Лекарственные средства, влияющие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекарственные средства, влияющие



ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ

НА ЦЕНТРАЛЬНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ

 

ПЕНЗА 2006

 

 

УДК 615.281(075)

Ф 24

Рецензенты:

заведующий кафедрой фармакологии Мордовского

государственного университета им. Н.П. Огарева

д.м.н., профессор Инчина В.И.

заведующий кафедрой физиологии человека

Пензенского государственного университета

к.б. н., доцент Микуляк Н.И.

 

 

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по фармакологии/ Моисеева И.Я., Кустикова И.Н.,  Родина О.П. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2006.

 

Учебное пособие содержит основные вопросы по теме лекарственные средства, влияющие на центральную нервную систему, тесты и задания по фармакотерапии для самоподготовки студентов, приведены  лекарственные средства с указанием дозы, формы выпуска и сигнатуры.

 

 

Учебное пособие по фармакологии подготовлено на кафедре фармакологии и предназначено для студентов III курса медицинского института по специальности 040100 – «Лечебное дело».

 

 

Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом и редакционно-издательской комиссией медицинского института Пензенского государственного университета.

Занятие 1

СРЕДСТВА ДЛЯ НАРКОЗА. СПИРТ ЭТИЛОВЫЙ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить фармакодинамику, показания к применению средств для ингаляционного, неингаляционного наркоза и этилового спирта.

2. Научиться выписывать рецепты на препараты перечисленных групп.

 

Введение

Открытие средств для общего обезболевания стало новым этапом для развития хирургии. Применение наркоза позволяет проводить операции длительностью до нескольких суток и, естественно, только этим расширяет возможности хирурга, снижает степень риска для больного во время сложных вмешательств.

В данной теме рассматривается применение этилового спирта, как меди-цинского препарата. Он оказывает местное (антимикробное и раздражающее) и резорбтивное (общенаркотическое действие). Этиловый спирт входит в состав настоек, экстрактов и растворов для наружного применения. К сожалению, приходится рассматривать и отрицательное влияние регулярного употребления спирта или спиртосодержащих напитков, приводящее к хроническому отравле- нию и развитию зависимости. Профилактика и лечение алкоголизма является серьезной медицинской и социальной проблемой.

 

Оснащение занятия

Подборка схем, таблиц и упаковок лекарственных препаратов по теме. Тестовые контрольные карты для выявления исходного и итогового уровня знаний. Подборка ситуационных задач по теме занятия для самостоятельной работы.

 

План внеаудиторной самоподготовки

Этап работы Время занятий Литература
1.Ответить на вопросы для самоподготовки     2. Выполнить задание по рецептуре   3. Выполнить тестовые задания   1 час   30 мин     30 мин Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, лекционный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, справочный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Теории наркоза.

2. Классификация средств для наркоза в зависимости от путей введения их в организм.

3. Характеристика лекарственных средств, применяемых для ингаляционного наркоза. Факторы, способствующие абсорбции и элиминации этих средств.

4. Стадии наркоза, их характеристика.

5. Механизм возникновения стадии возбуждения и ее профилактика.

6. Побочные эффекты этих средств в каждой стадии наркоза и их профилактика.

7. Характеристика лекарственных средств, применяемых для неингаляционного наркоза.

8. Сравнительная характеристика средств, используемых для ингаляционного и неингаляционного наркоза.

9. Наркотизирующие средства, повышающие чувствительность миокарда к катехоламинам. Профилактика побочных эффектов, возникающих при этом.

10. Характеристика средств, применяемых при комбинированном, базисном и потенцированном наркозе.

11. Этиловый спирт, его местное и резорбтивное действие.

12. Применение этилового спирта в медицинской практике. Острое отравление этиловым спиртом. Принципы лечения этого состояния.

 

ЗАДАНИЕ ПО ФАРМАКОТЕРАПИИ

Используя табл. 6, выписать рецепты на следующие лекарственные средства: 1) для неингаляционного наркоза; 2) неингаляционное средство для наркоза короткого действия; 3) средство для наркоза - производное барбитуровой кислоты; 4) для ингаляционного наркоза; 5) средство, задерживающее окисление этилового спирта; 6) средство для наркоза - производное g-оксимасляной кислоты; 7) для вводного наркоза; 8) для базисного наркоза; 9) неингаляционное средство для наркоза длительного действия; 10) средство, повышающее устойчивость мозга к гипоксии; 11) для купирования судорожного синдрома; 12) неингаляционное средство для наркоза средней продолжительности действия; 13) для лечения алкоголизма; 14) средство, вызывающее “диссоциативную анестезию”; 15) средство для наркоза в твердой лекарственной форме.

 

Таблица 1

Список препаратов для выписывания рецептов

Препарат Лекарственная форма Средняя терапевтическая доза
Фторотан (Phthorothanum) Флак. по 50 мл 0,5 об % (с 02), увеличить в течение 1,5-3 мин до 2-3,5об %
Тиопентал-натрий (Thiopentalum-natrium) Флак. По 0,5 и 1г порошка   В/в медленно 20-30 мг 2% р-ра
Кетамина гидрохлорид (калипсол) (Ketamini hydrochloridum) Амп.по 2 и 10мл.5% р-ра  Флак. по 20 мл 1% р-ра;        по 10 мл 5% р-ра                                                    В/в 5% р-р 0,002 г/кг;  в/м  5% р-р 0,006 г/кг
Пропанидид (Сомбревин) (Propanidide) Амп. по 10 мл 5% р-ра В/в по 0,005 - 0,01 г/кг медленно
Натрия оксибурат (Natrii oxybutiras) Амп. по 10 мл 20% р-ра Сироп во флак. 5% - 400мл  Вводить в вену 0,07 - 0,12 г/кг медленно по 1-2 мл в мин; внутрь 0,1 -0,2 г/кг
Тетурам (антабус) (Teturamum) Таб. по 0,15 (0,25) г Внутрь по 0,25 х 2раза в день

План занятия

Время практического занятия – 135мин.

1. Организационные вопросы – 5 мин.

2. Выявление исходного уровня знаний (тестовый контроль, устный опрос студентов) – 45 мин.

3. Коррекция исходного уровня знаний – 25 мин.

4. Перерыв – 10 мин.

5. Организация самостоятельной работы студентов – 5 мин.

6. Самостоятельная работа студентов (решение ситуационных задач) – 20 мин.

7. Выявление итогового уровня знаний (тестовый контроль, выписывание рецептов на лекарственные препараты по теме занятия) – 25 мин.

8. Подведение итогов. Задание на следующее занятие – 10 мин.

Тесты для определения исходного уровня знаний №1

Информационный материал

 

СРЕДСТВА ДЛЯ НАРКОЗА

КЛАССИФИКАЦИЯ

Средств для наркоза

 

I. Средства для наркоза ингаляционные:

а) жидкие летучие вещества:

Галотан (фторотан), изофлуран (форан), энфлуран (этран)

метоксифлуран (пентран)

диэтиловый эфир (эфир для наркоза), трихлорэтилен (трилен)

 

б) газообразные вещества:

закись азота, циклопропан

II. Средства для наркоза неингаляционные:

а) барбитураты:

Гексобарбитал-натрий (гексенал), тиопентал-натрий

 

б) препараты других групп:

кетамина гидрохлорид (калипсол, кеталар), пропанидид (сомбревин) гидроксидион натрия сукцинат (предион, виадрил)

мидазолама гидрохлорид, малеинат (дормикум, флормидал)

этомидат (гипномидат, раденаркон)

 натрия оксибутират

 

Ситуационные задачи:

1. Дайте прогноз следующей ситуации: больному К., 56 лет, страдающему  бронхиальной астмой, для вводного наркоза был назначен тиопентал натрия.

 

2. Во время оперативного вмешательства у больного снизилось А/Д. Какой препарат необходимо ввести, если в качестве наркотизирующего средства был применен метоксифлуран? Обоснуйте свой выбор.

 

3. Выберите наркотизирующее средство из перечисленных препаратов для проведения кратковременного оперативного вмешательства больному П., 26 лет с гипотензией и сахарным диабетом. Обоснуйте свой выбор.

а) тиопентал-натрия  б) кетамин      в) пропанидид.

 

4. Дайте прогноз следующей ситуации: больному В., 45 лет, страдающему  тиреотоксикозом, в качестве наркотизирующего средства был назначен фторотан.

 

5. При проведении гинекологического оперативного вмешательства (наркотизирующим средством был фторотан) у больной возникло маточное кровотечение. Объясните механизм возникшего осложнения.  

 

6. Дайте прогноз следующей ситуации: больному Е., 65 лет, с артериальной гипертензией и нарушением мозгового кровообращения в анамнезе, для проведения эндоскопической процедуры был введен кетамин.

 

7. Для лечения хронического алкоголизма больной К., 50 лет получал тетурам. При проведении тетурамалкогольной пробы у больного возникло резкое затруднение дыхания, снижение А/Д, судорожный синдром. Обьясните механизм возникших осложнений и предложите меры помощи.

 

8. Дайте прогноз следующей ситуации: больному Е., 45 лет, с хроническим гепатитом, для проведения биопсии кожи был введен сомбревин.

 

9. Больному К., 56 лет, для проведения оперативного вмешательства был введен натрия оксибутират. При введении возникло двигательное возбуждение, судорожное подергивание конечностей и языка. Обьясните механизм возникших осложнений и предложите меры помощи.

 

Примерный алгоритм решения ситуационных задач по фармакологии:

1. Осуществить выбор лекарственного средства;

2. Обосновать данный выбор лекарственного средства;

3. Описать механизм действия выбранного лекарственного средства;

4. Описать схему применения лекарственного средства;

5. Указать побочные эффекты лекарственного средства и механизмы их развития;

6. Предложить методы профилактики и коррекции возникших побочных эффектов.

 

Примеры решения ситуационных задач:

  1. Дайте прогноз следующей ситуации: больному Е., 65 лет, с артериальной гипертензией и нарушением мозгового кровообращения в анамнезе, для проведения эндоскопической процедуры был введен кетамин.

Ответ: В данном случае наркотизирующее средство подобрано неверно: нарушение мозгового кровообращения даже в анамнезе является противопоказанием для назначения кетамина, к тому же введение препарата обычно вызывает повышение А/Д (на 20-30%) и учащение сердечных сокращений, что ухудшит течение артериальной гипертензии, имеющейся у больного.

 

2. Дайте прогноз следующей ситуации: больному К., 56 лет, страдающему  бронхиальной астмой, для вводного наркоза был назначен тиопентал - натрия.

Ответ: Препарат назначен неверно: тиопентал-натрия оказывает сильное возбуждающее влияние на вагус и может вызвать ларингоспазм, обильную секрецию и другие признаки ваготонии. Бронхиальная астма является противопоказанием для назначения тиопентала-натрия.

 

  3. Больному К., 56 лет, для проведения оперативного вмешательства был введен натрия оксибутират. При введении возникло двигательное возбуждение, судорожное подергивание конечностей и языка. Обьясните механизм возникших осложнений и предложите меры помощи.

Ответ: Перечисленные осложнения могли возникнуть при быстром внутривенном введении препарата (натрия оксибутират вводится только в/в медленно!). Купируются эти осложнения введением барбитуратов, нейролептиков или промедола.

 

Тесты для определения итогового уровня знаний №2

Ответы:

        Тест№1: 1-1,5; 2-1,3,4; 3-2,3; 4-2; 5-3; 6-1,3,4; 7-1,2; 8-2; 9-2,3; 10-2.

        Тест№2: 1-1,2,3,4; 2-1,2; 3-1,2; 4-2,3; 5-2; 6-2; 7-1,3,4,5; 8-3,5; 9-2;

        10-2; 11-3.

 

Литература

1. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. 153-168 с.

2. Машковский М.Д. Лекарственные средства: в 2-х т., М.: Новая волна 2001. Т. 1, 16-27 с.

Дополнительная литература

1. Руководство по фармакологии к практическим занятиям. Под ред. П.А. Галенко-Ярошевского, А.И. Ханкоевой. М.:Изд-во РАМН, 2000. 111-122 с.

2. Балабаньян В.Ю., Решетников С.И. Руководство для подготовки к занятиям по фармакологии. М.: Инфомедиа Паблишер,2000. 46-49 с.

3. Венгеровский А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров. –Томск: SТТ, 1998. 56-58 с.

4. Базисная и клиническая фармакология: Пер. с англ. / Под ред. Б.Г. Катсунга. В 2-х тт. Том 1.- М.: «Бином, СПб.: «Невский диалект», 2000. 431-442 с, 468-482 с.

5. Нил М.Дж. Наглядная фармакология. Серия «Экзамен на отлично»: Пер. с англ. / Под ред. М.А. Демидовой. М., 1999. 52-54 с.

 

 

Занятие 2

НАРКОТИЧЕСКИЕ АНАЛЬГЕТИКИ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить фармакодинамику, показания и противопоказания для применения наркотических анальгетиков и их антагонистов.

2. Научиться выписывать рецепты на препараты вышеперечисленных групп.

 

Введение

Боль занимает главенствующие позиции в клинической картине множества заболеваний. Препараты данной группы используются для предупреждения и лечения болевого шока, для обезболивания родов, при лечении инфаркта миокарда, болях вызванных онкологической патологией, при проведении хирургических операций. Сегодня, к сожалению, имеет место  применение препаратов этой группы с целью получить состояние эйфории, и приводящее к зависимости психической и физической. Каждый врач должен хорошо знать последствия этого пристрастия, уметь вести профилактическую работу среди населения о вреде наркомании и в целях ее профилактики назначать эти средства по строгим показаниям. 

 

Оснащение занятия

Подборка схем, таблиц и упаковок лекарственных препаратов по теме. Тестовые контрольные карты для выявления исходного и итогового уровня знаний. Подборка ситуационных задач по теме занятия для самостоятельной работы.

 

План внеаудиторной самоподготовки

Этап работы Время занятий Литература
1.Ответить на вопросы для самоподготовки     2. Выполнить задание по рецептуре   3. Выполнить тестовые задания   1 час   30 мин     30 мин Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, лекционный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, справочный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Понятие о ноцицептивной и антиноцицептивной системах. Классификация и физиологическая роль опиоидных рецепторов.

2. Классификация анальгетиков, их сравнительная характеристика.

3. Классификация лекарственных средств, действующих на опиоидные рецепторы.

4. Наркотические анальгетики. Особенности и механизм анальгетического действия лекарственных средств этой группы.

5. Фармакодинамика морфина.

6. Влияние морфина на психоэмоциональную сферу. Современные представления о механизмах возникновения эйфории и лекарственной зависимости к наркотическим анальгетикам.

7. Сравнительная характеристика фармакодинамики различных агонистов опиоидных рецепторов.

8. Агонисты-антагонисты опиоидных рецепторов.   

9. Показания, противопоказания к применению и побочные эффекты наркотических анальгетиков.

10. Функциональные антагонисты наркотических анальгетиков.

11. Острое отравление наркотическими анальгетиками. Меры помощи.

 

ЗАДАНИЕ ПО ФАРМАКОТЕРАПИИ

Используя табл. 7, выписать рецепты на следующие лекарственные средства: 1) для обезболивания родов; 2) для обезболивания при инфаркте миокарда; 3) при одышке, связанной с острой левожелудочковой недостаточностью; 4) для профилактики травматического шока; 5) для потенцирования действия средств для наркоза; 6) для нейролептанальгезии; 7) для обезболивания при почечной колике; 8) для обезболивания при неоперабельном состоянии злокачественного новообразования; 9) агонист опиоидных рецепторов; 10) для лечения отека легких; 11) для лечения острой и хронической диареи; 12) самый активный анальгетик; 13) для обезболивания в послеоперационном периоде; 14) анальгетик для приема внутрь; 15) для диагностики наркомании; 16) для атаралгезии; 17) для терапии пристрастия к опиатам; 18) агонист-антагонист наркотических анальгетиков.

 

Таблица2

Список препаратов для выписывания рецептов:

Препараты Лекарственная форма Средняя терапевтическая доза
Морфина гидрохлорид (Morphini hydrochloridum) Амп. по 1 мл 1% р-ра; Таб. по 0,01г П/к по 1 мл 1% р-ра; Внутрь по 0,01-0,02г
Промедол (Promedolum) Амп. по 1 мл 1% и 2% р-ра, Таб. по 0,025г П/к по 1-2 мл; Внутрь по 0,025-0,05г
Фентанила цитрат (Phentanyli citras) Амп.  по 2 и 5 мл 0,005% р-ра В/в или в/м по 0,5- 1 мл
Пиритрамид (дипидолор) (Piritramide)   Амп. по 2 мл 0,75% р-ра П/к; в/м по 2 мл; в/в по 15-20мг, при необходимости каждые 6-8 ч
Трамадол (трамал) (Tramadol) Амп. по 1 и 2 мл 5% р-ра; капсулы по 0,05г; ректальные свечи по 0,1 В/м, п\к,  по 2 мл; В/в медленно капельно по 2 мл; Внутрь по 1 капсуле (до 8 капсул при необходимости)  
Нальбуфин (Nalbuphine) Амп.  по 1 мл 1 и 2% р-ра В/в, в/м по 1 мл  не более 3 дней
Лоперамид (Имодиум) (Loperamide) Капсулы по 0,002г; Флаконы  по100мл 0,02% р-ра Внутрь 2 кап., затем после каждого жидкого стула по 1 кап.
Налоксон (Naloxone Hydrohloride) Амп. по 1мл 0,04% р-ра;   В\м или в/в 1-2 мл
Налтрексон (Naltrecxone) Капсулы и таб.  По 0,01 и 0,05г; Внутрь по 0,025-0,005г х 1-2 раза в день

План занятия

Время практического занятия – 135мин.

1. Организационные вопросы – 5 мин.

2. Выявление исходного уровня знаний (тестовый контроль, устный опрос студентов) – 45 мин.

3. Коррекция исходного уровня знаний – 25 мин.

4. Перерыв – 10 мин.

5. Организация самостоятельной работы студентов – 5 мин.

6. Самостоятельная работа студентов (решение ситуационных задач) – 20 мин.

7. Выявление итогового уровня знаний (тестовый контроль, выписывание рецептов на лекарственные препараты по теме занятия) – 25 мин.

8. Подведение итогов. Задание на следующее занятие – 10 мин.

Тесты для определения исходного уровня знаний №1

 

Информационный материал

 

НАРКОТИЧЕСКИХ АНАЛЬГЕТИКОВ

 

КЛАССИФИКАЦИЯ

Наркотических анальгетиков

 

I. Производные пиперидин-фенантрена:

1) Естественные алкалоиды опия (производные пипиридинфенантрена):

Морфина гидрохлорид, морфилонг (морфин+поливинилпирролидон)

Кодеин, кодеина фосфат (метилморфин)

Омнопон (пантопон) – смесь гидрохлоридов алкалоидов опия

 

2) Полусинтетические производные ОПИЯ:

Этилморфина гидрохлорид (дионин)

Бупренорфин гидрохлорид (норфин, темгесик)

 

II. Производные фенилпиперидина:

Тримеперидина гидрохлорид (промедол)

Фентанил

Суфентанил

Алфентанил

Лофентанил

III. Производные морфинана:

Буторфанол (морадол, стадол)

Налбуфина гидрохлорид (нубаин)

 

IV. Производные бензоморфана:

Пентазоцин (лексир, фортрал)

 

Ситуационные задачи:

1. В токсикологическое отделение поступил больной П., 25 лет, со следующими признаками: миоз, угнетение дыхания, А/Д 80/50 мм рт.ст, брадикардия, повышение моносинаптических рефлексов, угнетение полисинаптичесчких рефлексов, снижение температуры. Назовите фармакологическую группу препаратов, способных вызвать данное отравление и предложите меры помощи.

 

2. Дайте прогноз следующей ситуации: для обезболивания роженице был введен морфин. Какой препарат показан для обезболивания при родах? Обоснуйте свой выбор.

 

  3. Больному И., 45 лет, с травмой грудной клетки и острым бронхитом было назначено противокашлевое лекарственное средство. Через некоторое время состояние больного улучшилось (уменьшился кашель и боль в грудной клетке), но появились запоры. Какой препарат был назначен? Объясните механизм возникшего осложнения.

 

4. В стационар поступил больной Р., 45 лет, с травмой черепа и множественными переломами. Предложите препарат для профилактики болевого шока. Обоснуйте свой выбор.

  

       5. В стационар поступил больной Т., 27 лет с жалобами  на слезотече- ние, озноб, мышечные и суставные боли, рвоту, диарею. При осмотре у боль- ного выявлены: мидриаз, гипертермия, резкие колебания АД, аритмия. Боль- ной тревожен и раздражен. Какая фармакологическая группа препаратов могла вызвать данные признаки?  Предложите меры помощи.

 

  6. Дайте прогноз следующей ситуации: больному Т., 65 лет, страдающему бронхиальной астмой, для купирования боли при приступе стенокардии был введен фентанил.

 

7. Больному П., 45 лет, по поводу хронической диареи был назначен препарат из группы наркотических анальгетиков, через некоторое время у пациента появились жалобы на запор, головокружение, тошноту. Какой препарат был назначен? Предложите меры помощи.

 

Примерный алгоритм решения ситуационных задач по  фармакологии:

1. Осуществить выбор лекарственного средства;

2. Обосновать данный выбор лекарственного средства;

3. Описать механизм действия выбранного лекарственного средства;

4. Описать схему применения лекарственного средства;

5. Указать побочные эффекты лекарственного средства и механизмы их развития;

6. Предложить методы профилактики и коррекции возникших побочных эффектов.

 

Примеры решения ситуационных задач:

1. Дайте прогноз следующей ситуации: для обезболивания роженице был введен морфин. Какой препарат показан для обезболивания при родах? Обоснуйте свой выбор.

Ответ: Обезболивающее средство подобрано неверно: морфин проходит через плацентарный барьер и может вызвать угнетение дыхания у новорожденного. В данном случае лучше применить промедол, в средних терапевтических дозах он не оказывает влияния на организм матери и плода и способствует ускорению родов (за счет и усиления сокращений мускулатуры матки).

 

  2. Дайте прогноз следующей ситуации: Больному Т., 65 лет, с бронхиальной астмой, для купирования боли при приступе стенокардии был введен фентанил.

Ответ: Препарат назначен неверно, так как фентанил вызывает выраженное  угнетение дыхания. Бронхиальная астма является противопоказанием для назначения данного лекарственного средства.

 

3. Больному П., 45 лет, по поводу хронической диареи был назначен препарат из группы наркотических анальгетиков, через некоторое время у пациента появились жалобы на запор, головокружение, тошноту. Какой препарат был назначен больному? Предложите меры помощи.

Ответ: Для лечения диареи используются средства (лоперамид, имодиум), сходные по химической структуре с наркотическими анальгетиками, но не оказывающие анальгезирующего действия. Данные лекарственные средства активно тормозят перистальтику кишечника, что приводит к купированию диареи. При длительном применении возможны выше перечисленные побочные эффекты, в этом случае препарат следует отменить.

 

Тесты для определения итогового уровня знаний №2

 

Ответы:

         Тест№1: 1-1,3,4; 2-1,2,3,5; 3-1,2,5; 4-1,2,5; 5-1,2,3; 6-2,3; 7-1,2;     

                          8-1,2; 9-5; 10-1,3,4.

 Тест№2: 1-2; 2-2,3; 3-1,3; 4-1,3; 5-4; 6-1,2,4; 7-2,3; 8-1,3; 9-1,2,3,4,5;             

                10-1,2,3.

Литература

1. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2001.178-191 с.

2. Машковский М.Д. Лекарственные средства: в 2-х т., М.: Новая волна 2001. Т. 1, 147-159 с.

Дополнительная литература

1. Руководство по фармакологии к практическим занятиям. Под ред. П.А. Галенко-Ярошевского, А.И. Ханкоевой. М.:Изд-во РАМН, 2000. 136-144 с.

2. Балабаньян В.Ю., Решетников С.И. Руководство для подготовки к занятиям по фармакологии. М.: Инфомедиа Паблишер,2000. 63-67 с.

3. Венгеровский А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров. –Томск: SТТ, 1998. 190-203 с.

4. Беляков В.А., Соловьев И.К. Наркотические анальгетики – опиаты, опиоиды, их агонисты и антагонисты. Нижний Новгород.: Изд-во «Нижегородская ярмарка», 2001.

5. Базисная и клиническая фармакология: Пер. с англ. / Под ред. Б.Г. Катсунга. В 2-х тт. Том 1.- М.: «Бином, СПб.: «Невский диалект», 2000. 558-578 с.

6. Нил М.Дж. Наглядная фармакология. Серия «Экзамен на отлично»: Пер. с англ. / Под ред. М.А. Демидовой. М., 1999. 64-66 с, 68-70 с.

7. Фармакология в схемах и таблицах: Справочник / Под ред. С.М. Дроговоз.- Харьков, 2000. 9 с.

Занятие 3

НЕНАРКОТИЧЕСКИЕ АНАЛЬГЕТИКИ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить фармакодинамику, показания и противопоказания для применения ненаркотических анальгетиков.

2. Научиться выписывать рецепты на лекарственные препараты перечисленных групп.

 

Введение

Нестероидные противовоспалительные средства (НПВС) имеют широкое применение в повседневной медицинской практике  и используются врачами разных специальностей. Они представляют собой класс фармако логических агентов, предотвращающих развитие или снижающих интенсив ность воспаления, а также обладающих прямым анальгезирующим и анти пиритическим действием. Наиболее широко НПВС используются при лече нии воспалительных и дегенеративных заболеваний суставов и позвоноч ника, микрокристаллических артропатий, диффузных заболеваний соедини тельной ткани, заболеваний внесуставных мягких тканей, большой группы патологических нарушений, сопровождающихся болями в нижней части спины, и заболеваний костей, которые находятся в поле зрения врача-ревматолога.(7)

Наличие антиагрегационного эффекта является показанием для назначения препаратов этой группы в комплексном лечении ишемической болезни сердца.

 

Оснащение занятия

Подборка схем, таблиц и упаковок лекарственных препаратов по теме. Тестовые контрольные карты для выявления исходного и итогового уровня знаний. Подборка ситуационных задач по теме занятия для самостоятельной работы.

 

План внеаудиторной самоподготовки

Этап работы Время занятий Литература
1.Ответить на вопросы для самоподготовки     2. Выполнить задание по рецептуре   3. Выполнить тестовые задания   1 час   30 мин     30 мин Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, лекционный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, справочный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Механизм обезболивающего действия ненаркотических анальгетиков, особенности этого эффекта.

2. Механизм противовоспалительного действия ненаркотических анальгетиков.

3. Механизм жаропонижающего действия ненаркотических анальгетиков.

4. Классификация этих средств в зависимости от химической структуры, препараты и особенности эффектов каждой группы.

5. Анальгетики - антипиретики. Нестероидные противовоспалительные средства.

6. Показания к назначению ненаркотических анальгетиков. Особенности их применения в зависимости от фармакодинамики. 

7. Противопоказания для применения и побочные эффекты ненаркотических анальгетиков.

 

ЗАДАНИЕ ПО ФАРМАКОТЕРАПИИ

Используя табл. 8, выписать рецепты на следующие лекарственные средства: 1) селективный ингибитор ЦОГ-2; 2) при лихорадочном состоянии; 3) при головной боли; 4) для лечения невралгии; 5) для лечения артрита;  6) для лечения миозита; 7) для лечения ревматизма; 8) средство, обладающее антиагрегационной активностью; 9) для лечения подагры; 10) для купирования печеночной колики; 11) при спазмах сосудов головного мозга; 12) для ускорения выведения мочевой кислоты из организма; 13) местно при радикулите; 14) для лечения неспецифического инфекционного полиартрита; 15) для профилактики тромбозов у больных с инфарктом миокарда; 16) при зубной боли; 17) средство, содержащее анальгин и вещества со спазмолитической активностью; 18) анальгетик-антипиретик; 19) при миокардите. 

 

Таблица 3

Список препаратов для выписывания рецептов:

Препараты Лекарственная форма Средняя терапевтическая доза
Ацетилсалициловая кислота (аспирин) (Acidum acetylsalicylicum) Таб. по 0,1; 0,25 и 0,5г Внутрь по 0,25 – 0,5 – 1г  3 – 4 раза в день после еды
Парацетамол (панадол) (Paracetamol) Таб. по 0,2г Внутрь по 0,2г 2 – 3 раза в день (до 2г в сутки)
Ортофен (вольтарен, диклофенак-натрий) (Ortophenum) Амп. по 3 мл 2,5% р-ра; таб. по 0,025г, покрытые оболочкой; Мазь 2% Внутрь по 0,025 – 0,05г 2 – 3 раза в день после еды; В/м 3мл х 1 – 2 раза в день; Наносит тонким слоем, не втирая, 2 раза в день
Анальгин (Analginum) Амп. по 1 и 2 мл 25%; 50% р-ра; таб. по 0,5г Внутрь по 0,25 – 0,5 – 1г 2 - 3 раза в день после еды. В/м или в/в по 1 – 2 мл 50% или 25% р-ра 2 – 3 раза в день
Бутадион (Butadionum) Таб. по 0,15г; Мазь 5% - 20,0 Внутрь по 1 таб. х 2 - 3 раза в день после еды.
Ибупрофен (бруфен) (Ibuprofenum) Таб. по 0,2г, покрытые оболочкой Внутрь по 0,2г 3 – 4 раза в день после еды
Индометацин (Indometacin) Таб. (драже) и капсулы по 0,025г;  мазь 10% в тубах по 40г Внутрь по 0,025г 2 – 3 раза в день.  Мазь наносить местно не втирая.
"Баралгин" (максиган) ("Baralgin") Таблетки;  ампулы по 5 мл;   свечи Внутрь по 1 – 2 таб.х 2 – 3 раза в день; В/в или в/м по 5 мл; В прямую кишку 2-4 раза в день
Мелоксикам (Мовалис) (Meloxicam) Таб. по 0,0075 и 0,015; Свечи по 0,015 Внутрь по 0,0075 1 раз в день во время еды; По 1 свече в прямую кишку на ночь

План занятия

Время практического занятия – 135мин.

1. Организационные вопросы – 5 мин.

2. Выявление исходного уровня знаний (тестовый контроль, устный опрос студентов) – 45 мин.

3. Коррекция исходного уровня знаний – 25 мин.

4. Перерыв – 10 мин.

5. Организация самостоятельной работы студентов – 5 мин.

6. Самостоятельная работа студентов (решение ситуационных задач) – 20 мин.

7. Выявление итогового уровня знаний (тестовый контроль, выписывание рецептов на лекарственные препараты по теме занятия) – 25 мин.

8. Подведение итогов. Задание на следующее занятие – 10 мин.

 

Тесты для определения исходного уровня знаний №1

1. Нестероидные противовоспалительные средства являются ингибиторами фермента:

1) фосфолипазы А2;

2) циклооксигеназы;

3) фосфодиэстеразы;

4) 5-липооксигеназы.

Информационный материал

 

КЛАССИФИКАЦИЯ НПВС

(ПО ХИМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ)

I. Производные ПИРАЗОЛОНА:

Аминофеназон (амидопирин, пирамидон), феназон (антипирин)

Метамизол натрия (анальгин), трибузон (бенетазон)

Фенилбутазон (бутадион), кебузон (кетазон)

Баралгин

II. Производные ПАРААМИНОФЕНОЛА (АНИЛИНА):

Парацетамол (панадол, ацетаминофен, эффералганУПСА)

Фенацетин

III. Производные САЛИЦИЛОВОЙ КИСЛОТЫ (САЛИЦИЛАТЫ):

Ацетилсалициловая кислота (аспирин, аспизол - инъекционная форма)

Салицилат натрия, салициламид

Холина салицилат (отинум)

Аминосалициловая кислота (месалазин, клаверсал)

Диетиламина салицилат-в составе репарил - геля

IV. Производные КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ:

1) Фенилпропионовой кислоты:

Ибупрофен (бруфен, долгит), напроксен (напросин, апранакс)

кетопрофен (кетонал, кнавон), флубипрофен (флугалин)

тиапрофеновая кислота (сургам)

2) Фенилуксусной кислоты:

Диклофенак натрий (вольтарен, ортофен, реводин)

 

Диклофенак-ретард, алклофенак

 

Артротек (Диклофенак+Мизопростол)

3) Индолуксусной кислоты:

Индометацин (метиндол, индоцид)

Сулиндак (клинорил)

кеторолак

4) Антраниловой кислоты:

Мефенаминовая к-та (понстел, понтал)

Мефенамит натрия

5) Других карбоновых кислот:

Нифлуминовая к-та (дональгин)

Морнифлумат (нифлурил)

Дифлунизал (долобит)

Диоксибензойная кислота

 

V. Производные ОКСИКАМА:

Пироксикам (роксикам, фелден)

Теноксикам (тилкотил)

Мелоксикам (мовалис)

 

VI. КОКСИБЫ:

Целекоксиб

Рофекоксиб

VII. Препараты других групп:

Нимесулид

Набуметон

 

VIII. Комбинированные препараты:

Асфен (аспирин, фенацетин)

Аскофен (аспирин, фенацетин, кофеин)

Андипал (анальгин, дибазол, папаверин, фенобарбитал)

Цитрамон (аспирин, фенацетин, кофеин, какао, лимонная к-та)

Реопирин (амидопирин, бутадион)

Баралгин (анальгин, питофенона гидрохлорид - холинолитик, фенивериния бромид-ганглиоблокатор)

Ланагесик (мефенамовая к-та, парацетамол)

 

КЛАССИФИКАЦИЯ НПВС

(ПО МЕХАНИЗМУ ДЕЙСТВИЯ)

1. СЕЛЕКТИВНЫЕ ИНГИБИТОРЫ ЦОГ-1:

Аспирин в низких дозах

 

2. НЕСЕЛЕКТИВНЫЕ ИНГИБИТОРЫ ЦОГ-1 И ЦОГ-2:

большинство НПВС

3. СЕЛЕКТИВНЫЕ ИНГИБИТОРЫ ЦОГ-2:

Мелоксикам

4. ВЫСОКОСЕЛЕКТИВНЫЕ ИНГИБИТОРЫ ЦОГ-2:

Целекоксиб

Рофекоксиб

 

Ситуационные задачи:

1. Больная С., 42 лет, обратилась к гинекологу с жалобами на значительное увеличение продолжительности менструальных кровотечений. При обследовании патологии со стороны половых органов не обнаружено, но при сборе анамнеза врач выяснил, что больную часто беспокоят головные боли, которые пациентка купирует приемом аспирина.  Объясните механизм возникшего осложнения и предложите меры помощи.

 

2. Дайте прогноз следующей ситуации: больному Л., 42 лет, водителю автобуса был назначен индометацин для купирования острого приступа подагры 0,05г х 3 раза в день.

 

3. Больная К., 37 лет, принимала солпадеин по поводу простудного заболевания в течение трех недель, после чего ее стали беспокоить запоры. Объясните механизм возникшего осложнения и предложите меры помощи.

 

4. Дайте прогноз следующей ситуации: больная Л., 42 лет, с хроническим гепатитом получает бутадион внутрь по поводу тромбофлебита вен нижних конечностей.

 

5. Больной Л., 45 лет, с пояснично-крестцовым радикулитом, в течение месяца получал ненаркотический анальгетик, при исследовании крови был обнаружен агранулоцитоз. Какие препараты могли вызвать данный побочный эффект? Предложите меры помощи.

 

6. Дайте прогноз следующей ситуации: больная О., 37 лет, страдающая хроническим  язвенным гастритом, часто принимает цитрамон для купирования головной боли.

 

7. Больной В., 45 лет, по поводу ревматоидного артрита был назначен ортофен. Больная самостоятельно достаточно часто принимала аспирин для купирования головной боли. Применение ортофена в течение недели не улучшило состояния больной. С чем может быть связано отсутствие эффекта при применении достаточно эффективного противовоспалительного сред



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.205.5 (0.241 с.)