прямо или косвенно, поощрять и т.п. вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на насильственное изменение строя другого государства. Запрещается применение силы для лишения народов формы их национального существования.      
       Принцип невмешательства включает в себя также неотъемлемое право каждого государства выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой бы то ни было форме со стороны, другого государства.

       Как общепризнанный принцип право на самоопределение возникло благодаря Уставу ООН, в п. 2 ст. 1 которого используется формулировка «принцип равноправия и самоопределения народов».   
       Исходя из содержания указанного документа, можно сформулировать основные положения, являющиеся элементами права на самоопределение:
а) каждый народ имеет право на самоопределение и равноправие, которое должно уважаться всеми государствами;

б) оно должно осуществляться путем свободного волеизъявления, без какого бы то ни было вмешательства извне;
в) оно означает возможность выбора между внутренним самоопределением (в рамках данного государства, например получением статуса субъекта федерации, автономного образования и т.д.), отделением данного народа с созданием собственного государства или вхождением его на тех или иных условиях в другое государство, т.е. возможность выбора политического статуса, включая и выбор формы государства (формы правления, государственного устройства, политического режима);
г) оно означает выбор пути экономического, социального и культурного развития, т.е., в первую очередь, возможность выбора социально-экономического строя.     
       Эти элементы взаимосвязаны, и один выбор может предопределять другой.
Принцип неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях гласит о следующем:
- каждое государство обязано воздерживаться в своих международ­ных отношениях от угрозы силой или ее применения как против тер­риториальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Такая угроза силой или ее применение являются на­рушением международного права и Устава ООН, они никогда не должны применяться в качестве средства урегулирования международных проблем      ;
- агрессивная война составляет преступление против мира, за кото­рое предусматривается ответственность в соответствии с международным правом;
- каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения меж­дународных споров, в том числе территориальных споров, и вопросов, касающихся государственных границ;    
- равным образом каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения международных демаркационных линий, таких, как линии перемирия, установленных или соответствующих международному соглашению, стороной которо­го является данное государство или которое это государство обязано соблюдать на каком-либо ином основании;    
- государства обязаны воздерживаться от актов репрессалий, связан­ных с применением силы;
- территория государства не может быть объектом военной оккупа­ции, являющейся результатом применения силы в нарушение положе­ний Устава ООН. Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными.

       Принцип мирного разрешения международных споров по своему содержанию тесно связан с принципом неприменения силы и угрозы силой.
       В соответствии с данным принципом государства должны, стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по их собственному выбору. В поисках урегулирования стороны должны согласовывать такие мирные средства, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора. Примерный перечень мирных средств разрешения споров содержится и в Уставе ООН (глава VI «Мирное разрешение споров»).
       В случае, если стороны не достигнут разрешения спора путем одного из вышеупомянутых мирных средств, они обязаны продолжать искать взаимно согласованные пути мирного урегулирования спора.

       Принцип нерушимости государственных границ тесно связан с принципом неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях и с принципом суверенного равенства государств. В Декларации о принципах международного права 1970 г. он рассматривается как составляющая принципа неприменения силы или угрозы силой: «Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ».
       Исходя из содержания вышеуказанных международных документов, основное содержание принципа нерушимости государственных границ сводится к трем элементам:
а) признание государствами юридически установленных в соответствии в международным правом границ;      
б) отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;
в) отказ от любых иных посягательств на эти границы, в том числе путем угрозы силой или ее применения.

       Устав ООН запрещает угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости государств. В Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что «территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны». Особо отмечается, что территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава ООН, и что территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными.

       Если говорить про принцип уважения прав человека и основных свобод, то его нормативное содержание разрабатывалось путем принятия специальных документов, к числу которых относится провозглашенная в 1948 г. Всеобщая декларация прав человека, и принятые в 1966 г. Международные пакты о правах человека, а также ряд других деклараций и конвенций. В качестве самостоятельного принцип был сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г., в п. VII «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу совести, мысли и религии».
       Исходя из положений указанного документа, основное содержание принципа уважения прав человека и основных свобод сводится к следующему: государства-участники обязуются уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Они «будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития». Государства признают, что уважение прав и свобод человека является существенным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества между ними, как и между всеми государствами.

       Сотрудничество государств в качестве принципа международного права впервые получило признание и закрепление в Уставе ООН как результат взаимодействия держав антигитлеровской коалиции во время Второй мировой войны. Он представляет собой не столько право, сколько обязанность государств сотрудничать друг с другом. В соответствии со ст. 1 Устава ООН все государства должны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры».    
       Содержание принципа сотрудничества государств Декларация определяет следующим образом:      
а) государства сотрудничают с другими государствами в поддержании международного мира и безопасности;     
б) государства сотрудничают в установлении всеобщего уважения и соблюдения прав человека, основных свобод для всех и в ликвидации всех форм расовой дискриминации и всех форм расовой нетерпимости;
в) государства осуществляют свои международные отношения в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства.
       Декларация ориентирует государства на сотрудничество не только друг с другом, но и с Организацией Объединенных Наций.
       Хотелось бы остановиться на принципе добросовестного выполнения международных обязательств и отметить, что суть данного принципа сводится к следующему: каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые в соответствии с Уставом ООН, а также вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права. Кроме того, государства обязаны добросовестно выполнять свои договорные обязательства. В случае, когда обязательству членов ООН по ее Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо договору или другому международному соглашению, в соответствии со ст. 103 Устава ООН преимущественную силу имеют их обязательства по Уставу.
       В процессе развития рассматриваемого принципа было предусмотрено, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, государства будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву.      
       Существенными признаками принципа добросовестного выполнения международных обязательств является недопустимость одностороннего отказа от принятых на себя обязательств, принятия новых обязательств, противоречащих уже действующим обязательствам с третьими государствами, а также международно-правовая ответственность за их нарушение.

Прилежащие зоны

Прилежащие зоны

Термин «прилежащая зона» указывает на расположение этого мор­ского пространства, — оно прилегает к территориальному морю при­брежного государства. Установление прилежащих зон в истории мор­ского права связано с определением ширины территориальных вод.

В начале XVIII в. большинство государств имело трехмильную ши­рину территориального моря, которая не могла полностью обеспечить соблюдение интересов прибрежного государства. Прилежащая зона впервые была установлена Англией (1736—1876 гг. — принятие ком­плекса различных законов «о лавировании»). В XIX в. США принЯЛ1 закон о прилежащей зоне. Россия установила прилежащую зону 12 морских миль в 1909 г.

Конвенция об открытом море и прилежащей зоне 1958 г. (ст. 2) определяет, что прилежащая зона является частью открытого моря, прилежащей к территориальному морю, в которой прибрежное госу­дарство может осуществлять свой контроль. Предельная ширина принадлежащей зоны — 24 морские мили; ее внутренняя граница отсчитывается от тех же исходных линий, что и территориальное море.

В Конвенции по морскому праву 1982 г. (ст. 33) закреплено право прибрежного государства на прилежащую зону, в которой оно может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения наруше­ний таможенных, фискальных, санитарных, иммиграционных зако­нов и правил в пределах своей территории или территориальных вод, или для наказания за нарушение этих законов и правил, совершенных в пределах его территории или территориальных вод. Установление прилежащей зоны преследует две цели:

1. Предотвращение нарушений, т.е. превентивные меры в отноше­нии судов, которые еще не вошли в территориальное море.

2. Наказание за совершение нарушений, т.е. применение юрисдик­ции к судам, побывавшим в территориальных или внутренних водах и нарушившим правила прибрежного государства.

Конвенция 1982 г. определяет прилежащую зону не как часть от­крытого моря, а именно как зону, прилежащую к территориальному морю. Установление "прилежащей зоны является правом прибрежного государства. Оно вправе предусмотреть все четыре вида прилежащих зон (таможенную, фискальную, санитарную, иммиграционную), не­которые из них, одну или ни одной.

Перечень видов прилежащих зон имеет исчерпывающий характер. В законодательстве некоторых государств предусмотрены так назы­ваемые зоны безопасности, установление которых не имеет юридиче­ского обоснования в действующем международном праве. Комиссия международного права, комментируя положения Конвенции 1982 г. о прилежащей зоне, не признала права государств на установление при­лежащей зоны безопасности, поскольку «неопределенность термина безопасность на практике может привести к произволу».

За исключением таможенных, фискальных, санитарных и имми­грационных прав контроля прибрежного государства во всем осталь­ном режим прилежащей зоны совпадает с режимом исключительной экономической зоны.

 

  Правовой режим континентального шельфа

Юридическое понятие континентального шельфа связано с его геологическим понятием. Геологическое определение: континентальный шельф — это покрытая водами окраинная часть материка (континента), т.е. его подводная окраина, которая по своему геологическому строению и рельефу продолжает прилегающую часть суши. За внешней границей подводной окраины материка располагается ложе океана (абиссальная платформа). Состав подводной окраины материка.

1. Континентальный шельф — подводное продолжение континен­та, примыкающее к суше, с постепенным уклонением дна и неболь­шой глубиной покрывающих его морских вод.

2. Континентальный склон, в который переходит континенталь­ный шельф. Резкий и значительный уклон морского дна.

3. Континентальный подъем (подножье) — возвышение, которое образуется за счет осадочных пород, соскальзывающих с континен­тального склона.

Континентальный шельф — это окаймляющая материк отмель до резкого изменения рельефа морского дна, т.е. до континентального склона. Глубина вод внешней границы континентального шельфа обычно составляет 100—200 м, иногда 1500—2000 м.

Проблема континентального шельфа появилась в международном праве, когда выяснилось, что в недрах шельфа находятся значитель­ные залежи минеральных ресурсов. В 1945 г. Президент США издал Прокламацию о юрисдикции за пределами национальных террито­рий. К 1958 г. более 20 государств приняли национальные законы о континентальном шельфе.

Женевская конвенция о континентальном шельфе 1958 г. фиксиру­ет определение континентального шельфа — это поверхность и недра морского дна районов, примыкающих к берегу, но находящихся за пределами территориального моря, до глубины в 200 м или до такой глубины, на которой имеется возможность вести разработку природ­ных ресурсов. Острова имеют свой континентальный шельф (ст. 76). Конвенция четко не установила внешней границы шельфа: ее преде­лы зависят от технических возможностей прибрежного государства.

В Конвенции 1958 г. предусмотрены суверенные права прибрежно­го государства на разведку и разработку естественных богатств шельфа (ст. 2 и 77). Эти права имеют исключительный характер, — если при­брежное государство не ведет разведку и не разрабатывает ресурсы континентального шельфа, то никакое другое государство не имеет таких прав без согласия прибрежного государства.

Покрывающие континентальный шельф воды подчиняются режи­му открытого моря — свобода судоходства, рыболовства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, научных исследова­ний. Права прибрежного государства на разведку и разработку ресур­сов не должны создавать помех международному судоходству, рыбо­ловству и охране живых ресурсов моря. Прибрежное государство в це­лях разведки и разработки естественных богатств вправе возводить на континентальном шельфе установки и создавать вокруг них зоны безопасности радиусом 500 м, которые на должны быть препятствием на международных морских путях.

Конвенция по морскому праву 1982 г. внесла значительные изме­нения в понятие континентального шельфа. Континентальный шельф определяется с учетом конфигурации морского дна. Основа ус­тановления его внешней границы — внешний предел подводной ок­раины материка:

1. Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и ресурсы подводных районов, простирающихся за пределами его территориального моря на всем протяжении естествен­ного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Такой способ установления внешней границы континентального шельфа является основным (ст. 76).

2. Государство вправе установить континентальный шельф протя­женностью в 200 морских миль от исходных линий, от которых изме­ряется ширина территориального моря, если внешняя граница под­водной окраины материка не простирается на такое расстояние.

3. Если внешняя граница подводной окраины материка простира­ется более, чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых. Учитывается ширина территориального моря, внешняя граница континентального шельфа должна находиться либо не далее 350 мор­ских миль от исходных линий, либо не далее 100 морских миль от 2500 м изобаты (вертикальной линии, условно проложенной от поверхности вод до 2500 м глубины океана).

Если континентальный шельф примыкает к территории двух и бо­лее государств, его границы определяются на основе соглашения между ними. При отсутствии соглашения и особых обстоятельств (геогра­фических, исторических) для иной делимитации, континентальный шельф проходит по срединной линии между противостоящими государствами или по линии равного отстояния между соседними государствами. Срединные линии и линии равного отстояния находятся на одинаковом расстоянии от ближайших точек исходных лини принятых для отсчета ширины территориального моря.

Конвенция 1982 г. расширила круг прав и обязанностей прибреж­ных государств в отношении континентального шельфа: при разра­ботке естественных богатств за пределами 200 морских миль государ­ства обязаны производить отчисления и взносы натурой в пользу дру­гих государств. Взносы делаются через Орган по морскому дну, который распределяет их между государствами — участниками Кон­венции 1982 г. на основе принципа справедливости.

Данное положение Конвенции — одно из тех, которые были закре­плены в ней по настоянию развивающихся государств и оказались аб­солютно неприемлемыми для основных морских держав.

В пределах 200 морских миль воды, покрывающие континенталь­ный шельф, подчиняются режиму вод исключительной экономиче­ской зоны. За пределами исключительной экономической зоны воды континентального шельфа имеют статус вод открытого моря.

За пределами 200 морских миль и до 350 морских миль от берега прибрежное государство не может по своему усмотрению отказать другим государствам в проведении научных исследований на континентальном шельфе, за исключением тех районов, в которых это госу­дарство ведет операции по разведке природных ресурсов.

Защита культурных ценностей

Культурные ценности пользуются защитой во время войны на основе двух установлений. Поскольку культурные ценности, как правило, являются гражданскими объектами по своей природе, на них распространяются общие положения гуманитарного права, защищающие гражданскую собственность.

С другой стороны, специальная защита культурного наследия всех народов, закрепленная Гаагской конвенцией 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и Дополнительными протоколами 1977 года к Женевским конвенциям 1949 года, стала частью обычного международного права.

К сожалению, в течение веков в результате военных действий многие произведения искусства были утрачены, а памятники культуры повреждались или уничтожались. Несмотря на то что традиция охранять культурные ценности существовала с древнейших времен, разрушительные последствия Второй мировой войны заставили международное сообщество действовать и установить специальные правила правовой защиты.

Согласно Гаагской конвенции 1954 года каждое государство должно принимать меры для защиты своих культурных ценностей от вооруженных нападений. Для этого можно, например, перевезти эти ценности подальше от мест, где происходят военные действия, или, если речь идет о памятниках истории, не размещать вблизи них военные объекты.

Стороны вооруженного конфликта не имеют права направлять военные действия против культурных ценностей, и они обязаны, по возможности, не причинять случайного ущерба таким ценностям. Запрещается использовать культурные ценности в военных целях.

Тем не менее Гаагская конвенция признает, что существуют ситуации, при которых нападение на объект культурной ценности может быть законным, а именно в случаях, когда такая культурная ценность была превращена в военную цель и, следовательно, нападение на нее вызывается «настоятельной военной необходимостью».

Оккупирующие державы должны защищать культурные ценности, находящиеся под их контролем, от воровства, разграбления или незаконного присвоения. Если культурные ценности вывезены с оккупированной территории в целях их сохранения, то по окончании военных действий их надлежит вернуть на место.

В связи с тем, что происходило во время Второй мировой войны, международное право запрещает также разрушать культурные ценности в целях устрашения населения, находящегося на оккупированной территории, а также в качестве репрессалий.

Страны – участники Гаагской конвенции несут ответственность за имплементацию ее положений, соответствующие нормы о защите культурных ценностей должны быть внесены в их национальные законодательства. Они также обязаны добиваться соблюдения этих положений в случае их нарушений. На международном уровне особую ответственность за мониторинг соблюдения Конвенции и за помощь в деле защиты и сохранения культурных ценностей несет ЮНЕСКО.

В течение своей более чем полувековой истории Гаагские конвенции превратились в четкую правовую систему. Она была усилена Дополнительными протоколами 1977 года к Женевским конвенциям 1949 года, Римским статутом Международного уголовного суда 1998 года, а также Вторым протоколом 1999 года к самой Гаагской конвенции.

Субъекты международного права

Правосубъектность в международном праве имеет два значения, и соответственно, рассматривается в двух аспектах: как качественная характеристика (свойство) субъекта международного права и как элемент системы международного права.

Остававшаяся длительное время исключительно научным термином "международная правосубъектность" более не является таковой. В последние десятилетия термин "международная правосубъектность" достаточно широко используется в международных документах.

Международная правосубъектность как качественная характеристика субъекта международного права означает юридическое свойство, выражающееся в принадлежности лица к категории субъекта международного права. Данное юридическое свойство определяется наличием у лица признаков, качеств, характеризующих его как субъекта международного права. Она отражает способность лица быть субъектом международного права и, следовательно, иметь права и обязанности. " Субъект же права не только способен иметь, но имеет конкретные субъективные права и обязанности".

Классификация международной правосубъектности:

1) общая правосубъектность - способность быть субъектом международного права вообще;

2) отраслевая правосубъектность - способность быть субъектом права соответствующей отрасли международного права;

3) специальная правосубъектность - способность быть субъектом определенных международных отношений (или определенной группы таковых) в рамках конкретной отрасли международного права.[5]

В общей теории права понятие "субъект права " традиционно рассматривают как элемент структуры правоотношений. И в этом контексте под субъектом права понимают обладателей субъективных прав и носителей юридических обязанностей в общественных отношениях, урегулированных правом.

Очевидно, для понятия "субъект права" вообще и международного права в частности определяющим является не столько участие в правоотношении, сколько нормы права, которые наделяют лицо правами и обязанностями, создают его правовой статус как субъекта. Разумеется, невозможно, чтобы субъект права подпадал под действие абсолютно всех норм права. Субъект права включая субъекта международного права, - по сути, субъект определенных правовых норм.

Таким образом, субъекты международного права - это носители субъективных прав и обязанностей в силу норм международного права.

Существующие в науке международного права различия в подходах к основаниям и определению понятия "субъект международного права" предопределяют и различия в подходах к кругу субъектов международного права. В международном праве традиционно в качестве субъектов международного права признаются лишь следующие образования: государства; народы, ведущие национально-освободительную борьбу; международные (межгосударственные) организации (часто их называют межправительственными); государствоподобные образования.

Устойчивая тенденция развития и совершенствования международных отношений и международной системы в целом оказывает позитивное воздействие и на эволюцию науки международного права и международно-правовых воззрений. В этом смысле в настоящее время все большее признание получают взгляды о более широком круге субъектов международного права, куда помимо перечисленных выше субъектов включают также лица и образования, которые ранее традиционно не рассматривались в качестве субъектов международного права. Кроме государств, народов, международных организаций и государствоподобных образований к ним также причисляют индивидов, международные неправительственные организации (МНПО), ряд международных хозяйственных объединений (ТНК) и отдельные международные судебные учреждения. Следует отметить, что правосубъектность нетрадиционных субъектов международного права пока остается дискуссионной в науке международного права.[6]

В международном праве традиционно различают основные (первичные) и производные (вторичные) субъекты международного права. К первым относят государства и в некоторой степени народы, ведущие национально-освободительную борьбу. К производным субъектам причисляют международные организации и государствоподобные образования.

В зависимости от участия в нормотворческом процессе можно классифицировать субъектов международного права на правообразующих (и правоприменяющих) и неправообразующих (только правоприменяющих) субъектов международного права. К первым можно отнести государства, международные организации и в некоторой степени народы, ведущие национально-освободительную борьбу, а также государствоподобные образования, а ко вторым - индивидов, МНПО, ТНК, субъекты (части) федераций и автономные территории унитарных государств, а также отдельные международные судебные учреждения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.067 с.)