Тема 8. 2. Деятельность следователя на последующем этапе расследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. 2. Деятельность следователя на последующем этапе расследования



Тема 8.2. Деятельность следователя на последующем этапе расследования

                                                       

                                  

Разработал:

преподаватель кафедры

подполковник полиции

 Агаркова Т.К.

 

Обсуждена на заседании

кафедры «13» января 2020г.    протокол № 1

 

 

                                               г.Калининград

2020

 

Деятельность следователя на последующем этапе расследования. Лекция по Модулю 8 «Особенности деятельности подразделений предварительного следствия и дознания» для профессиональной подготовки слушателей, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» по должности служащего «Полицейский», тема 8.2. – Калининград, КФ СПбУ МВД России, 2020. – 51 с.

 

Краткая аннотация. В лекции с учетом современного состояния правового регулирования организации и деятельности органов предварительного следствия рассматриваются вопросы, касающиеся работы следователя по организации и производству отдельных процессуальных и следственных действий.

 

 

Составитель:

Агаркова Т.К., преподаватель кафедры уголовного процесса, подполковник  полиции.

 


План

 

Введение

1. Понятие, виды, общие правила производства следственных действий, участники и процессуальный порядок их проведения. Судебный порядок получения разрешения на производство отдельных следственных действий.

2. Общие условия (правила) производства следственных действий

3. Осмотр как следственное действие, его сущность.

4. Виды осмотра, его цели, задачи и участники, порядок проведения и процессуальное оформление.

5. Процессуальный порядок допроса свидетелей и потерпевших. Очная ставка.

6. Основания, процессуальный порядок производства и оформления обыска и выемки.

7. Освидетельствование.

8. Предъявление для опознания, его сущность, виды, участники и значение в уголовном процессе.

9. Проверка показаний на месте (следственный эксперимент).

10. Контроль и запись переговоров.

11. Понятие судебной экспертизы, ее виды, участники и порядок назначения. Случаи обязательного назначения судебной экспертизы. Права подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля при назначении и производстве судебной экспертизы.

12. Порядок производства экспертизы

13. Общие условия (правила) производства получения образцов для сравнительного исследования.

 
 
 

ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ и от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс».

2. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Права человека. Сб. межд. документов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

3. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью (утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г.) // Права человека. Сб. межд. документов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

4. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.

5. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в Риме 4 ноября 1950 г. // СПС «Консультант Плюс».

   6. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видах обращения и наказания, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1984 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы: Сборник. - М., 1989.

   7. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) // СПС Консультант-Плюс.

8. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) // СПС Консультант-Плюс.

9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001г. № 174-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // СПС «Консультант Плюс».

10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями)  // СПС «Консультант Плюс».

11. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), СПС «Консультант Плюс».

12. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (с последующими изменениями и дополнениями) // СПС «КонсультантПлюс».

13. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (с последующими изменениями и дополнениями) // СПС Консультант-Плюс.

14. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с последующими изменениями и дополнениями) // СПС Консультант-Плюс.       

15. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ  «О Следственном комитете Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) // СПС Консультант-Плюс.

16. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности» от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // СПС «Консультант Плюс».

17. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) // СПС Консультант-Плюс.

   18. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с последующими изменениями и дополнениями) // СПС «Консультант Плюс».

19. Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (с последующими изменениями и дополнениями) // СПС Консультант-Плюс.

   20. Указ Президента РФ от 18.04.1996 № 567 «Об утверждении Положения о координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью» // СПС «КонсультантПлюс».

   20. Указ Президента РФ от 14 января 2011 г. № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» // СПС Консультант-Плюс.

21. Указ Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СПС Консультант-Плюс.

   22. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СПС Консультант-Плюс.

   23. Приказ Генерального прокурора РФ 28.12.2016 г. № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // СПС Консультант-Плюс.

   24. Приказ Генпрокуратуры РФ от 28.12.2016 № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // СПС «КонсультантПлюс».

   25. Приказ МВД России от 29.08.2014 № 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях", СПС «КонсультантПлюс».

   26. Приказ Генпрокуратуры РФ от 12.07.2010 № 276 «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства» с послед. изм. и доп., СПС «КонсультантПлюс».

   27. Приказ Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста РФ N 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ N 353, ФСКН РФ № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» (вместе с приложениями: «Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях», «Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений», «Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2005 № 7339) // СПС «КонсультантПлюс».

   28. Приказ МВД России от 12.09.2013 № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД РФ», СПС «КонсультантПлюс».

   29. Приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013г. «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» // СПС «КонсультантПлюс».

30. Приказ МВД России от 29.06.2005 № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» // СПС Консультант-Плюс.

31. Приказ МВД России от 29.04.2015 № 495дсп «Об утверждении Инструкции по организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел» // СПС Консультант-Плюс.

 

8.2. Основная литература

1. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах: учебное

пособие. – 8-е изд. перераб. и доп. – М.: Проспект, 2016, - 323с.

2. Предварительное следствие в органах внутренних дел: Учебник / Под ред. канд. юр. наук, доц. М.В.Мешкова. Часть 1.-М.:ДГСК МВД России, 2011.- 168 с.

3. Предварительное следствие в органах внутренних дел: Учебник / Под ред. канд. юр. наук, доцента М.В.Мешкова. Часть 2. - М., 2012.- 256 с.

4. Предварительное следствие в органах внутренних дел: Учебник / Под ред. канд. юр. наук, доцента М.В.Мешкова. Часть 3. - М., 2012.- 200 с.

   5. Уголовный процесс: Учебник для вузов / под ред. Б.Б. Булатова, А.М. Баранова. – 4-е изд., перераб. И доп. (допущен УМО по юридическому образованию). – М.: Изд-во Юрайт, 2014.

   6. Уголовный процесс: учебник для вузов / под ред. В.П. Божьева. – 4-е изд., перераб. И доп. (допущен УМО по высшему образованию). – М.: Изд-во Юрайт, 2014.

7. Криминалистика: учебник/СПбУ МВД России; ред. О.В. Челышева; сост. А.В. Бачиева и др.- СПб., 2017. – 580 с.

8. Руководство для следователя и дознавателя по расследованию отдельных видов преступлений // ред. Н.Е. Муженская, Г.В. Костылева – м: Проспект – 2015.

9. Справочник следователя. Следственный осмотр // СПБУ МВД Рос.; ред. О.В. Челышева. – СПб., 2015. – 205 с.

10. Шаталов А.С. Предварительное расследование: учебно-методическое пособие / А.С. Шаталов – Изд. 2-е, стер. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 242 с. ЭБС «Университетская библиотека онлайн».

11. Досудебное производство в уголовном процессе: научно-практическое пособие. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 224 с. ЭБС «Университетская библиотека онлайн».

8.3. Дополнительная литература

1. Кузьмина О.Л., Сидоров В.В. Предварительное следствие в органах внутренних дел: Альбом схем. – Калининград: Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России, 2013. – 110 с.

2. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. Ред. В.М.Лебедева; Науч. Ред. В.П. Божьев. – М.: Изд-во Юрайт, 2012.

3. Проверка сообщений о преступлениях. Процессуальные и криминалистические аспекты: учебно-методическое пособие. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 255 с.

4. Осмотр места происшествия (уголовно-процессуальное и криминалистическое обеспечение): справочник для следователей и дознавателей / ТГАМЭУП Каф. угол.-прав. дисц.; сост. Ю.В. Даровских, К.Г. Иванов, О.И. Клоц; ред. Л.Я. Драпкин. – Тюмень: Печатник, 2016 – 623 с.

5. Шаталов А.С. Возбуждение уголовного дела: учебно-методическое пособие / А.С. Шаталов – Изд. 2-е, стер. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 105 с. ЭБС «Университетская библиотека онлайн».

6. Криминалистика: учебник для студентов вузов / под ред. А.Ф. Волынского, В.П. Лаврова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. – 943 с. ЭБС «Университетская библиотека онлайн».

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема «Следственные действия» - одна из наиболее значимых в системе курса уголовного процесса. Знание порядка производства следственных действий в одинаковой степени важно как для следователей, так и оперативных работников. Следственные действия являются основным способом собирания доказательств и уже в этой связи заслуживают пристального внимания. Необоснованное их проведение способно существенно ограничить конституционные права граждан, что должно быть абсолютно исключено. Возросшие требования к процессуальному порядку собирания доказательств диктуют необходимость тщательного соблюдения положений закона, регламентирующих производство следственных действий.

Настоящая лекция является попыткой осмыслить институт следственных действий в УПК РФ. Несмотря на относительную стабильность, в новом законе он претерпел ряд значительных изменений. Необходимость приведения отраслевого законодательства в соответствие с Конституцией РФ обязала законодателя предусмотреть судебный порядок «санкционирования» ряда процессуальных действий по собиранию доказательств. Из числа следственных действий исключены задержание подозреваемого и наложение ареста на имущество, которые в силу отсутствия у них познавательной направленности, переведены в разряд мер процессуального принуждения. Одновременно в систему следственных действий включены такие процессуальные действия как проверка показаний на месте и наложение ареста на почтово-телеграфные отправления. Изменился порядок проведения ряда следственных действий, некоторые из них приобрели новые сущностные черты, иначе сориентированы по целям.

Новизна института следственных действий просматривается в подходе законодателя к регулированию процедуры отдельных действий. Отчетливо выделены общие правила производства следственных действий, что с позиции законодательной техники можно считать удачным шагом. С другой стороны законодателя можно упрекнуть в увлечении оценочными понятиями и терминами, наличие которых затрудняет уяснение смысла соответствующих норм.


ОБЩИЕ УСЛОВИЯ (ПРАВИЛА) ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Под условиями производства следственных действий понимаются наиболее общие положения, относящиеся к порядку производства всех без исключения (или почти всех) следственных действий.

1. Наличие возбужденного уголовного дела. УПК РФ сохранил верность принципиальной позиции, что следственные действия могут осуществляться только в рамках возбужденного уголовного дела. Проведение следственных действий не допускается также после приостановления предварительного следствия (ч. 3 ст. 209 УПК). Исключение сделано лишь для осмотра места происшествия. Согласно ч. 2 ст. 176 УПК, в случаях, не терпящих отлагательства, он может быть произведен до возбуждения уголовного дела.

Новым в правовом регулировании порядка производства следственных действий является положение ч. 4 ст. 146 УПК, в соответствии с которым к постановлению о возбуждении уголовного дела, направляемому прокурору, прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), - соответствующие протоколы и постановления. Поскольку уголовное дело считается возбужденным после дачи прокурором на это согласия, получается, что до юридически значимого решения о возбуждении уголовного дела могут быть произведены три следственные действия. При этом следует согласиться с авторами одного из первых комментариев УПК РФ, что, если осмотр места происшествия может быть произведен до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, то освидетельствование и назначение судебной экспертизы - в любом случае лишь после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела[7].

В этом же источнике указывается, что до официального возбуждения уголовного дела (до получения согласия прокурора) производятся все иные следственные действия в случаях, когда расследование начато капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений. Данное суждение имеет под собой определенную основу: будучи уведомленным о таких случаях возбуждения уголовного дела с помощью средств радиосвязи, прокурор действительно немедленно не ставит свою визу на постановлении о возбуждении уголовного дела. Но все же заметим, что здесь проявляются скорее технические сложности в оформлении документов (имеет место отсроченное согласие прокурора), чем сущностные особенности производства следственных действий.

2. Наличие специального основания. Теория доказывания учит, что любое уголовно-процессуальное решение принимается на основе фактических данных. Не являются исключением и решения о производстве следственных действий. В связи с этим независимо от того, сформулировал ли текстуально законодатель основание производства того или иного следственного действия, либо он ограничился указанием на его цель, органы, ведущие уголовное судопроизводство, и другие его участники, принимая решение о производстве следственного действия или ходатайствуя об этом, обязаны исходить из наличия достаточной совокупности сведений (фактических данных).

Из теоретических положений доказательственного права вытекает также, что фактические данные, оцениваемые в совокупности, могут иметь различную правовую природу. Это и доказательства, т.е. сведения, полученные в строго определенной форме (ч. 2 ст. 74 УПК), и оперативно-розыскная (как гласная, так и негласная) информация (ч. 1 ст. 11 Закона об ОРД). Допускается сочетание тех и других сведений.

Вопрос о том, какие конкретно сведения образуют основание принятия решения о производстве следственного действия, а также оценка их достаточности зависят от нескольких составляющих. Во-первых, от формулировки основания следственного действия в законе (обыск производится при наличии «достаточных данных полагать» (ч. 1 ст. 182 УПК), «следователь может предъявить для опознания» (ч. 1 ст. 193 УПК), «если в показаниях ранее допрошенных лиц имеются существенные противоречия, следователь вправе провести очную ставку» (ч. 1 ст. 192 УПК) и т.д. Во-вторых, от степени ограничения следственным действием конституционных и иных прав граждан: чем значительнее такие ограничения, тем выше должен быть уровень обоснованности производимых действий (контроль переговоров и телеграфных отправлений требуют более «надежных» сведений, чем вызов на допрос). В-третьих, от процессуального положения субъекта уголовного процесса, в отношении которого производится следственное действие (получение образцов для сравнительного исследования от обвиняемого и потерпевшего). В-четвертых, от требований закона к оформлению решения о производстве следственного действия (необходимость вынесения мотивированного постановления). Перечисление факторов, влияющих на оценку обоснованности следственного действия можно продолжить. При характеристике конкретных следственных действий даны основания их производства.

Решение о производстве следственных действий (за исключением случаев, когда требуется получить разрешение суда) в зависимости от конкретного предписания в законе либо оформляется отдельным постановлением, либо - нет (ч. 1 ст. 164 УПК). Обязанность вынести мотивированное постановление дисциплинирует следователя, заставляет более ответственно подходить к оценке сведений, позволяет предметно обжаловать принятое решение прокурору или в суд, четче воспринимается всеми лицами, подпадающими под действие решения или привлекаемыми к его исполнению. В этой связи не возбраняется выносить мотивированное постановление о производстве следственного действия также и в тех случаях, когда законом это непосредственно не предусмотрено.

3. Производство следственного действия надлежащим субъектом (должностным лицом, принявшим к производству уголовное дело или входящим в следственную группу, иными субъектами по поручению названных лиц). Это условие вытекает из норм, регламентирующих место и начало производства предварительного расследования (ч. 1 ст. 152, ст. 156 УПК), статус следователя (ст. 38 УПК), производство предварительного следствия следственной группой (ст. 163 УПК), а также из ряда постулатов доказательственного права, в частности, из понятия «допустимость» доказательств (ст. 75 УПК) и других положений закона. Следователь не имеет право, например, допросить свидетеля, явившегося по вызову его временно отсутствующего коллеги. Если он реально выполнит такие действия, то они должны быть признаны не имеющими юридической силы.

4. Протоколирование. В ходе следственного действия или непосредственно после его окончания следователем составляется протокол. Статья 166 УПК предусматривает общие требования, предъявляемые ко всем протоколам. Это, в частности, порядок его изготовления, отражаемые сведения, порядок описания применяемых технических средств, процедура ознакомления с протоколом и его подписания участниками следственного действия, приложения к протоколу. Особенностью нового уголовно-процессуального законодательства является наличие в нем бланков протоколов следственных действий, что позволит обеспечить единство следственной практики и большую информативность процессуальных документов.

С порядком протоколирования связано одно из средств обеспечения безопасности потерпевшего, его представителя, свидетеля, их родственников и близких лиц. В этих целях следователь с согласия прокурора вправе не приводить данные об их личности. В мотивированном постановлении следователя указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу.

Согласно ст. 83 УПК протокол следственного действия является доказательством. Однако в отличие от прежнего правового регулирования в норме особо оговаривается, что протоколы допускаются в качестве доказательств, если они соответствуют требованиям, установленным законом.

ВИДЫ ОСМОТРА, ЕГО ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И УЧАСТНИКИ, ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ.

 

Порядок производства осмотра предусмотрен ст. 177 УПК. При осмотре, по общему требованию, участвуют понятые. Их участие определяется общим назначением института понятых в уголовном процессе: потребностью удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов. Исключение из правила об участии понятых при осмотре составляют случаи вынужденного отказа от их приглашения, вызванного двумя названными в законе экстремальными обстоятельствами (труднодоступностью местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также опасностью для жизни и здоровья людей). Отсутствие понятых, как правило, должно компенсироваться подробным фиксированием хода и результатов осмотра посредством технических средств.

В целях создания целостного представления о месте происшествия, помещении или жилище во взаимосвязи всех деталей их обстановки предписывается осмотр следов преступления и обнаруженных предметов производить на месте производства следственного действия, кроме случаев когда: а) для комплексного осмотра требуется продолжительное время; б) осмотр на месте затруднен. В силу оценочного содержания указанных исключений не соблюдение требований ч. 2 ст. 177 УПК само по себе не влечет признание результатов осмотра недопустимыми для использования в доказывании.

Предметы, не осмотренные на месте производства следственного действия, подлежат осмотру в рамках самостоятельного следственного действия, оформляемого отдельным протоколом. Для обеспечения сохранности предметов в неизменном виде закон категорически обязывает упаковать их по правилам криминалистической техники. Упакованные предметы подлежат изъятию, о чем делается отметка в протоколе с кратким описанием как изъятого (в пределах необходимых для отождествления), так и собственно упаковки. Последующий осмотр предметов должен сопровождаться описанием в протоколе внешних признаков упаковки, включая печать и подписи.

На наш взгляд, обязательной упаковке подвергаются только не осмотренные предметы. По отношению к остальным изымаемым объектам данное требование не является абсолютным: они упаковываются по возможности. Из закона не вытекает возможность признания осмотренных, но неупакованных вещественных доказательств недопустимыми по причине нарушения порядка обращения с ними.

Осмотр как следственное действие предполагает изъятие не только следов преступления в узком значении этого слова (следы рук, обуви), но и любых иных вещественных объектов. Однако непременным условием изъятия предметов (в первую очередь ценных) является их очевидная или в высокой степени вероятная относимость к делу.

Осмотр должен быть организован таким образом, чтобы понятые присутствовали при обнаружении следов преступления и иных, значимых для дела объектов, непосредственно наблюдали обследуемую обстановку. Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть обязательно предъявлено понятым и другим участникам следственного действия. По сложившемуся обыкновению понятые зачастую допрашиваются органами расследования и судами в качестве свидетелей в целях оценки достоверности и допустимости результатов осмотра.

Согласие проживающих в жилище лиц на производство в нем осмотра испрашивается во всех случаях не зависимо от целей следственного действия, в том числе при наличии явных признаков совершенного в нем преступления. Нужно помнить, что норма Закона РФ «О полиции», предоставляющая  полиции право входить беспрепятственно в жилые помещения и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, регулирует не уголовно процессуальные отношения и преследует другие цели. Правомерное вхождение в жилище для иных целей не снимает со следователя (дознавателя) обязанность испросить у суда согласие на его осмотр в уголовно-процессуальном порядке.

Под проживающими в жилище лицами следует понимать его владельцев, основных квартиросъемщиков, зарегистрированных в нем (постоянно или временно) совершеннолетних лиц. Полагаем, что юридическое значение будет иметь также согласие на осмотр, исходящее от совершеннолетних родственников указанных лиц, которые фактически проживают в жилище или по сложившемуся укладу имеют в него доступ.

Порядок получения судебного решения на осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, а также вхождение в него в исключительных случаях по постановлению следователя предусмотрен ст. 12, ч. 2 ст. 164, ст. 165 УПК.

При вхождении в жилище следователь обязан объявить присутствующим какое следственное действие будет производиться и его цель. Если осмотр проводится на основании судебного решения или по постановлению следователя они объявляются владельцу или иному проживающему в жилище лицу под роспись.

Закон не запрещает производство осмотра жилища в отсутствие проживающих в нем лиц. При этом в нем также не содержится требование приглашения посторонних кроме понятых граждан.

Наличие оснований для производства осмотра места происшествия в жилище позволяет осуществить вхождение в него принудительно, в том числе с применением физической силы и вскрытием запертых дверей. В таких случаях целесообразно приглашение представителей жилищно-эксплуатационной организации. Вскрытие иных хранилищ в осматриваемом жилище в рамках процедуры осмотра не допускается.

Решение следователя об осмотре помещения организации обязательно для администрации или ее представителя. Осмотр производится, как правило, в их присутствии, в противном случае делается отметка в протоколе.

Осмотру трупа посвящена отдельная статья закона. Он предписывает производить осмотр трупа на месте его обнаружения. Дополнительный осмотр в ином месте не исключается.

Специальная норма об участии в осмотре трупа судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия - врача является абсолютным требованием, не допускающим исключений. Несоблюдение данного требования влечет признание протокола осмотра трупа или протокола осмотра места происшествия в этой части недопустимым доказательством. Статус врача определяется не должностью, а квалификацией в рамках образовательного стандарта. Полагаем, что привлечение в исключительных случаях к осмотру трупа специалиста со средним медицинским образованием само по себе не является нарушением уголовно-процессуального закона.

К производству осмотра применим ряд правил производства следственных действий, изложенных в ст. 164 - 170 УПК.

Осмотр представляет собой систематические обследование разного рода объектов в целях обнаружения следов преступления, предметов могущих служить вещественными доказательствами, выяснения обстановки происшествия и других имеющих значение для уголовного дела обстоятельств. Все виды осмотра вправе производить следователь, дознаватель, орган дознания, суд. Всякое промедление с производством осмотра может привести к изменению обстановки, исчезновению следов преступления и вещественных доказательств.

По результатам осмотра составляется протокол, в котором описываются все действия следователя, а также все обнаруженное при осмотре в той последовательности, в какой производился осмотр, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра (ч. 2 ст. 180 УПК). Приведенная норма чрезвычайно важна. По своему значению она выходит за рамки требований к протоколу и выражает сущностные признаки осмотра, отграничивающие его от других следственных действий.

При составлении протоколов недопустимо домысливать ситуацию и делать умозаключения. Например, при краже из магазина нельзя записать в протоколе, что на прилавке ранее находились такие-то похищенные вещи. Необходимо отобразить те характерные признаки и обстоятельства, существовавшие на момент обследования объекта, которые позволят всем последующим субъектам доказывания самостоятельно сделать вывод о том, что предположительно похищенные вещи или продукты действительно находились на этом месте. Следует признать не соответствующими требованиям закона такие фрагменты протоколов, как «тумбочка, на которой стоял телевизор», «место на автостоянке, на котором был оставлен угнанный автомобиль». Правильнее записать: «парковочное место № 100, расположенное в первом от центрального входа справа ряду, на котором имеется свободное от снега на асфальте прямоугольное пространство размером 5 х 1,8 метра».

В протоколе должны найти отражение элементарные опытные действия, производимые следователем (включение электроприборов, пальпация мышечной ткани), и наблюдаемые при этом результаты.

Закон предписывает перечислять и описывать в протоколе осмотра все изымаемые предметы. Это означает, что каждый предмет, обладающий индивидуальными признаками и свойствами (типом, маркой, стандартом и т.п.) должен отражаться отдельно. При обнаружении нескольких тождественных предметов указывается их количество.

Сведения, сообщаемые участниками осмотра и носящие характер показаний по существу дела, в протоколах не отражаются. Вместе с тем заявления этих лиц по процедурным вопросам, а также замечания по поводу полноты записей заносятся в протокол.

В протоколе наряду с основными результатами осмотра находят отражение некоторые сопутствующие сведения о ходе следственного действия. Это: а) условия производства следственного действия (время, погода, освещенность); б) характеристика примененных технических средств и результаты их использования; в) описание упаковки и печатей на изымаемых предметах; г) место, куда направлены труп и предметы, хранящихся не при деле.

 

 

ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ

 

Нормативная основа: ст. 164 - 170, 179, 180, 290 УПК.

Освидетельствование - это следственное действие, состоящее в осмотре живого человека. Освидетельствование - разновидность осмотра, объектом которого является человеческое тело.

Основанием для проведения освидетельствования выступают сведения (фактические данные) о том, что на теле человека, вероятно, имеются: а) особые приметы (напр., шрамы, татуировки); б) следы преступления (напр., микрочастицы); в) телесные повреждения (напр., побои, раны, царапины), а также о том, что состояние организма и другие присущие ему признаки (напр., состояние опьянения, рост, вес, следы от инъекций, острота зрения) имеют значение для дела. В совокупность сведений, образующих основания для освидетельствования, может войти оперативно-розыскная информация, не противоречащая уголовно-процессуальным доказательствам.

К освидетельствованию прибегают, если для достижения его целей – отыскания названных следов, примет, признаков или определения состояний - не требуется судебно-медицинской экспертизы. Критерием разграничения освидетельствования и экспертизы выступает степень специальных познаний, необходимая для правильного фиксирования следов на теле или состояний организма, а также наличие или отсутствие потребности в проведении исследования. Например, для отыскания на теле подозреваемого следов от инъекций достаточно освидетельствования с участием специалиста-медика. Основания для назначения судебно-медицинской экспертизы появляются, если кроме факта наличия следов требуется определить их качественные характеристики, не могущие быть установленными путем визуального наблюдения. Освидетельствование может предшествовать производству экспертизы.

Перед освидетельствованием не ставится цель обнаружения и изъятия на теле человека каких-либо предметов. Это задача личного обыска. Вместе с тем, если такие предметы все же будут обнаружены, они подлежат изъятию, о чем делается отметка в протоколе.

Решение о производстве освидетельствования оформляется постановлением.

Освидетельствованию могут быть подвергнуты: обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, а также свидетель с его согласия. Лица, не имеющие процессуального статуса при производстве по уголовному делу, не освидетельствуются.

Освидетельствование обеспечивается принуждением. Постановление следователя обязательно для обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего. Для свидетеля оно обязательно лишь при условии, что является средством проверки его показаний. Если достоверность показаний свидетеля сомнений не вызывает, или может быть исчерпывающе проверена иным путем, освидетельствование данного участника процесса недопустимо. (Например, свидетель показал, что с расстояния десяти метров не смог различить регистрационный номер автомобиля. Из истории болезни видно, что он страдает сильной близорукостью). Мотивы освидетельствования свидетеля должны быть изложены в постановлении с указанием конкретных сведений в его показаниях, нуждающихся в проверке их достоверности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.064 с.)