Тема 21. Правовые основы природопользования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 21. Правовые основы природопользования



Экологическое право – совокупность эколого-правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей среды, предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и услуг качества окружающей среды.

Законодательство в области охраны природы включает следующие правовые документы:

- Конституция РФ (1993);

- законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды;

- указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ;

- нормативные акты министерств и ведомств;

- нормативные решения органов местного самоуправления.

В течение 1990-х гг. и начале XXI в. в России принят ряд законов и кодексов, в том числе Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002), который лежит в основе природоохранного законодательства и охраны окружающей среды.

В 1995 г. были приняты федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях», «О радиационной безопасности населения», «О животном мире», Водный кодекс РФ. В 1992 г. был принят Закон РФ «О недрах», в 1993 г – Основы законодательства РФ по охране здоровья и указ о федеральных природных ресурсах, в 1996 г. – указ о концепции перехода РФ к устойчивому развитию, в 1997 г. – Лесной кодекс РФ. В 1998 г. – закон РФ «Об отходах производства и потребления», в 1999 г. – Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха», в 2001 г. – Земельный кодекс РФ.

Природа всеобща и едина, она не знает государственных границ, поэтому нарушение в экосистеме одной страны вызывает ответную реакцию в сопредельных. Примером является чернобыльская ядерная катастрофа – она охватила своими последствиями не только Россию, Украину и Белоруссию, но и многие европейские страны.

Объекты международно-правовой охраны окружающей природной среды: ближний Космос, воздушный бассейн, Мировой океан, озоновый экран, Антарктида, климат, разделяемые международные ресурсы, редкие и исчезающие растения и животные и др.

При ООН функционируют специализированные международные организации по охране окружающей среды. ООН разработала и приняла специальные принципы охраны окружающей человека среды, в частности в Декларации Стокгольмской конференции ООН (1972) и Всемирной хартии природы (1982).

К глобальным международным договорам относятся Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средства воздействия на природную среду (1977), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979), Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конвенции ООН по окружающей среде и развитию было принято пять основных документов: 1. Декларация РИО об окружающей среде и развитии; 2. Повестка дня на XXI в.; 3. Конвенция по биологическому разнообразию; 4. Конвенция по проблеме изменений климата; 5. Заявление о принципах управления, сохранения и устойчивого развития всех типов лесов.

В 2002 г. состоялся всемирный саммит по устойчивому развитию «РИО + 10» в Йоханнесбурге (ЮАР). Одним из принятых на саммите итоговых документов стал План борьбы с бедностью и сохранения окружающей среды.

Закон не охраняет природу (окружающую среду), любой закон защищает только права человека. Вопрос заключается в том, каковы правовые приоритеты общества, государства. В целом приоритетность зависит от вклада в качество жизни, которое определяется совокупностью экономических, социальных, экологических факторов. Насколько на сколько высок приоритет экологических потребностей, зависит от уровня социально-экономического развития общества, а так же уровня развития общественной морали.

Закон РФ от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» стал комплексным законом, охватывающим все аспекты природопользования.

Право человека на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, а также обязанность каждого сохранять природу и бережно относиться к ее ресурсам закреплены в Конституции РФ (1993).

Современная структура системы экологического права правовое регулирование природопользования по объектам с функциональным регулированием охраны окружающей среды и экологической безопасности.

В широком смысле термин «экологическое законодательство» обозначает систему законодательных актов (т.е. актов, принятых органами законодательной власти РФ и ее субъектов), а также любых других нормативных правовых актов, регулирующих экологическую группу общественных отношений.

На федеральном уровне – это законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, ведомственные инструкции и методики. На региональном уровне – это региональные законы и постановления представительной и исполнительной власти. На местном уровне самоуправления – постановления администрации.

Систему экологического законодательства возглавляет Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (1991), который задумывался как головной комплексный законодательный акт.

Развитие экологического законодательства в дальнейшем предполагает разработку и принятие пакета федеральных законов (в т.ч. о хозяйственной деятельности на территориях зон экологического бедствия, об экологических полигонах, об экологическом аудите и др.).

Кроме того, происходит расширение ареала действия экологического права, что связано с необходимостью эколого-правового регулирования хозяйственной деятельности на ее стадиях, разрешения споров между природопользователями и природоохранными службами.

В 1991 г. выходит закон «Об охране окружающей среды». В последней его редакции следующие статьи (2000):

Статья 11. Право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия природной среды.

Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от от неблагоприятного воздействия природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. Это право обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, социальным и государственным страхованием граждан, возмещением в судебном порядке ущерба, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения среды обитания, государственным контролем за состоянием среды, соблюдением природоохранного законодательства, привлечение лиц виновных в экологических правонарушениях.

Статья 12. Полномочия граждан в области охраны окружающей среды.

Граждане обязаны:

Принимать участие в охране окружающей природной среды, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Граждане имеют право:

- создавать общественные организации по охране окружающей среды, фонды, общественные организации;

- вступать в члены этих организаций и фондов, вносить свои трудовые сбережения;

- принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, демонстрациях, референдумах в защиту окружающей среды;

- излагать свое мнение, обращаться с письмами, заявлениями по вопросам охраны окружающей среды, требовать их рассмотрения;

- требовать от соответствующих органов полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах ее охране;

- требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов;

- ставить вопрос об ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.

Статья 15. Задачи экономического механизма охраны окружающей среды.

Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов. Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы ЗВ. Предоставление предприятиям и организациям кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществление эффективных мер по охране окружающей среды.

Статья 16. Учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов.

Государственные природоохранные органы с органами государственной статистики ведут количественный и качественный учет ресурсов и вторсырья, ведут государственные земельные, водные, лесные кадастры, кадастры недр, животного мира, особо охраняемых территорий.

Статья 17. Планирование, финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды.

Финансирование экологических программ и других мероприятий за счет: бюджетов всех уровней, средств предприятий, организаций, экофондов всех уровне, фондов экологического страхования, кредитов банков, добровольных взносов граждан.

Статья 19. лимиты на природопользование.

Статья 20. Платность природопользования.

Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес, растительность, животный мир). Плата взимается за пользование ресурсами в пределах лимитов, за нерациональное и сверхлимитное использование, на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за загрязнение окружающей среды: за выбросы и сбросы в пределах установленных лимитов и за превышение выбросов сверх установленных лимитов. 90% -на специальные счета экологических фондов, 10% - в доход республиканского бюджета РФ.

Статья 23. Экологическое страхование.

Фонды экологического страхования используются на прогнозирование, предотвращение, ликвидацию последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Статья 25-27. основные требования к нормированию качества окружающей среды. Нормативы ПДК вредных веществ. Нормативы ПДВ и ПДС вредных веществ.

Статья 28. Нормативы ПДУ шума, вибраций, магнитных полей и др. вредных физических воздействий.

Статья 29. Нормативы ПДУ радиационного воздействия.

Статья 30. ПДН применения агрохимикатов в сельском хозяйстве.

Статья 31. Нормативы ПД остаточных количеств химических веществ в продуктах питания.

Статья 34. Нормативы санитарных и защитных зон.

Статья 35-38. Государственная экологическая экспертиза.

Цели и принципы государственной экспертизы. Обязанность экспертизы. Объекты экспертизы.

Статья 39. Общественная экологическая экспертиза.

Статья 60-67. Особо охраняемые природные территории и объекты.

Природный фонд РФ. Государственные природные заповедники и заказники. Национальные природные парки. Памятники природы. Охрана редких растений и животных. Охрана курортных и лечебно-оздоровительных зон. Охрана зеленых зон.

Статья 68-70. Экологический контроль.

Статья 71-72. Производственный экологический контроль. Общественный экологический контроль.

Статья 73-77. Экологическое воспитание, образование, научные исследования. Ст. 74. – обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях.

Статья 81-85. Ответственность за экологические правонарушения.

Виды ответственности. Дисциплинарная ответственность. Материальная ответственность. Административная ответственность. Уголовная ответственность.

Статья 86-91. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Порядок возмещения вреда имуществу, здоровью граждан. Исковые требования о прекращении экологически вредной деятельности.

Статья 92-94. Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды.

Принципы международного сотрудничества. Международные договоры области природной среды. Обязанности юридических лиц и граждан по соблюдению природоохранного законодательства.

За экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения, организации – административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с настоящим законом.

Дисциплинарная ответственность применяют за невыполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды, за нарушение нормативов качества. Руководители предприятий, работники могут быть полностью или частично лишены премий или иных средств поощрения за невыполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды.

Материальная ответственность должностные лица и работники, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, несут материальную ответственность перед предприятием.

Административная ответственность должностные лица, предприятия, учреждения платят за несоблюдение стандартов, норм; за невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы; за нарушение экологических требований при планировании, проектировании, размещении, строительстве и т.д.; за порчу, повреждение, уничтожение природных объектов, памятников природы, истощении и разрушении природных комплексов. Подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке.

Наиболее жесткой мерой административного воздействия является решение о приостановке производственной деятельности.

Уголовная ответственность должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических правонарушениях, посягающие на установленный в РФ экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющий вред окружающей природной среде и здоровью человека, несут уголовную ответственность, предусмотренную УК РСФСР.

Чаще всего применяется административное взыскание. Штрафы очень низкие, снисходительность к виновникам экологических преступлений, низкая экологическая культура граждан. Отношение к экологическим законам является индикатором общей культуры.

Ежегодно государственные природоохранные органы обследуют до 30 000 предприятий. В 20-30% выявляются правонарушения. Привлекается к ответственности несколько тысяч человек, сумма штрафов сотни млрд. рублей. Уголовных дел 10-13 на всю страну ежегодно.

Безусловно, что закон, чтобы быть действенным, должен опираться на этические установки своего времени. Законы корректируются, поскольку изменяются вместе с социальным развитием этические установки. При этом отношение к природе настолько характеризует состояние общества, что по продвинутости экологического законодательства можно судить, насколько правовым является данное государство и цивилизованным само общество. В то же время отношение к природоохранным законам является не только индикатором общей культуры, но и критерием оценки профессионализма и компетентности управленческих структур.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.029 с.)