Тренинг общения, психологические игры и 100 конкурсов для подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тренинг общения, психологические игры и 100 конкурсов для подростков



ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Занятие 1

Тема: Введение. Представление об уверенном, неуверенном и грубом поведении.

Ведущий рассказывает подросткам о цели занятий, их особен­ностях.

Упражнение 1. Уверенные, неуверенные и грубые ответы.

Инструкция для участников: «Сейчас мы вы­полним упражнение, цель которого научиться различать, когда мы ведем себя уверенно, когда – неуверенно и когда - грубо: Вот эта кукла, - учитель надевает на руку, - будет рассказывать, что произошло, а тот, кто наденет на руку вторую куклу, должен будет показать, как ведет себя в этой ситуации, что говорит уверенный, неуверенный в себе и грубый человек».

Учитель от имени куклы предлагает определенную ситуацию. Вторую куклу надевает тот, кто должен дать ответ. После не­скольких ситуаций, предложенных ведущим, можно обратиться к школьникам, чтобы они придумали собственные ситуации. Если желающих нет, предлагаются ситуации, заранее заготовленные ведущим. Важно, чтобы в упражнении участвовали все школьни­ки, причем ведущий обращает внимание на то, чтобы школьники сами квалифицировали ответ как уверенный, неуверенный или грубый.

Примеры предлагаемых ситуаций:

- поставили незаслуженную двойку;

- хочешь посмотреть телевизор, а друзья зовут гулять;

- не принимают в игру;

- несколько человек играют, хочешь поиграть с ними, просишь, чтобы тебя приняли играть;

- взрослые не разрешают тебе...

- просишь у взрослых разрешить тебе...

- просишь у сверстников помочь тебе выполнить поручение взрослого;

- друг рассказывает тебе о чем-то, а тебе нужно идти;

- отказываешь кому-нибудь в просьбе;

- хочешь познакомиться со сверстником.

На каждую сценку должно уходить в среднем не более 3 - 4 мин.

В конце проводится краткое обсуждение и опре­деляется, что значит уверенное, неуверенное, грубое поведение

Ведущий предлагает правила поведения на занятиях, особо подчеркивая, что эти правила в равной степени относятся и к нему, и к участникам: Добровольность участия при четком определении своей позиции (не хочешь говорить или выполнять какое-нибудь заданиене делай этого, но сообщи об этом с помощью условного знака).

2. Не существует правильных или неправильных ответов. Правильный ответтот, который на самом деле выражает твое мнение.

3. Анонимность рассказываемых ситуаций, случаев из жизни и т.п. Нельзя превращать занятия в классный час по разбору поведения кого-либо.

4. Лучше промолчать, чем говорить не то, что ты думаешь, или просто врать.

5. Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит.

6. Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнаем, друг о дру­ге на занятиях, и то, как разные ребята ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остаться нашей общей тайной. После того как ведущий изложит правила и ответят на вопросы подростков, он должен развернуть плакат с этими правилами, укрепить их так, чтобы все видели, и сказать о том, что плакат этот на занятиях всегда будет у них перед глазами.

Ритуал принятия правил. Ведущий «торжественно обещает» следовать этим правилам и предлагает школьникам сделать то же самое. Придумывается какой-нибудь общий знак и восклицание, которые будут открывать, и завершать каждое занятие, напоми­ная участникам об их обещании.

Домашнее задание: придумай свой «запрещающий знак», указывающий - «не хочу говорить», «не хочу участвовать».

 

Занятие 2

Тема: Мой дневник. Что я хочу рассказать другим о себе. Невербальные формы уверенного, неуверенного, грубого пове­дения.

Ритуал начала занятий.

Ведущий рассказывает о дневнике и правилах его ведения, раздает школьникам папки. Подчеркивает, что нельзя без разре­шения читать чужой дневник, чужие письма, указывает на суверенность внутреннего мира другого человека, на то, что никто не имеет права вторгаться в этот внутренний мир. Расска­зывает, что дневники будут запечатываться «личной печатью».

Упражнение 2. «Футболка с надписью».

Ведущий говорит о том, что всякий человек «подает» себя другим. Говорит о футболках с разными надписями, приводит примеры «говорящих» надписей. Затем школьникам предлагается в течение 5 -7 минут придумать и записать на обложке дневника занятий надпись на своей «футболке». Оговаривается, что эта надпись в дальнейшем может меняться. Важно, чтобы она что-нибудь говорила о школьнике сейчас – о его любимых занятиях и играх, об отношении к другим, о том, чего он хочет от других и т.п.

После выполнения задания каждый зачитывает свою надпись. Ведущий во всех случаях дает эмоциональную поддержку. Затем проводится очень короткое обсуждение:

- о чем в основном говорят надписи на футболках,

- что мы хотим сообщить о себе другим людям.

В заключение ведущий показывает (желательно выполненную

энной форме) надпись на своей футболке.

Упражнение 3. «Сила слова».

Составляются три списка слов, характерных для уверенных, суверенных, грубых ответов. Ведущий записывает слова на доске, участники - на листке из дневника.

Упражнение 4. «Зеркало».

Участники образуют два круга - внутренний и внешний (если невозможно, то делятся на две команды – тех, кто сидит на вой и на левой стороне парты). По сигналу ведущего тот, кто стоит во внутреннем круге, должен изобразить без слов, с помощью жестов, позы, мимики - уверенного, неуверенного или грубого человека, а стоящий во внешнем круге должен догадаться, кого он изображал. Если он угадал правильно, оба участника поднимают руку вверх. Затем по сигналу ведущего стоящие во внешнем круге делают шаг в сторону и, оказавшись перед другим участником, пытаются понять, что изобразил тот. После того, как будет пройден весь круг, роли меняются. Теперь стоящие во внешнем круге принимают определенные позы, стоящие во внутреннем - разгадывают их. Ведущий фиксирует количество правильно угаданных поз.

После выполнения упражнения проводится краткое обсуждение:

- Какие позы чаще загадывались, почему?

 - Какие легче угадывались, почему?

Домашнее задание: Понаблюдай за собой и окружающими: ik проявляется уверенность, неуверенность, грубость или желание нагрубить. Ритуал конца занятия.

 

Занятие 3

Тема: Как наша уверенность и неуверенность зависят от других людей. Мы очень разные и этим интересны друг другу!

Чувство собственного достоинства.

Ритуал начала занятия.

Ведущий говорит о том, как влияет на нашу уверенность и

уверенность отношение со стороны других людей, точнее, ставит это перед ребятами как проблему, которую предлагает понять через упражнение 5.

Упражнение 5. «Хвалить или ругать?»

Упражнение удобно выполнять, стоя в небольшом кругу. Если участников больше 10 и позволяют условия, хорошо организовать два круга. Участники перебрасываются легким мячом или воздушным шаром. Сначала ведущий просит каждого, кто поймает мяч, сказать, что значит «ругать», «критиковать». Каждый последующий должен повторить то, что было сказано до него, и предложить что-то свое. Затем участникам предлагают без слов, с помощью мимики и жестов выразить, что они испы­тывали бы, если бы все сказанное относилось к ним. Затем все по кругу называют свои переживания.

Вторая часть упражнения - перебрасываясь мячом, говорить слова похвалы, поощрения. Правила, те же - каждый повторяет все, что было сказано до него, и предлагает свое. После чего позой и жестами, а затем словами выражаются и называются переживания, вызываемые похвалой.

В обсуждении подчеркивается влияние других людей на то, чувствуем ли мы себя уверенно или неуверенно. Указывается на то, как трудно принимать критику и похвалу.

Ставится проблема: что требуется, чтобы вести се­бя в этой ситуации достойно. Задача ведущего - вывести школь­ников на представление о чувстве собственного достоинства.

Упражнение 6. «Я не такой, как все, и все мы разные».

Подросткам предлагается в течение 5 минут с помощью цвет­ных карандашей нарисовать или описать, что такое «радость». Подчеркивается, что рисунок может быть конкретным, абстракт­ным, каким угодно. После выполнения задания (которое не подписывается) все рисунки и описания вкладываются в «волшеб­ный ящик», в котором желательно иметь примерно такое же количество рисунков и описаний. Все перемешивается, вытаски­вается большая пачка, которую школьники рассматривают, передавая листки друг другу. Ведущий просит ребят обратить внимание на различия в понимании и представлении понятия «радость». Проводится небольшое обсуждение и делается вывод о том, как по-разному люди понимают одни и те же вещи.

Листки вновь складываются в «волшебный ящик», перемеши­ваются, вытаскиваются и каждому предлагается найти свой листок. Проводится обсуждение, легко или трудно было это сде­лать, анализируется, почему. Делается вывод о том, что каждый человек - особенный, неповторимый. Поэтому каждый человек незаменим, и это важное основание для того, чтобы он ощущал свою ценность.

Обсуждение:

Что еще важно для того, чтобы иметь чувство собственно­го достоинства.

Домашнее задание: Упражнение 7. «Мой портрет в лучах солнца».

Ведущий просит ответить на вопрос «Почему я заслуживаю уважения?» - следующим образом: нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши свое имя или нарисуй свой портрет. Затем вдоль лучей напиши все свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы было как можно больше лучей.

Ритуал прощания. Запечатывание дневников.

 

Занятие 4

Тема: Чувство собственного достоинства (продолжение). Вер­бальные и невербальные формы выражения наличия и отсут­ствия чувства собственного достоинства. Обратная связь.

Ритуал начала занятия.

Ведущий просит вспомнить рисунки и описания «радости». Можно ли было говорить о том, что у кого-то радость изобра­жена более правильно, а у кого-то менее - эта проблема обсуждается. Делается вывод о том, чем мы похожи и в чем различны, что дает нам возможность и что мешает понимать друг друга.

Обсуждение:

Что такое - уважение к чувствам другого человека?

Почему нельзя убедить человека, что он не должен испы­тывать тех чувств, которые он в действительности испыты­вает?

Обсуждение домашнего задания. Желающие зачитывают список своих достоинств, показывают нарисованное ими солнце. Если в группе уже установилась достаточно откровенная и вместе с тем безопасная атмосфера, ведущий может предложить тому, кто читает свое самоописание, обратиться к другим участникам за «обратной связью». Учащихся знакомят с «Положением об обратной связи. Это положение представлено на отдельном плакате, который вывешивается всякий раз, когда речь идет об обратных связях. Ниже приводится предлагаемый нами вариант Положения. Ведущий, естественно, может восполь­зоваться текстом, составленным М. Мелибрудой, или любым другим вариантом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.011 с.)