Специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)



 

 

ОП.01 «Экономика организации»

 

 

Докучаевск, 2020

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДОКУЧАЕВСКИЙ ТЕХНИКУМ»

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО»

 

 

Цикловая комиссия учетно-экономических дисциплин

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

_______________ Т.И. Маслова

 

 

Л.А. Зехова, И.Г. Дели

 

Методические рекомендации

По выполнению курсовых работ

для студентов очной и заочной форм обучения

Специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

ОП.01 «Экономика организации»

 

 

Рассмотрено на заседании

цикловой комиссии учетно-экономических дисциплин

Председатель ЦК _____________ Е.В. Перец

Протокол № _____ от _____________

 

Одобрено на заседании методического совета

Председатель методического совета

____________________ Т.И. Маслова

Протокол № _____ от _____________

 

 

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ для студентов очной и заочной форм обучения специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

 

Подготовили:

Л.А. Зехова, преподаватель высшей квалификационной категории ГПОУ Докучаевский техникум ДонНУЭТ

И.Г. Дели, преподаватель первой квалификационной категории ГПОУ Докучаевский техникум ДонНУЭТ

 

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ составлены в соответствии с учебной программой по междисциплинарным курсам: ОП.01 Экономика организации

 

Рецензент:

Е.В. Перец – председатель цикловой комиссии учетно-экономических дисциплин, преподаватель ГПОУ Докучаевский техникум ДонНУЭТ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Введение. Общие положения и требования                                                        5

2. Организация выполнения курсовой работы                                                       6

2.1. Выбор темы курсовой работы                                                                            6

2.2. Составление проекта плана и его окончательного варианта                                6

2.3. Работа с литературными источниками                                                             6

2.4. Содержание разделов курсовой работы                                                            8

2.5. Оформление курсовой работы                                                                           11

2.6. Рецензирование курсовой работы                                                                     13

2.7. Подготовка к защите курсовой работы                                                             13

2.8. Защита курсовой работы                                                                                         14

3. Критерии оценивания курсовой работы                                                                         15

Приложения                                                                                                                17

А    Тематика курсовых работ                                                                              17

Б     Заявление на прикрепление темы курсовой работы                                  18

В    Задание на курсовую работу                                                                              19

Г     Примеры составления плана курсовой работы                                           20

Д    Список рекомендуемых литературных источников                                  24

Е     Образец титульного листа                                                                             31

Ж    Отзыв руководителя курсовой работы                                                        32

 

1. ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ

 

Курсовая работа служит формой контроля подготовленности студента к профессиональной деятельности по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена как базового, так и углубленного уровней.

Цель курсовой работы — систематизация и закрепление теоретических знаний студента по специальности при решении практических задач исследовательского и аналитического характера, а также выявление его способности к самостоятельной работе. Этим обуславливается необходимость творческого, а не формального подхода к выбору тематики, выполнению содержательной части работы, написанию и оформлению курсовой работы.

На выбор темы курсовой работы должна влиять тематика предшествующих работ, выполненных студентами в процессе обучения.

Курсовая работа – это комплексная самостоятельная исследовательская работа, в ходе которой студент решает конкретные практические задачи, соответствующие профилю деятельности и уровню образования, развивает практические и теоретические навыки. При этом используются знания, полученные по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

Курсовая работа должна соответствовать следующим требованиям:

- рассматривать проблему, не получившую достаточного освещения в литературе, либо новую постановку известной проблемы;

- содержать элементы научного исследования актуальной темы;

- иметь четкое построение и логическую последовательность в изложении материала;

- должна выполняться с использованием экономико-математических методов и информационных технологий при проведении расчетов;

- содержать убедительную аргументацию, достаточный иллюстративный материал;

- завершаться доказательными выводами и обоснованными рекомендациями.

В курсовой работе студент должен показать умение работать с нормативными документами, инструктивным материалом, литературой и другими информационными источниками.

Наряду с теоретическими вопросами, которые отражаются в содержании курсовой работы, студент должен уметь выполнять стандартные операции и знать порядок и форму представления курсовой работы.

По содержанию курсовой работы и в процессе ее защиты устанавливаются:

- уровень профессиональной и общепрофессиональной подготовки студента по специальности;

- умение изучать, анализировать, обобщать информационные источники в соответствующей области знаний;

- способность самостоятельно проводить научные исследования, систематизировать и обобщать фактический материал;

- умение самостоятельно обосновывать выводы и практические рекомендации по результатам исследования.

Курсовая работа представляет собой исследовательскую работу (пояснительную записку), включающую таблицы, схемы, расчеты и т.д.

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Процесс подготовки и выполнения курсовой работы включает несколько основных этапов.

 

2.1. Выбор темы курсовой работы

 

Тематика курсовых работ разрабатывается и утверждается цикловой комиссией. (Приложение А)

Студент самостоятельно выбирает тему курсовой работы. Совпадение тем курсовых работ у студентов одной академической группы не желательно, кроме случаев, когда объект исследования разный.

Выбор темы курсовой работы оформляется заявлением на имя заведующего отделением (заместителя директора по учебной работе (Приложение Б).

Студенту одновременно с темой КР выдается задание, которое содержит структуру и сроки выполнения курсовой работы. (Приложение В)

Студент допускается к экзамену по дисциплине при условии успешной защиты КР по указанной дисциплине.

 

2.2. Составление проекта плана и его окончательного варианта

 

Составление плана работы – важнейший этап в подготовке курсовой работы. Он определяет направленность работы, её соответствие специфике предмета и объектов изучаемой дисциплины, самостоятельность и проблемность выполнения работы студентами, её исследовательский характер. План отражает основную идею работы.

План курсовой работы, как правило, должен состоять из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений. Формулировки пунктов плана определяются целевой направленностью работы, исходят из её задач. (Приложение Г).

Проект плана разрабатывается студентами, как правило, после рассмотрения учебной литературы. Окончательный вариант плана согласовывается с руководителем курсовой работы.

                                

2.3. Работа с литературными источниками

 

Успешное выполнение курсовой работы предполагает обстоятельное и творческое изучение литературных источников, в том числе нормативных документов, по теме курсовой работы.

При подборе литературных источников следует обращаться к алфавитным и предметным каталогам библиотек, специальным библиографическим справочникам, тематическим сборникам литературы, указателям журнальных статей, подборкам газет, использовать ссылки на опубликованные работы, имеющиеся в монографиях, брошюрах, статьях. Желательно обращаться к изданиям последних лет, так как в них наиболее полно освещена теория и практика исследуемой темы. Список литературы должен быть согласован с руководителем курсовой работы и содержать не менее 15 источников. Список рекомендуемых литературных источников в Приложении Д

Работу над литературными источниками следует начинать с изучения правовых актов и нормативных документов, учебников, учебных пособий, монографий, справочников. Затем изучаются статьи в журналах и газетах, материалы статистических сборников и бюллетеней.

Изучение литературных источников сопровождается выписками и конспектированием. Конспектировать следует, в основном, те источники, которые по содержанию курсовой работы могут быть широко использованы, в остальных случаях достаточно ограничиться выписками. При этом целесообразно фиксировать, из какого источника взят материал и в какой части курсовой работы его следует использовать. Дословные тексты оформляются как цитаты (в кавычках) с указанием фамилии автора, его инициалов, полного названия книги или статьи, издательства, места и года издания, номера журнала, страницы и т.д. Это в последующем облегчит обработку материала и составление библиографического списка.

Конспектируемый материал и выписки рекомендуется группировать по разделам и подразделам работы и систематизировать по существу излагаемой информации. Это необходимо для того, чтобы в процессе последующей работы над темой исследования было легко анализировать и сопоставлять различные точки зрения авторов по дискуссионным вопросам и формировать свое отношение к ним.

 

Работа с фактическим материалом

Важным этапом самостоятельной работы является сбор, обработка, систематизация и анализ фактического материала.

Прежде чем начать сбор фактического материала, необходимо совместно с руководителем работы заранее продумать и определить, какие бухгалтерские операции и технологии, учетные документы и отчетность надо подвергать изучению, за какой период и в каком объеме собирать и анализировать статистическую информацию и т.д.

Собранный фактический материал оценивается с точки зрения его достоверности, надежности и точности, систематизируется и оформляется в виде расчетов, заполненных бланков учетных документов, таблиц, графиков, диаграмм, схем и т.п.

 

Использование Web-ресурсов сети Интернет

При сборе информации не следует забывать о возможностях сети Интернет. И если главным источником фундаментальной теоретической и аналитической информации служат библиотечные фонды, то в работе с фактической, новостной и статистической информацией большую помощь может оказать компьютер. В отличие от печатной информации данные, опубликованные в Интернете, постоянно обновляются, что позволяет оперативно получать информацию по интересующей тематике.

При этом следует учитывать, что ни одна из баз данных Интернета не является всеобъемлющей, и качество предоставляемой информации нуждается в критической оценке. Исключение составляют официальные сайты государственных и крупных корпоративных структур, правовые базы, содержащие законодательные и нормативные акты.

Поиск информации в Интернете предлагается проводить с учетом следующих рекомендаций:

- желательно избегать прямолинейного поиска по одному слову, лучше задавать поисковой системе группу ключевых слов или фразу;

- для поиска по группе слов или по ключевой фразе рекомендуется использовать не любую поисковую систему, а ту, которая наиболее знакома, так как в разных системах используются разные правила для записи группы слов (правила нужно знать);

- при поиске по одному слову целесообразно применять как можно больше разных поисковых систем.

Русскоязычные поисковые системы и каталоги:

Апорт! (www. aport. ru)

Виртуальная библиотека (www. vlibrary. ru)

Вебальта (www. webalta. ru) List.ru (www. list. ru)

Рамблер (www.rambler.ru) Russia on the Net (www.ru)

Созвездие Интернет (www. stars. ru) TELA (www. tela. dux. ru)

Черепаха (www. turtle. ru)

Яндекс (www. yandex. ru)

Зарубежные поисковые службы:

Google (www.google.com)

Yahoo! (www.yahoo.com)

Правовые базы данных:

http://dnr-online.ru/

http://mondnr.ru/

 

2.4. Содержание разделов курсовой работы

 

Во введении к курсовой работе конечно обосновывают актуальность темы, цель и содержание поставленных задач, формулируют объект и предмет исследования, отмечают выбранные методы исследования, теоретическую ценность и прикладную значимость полученных.

Для введения достаточно 2 – 3 страниц.

Цель исследования пересекается с названием курсовой работы (например, название курсовой работы - «Производительность труда на предприятии и пути её повышения», цель - исследовать производительность труда на предприятии  и разработать пути по ее увеличению). В свою очередь задачи курсовой работы перекликаются с названием ее разделов.

Обязательным элементом вступления является определение объекта и предмета исследования. Объект - это процесс или явление избранное для изучения. Предмет исследования определяет тему курсовой работы.

Практическая значимость курсовой работы показывает, что знания и разработки, полученные студентом в ходе ее выполнения, могут быть использованы на конкретном предприятии.

В завершение введения целесообразно указать структуру курсовой работы, то есть привести перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их размещения, отметить, сколько страниц занимает основной текст работы, приложения, указать количество таблиц, рисунков, использованных литературных источников.

В разделах основной части курсовой работы подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются результаты. Все несущественные для решения научной задачи материалы выносятся в приложения.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме курсовой работы и полностью ее раскрывать.

В первом разделе «Теоретические основы и сущность ….», основываясь на литературных источниках по экономической теории, надо исследовать историю развития объекта исследования, рассмотреть типичные классификационные признаки (если предмет исследования сложный по структуре),  указать задачи исследования.

В начале, если такие имеются,  надо рассмотреть общие нормативные акты (выдержки из Гражданского кодекса, Законы о лицензировании, патентование и т.д.), которые регламентируют любую деятельность любого предприятия. Далее следует сосредоточиться на нормативных актах, регламентирующих процесс осуществления хозяйственных операций, которые рассматриваются (Правила, Инструкции и т.д.).

Исследовать нормативно - правовую базу необходимо как вообще, так и близко к объекту исследования Результаты исследования по этому разделу необходимо предоставить в приложениях по следующей форме (табл. 1).

 

Таблица 1 - Характеристика нормативно - правовой базы

№ п / п Наименование нормативного акта Кем и когда утвержден Краткое содержание по проблематике исследования
       

Во втором разделе курсовой работы «Экономическое обоснование.........» необходимо аргументировать актуальность выбранной темы, её важность и целесообразность изучения. 

Экономическое обоснование — это, своего рода, документ, в котором указаны причины того, почему организация должна выполнить тот или иной проект. В нём рассматривается только один аспект — финансовая выгода. При составлении экономической аргументации нужно провести детальный анализ затрат на реализацию проекта, получаемую от него выгоду и сопоставить их, а также указать в обосновании на альтернативные варианты и решения. Правильно написанное обоснование ясно показывает риски и потенциальную прибыль от внедрения новой идеи, потому оно полезно как руководителям предприятий, так и инвесторам.

Перед составлением обоснования нужно себе ответить на два вопроса:

· Что мы хотим обосновать. Нужно по возможности кратко и четко сформулировать обосновываемую мысль.

· Перед кем мы хотим обосновывать. Это важно понимать, так как от этого зависит база, на которую нужно опираться.

Задачи обоснования — объяснить суть проекта и вычислить его финансовую целесообразность, рассмотрев такие факторы, как затраты, сроки окупаемости и чистую прибыль. В экономическом документе должны быть приведены расчёты и анализы, показывающие предполагаемую выгоду.

 

В третьем разделе «Основные нормативные документы, характеризующие правовую основу деятельности предприятия» указывается необходимость документирования и требования, предъявляемые к документам, подробно описывается, какими первичными документами должна оформляться каждая конкретная хозяйственная операция с объектом исследования. В этом же разделе, если это необходимо раскрывается порядок составления отчетности материально ответственными лицами. Указанная информация основывается на общетеоретических принципах (т.е. на материалах учебников и других источников). После этого надо сравнить общетеоретическую методику документирования с процедурой документирования, которая фактически осуществляется на предприятии, выявить недостатки и предложить направления их устранения. В приложениях приводятся все первичные документы и отчетность материально ответственных лиц, которыми необходимо оформлять сделки с объектом исследования. Если нет возможности предоставить копии документов с предприятия необходимо их заполнить вручную самостоятельно. Все документы прикладываются в одном экземпляре.

 

В четвертом разделе «Краткая характеристика (название предприятия) и его основных экономических показателей» даётся характеристика того предприятия, на котором проводится исследование выбранного хозяйственного процесса.

 Описывается само предприятие, его местоположение, предмет производства, хозяйственная структура, иерархия администрирования и т.д. 

Изучаются первичные документы и (по возможности) приводятся в приложении №1.

В приложениях из этого подраздела надо привести также формы финансовой, налоговой и статистической отчетности, в которых накапливается информация об исследуемых операциях.  

Если нет возможности предоставить копии этих документов, все они заполняются вручную.

Имейте в виду! Вся первичная документация,  а также формы отчетности должны быть взаимосвязаны между собой (данные первичной документации должны быть отражены в отчетности материально ответственных лиц.

Эти приложения должны быть за один и тот же учетный период (лучше брать по состоянию на 1 число месяца).

 

В пятом разделе «Информационное обеспечение …» раскрывается технология получения информации для изучения объекта исследования.

В этом разделе студент раскрывает:

- постановку задачи по изучению объекта исследования, которую должен выполнить автоматизированная система, взаимосвязь этой подсистемы с другими подсистемами;

- информатизация в настоящее время на рынке компьютерных услуг, их общая характеристика, преимущества и недостатки;

- из указанных программ студент выбирает наиболее приемлемую и предоставляет ее подробную характеристику;

- описать подробно каким образом осуществляется автоматизированный процесс обработки информации.

Если на предприятии экономический анализ автоматизирован, можно дать информацию по той программе, которая фактически используется.

 

В шес0том разделе рассматриваются вопросы организации хозяйственных процессов выбранной Вами темы на базовом предприятии, тесть  на том предприятии, которое выбрано в качестве базы исследования. Пользуясь Уставом предприятия, студент должен предоставить экономическую целесообразность создания предприятия, указать, каким направлениям деятельности оно занимается, раскрыть структуру предприятия и органов его управления. После этого следует обосновать целесообразность организации хозяйственных процессов на предприятии, указать, кто их контролирует. Указать  функциональные обязанности, права и ответственность контролирующего аппарата, раскрыть в каком документе закрепляются права, обязанности и ответственность работников этого аппарата, и соответствует ли он современным условиям (охарактеризовать должностную инструкцию, и, если есть возможность разработать направления ее совершенствования). Если контроль на предприятии ведут несколько специалистов,  целесообразно рассмотреть, каким образом распределяются обязанности между ними с контролем объекта исследования и разработать направления их совершенствования. В обязательном порядке следует указать, как осуществляется организация учетных работ и каким документом она регламентируется.

Далее следует раскрыть, какая форма контроля применяется на предприятии и предоставить ее характеристику.

Важное значение имеет раскрытие порядка документооборота, ведь от его эффективности зависит скорость поиска необходимой экономической информации. В приложениях привести форму графика документооборота. А если планирования документооборота на предприятии нет, разработать форму графика, рекомендуемую для применения на данном предприятии.

В этом же разделе следует указать, каким образом на предприятии организуется учетная политика и раскрыть ее основные положения в части учета объекта исследования.

 

При необходимости разделы могут дополняться подразделами.

 

В выводах отражают практические результаты, полученные в курсовой работе, с формулировкой решенной задачи и значение ее для науки и практики. Первый пункт выводов должен дать краткую оценку состояния вопроса. Затем в выводах раскрывают методы решения поставленной в курсовой работе задаче, их практический анализ, сравнение с известными данными, отмечают качественные и количественные показатели полученных результатов, обосновывают их достоверность.

После выводов приводится перечень использованных литературных источников. Студент должен ссылаться на источники, из которых в работе использованы материалы, отдельные результаты, идеи или выводы для разработки собственных проблем, задач, вопросов. Если в курсовой работе приводится материал из конкретного учебника в квадратных скобках следует указать его номер по списку литературы. Такие ссылки дают возможность отыскать документы и проверить достоверность цитирования определенных научных работ. Ссылаться следует на последние издания. Более ранние издания можно указывать только в тех случаях, когда в них содержится материал, который не был включен в последнее издание.

Список использованных источников и литературы располагается в систематическом порядке:

- Законодательные и нормативные акты: Конституция ДНР; законы, указы, постановления, распоряжения высших региональных органов государственной власти и ДНР.

- Учебная и научная литература: учебники и учебные пособия; монографии; сборники статей.

- Периодические издания

- Интернет-документы

Не стоит включать в библиографический список труды, на которые нет ссылки в тексте курсовой работы.

По содержанию приложения могут быть весьма разнообразными. Для них характерны, например, расчеты стоимости объекта исследования, схемы организационной структуры предприятия, копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и программы, расчеты экономического эффекта и т.д

Приложения оформляют как продолжение текста работы. Их располагают в порядке ссылок на них в тексте работ. Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.

 

2.5. Оформление курсовой работы

 

Курсовая работа, доклад, презентация должны быть представлены на бумажном и электронном носителях.

Структура КР должна включать: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список используемой литературы, приложения. Образец титульного листа в Приложении Е.

Окончательно оформленная работа подписывается студентом-автором КР и представляется руководителю за 10 рабочих дней до защиты КР.

Курсовая работа должна быть изложена на 20 - 25 страницах.

Текст работы должен быть выполнен на одной стороне листа формата А4 (210 х 297 мм) на персональном компьютере через 1,5 интервала шрифтом Times New Roman, размер шрифта – 14 пт.

Поля: левое – 30мм, верхнее и нижнее - 20 мм, правое - 10 мм.

Нумерация листов – сквозная, располагается вверху справа листа. Номера страницы на титульном листе не ставится. Нумерация страниц начинается с третьего листа (содержания) и заканчивается последним. На третьем листе ставится номер 3. Доклад работы на русском языке не нумеруется.

Структурные составляющие работы (доклад, содержание, введение, разделы,        заключение, список литературы, приложения) следует начинать с новой страницы, а подразделы располагать друг за другом вплотную и отделять двумя свободными строками.

Заголовки структурных элементов: Доклад, Содержание, Введение, Заключение, Список использованных источников, Приложения, а также заголовки структурных элементов основной части следует размещать с абзацного отступа без точки в конце и печатать с прописной (заглавной) буквы. Если заголовки содержат несколько предложений, их разделяют точками.

В заголовке не допускается перенос слова по слогам, применение римских цифр, математических знаков и греческих букв.

Для заголовков разделов и подразделов обычный шрифт размером 14 пт.

Между заголовками раздела, подраздела, пункта и его текстом пропускают строку (двойной интервал).

Не разрешается размещать заголовки в нижней части страницы, если на ней не умещаются две-три строки текста.

Нумерация разделов курсовой работы – сквозная.

 Статистические данные, приводимые в работе, должны быть оформлены в виде таблиц, графиков, диаграмм.

При использовании цитат и статистических данных по тексту, в скобках указывается порядковый номер источника согласно списку литературы и через точку номер страницы, например, [3, с.10].

Правила оформления таблиц:

Основной формой представления цифровых и фактических данных являются таблицы, применяемые для лучшей наглядности анализируемого материала. Представление экспериментальных зависимостей в виде графиков или формул не должно заменять их представление в виде таблиц. Однако дублирование одних и тех же данных в виде табличного и графического материала не допускается.

Таблице данных должна предшествовать текстовая часть, содержащая описание проведенного анализа.

Название таблицы (при его наличии) должно отражать ее содержание, быть точным, кратким.

Название следует помещать над таблицей без абзацного отступа, в одну строку. Вначале слева над таблицей пишут слово «Таблица», после него приводят номер таблицы, затем ставят тире и после него дают название таблицы.

При этом точки после названия таблицы и после номера таблицы не ставят. Название таблицы выполняют с прописной буквы. Таблицу в зависимости от ее размера следует располагать под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка, или на следующей странице, а при необходимости - в приложении.

При нумерации таблиц используют сквозную нумерацию арабскими цифрами в пределах раздела.

Таблицы приложения обозначают отдельной нумерацией также арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Правила оформления иллюстраций:

Иллюстрации (структурные схемы, графики, диаграммы и т.д.) могут располагаться как в тексте работы, так вынесены в приложение.

В первом случае их следует давать на следующей отдельной странице после первого упоминания в тексте.

Как исключение допускается располагать иллюстрации по ходу текста непосредственно после упоминания.

При расположении иллюстраций на отдельном листе допускается их располагать вдоль длинной оси листа, но так, чтобы при повороте листа по часовой стрелке читались все надписи.

Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует, нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах раздела.

Приложения

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху справа страницы слова «Приложение» и его обозначение.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Н, О, Ч, Ь, Ы, Ъ.

Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.

Все приложения должны быть перечислены в тексте курсовой работы.

 

2.6. Рецензирование курсовой работы

 

Курсовые работы подлежат обязательному рецензированию руководителем курсовой работы (Приложение Ж). В рецензии должны быть отмечены:

- степень раскрытия студентом темы работы;

- отличительные особенности работы, положительно ее характеризующие (нестандартный подход к анализу проблемы,

- изучение большого количества источников и т.д.);

- недостатки работы (использование устаревшего или недостаточного круга источников, наличие ошибок или неточностей и т.д.);

- рекомендации по устранению ошибок в процессе защиты курсовой работы или при написании новой (в случае получения неудовлетворительной оценки).

Курсовая работа вместе с рецензией выдается студенту для подготовки к защите.

 

2.7. Подготовка к защите курсовой работы

 

Вопрос о допуске курсовой работы к защите решается руководителем курсовой работы.

Подготовка к защите курсовой работы включает подготовку собственно выступления и оформление графического материала (схемы, таблицы, графики, диаграммы, алгоритмы и др.) для использования его в качестве иллюстраций во время защиты.

Графический материал может быть представлен в виде плакатов либо компьютерной презентации для демонстрации с помощью средств презентации. Могут быть подготовлены специальные материалы для раздачи членам комиссии.

Доклад студента на защите строится в следующей последовательности:

- обоснование актуальности темы и ее практической значимости;

- краткая характеристика объекта исследования;

- теоретические и методологические положения, на которых базируется курсовая работа;

- результаты практического исследования и анализа по изучаемой проблеме;

- выводы, предложения, рекомендации по решению поставленной в курсовой работе проблемы, оценка возможности их реализации и эффективности.

Подготовка текста выступления предполагает:

- разработку и написание плана выступления;

- разработку и написание основного текста выступления и краткого конспекта;

- пробное оглашение текста выступления.

При разработке плана выступления студенту следует учесть ряд существенных моментов:

- необходимо оценить запас знаний, имеющийся по заданной теме, подобрать цитаты, дополнительную информацию (например, из периодической печати);

- следует продумать, какие могут возникнуть вопросы у членов комиссии по ходу изложения;

- при составлении общего плана изложения обязательно включить в него обращение к аудитории, вступление и заключение;

- каждый раздел выступления рекомендуется подытожить одним-тремя выводами;

- следует выделить в плане ключевые моменты речи, на которых предполагается остановиться, проверить наличие логической связи между всеми пунктами плана выступления.

Написание текста - наиболее трудоемкий этап подготовки выступления. При написании текста выступления предлагается воспользоваться практическими рекомендациями по его составлению:

- в каждом разделе выступления желательно предусмотреть введение в раздел, констатацию, аргументацию, кульминацию, выводы по разделу, логический переход к следующей части выступления;

- следует избегать громоздких фраз, рекомендуется делить текст на простые предложения, что значительно облегчит работу с текстом, а для аудитории - восприятие в процессе защиты;

- необходимо найти оптимальную пропорцию между размерами частей текста, отведенными соответственно для изложения теории и практики;

- не следует злоупотреблять цифрами, их обилие может запутать не только слушателей, но и выступающего;

- рекомендуется избегать пространных цитат, необходимо использовать пространство текста прежде всего для того, чтобы донести до аудитории собственные суждения;

- выводы должны быть предельно конкретными и убедительными;

- текст     выступления следует завершить точными фразами, выражающими уверенность в правоте приведенной аргументации и целесообразности предложений студента по решению поставленной в курсовой работе проблемы;

- черновик текста необходимо тщательно отредактировать, наиболее важные места рекомендуется выделить курсивом или подчеркиванием;

- окончательный вариант текста следует распечатать через 1,5-2 интервала для удобства чтения (кроме того, в такой текст можно в последний момент внести дополнения и изменения), выводы лучше предварить словом «Выводы», желательно проставить нумерацию разделов и дать названия вступительной и заключительной частям выступления, общие выводы лучше всего вынести на отдельный лист.

После составления основного текста выступления необходимо составить его краткий конспект, которым можно будет пользоваться во время выступления. Конспект необходим для того, чтобы в процессе защиты не нарушить логику изложения, не потерять важную информацию и контролировать время выступления.

 

2.8. Защита курсовой работы

 

Защита курсовой работы состоит в кратком докладе (5-8 минут) студента по выполненной работе и ответах на поставленные вопросы. В докладе студент должен отразить основные выводы, сделанные в работе.

В процессе защиты студент должен дать объяснения по существу представленной им работы и ответить на все замечания, отмеченные в рецензии.

Защита КР проводится комиссией в составе двух-трех преподавателей цикловой комиссии, в том числе, руководителя КР под руководством председателя соответствующей цикловой комиссии. График защиты КР и состав комиссии утверждаются рапоряжением директора техникума по представлению цикловой комиссии не позднее, чем за две недели до проведения защиты, и доводится до сведения студентов.

Оценивание КР проводится по 5-бальной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.13 с.)