Тема: «Политические элиты и политическое лидерство». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Политические элиты и политическое лидерство».



Тема: «Политические элиты и политическое лидерство».

План работы:

1. Изучить лекционный материал.

2. Составить кластер.

 

План изучения:

1. Понятие, характерные черты и функции политической элиты.

2. Проблема лидерства в истории политических учений.

3. Лидерство: понятие, характерные черты, функции, типы.

 

Характерные черты.

1. Небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа.

2. Высокий социальный статус.

3. Значительный объем государственной и информационной власти.

4. Непосредственное участие в осуществлении власти.

5. Организаторские способности и талант.

 

По отношению к власти

- правящая - непосредственно обладающая гос.властью

- оппозиционная (контрэлита)

По уровню компетенции

- высшая (общенациональная) - принимает значимые для всего государства решения (обычно в ее состав входит примерно 1 человек из 20 тысяч населения)

- средняя (региональная) - выступает барометром общественного мнения и включает около 5% населения

- местная, административная - служащие-управленцы.

По выражаемым интересам

- профессиональные

- демографические

- этнические

- религиозные

Функции политической элиты.

1. Изучение, анализ и отражение в политических установках интересов различных социальных групп (суббординация интересов): классов, слоев, наций и пр.

2. Выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов и т.п.).

3. Создание механизма воплощения политических замыслов:

- назначение кадрового аппарата органов управления

- создание и коррекция институтов политической системы

- выдвижение политических лидеров.

 

Система гильдий

а) закрытость (отбор претендентов на более высокие посты, как правило, из нижестоящих слоев самой элиты);

б) высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисленных формальных требований для занятия должности;

в) небольшой круг электората (как правило, члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель);

г) тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства (от претендентов требуется прежде всего лояльность, верность лидеру).

 

Антрепренерская система

а) открытость (широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на места в политико-управленческих структурах);

б) небольшое число формальных требований к претендентам на должности;

в) широкий круг электората, которым могут выступать все избиратели страны;

г) высокая конкурентность отбора;

д) первостепенность личных качеств.

Указанную типологию нужно понимать как идеальную, в реальности же существуют смешанные типы, с тяготением к одной из двух указанных моделей.

 

Политической элиты.

 

Политическую элиту в СССР иногда называли номенклатурой. Это была довольно монолитная группа и все ее члены утверждались в ЦК КПСС. В этом смысле вся советская элита была партийной, т.е. политической. Внутри номенклатуры были две основные группы:

- партийно-комсомольские функционеры;

- технократы (хозяйственники, директора, министры).

Большинство советской номенклатуры после распада СССР в целом сохранили и даже укрепили свое политическое и экономическое положение. По данным исследования сектора изучения элиты Института социологии РАН, более 75% политической и 61% бизнес-элиты - выходцы из старой советской номенклатуры. Новая политическая элита состоит в основном из бывших партийных и советских работников, а новая экономическая элита рекрутировала кадры из комсомольцев и хозяйственников.

В политической карьере современных государственных деятелей наблюдается определенная цикличность. Их путь на вершины власти начинается с победы в избирательной кампании. Получив статус депутата, молодой политик попадает в сферу влияния различных органов власти и занимает руководящий пост и место в команде того или иного лидера. Для дальнейшего самосохранения и самоутверждения в политической системе он создает “под себя” партию или движение (или примыкает к лидерам уже существующих структур). Опираясь на свое служебное положение и на свою партию, он начинает подготовку к новой избирательной кампании уже с прицелом на высшие государственные посты.

Говоря об эволюции политической элиты, надо учитывать, что в период рыночных реформ высший управленческий аппарат оказался еще слабее, чем раньше защищен от коррупции.

 

Политический опыт показывает, что существует несколько приемов борьбы против деградации элит.

Гарантии против деградации:

1. Широкая гласность (свобода слова, отсутствие монополии на СМИ, наличие альтернативных органов печати, радио, телевидения, периодическая отчетность).

2. Политический плюрализм (свободная конкуренция, соперничество политических элит).

3. Разделение властей (равновесие, компромисс, баланс интересов различных социальных сил).

4. Открытость элит для социальной мобильности (установления предельных сроков пребывания у власти выборных и назначаемых лиц, обязательное обновление кадрового состава органов управления, соблюдение принципа альтернативности при замене, конкурсный отбор и пр.).

5. Строгое соблюдение законности, демократических процедур политического процесса.

 

 

Масштабы лидерства

- общенациональные - это лидерство “дистанционное” (нет прямых контактов с последователями, их отношения опосредуются массовыми коммуникациями, организациями, людьми, обслуживающими политическую машину; многоролевое - ориентируется на интересы непосредственного окружения, партии, бюрократии, широких масс);

- определенного класса, общественного движения, организации;

- социальных групп, слоев, т.е. малой группы лиц.

Стиль лидерства

- лидер-знаменосец - отличается собственным видением действительности, имеет цель, увлекает за собой людей, определяет характер происходящего, его темп, формирует политическую проблематику;

- лидер-служитель - - выражает и реализует интересы своих приверженцев. Он действует от их имени, и задачи приверженцев являются для такого лидера центральными.

- лидер-торговец - основывает свои отношения с избирателями на способности убедить избирателей в своей стратегии, пойти на какие-то уступки, тем самым добиться поддержки своей политики. Таким лидером руководят его сторонники. Он является агентом определенной группы людей.

- лидер-пожарный - реагирует на требования масс, вызванные конкретной ситуацией, что и определяет его действия по тушению политических пожаров.

В нашей стране преобладали лидеры-торговцы и пожарные и явно недоставало и недостает лидеров-знаменосцев и служителей.

- лидер-актер (демагог).

 

 

План работы:

1. Изучить материал лекции.

2. Составить схему «Этапы избирательного процесса».

Избирательное право – под отрасль конституционного права.

Избирательное право (в широком смысле, в объективном значении) – система юридических норм, регулирующих порядок формирования органов государственной власти и местного самоуправления.

Избирательное право в субъективном значении распадается на право избирать (активное избирательное право) или быть избранным (пассивное избирательное право).

Принципы избирательного права – это условия, соблюдения которых придаёт выборам действительно демократический характер и делает их результаты легитимными.

Две группы принципов.

Первая группа – участие граждан в выборах.

1. Всеобщее (участие в выборах всех дееспособных граждан), иностранные граждане, лица без гражданства по общему правилу исключены из выборного процесса; они не являются субъектами избирательного права; но, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления

2. Равное (формула «один избиратель – один голос»);

3. Прямое (личное голосование);

4. Тайное (исключается какой-либо контроль за волеизъявлением гражданина; для этого существует кабинка для голосования));

5. Свободное и добровольное участие гражданина (никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его волеизъявлению).

Вторая группа – отражает организацию и проведение выборов.

1. обязательность;

2. периодичность, т.к. выборы – это единственный демократический способ формирования властных органов);

3. альтернативность;

4. состязательность, т.е. это реальная возможность выбрать одного кандидата из нескольких посредством свободного волеизъявления (конкуренция, соперничество);

5. гласность, т.е. информирование избирателей, опрос общественного мнения.

Недееспособность.

Недееспособные граждане, признанные таковыми по суду, в выборах не участвуют. Это лица с психическими расстройствами.

Избирательное законодательство ничего не говорит об ограниченно дееспособных гражданах.

5. Заключённые и лица, имеющие судимость.

Лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не могут голосовать и быть избранными.

Избирательно право сохраняется за гражданами, находящимися в следственных изоляторах, изоляторах временного содержания под следствием, привлечённых к уголовной ответственности, задержанных.

Активным и пассивным правом наделены лица, у которых судимость не снята или не погашена.

6. Несовместимость депутатского мандата или выборной должности с деятельностью иного рода (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности)

Ограничение количества сроков занятия должности (для Президента РФ не более 2-х сроков подряд)

Лишение права занимать выборные государственные и муниципальные должности (в силу решения суда; отставка, т.е. по собственному желанию; по состоянию здоровья; отрешение от должности)

«Субъекты избирательного права»

 

1. Граждане, обладающие правом избирать, называются избирателями.
А) на день голосования гражданину должно исполниться 18 лет;
Б) включение в список избирателей только на одном избирательном участке;
В) основанием включение в список избирателей является факт нахождения его места жительства на территории этого участка;

Г) включение в список избирателей даёт наличие открепительного удостоверения (в этом случае гражданин исключается из списка избирателей по месту жительства той участковой комиссией, которая выдала ему это удостоверение);
Д) гражданин может заявить в участковую комиссию о не включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нём, внесённых в список избирателей. В течение суток, а в день голосования в течение 2-х часов с момента обращения, участковая комиссия обязана проверить заявление.

В списке указывается факт, дата и причина исключения гражданина из списка. Запись в списке заверяется подписью председателя участковой комиссии.

Права избирателей:

1. выдвижение кандидата;

2. агитация;

3. голосование;

4. досрочное голосование;

5. обжаловать решения и действия органов государственной и муниципальной власти, должностных лиц, избирательных комиссий в суд;

6. обратиться в вышестоящую комиссию.

2. Кандидат – гражданин РФ, обладающий правом быть избранным (пассивным избирательным правом) в органы государственной власти и местного самоуправления.

Непосредственное выдвижение осуществляется путём самовыдвижения или выдвижения избирательным объединением только на одном избирательном округе.

Чтобы обрести статус кандидата, гражданину следует представить в избирательную комиссию документы.

Статус выдвинутого кандидата позволяет гражданину приступить к формированию собственного избирательного фонда; начать агитацию за исключением СМИ.

Чтобы стать зарегистрированным кандидатом следует сдать подписные листы (2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей) или внести избирательный залог 15% от устанавливаемого законом предельного размера расходования средств.

Допускается одновременное внесение избирательного залога и подписных листов.

Защищены трудовые права кандидата. Его не могут без согласия перевести на другую работу, направить в командировку, призвать на военную службу. Со дня регистрации претендента и до дня официального опубликования результатов выборов кандидата по его заявлению обязаны освободить от работы, учёбы и т.д. Всё это время засчитывается в трудовой стаж.

Зарегистрированный кандидат не может быть привлечён без согласия прокурора к уголовной ответственности, арестован или подвергнут в судебном порядке административному взысканию.

 

Кем назначаются выборы?

Совет Федерации РФ – выборы Президента РФ;

Президент РФ – выборы депутатов Государственной Думы РФ;

региональные и муниципальные выборы назначаются органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Сроки назначения выборов:

в федеральный орган государственной власти не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования;

в органы государственной власти субъектов РФ не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования;

в органы муниципальной власти не ранее чем за 90 дней и не позднее, чем за 80 дней до дня голосования.

В течение 5-ти дней со дня принятия решения о назначении выборов должно быть опубликовано.

 

«Избирательные округа и избирательные участки»

Подписной лист.

Период сбора подписей должен быть не менее 30 дней.

Подписные листы должны изготавливаться за чёт средств избирательного фонда.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том округе, в котором выдвинут кандидат.

Собирать подписи имеет право дееспособный гражданин, достигший к этому моменту 18-летнего возраста.

Запрещено собирать подписи органам государственной власти и местного самоуправления, членам избирательной комиссии с правом решающего голоса. Исключён сбор подписей на рабочих местах, в местах выдачи ЗП, пенсий, пособий, а также при оказании благотворительной помощи.

Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату её внесения только собственноручно. Иные данные (ФИО, год рождения, серия и номер паспорта, адрес места жительства) могут заполняться лицом, собирающим подписи.

Проверка подписных листов.

Проверке могут подлежать либо все представленные подписи избирателей, либо их часть, но не менее 20% от необходимого для регистрации кандидата количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Если 10% или более проверяемых подписей недостоверны или недействительны или количество достоверных подписей недостаточно для регистрации, избирательная комиссия отказывает такому кандидату в регистрации.

Федеральные законы о выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы РФ определяют необходимое число таких подписей 5% и более.

Недостоверность подписей должна быть подтверждена письменным заключением эксперта.

«Итоги голосования и определение результатов выборов»

 

Итоги голосования – заключительный этап избирательной компании.

Протокол об итогах голосования составляется в двух экземплярах. Первый направляется в вышестоящую избирательную комиссию: второй – выдаётся в копиях всем заинтересованным лицам (зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам, наблюдателям, членам вышестоящих избирательных комиссий).

Результаты выборов также составляются в двух экземплярах протоколов и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 20% от числа избирателей, включённых в списки избирателей.

Выборы депутатов Государственной Думы РФ считаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25%.

На выборах Президента РФ – менее 50%.

На выборах депутатов представительных органов местного самоуправления минимальный процент явки избирателей, напротив, может не устанавливаться вообще.

Федеральный закон от 18 мая 2005 года «О выборах депутатов Государственной Думы РФ» говорит о том, что если ни один федеральный список кандидатов не получил 7% голосов, значит эти кандидаты в депутаты не прошли голосования и не получат мандаты.

 

На лицевой стороне всех избирательных бюллетеней, выдаваемых избирателям участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу должны быть поставлены подписи 2-х членов избирательной комиссии, которые заверяются печатью этой избирательной комиссии.

Предвыборная агитация не может проводиться в день голосования и в предшествующий ему день. Предвыборная агитация заканчивается в 24 часа с пятницы на субботу.

День голосования – только в воскресенье.

В день голосования за полученный бюллетень избиратель расписывается в списке избирателей.

Нумерация избирательных бюллетеней не допускается.

При голосовании избиратель наносит в избирательном бюллетени в квадрате любой знак.

Избиратель вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с письменным заявлением или устным обращением проголосовать вне помещения для голосования.

Избирательные комиссии независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Федеральным государственным органом РФ, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов РФ является Центральная избирательная комиссия РФ.

За грубые нарушения закона, избирательная комиссия может быть расформирована судом.

От имени кандидатом могут выступать доверенные лица.

Ответственность за передачу и сохранность избирательных бюллетеней несут все члены избирательной комиссии.

Тема: «Политические элиты и политическое лидерство».

План работы:

1. Изучить лекционный материал.

2. Составить кластер.

 

План изучения:

1. Понятие, характерные черты и функции политической элиты.

2. Проблема лидерства в истории политических учений.

3. Лидерство: понятие, характерные черты, функции, типы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.069 с.)