Орган государства: понятие, признаки и виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Орган государства: понятие, признаки и виды.



Государственный орган рассматривается как часть государственного аппарата (гражданин или коллектив граждан), наделённая государственно-властными полномочиями, уполномоченная государством на осуществление его задач и функций и действующая в установленном государством порядке.

Государственные органы обладают определенными чертами к которым относятся следующие:

1. Государственные органы наделены государственно-властными полномочиями, т.е. обладают такими средствами, ресурсами и возможностями, которые обеспечивают им возможность принимать общеобязательные управленческие решения.Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции государственных органов, которая представляет собой совокупность предметов их ведения и полномочий, которыми они наделены. Компетенция государственных органов определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, а также другими нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, в частности, положениями об этих органах.

2. Государственные органы являются составной и одновременно организационно обособленной ячейкой государственного аппарата (т.е. совокупности органов государства). Являясь составной частью единой системы органов государственной власти (или государственного аппарата) Российской Федерации, каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять конкретные задачи и функции.

Организационная обособленность не означает изолированное существование государственных органов, все они активно взаимодействуют, что обеспечивает согласованные действия государства в проведении единой политики обеспечения безопасности и благополучия как страны в целом, так и ее граждан.

3. Государственные органы образуют систему, представляющую собой организационное единство, ибо все они взаимосвязаны и тесно взаимодействуют: одни органы избираются или образуются другими; одни руководят деятельностью других; одни подотчетны и подконтрольны другим. Все органы государства действуют на основе законов, обязательных для всех и каждого органа.

4. Каждый государственный орган образуется и действует в порядке, установленном государством. Порядок формирования государственных органов предусматривается нормативными правовыми актами, издаваемыми государством. Так, например, порядок формирования Правительства РФ предусмотрен ст. 111, 112 Конституции РФ.

4. Государственным органам выделяются финансовые и материальные средства для осуществления предоставленных функций.

5. Государственные органы обладают упорядоченной внутренней организацией (структурой), необходимой им для осуществления функций.

Органы государственной власти классифицируются по различным основаниям:

1. По способу формирования различают первичные (основные) и производные (вспомогательные) органы. Первичные, как правило, получают властные полномочия от избирателей, производные создаются и наделяются властными полномочиями первичными и выполняют исполнительно-распорядительные функции. Например, парламентские органы можно поделить на основные и вспомогательные. Основные органы — это палаты Федерального Собрания, а также образуемые ими комитеты и комиссии. Вспомогательные органы, формируемые по усмотрению палат, обеспечивают организационно-техническое, правовое, информационное и иное обслуживание основных органов. В верхней палате парламента такими органами являются канцелярия депутата Совета Федерации и аппарат Совета Федерации; в нижней палате — Совет Государственной Думы, аппарат Государственной Думы и другие вспомогательные подразделения.

2. По территориальной сфере полномочий органы государственной власти классифицируются на федеральные и региональные. В государственном механизме выделяют также местные органы, ограниченные рамками административно-территориальной единицы (город, район, сельсовет и т.п.). В России органы местного самоуправления не являются государственными. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ «местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Федеральные органы государственной власти наиболее полно олицетворяют государственную власть в России, распространяются на всю её территорию. Региональные (органы государственной власти субъектов Российской Федерации) ограничены рамками территории субъекта Федерации.

3. По характеру компетенции органы государства подразделяются на органы общей и специальной компетенции. Первые решают обширные вопросы, выполняя одновременно многие функции государства. К таковым относится Правительство РФ. Вторые специализируются на выполнении определенной функции в одной сфере деятельности, например, Министерство образования и науки Российской Федерации.

4. По времени действия выделяют органы постоянного действия и временные. Временные, как правило, создаются для решения какой-либо насущной, неотложной проблемы (правительственная комиссия по расследованию причин авиакатастрофы) и прекращают своё действие по достижению определенного результата.

5. По субъектному составу органа различают коллегиальные (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Центральная избирательная комиссия РФ и др.) и единоначальные (Президент РФ, Генеральный прокурор).

6. В соответствии с принципом разделения властей создаются законодательные, исполнительные и судебные органы, которые составляют основы государственного аппарата в стране.

Понятие и сущность права.

Право – системаобщеобязательных, формально определенных, юридических норм, создаваемых и охраняемых государством, в том числе с помощью государственного принуждения и являющихся регуляторами общественных отношений.

Такое определение права отражает лишь наиболее общие, основные признаки этого сложного явления.

К основным признакам права относятся следующие: нормативность, системность, общеобязательность, формальная определенность, государственно-властный характер, регулятивный характер. 

1. Право состоит из норм, т.е. правил поведения, предписаний, велений, требований. Норма - структурный исходный элемент, первичная клеточка права, посредством которой право, как государственная воля, выражается вовне.

2. Право представляет собой целостную систему, в которой нормы органично взаимосвязаны между собой, что позволяет им эффективно проявлять свои регулирующие свойства.

3. Право носит общий характер. Это означает, что оно, во-первых, адресуется персонально-неопределенным субъектам. Во-вторых, отражает (закрепляет, охраняет и т.п.) наиболее типичные социальные ситуации, рассчитано на конкретно-неопределенное число жизненных случаев.

4. Обязательность  права выражается в необходимости неуклонного подчинения субъектов права требованиям правовых предписаний. Обязательность обеспечивается разнообразными материальными и духовными, поощрительными и принудительными, организационными и иными мерами, в том числе и средствами государственного воздействия.

5. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме – законы и их сборники, прецеденты и т.п. Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что способствует стабилизации общества, точности применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения. Формальная определенность защищает право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора.

6. Государственно-властный характер права заключается в том, что право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими и духовными, а также национальными, религиозными, демографическими, природными и другими условиями его жизни.

7. Право – особый социальный регулятор поведения. Его специфическое регулятивное начало выражает все перечисленные выше признаки права, которые позволяют ему выступать в качестве особого мерила (меры) свободы и справедливости, поведения и ответственности, специального инструмента достижения общественной солидарности, согласия и компромисса.

Сущность права. Материалистическая теория определяет право, как возведенную взакон волю экономически господствующего класса (это так называемый «классовый» подход к праву). Такая трактовка права требует сегодня некоторой корректировки. С учетом изменений, происходящих сегодня в политической, экономической, социальной, нравственной, правовой и иных сферах общественной жизни, право следует понимать как государственную волю всего общества. Новый подход к определению права проистекает из признания необходимости познания права не только с классовых, но и с общечеловеческих позиций, раскрытия его понятия с учетом сочетания в нем одновременно и общесоциальных и классовых начал.

Достижения естественно-правовой доктрины помогли по-новому подойти к определению сущности и содержания права. Они определяются не только экономическим строем данного общества, но и политикой, моралью, правосознанием, наукой, культурой, религией и всеми другими реалиями социальной жизни, достигнутым уровнем цивилизации. Право выступает средством достижения компромисса между различными социальными слоями, группами в обществе.

Таким образом, можно сформулировать следующее определение права: «Право – это государственная воля общества на данном этапе его развития, обусловленная экономическими, политическими, духовными и другими условиями его существования».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.15.248 (0.01 с.)