Правильно ли утверждать, что отменять снотворное средство следует постепенно, чтобы не развился синдром “отдачи”, а при физической зависимости - абстинентный синдром. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правильно ли утверждать, что отменять снотворное средство следует постепенно, чтобы не развился синдром “отдачи”, а при физической зависимости - абстинентный синдром.



1) да;

2) нет.

Определить лекарственное средство. Обладает снотворным и противоэпилептическим эффектами, увеличивает активность ферментов микросомального аппарата печени:

1) нитразепам;

2) пирацетам;

3) дифенин;

4) фенобарбитал.

К противопаркинсоническим средствам, ингибирующим глутаматергические влияния, относят:

1) леводопу;

2) циклодол;

3) мидантан;

4) бромокриптин.

Можно ли утверждать, что снотворные средства укорачивают фазу быстрого сна, вследствие чего появляется феномен «отдачи»?            

1) да;

2)    нет.

Механизм действия противоэпилептических средств связан с:

1) снижением возбудимости нейронов эпилептогенного очага;

2) угнетением распространения патологической импульсации;

3) блокадой натриевых каналов;

4) угнетением ГАМК - ергической системы.

Эффект противопаркинсонических средств связан с:

1) ослаблением глутаматергических влияний в черной субстанции;

2) увеличение холинергических влияний в черной субстанции;

3) ослабление холинергических влияний в черной субстанции;

4) усилением дофаминергических влияний.

7. Дофамин не применяется для лечения болезни Паркинсона и паркинсонизма, потому что:

1) является токсичным;

2) разрушается периферической ДОФА – декарбоксилазой;

3) не проходит через ГЭБ.

8. К противопаркинсоническим средствам, блокирующим центральные М, Н-холинорецепторы, относят:

1) леводопу;

2) карбидопу;

3) кордиамин;

4) амизил;

5) циклодол.

Какие снотворные средства противопоказаны при синдроме ночного апное?

1) производные барбитуровой кислоты;

2) производные алифатического ряда;

3) производные бензодиазепина.

10. Укажите побочные эффекты леводопы:

1) тошнота, рвота;

2) гипотония;

3) аритмия;

4) изъязвление слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта;

5) нарушение психики.

 

Примеры выписывания рецептов:

Пример 1. Агонист бензодиазепиновых рецепторов:

Rp.: Tab. Nitrazepami 0,005

     D.t.d. № 10

     S. По 1/2 таблетки за 30 мин до сна.

 

Пример2. Противопаркинсоническое средство, являющееся предшественником дофамина:

Rp.: Tab. Cyclodoli 0,002

      D.t.d. № 30

 S. Внутрь по 1 таблетке 1 раз в день, в последующем прибавляют до суточной дозы 0,005 – 0,006 – 0,01г в день.

 

Пример 3.: Для профилактики больших припадков эпилепсии:

Rp.: Tab. Carbamazepini 0,2 № 20

D.S. Внутрь начиная с 0,1г 3 раза в день, постепенно увеличивая дозу    до 0,4г в день.

 

Ответы:

 Тест№1: 1-1,2,3,5; 2-1,2,4,5; 3-1; 4-1,3; 5-3; 6-2; 7-2,3; 8-1,3,5; 9-2; 10-2.

Тест№2: 1-1; 2-4; 3-3; 4-1; 5-1,2,3; 6-1,3,4; 7-2,3; 8-5;9-3; 10-1,2,3,5.

Литература

1. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. 191-193, 169-177 с, 195-207 с.

2. Машковский М.Д. Лекарственные средства: в 2-х т., М.: Новая волна 2001. Т. 1, 28-52 с, 137-146.

Дополнительная литература

1. Руководство по фармакологии к практическим занятиям. Под ред. П.А. Галенко-Ярошевского, А.И. Ханкоевой. М.:Изд-во РАМН, 2000. 157-166 с.

2. Балабаньян В.Ю., Решетников С.И. Руководство для подготовки к занятиям по фармакологии. М.: Инфомедиа Паблишер,2000. 59-62 с.

3. Венгеровский А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров. –Томск: SТТ, 1998. 163-185 с.

4. Информация для специалистов здравоохранения. Выпуск 1. Лекарственные средства, действующие на центральную нервную систему. Психотропные лекарственные средства. Седативно-снотворные средства. Противосудорожные средства. М.: РЦ «ФАРМЕДИНФО», 1996.

5. Базисная и клиническая фармакология: Пер. с англ. / Под ред. Б.Г. Катсунга. В 2-х тт. Том 1.- М.: «Бином, СПб.: «Невский диалект», 2000. 411-430 с, 443-467 с, 509-523 с.

6. Нил М.Дж. Наглядная фармакология. Серия «Экзамен на отлично»: Пер. с англ. / Под ред. М.А. Демидовой. М., 1999. 54-56 с, 60-62 с.

7. Фармакология в схемах и таблицах: Справочник / Под ред. С.М. Дроговоз.- Харьков, 2000. 13-14 с.

Занятие 5

ПСИХОТРОПНЫЕ ПРЕПАРАТЫ: СЕДАТИВНЫЕ СРЕДСТВА И АНКСИОЛИТИКИ (ТРАНКВИЛИЗАТОРЫ), АНТИПСИХОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА (НЕЙРОЛЕПТИКИ), СРЕДСТВА ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ МАНИЙ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить классификацию, фармакодинамику анксиолитиков, седативных и антипсихотических средств, показания и противопоказания к их применению.

2. Научиться выписывать рецепты на препараты перечисленных групп.

 

Введение

Седативные и транквилизаторы способны устранять проявления нерв- ного стресса, приобретающего все большее место в жизни современного человека. Их широко используют для лечения неврозов, начальных форм гипертонической болезни, бессонницы.

Проблема шизофрении и других психотических расстройств сохраняет высокую актуальность. Эта патология поражает 1% населения наиболее плодотворного возраста 15-45 лет. В клиниках США больные шизофренией занимают 25% коечного фонда и на их долю приходится до 40% общей дли- тельности лечения, а обусловленные этим заболеванием прямые и косвенные затраты составляют 20-30 млрд долл. ежегодно. Синтез «типичных нейро- лептиков» в первой половине ХХ столетия революционизировал психиатрию и позволил успешно воздействовать на опасные (продуктивные) симптомы шизофрении (процессы патологического возбуждения- зрительно-слуховые галлюцинации, бред и т.п.), но не влияют на негативную симптоматику процессов патологического торможения (апатия, абулия и др.) и одновремен- но создали новые проблемы, в связи с побочными эффектами (запоры, недержание мочи, сексуальная дисфункция, нарушение слуха и зрения и т.д.). Нейролептики нового поколения «атипичные» снижают не только продуктивную симптоматику, но и негативную.(7)

Благодаря широкому спектру фармакологического действия нейролептики и транквилизаторы применяются в различных областях медицины: например в терапии для купирования гипертонических кризов, в хирургии для премедикации и нейролептанальгезии, для купирования судорог, в онкологии для уменьшения побочных эффектов при цитостатической терапии, как противорвотные средства.

Оснащение занятия

Подборка схем, таблиц и упаковок лекарственных препаратов по теме. Тестовые контрольные карты для выявления исходного и итогового уровня знаний. Подборка ситуационных задач по теме занятия для самостоятельной работы.

 

План внеаудиторной самоподготовки

Этап работы Время занятий Литература
1.Ответить на вопросы для самоподготовки     2. Выполнить задание по рецептуре   3. Выполнить тестовые задания   1 час   30 мин     30 мин Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, лекционный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, справочный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Достижения современной психофармакологии.

2. Классификация средств, угнетающих психоэмоциональную сферу.

3. Фармакология седативных средств: препараты, показания к их применению.

4. Фармакодинамика анксиолитиков.

5. Классификация анксиолитиков по химической структуре и их сравнительная характеристика, показания к применению и побочные эффекты этих средств.

6. Сравнительная характеристика фармакодинамики анксиолитиков и седативных средств.

7. Фармакодинамика антипсихотических средств.

8. Классификация, препараты и сравнительная характеристика фармакодинамики различных групп антипсихотических средств.

9. Показания и противопоказания к применению антипсихотических средств.

10. Профилактика и лечение побочных эффектов, возникающих при применении антипсихотических средств.

11. Фармакология средств для лечения маний.

 

ЗАДАНИЕ ПО ФАРМАКОТЕРАПИИ

Используя табл.10, выписать рецепты на следующие лекарственные средства: 1) для лечения невроза; 2) для потенцирования действия средств для наркоза; 3) самый активный транквилизатор; 4) анксиолитик, обладающий центральным мышечно-расслабляющим действием; 5) средство, устраняющее чувство страха и нервного напряжения; 6) средство, вызывающее гипотермию; 7) седативное средство; 8) транквилизатор, не обладающий снотворным эффектом; 9) для лечения маний; 10) для купирования психомоторного возбуждения; 11) анксиолитик для парентерального введения; 12) назначаемое при икоте; 13) для лечения абстинентного психоза при алкоголизме; 14) для потенцирования действия наркотических анальгетиков; 15) для нейролептанальгезии; 16) для купирования гипертонического криза; 17) для лечения психоза; 18) назначаемое при рвоте.

Таблица 5

Список препаратов для выписывания рецептов:

Препараты Лекарственная форма Средняя терапевтическая доза
Настойка валерианы (Tinktura Valerianae) Флаконы по 30 мл Внутрь по 20 – 30 капель на прием 3 - 4 раза в день
Феназепам (Phenazepamum) Таб. по 0,0005 (0,001)г Внутрь по 0,00025 – 0,0005г 2 – 3 раза в день. При лечении эпилепсии 0,002 – 0,01г в сутки
Мебикар (Mebikarum) Таб. по 0,3 (0,5)г Внутрь по 0,025 – 0,05г 2 – 3 раза в день. В/м 1 амп. 1 – 2 раза в день
Хлозепид (Хлордиазепоксид, либриум, элениум) (Chlozepidum) Таб. по 0,005г покрытые оболочкой Внутрь начиная с 0,005 - 0,01г в день, при необходимости постепенно увеличивая дозу до 0,03 – 0,05г в день (в 3 – 4 приема)
Нозепам (Nozepanum) Таблетки по 0,01г Внутрь по 0,02 – 0,03г 1- 3 раза в день после еды.
Сибазон (диазепам, реланиум) (Sibazonum) Амп. по 2 мл 0,5% р-ра; Таб. по 0,005г Внутрь сначала по 0,0025 – 0,005г, затем по 0,005 – 0,01г 1 - 2 раза в день; В/в и в/м по 1-2мл
Аминазин (Aminazinum) Амп. По 1; 2; 5 и 10 мл 2,5% р-ра; драже по 0,025; 0,05 и 0,1г;   Внутрь по 0,025г 1– 3 раза в день, затем увеличивают до суточной дозы 0,3 – 0,6г. В/м 2 мл развести 0,5 % р-ром новокаина не более 3 раз в день.  В/в медленно 1 – 2мл (при необходимости 4 мл)  развести в 20 мл 5% или 40% р-ра глюкозы.
Дроперидол (Droperidole) Амп.  по 5 и 10 мл 0,25% р-ра Для премедикации в/м 1 – 2 мл 0,25 % р-р вместе с фентанилом и промедолом за 30 – 45 мин до операции. Для нейролептаналгезии в/в 1 – 2 мл 0,25% вместе с фентанилом, разведенных в 20 мл 5 – 40 % р-ре глюкозы.
Лития карбонат (Lithii carbonas) Таблетки по 0,3г, покрытые оболочкой Внутрь начиная с 0,6 - 0,9г в день, на следующий день до 1,2г, при необходимости постепенно увеличивая дозу до 1,5 – 2,1г в день (в 3 – 4 приема)

 

План занятия

Время практического занятия – 135мин.

1. Организационные вопросы – 5 мин.

2. Выявление исходного уровня знаний (тестовый контроль, устный опрос студентов) – 45 мин.

3. Коррекция исходного уровня знаний – 25 мин.

4. Перерыв – 10 мин.

5. Организация самостоятельной работы студентов – 5 мин.

6. Самостоятельная работа студентов (решение ситуационных задач) – 20 мин.

7. Выявление итогового уровня знаний (тестовый контроль, выписывание рецептов на лекарственные препараты по теме занятия) – 25 мин.

8. Подведение итогов. Задание на следующее занятие – 10 мин.

 

Тесты для определения исходного уровня знаний №1

1. Укажите показания к назначению солей брома:

1) неврозы;

2) психозы;

3) инфаркт миокарда;

4) снижение умственной и физической работоспособности.

2. Для лечения маний применяют:

1) лития карбонат;

2) аминазин;

3) пиразидол;

4) пиритрамид.

3. К анксиолитикам относят:

1) аминазин;

2) феназепам;

3) нозепам;

4) настойку валерианы;

5) сибазон.

4. При добавлении к бромидам малых доз кофеина длительность сна:

1) увеличится;

2) уменьшится;

3) не изменится.

5. Для антипсихотических средств характерны эффекты:

1) гипотензивный;

2) противорвотный;

3) антиксиолитический;

4) антипсихотический;

5) обезболивающий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.19.162 (0.04 с.)