Предмет теории государства и права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет теории государства и права.



ОБЗОРНЫЕ ЛЕКЦИИ по ТГП

Предмет теории государства и права.

Соотношение и взаимосвязь государства и права.

Государство и право:

1) возникают и развиваются совместно;

2) имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;

3) выступают средствами управления, инструментами власти;

4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и обще­ственные интересы;

5) основаны на едином базисе, определяются социально-эконо­мическими и духовными факторами и т.п.

Различия между государством и правом:

1) если государство есть особая организация политической влас­ти, то право есть социальный регулятор;

2) если государство выражает силу, то право — волю;

3) если первичным элементом государства является государст­венный орган, то первичным элементом права — норма;

4) они также не совпадают по формам, функциям и т.д.

Взаимодействие государства и права:

- с одной стороны, воздействие государства на право состоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе в процессе правотворчества, а также реализует и охраняет его (правоприменение);

- с другой стороны, право воздействует на государство, упоря­дочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов.

Выделяют два основных типа взаимоотношений между государ­ством и правом:

1) когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств);

2) когда право стоит над государством, выступая его ограничите­лем (характерно для правовых государств).

Понятие и сущность государства.

Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.

Типология государств, т.е. их классификация по типам, содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

Как известно, классификация может проводиться по разным основаниям (критериям). При этом под типом понимаются общие, системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

Типология представляет собой один из видов классификации и вместе с тем ее высшую форму, поскольку в основе типологии лежит группировка государств по одному из самых крупных и высших классификационных критериев - типу государств.

Рассмотрим два основных подхода к типологии государств - формационный и цивилизационный.

Правовое государство: понятие и принципы формирования.

Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотребления

Рассмотрим принципы правового государства.

Господство права (верховенство права), означает, что право рассматривается не как простой инструмент в руках государства, утверждающий могущество государственной власти. В правовом государстве право должно быть поставлено в привилегированное положение, исключающее всякую возможность, кому бы то ни было его обойти и ему не подчиниться. При этом под правом понимается нечто большее, чем система норм, установленных государством. Речь идёт о признании естественного права как совокупности прав и свобод, принадлежащих каждому человеку от рождения (право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, собственность и т.д.). Поэтому закон, как нормативно-правовой акт, принятый законодательной властью, не должен противоречить общему правовому порядку, основанному на естественном праве. Другими словами, государственные законы должны быть гуманными, справедливыми, демократическими и служить во благо человеку.

Принцип реального разделения властей подразумевает разделение полномочий между тремя ветвями власти:

· законодательной (принимает законы);

· исполнительной (организует их исполнение);

· судебной (рассматривает дела, возникающих из конфликтов, носящих правовой характер).

При этом действует система сдержек и противовесов, означающая, что эти ветви власти могут взаимно влиять друг на друга, препятствуя концентрации власти в одной системе. Например, парламент может досрочно отрешить от должности президента (импичмент), в случае нарушения им конституции, а президент имеет право не подписать закон, принятый парламентом (отлагательное вето). А конституционный суд вправе признать недействительными все антиконституционные акты (и парламента, и президента, и правительства). 

Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип нашёл своё закрепление в статье 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

В правовом государстве человек, его права и свободы представляют собой высшую ценность. Поэтому соблюдение и защита прав и свобод человека должны стать главной обязанностью государственной власти. Правосудие в демократическом обществе должно выполнять роль стража порядка и оплота справедливости. Предназначение судов заключается в защите и восстановлении нарушенных прав.

Взаимная ответственность гражданина и государства, предполагает, что не только гражданин отвечает перед государством за совершённое правонарушение, но и государство должно нести юридическую ответственность перед гражданином в случае нарушения его прав и свобод. Правовое государство, в отличие от тоталитарного, не поглощает собой общество. Оно отказывается от полного контроля за всеми сферами общественной жизни, не вмешивается в частную жизнь граждан. Существует особая сфера общественных отношений, таких как имущественных, семейных, нравственных, которые находятся в известной независимости от государства. 

Понятие и сущность права.

Право – системаобщеобязательных, формально определенных, юридических норм, создаваемых и охраняемых государством, в том числе с помощью государственного принуждения и являющихся регуляторами общественных отношений.

Такое определение права отражает лишь наиболее общие, основные признаки этого сложного явления.

К основным признакам права относятся следующие: нормативность, системность, общеобязательность, формальная определенность, государственно-властный характер, регулятивный характер. 

1. Право состоит из норм, т.е. правил поведения, предписаний, велений, требований. Норма - структурный исходный элемент, первичная клеточка права, посредством которой право, как государственная воля, выражается вовне.

2. Право представляет собой целостную систему, в которой нормы органично взаимосвязаны между собой, что позволяет им эффективно проявлять свои регулирующие свойства.

3. Право носит общий характер. Это означает, что оно, во-первых, адресуется персонально-неопределенным субъектам. Во-вторых, отражает (закрепляет, охраняет и т.п.) наиболее типичные социальные ситуации, рассчитано на конкретно-неопределенное число жизненных случаев.

4. Обязательность  права выражается в необходимости неуклонного подчинения субъектов права требованиям правовых предписаний. Обязательность обеспечивается разнообразными материальными и духовными, поощрительными и принудительными, организационными и иными мерами, в том числе и средствами государственного воздействия.

5. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме – законы и их сборники, прецеденты и т.п. Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что способствует стабилизации общества, точности применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения. Формальная определенность защищает право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора.

6. Государственно-властный характер права заключается в том, что право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими и духовными, а также национальными, религиозными, демографическими, природными и другими условиями его жизни.

7. Право – особый социальный регулятор поведения. Его специфическое регулятивное начало выражает все перечисленные выше признаки права, которые позволяют ему выступать в качестве особого мерила (меры) свободы и справедливости, поведения и ответственности, специального инструмента достижения общественной солидарности, согласия и компромисса.

Сущность права. Материалистическая теория определяет право, как возведенную взакон волю экономически господствующего класса (это так называемый «классовый» подход к праву). Такая трактовка права требует сегодня некоторой корректировки. С учетом изменений, происходящих сегодня в политической, экономической, социальной, нравственной, правовой и иных сферах общественной жизни, право следует понимать как государственную волю всего общества. Новый подход к определению права проистекает из признания необходимости познания права не только с классовых, но и с общечеловеческих позиций, раскрытия его понятия с учетом сочетания в нем одновременно и общесоциальных и классовых начал.

Достижения естественно-правовой доктрины помогли по-новому подойти к определению сущности и содержания права. Они определяются не только экономическим строем данного общества, но и политикой, моралью, правосознанием, наукой, культурой, религией и всеми другими реалиями социальной жизни, достигнутым уровнем цивилизации. Право выступает средством достижения компромисса между различными социальными слоями, группами в обществе.

Таким образом, можно сформулировать следующее определение права: «Право – это государственная воля общества на данном этапе его развития, обусловленная экономическими, политическими, духовными и другими условиями его существования».

Структура нормы права.

Под системой (гр. – systema – букв. целое, составленное из частей) права необходимо понимать взятые в единстве и взаимодействии нормы, институты и отрасли права и способы внешнего их выражения (нормативные акты, нормативно-правовые договоры, юридические прецеденты и т.п.).

Основными элементами системы права являются нормы, институты и отрасли права, выраженные в соответствующих нормативных актах, их разделах, параграфах, пунктах и т.п.

Первичный элемент системы права – нормы права, закрепленные в соответствующих статьях нормативных актов (подробнее см. Главу 3).

Следующим элементом системы является институт права, под которым следует понимать внутренне и внешне обособленную часть отрасли права, которая обеспечивает регулирование определенного вида родственных общественных отношений.

Основными признаками института права будут следующие:

- он представляет собой структурную часть отрасли права;

- содержание института права составляет компактный комплекс более или менее однородных норм права;

- институт права формально обособлен и внешне выражен в отдельных разделах (5 раздел Семейного Кодекса РФ посвящен алиментным обязательствам членов семьи), главах (глава 31 ГК РФ закрепляет институт мены), параграфах (параграф 1 главы 42 ГК РФ обособляет институт займа);

- каждый институт имеет свой предмет правового регулирования, т.е. определенную разновидность общественных отношений, на которую воздействуют составляющие данный институт нормы права;

- все институты права имеют характерные для них понятия, термины, юридические конструкции. Например, для института хранения специфическим являются такие понятия и термины как «хранитель», «поклажедатель», «сохранная расписка».

Институты права можно подразделить на определенные виды. В каждой отрасли права существуют свои специфические отраслевые институты (институт купли-продажи в гражданском праве, институт гражданства – в конституционном праве и т.п.).

Следует выделять материальные и процессуальные институты. Первые наделяют субъектов правами и обязанностями, вторые – регулируют порядок и процедуру их реализации.

В зависимости от выполняемых функций институты права делятся на регулятивные и охранительные. Первые рассчитаны на регулирование правомерного поведения субъектов (институт купли-продажи, дарения и т.п.); в рамках вторых реализуются меры государственного и иного воздействия (юридической ответственности, пресечение и т.п.).

Следующим компонентом системы права является отрасль права, под которой следует понимать внутренне и внешне обособленную часть системы права, представляющую единый комплекс (подсистему) норм и институтов права, которая с помощью специфического метода регулирует определенный тип родственных общественных отношений.

Основные признаки отрасли права следующие:

- Она представляет собой внутренне и внешне обособленнуючасть системы права, определенную ее подсистему. Выделяют следующие отрасли права: конституционное, гражданское, административное, уголовное, трудовое, земельное, семейное, экологическое, финансовое, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное и др.

- Каждая отрасль права имеет свой предмет, т.е. определенный тип родственных отношений, на который направлено нормативно-правовое регулирование. Предметы правового регулирования составляют имущественные, трудовые, земельные, семейные и иные общественные отношения. Гражданская отрасль права, например, регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения (например, в сфере авторского и изобретательского права). Семейное право устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращение брака, признание его недействительным, регулирует личные имущественные и неимущественные отношения между членами семьи и т.п.

- Существенной чертой отрасли права является метод правовогорегулирования, под которым понимается совокупность способов юридического воздействия на общественные отношения. Для метода гражданского права главными являются равенство участников общественных отношений, их автономность (способность субъекта свободно формировать свою волю) и имущественная самостоятельность (возможность свободно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом); для административного права – способы властного подчинения одной стороны другой.

 - Каждая отрасль права имеет свои специфические нормы ипринципы права. Специфика отрасли отражается в ее исходных и руководящих началах – отраслевых принципах права. Так, для российского семейного права характерными являются: принцип добровольного брачного союза между мужчиной и женщиной, равенство прав супругов в семье, разрешение семейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи (п.3 ст.1 СК РФ).

 - Специфическим для каждой отрасли являются и формы закрепления и выражения отраслевых норм, принципов и институтов. В конкретной отрасли права, как правило, имеется один – два основных ведущих юридических источника, в известной степени определяющих внешне ее своеобразие. В конституционном праве – это конституция и декларации, в трудовом праве – трудовой кодекс и коллективно-договорные соглашения, в семейном праве – семейный кодекс, в уголовном праве – уголовный кодекс и т.д.

- Каждая отрасль права формируется для выполненияопределенных задач и целей. Так, задачами уголовного права являются охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя России от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

- Отраслевые юридические понятия и термины и пр. – существенный признак данного структурного образования системы права. Для уголовного права характерными являются такие термины, как «преступление», «преступная небрежность», «уголовная ответственность» и др. Для административного права – «администрация», «административная ответственность» и др. Для уголовно-исполнительного – «отбывание наказания», «строгий режим», «осужденный» и др.

Таким образом, каждая отрасль права имеет свои специфические свойства и компоненты.

Правильное расположение норм и институтов права по отраслям имеет важное теоретическое и практическое значение, позволяет создавать стройную систему права, грамотно систематизировать (кодифицировать) нормативные акты, своевременно восполнять пробелы в законодательстве, оперативно находить и применять нужные юридические нормы.

 

36. Понятие правопорядка. Соотношение и взаимосвязь законности, правопорядка, демократии и дисциплины.

Законность – это требование строгого и неукоснительного соблюдения (применения) законов и основанных на них правовых актов.

К основным чертам  законности относятся следующие:

- Законность всегда выступает как фундаментальноенормативно-регулирующее начало, в этом плане оно является основополагающим принципом права.

- Сущность законности выражается в требовании строгого инеукоснительного соблюдения действующих законов и основанных на них правовых актов.

- Данное требование является общеобязательным. Так, в п. 2 ст. 15 Конституции РФ указано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы».   

- Принцип законности закрепляется в Конституции РФ, республиканских конституциях и обычных законах. Кроме указанных выше конституций он, например, внешне выражен в ст. 3 УК РФ, ст. 6 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ и др.

- В любом государстве законность должна быть единой. Это означает, во-первых, что федеральные законы и основанные на них иные правовые акты должны единообразно соблюдаться на территории всей России. Во-вторых, правовые акты субъектов Российской Федерации должны единообразно применяться на территории данного субъекта и не противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В ст. 76 Конституции РФ, например, записано: «Федеральные законы не могут противоречить Федеральным конституционным законам» (ч. 3); «Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданном в РФ действует Федеральный закон» (ч. 5); «В случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с ч. 4 настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации» (ч. 6).

- Законность – это основа политического (государственного) режима и правопорядка в любом обществе.

Правопорядок– весьма сложное явление правовой системыобщества. Поэтому и определяется оно неоднозначно. Можно дать краткие и более развернутые определения правопорядка.

  А. Правопорядок – это важнейшая часть общественного порядка, которая образуется в результате соблюдения правовых предписаний и реализации требований законности.

Б. Правопорядок – это состояние общественных отношений, выраженное в правомерном поведении людей, их коллективов и организаций.

В.   Правопорядок – это состояние упорядоченных юридическими предписаниями общественных отношений, которые складываются в результате реализации требований законности.

Правопорядок характеризуется следующими признаками:

- Он является составной частью общественного порядка. Последний складывается в процессе соблюдения всех социальных норм (экономических, политических, нравственных и т.п.).

- Правопорядок – результат реализации правовых предписаний (нормативных, правоприменительных, интерпретационных и т.п.).

- Правопорядок служит основой стабильности и благополучия страны и каждого человека в ней проживающего. «Лишь при господстве права, - писал знаменитый ученый Р.Иеринг, - процветает национальное благосостояние» (Цель в праве. СПб., 1981. С. 284).

- Правопорядок является результатом осуществлениятребований законности (верховенства законов, единства законности и т.п.).

- Содержание правопорядка составляет правомерное поведение. Правопорядок – это состояние упорядоченных правом общественных отношений, когда соблюдаются не только нормы права, но и индивидуальные и персонально адресованные правовые предписания, конкретные субъективные права (например, правомочия владения и пользования домом) и исполняются индивидуальные юридические обязанности (исполнение гражданином Никитиным воинской обязанности и т.п.)

- Правопорядок в любом обществе охраняется системойспециальных органов (правоохранительными органами). К ним, в частности, относятся органы прокуратуры, внутренних дел и др.

- Нарушениеправопорядка влечет применение к правонарушителю мер государственного и иного воздействия (заключение под стражу или другие меры пресечения, наложение административного штрафа, взыскание пени и т.п.

Существуют и другие признаки, позволяющие продемонстрировать место и роль правопорядка в правовой системе общества.

В любом обществе законность и правопорядок имеют определенные экономическую и политическую, юридическую и неюридическую, государственную и негосударственную, духовную и иные основы.

Экономическую основу законности и правопорядка составляют экономическая система общества, определенные способы производства, формы собственности, материальное благосостояние людей, их коллективов и организаций, общества в целом.

К политической основе законности и правопорядка относятся существующие в данном обществе политическая система, уровень демократии (народовластия), особенности внутренней и внешней политики государства.

Социальной основой законности и правопорядка являются конкретные люди, классы, социальные слои, группы, семьи, трудовые коллективы и организации, нации, народности и т.п.

Духовная основа – это нравственные, религиозные, правовые и иные идеи, взгляды, представления, установки, иные духовные и культурные ценности, которые существуют в данном обществе.

Юридическая основа законности – это законы и основанные на них иные правовые акты, которые должны отражать идеи свободы и ответственности, справедливости и равенства, гуманизма и общественной (личной) безопасности.

 

Виды толкования

В зависимости от юридических последствий толкования права различают два основных его вида: официальное и неофициальное.

Официальное толкование дается управомоченными на то органами, является обязательным для всех субъектов, кому адресуется разъясняемый правовой акт. Оно, как правило, закрепляется в специальном акте толкования. Данный тип толкования подразделяется в свою очередь на аутентическое и легальное.

Аутентическое толкование дается субъектом, издавшим толкуемый правовой акт. Примером может служить разъяснение Государственной Думой федерального закона.

Легальное (делегированное) толкование осуществляется всеми иными органами, официально уполномоченными на разъяснение каких-либо правовых актов. Так, Пленум Верховного Суда РФ дает разъяснение законов и иных правовых актов нижестоящим судам, Генеральный прокурор РФ – органам прокуратуры и т.п.

Аутентичное и легальное толкование может быть казуальным и нормативным. Казуальным является разъяснение, обязательное только для конкретного случая (казуса). Так, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, отменяя незаконный приговор по конкретному делу, обычно указывает на допущенные ошибки, а также разъясняет нижестоящему суду, как следовало понимать и применять те или иные нормы при разрешении данного дела.

В отличие от казуального, нормативное толкование является обязательным при рассмотрении всех категорий дел, которые подпадают под толкуемый нормативный акт. Так, постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 27 января 1997 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» подробно разъясняет ст. 209 УК РФ; при рассмотрении всех уголовных дел по ст. 209 УК РФ суды обязаны руководствоваться указанным постановлением пленума.

Неофициальное толкование  дается любыми субъектами и не имеет юридически обязательного значения. Различают обыденное, компетентное и доктринальное толкование права. Обыденное толкование правовых предписаний дают субъекты, не имеющие специальной юридической подготовки исходя из своего жизненного опыта. Компетентное толкование – это толкование, даваемое специалистами в области права. Доктринальное толкование осуществляют ученые-юристы в своих научных трудах, а также комментариях к кодексам и иным законам.

 

Правовой статус личности – это совокупность законодательно закрепленных прав, свобод и обязанностей, характеризующих взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива.

В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, определяющий реальное положение человека в системе общественных отношений. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма.

Правовой статус личности характеризуется следующими признаками:

- Права, свободы и обязанности, составляющие правовой статус являются равными, каждая личность (в пределах своего статуса) имеет равную юридическую возможность воспользоваться предоставленными ей правами и исполнить возложенные на нее обязанности.

- Права, свободы и обязанности зафиксированы в правовыхнормах (Конституции РФ, Декларации прав и свобод, Законе о гражданстве и др.).

- Правовой статус личности охраняется государством (ст. 2 Конституции РФ).

- Права, свободы и обязанности личности выступают как единая система, отражающая современные реалии общественнойжизни, достоинства и недостатки политико-правовой системы.

-  Права, свободы и обязанности –представляют собой систему, постоянно расширяющуюся и углубляющуюся по мере развития общественных отношений.

- Правовой статус является ключевым элементом правовой системы, позволяющим раскрыть реальное (фактическое и юридическое) положение человека в обществе.

- правовой статус включает элементы, составляющие его структуру.

Структура правового статуса состоит из следующих элементов:

 а) права, свободы и обязанности личности, непосредственно определяющие ее положение и роль в обществе, создающие необходимые условия для ее всестороннего развития и совершенствования;

б) законные интересы личности, признаваемые и гарантируемые государством;

в) правосубъектность (правоспособность и дееспособность), обеспечивающую субъекту права возможность вступления в соответствующие правоотношения;

г) юридическую ответственность, указывающую на возможность нести ответственность за свои поступки;

д) правовые принципы, отражающие закономерности общественного развития.

е) гарантии – условия и возможности, которые обязуется создать государство для предоставления гражданам возможности для практического осуществления ими своих прав и свобод. 

Некоторые ученые, помимо названных элементов, в структуру правового статуса включают гражданство (Н.В.Витрук, В.А.Кучинский, Н.И.Матузов и др.), правоотношения общего (статусного) типа (Н.И. Матузов).

Выделяют следующие видыправового статуса – общий, специальный и индивидуальный. Здесь мы имеем соотношение общего, особенного и единичного.

Общий (конституционный) правовой статус одинаков для всех граждан РФ. Он характеризуется стабильностью, относительным постоянством, так как включает в себя не все, а лишь основные права и обязанности, закрепленные в Конституции РФ и меняющиеся только по воле законодателя, государства. Формирование общего правового статуса происходит параллельно с развитием общества, всей правовой системы.

Специальный правовой статус определяет особенности правового положения отдельных категорий граждан (судей, участников войны, депутатов и т.п.) и обеспечивает им возможность выполнения специальных функций, наделяет дополнительными специфическими правами, обязанностями, льготами предусмотренными текущим законодательством.

Индивидуальный правовой статус выражает конкретику отдельного лица (возраст, пол, семейное положение, должность, стаж трудовой деятельности и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

 

Юридическая техника.

Юридическая техника представляет собой совокупность (систему) соответствующих средств, приемов, методов и правил подготовки и изложения правовых актов

По мнению С.С. Алексеева, юридическая техника — это совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми приемами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов для обеспечения их совершенства.

Основное содержание юридической техники складывается из двух элементов: технических средств и технических приемов.

К средствам законодательной техники относятся: 1) средства юридического выражения воли законодателя: нормативное построение, то есть норма права должна быть выражена в виде нормы-предписания, а именно гипотеза — диспозиция, гипотеза — санкция; системное построение, где норма права должна быть выражена в виде логической нормы: гипотеза — диспозиция — санкция; отраслевая типизация, каждая норма права должна быть помещена в соответствующую отрасль права; 2) средства словесно-документального изложения текста документа: реквизиты (наименование акта, его заголовок, дата принятия, вступление в действие, подписи и т. п.); структурное построение (определенный порядок расположения материала, его расчлененность и согласованность); юридическая терминология (совокупность слов и сочетаний, в которых выражаются юридические понятия); стиль правового акта (система приемов наиболее целесообразного использования языковых средств в нормативных документах).

Приемы, используемые при юридическом изложении и закреплении воли законодателя, выражают особенности словесного построения законодательного акта. В этом смысле большинство авторов, относящих приемы к элементам юридической техники, подразделяют такие приемы на две группы в зависимости от: 1) степени обобщения конкретных показателей нормы; 2) способа изложения элементов нормы.

Р. Иеринг в работе «Юридическая техника» выделял три основных приема юридической техники: юридический анализ (алфавит права); логическая концентрация; юридическая конструкция (повеление, толкование — правовой институт и правовое понятие, правовое положение и правовые принципы).

ОБЗОРНЫЕ ЛЕКЦИИ по ТГП

Предмет теории государства и права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.067 с.)