Тема лекции № 10 налогообложение деятельности предприятий в сфере культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема лекции № 10 налогообложение деятельности предприятий в сфере культуры.



                                     Вопросы.

1. Элементы системы налогообложения РФ

2..Функции налогов и роль налогов в развитии культуры.

3. Региональные и местные налоги и сборы, уплачиваемые организациями культуры.

4. Страховые взносы уплачиваемые организациями культуры.

 

                           Краткое содержание темы.

        Основные определения: Принципы налогообложения. Классификация и виды налогов применяемых в сфере культурного производства. Специальные налоговые режимы: отечественные и зарубежные практики. Федеральные региональные и местные налоги, уплачиваемые предприятиями сферы культуры. Страховые взносы.Налоговые льготы некоммерческих организаций культуры. 

     Налоговая политика — комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налоговой нагрузки в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

Современная налоговая система России определена Налоговым Кодексом РФ, который   устанавливает систему налогов и сборов в Российской Федерации, правила налогообложения.

Налогообложение - это процесс установления и взимания налогов в стране, определение величины налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, уплачивающих налоги, сборы. 

Современное налогообложение базируется на совокупности принципов, т.е. базовых положениях, идеях, лежащих в основе налоговой системы государства и определяющих направленность налоговой политики. Перечислим основные из них, характерные для любой системы налогообложения.

1. Всеобщность - охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, независимо от организационно-правовой формы.

2. Универсальность - недопустимость дискриминационного характера исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев

3. Обязательность - принудительность налога и неизбежность его выплаты.

4. Стабильность - устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.

5. Социальная справедливость - установление налоговых ставок и налоговых льгот, оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

6. Легитимность - законодательно утвержденный размер налогов и порядок их взимания.

7. Объективность и системность - необходимость аккумуляции денежных средств для выполнения государством общественных защитных, хозяйственных и социальных функций.

8. Эффективность - превышение сумм налогов над затратами на их взимание и использование.

Налоговые платежи

    Налоговый (фискальный) платеж - это денежная фор­ма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти  и поступающая в специальные бюджетные или внебюджет­ные фонды. В соответствии с законодательством в налоговой системе России предусмотрено два вида налоговых платежей: налог и сбор.

   Налог — обязательный, безвозмездный пла­теж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуж­дения принадлежащих им на праве собственности, хозяйствен­ного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

  Сбор обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий. В отличие от налога, характерной чертой которого является обязательность и безвозмездность, сбор носит возмездный характер, то есть уплачивается в ответ на совершаемые юридически значимые действия.

Элементы налога.

     1. Налогоплательщик (субъект налогообложения) - юридическое или физическое лицо, на которое в соответствие с законодательством возложена обязанность уплаты налога. 

2. Объект налогообложения - реализация товаров, работ, услуг, имущество, прибыли или иное обстоятельство, с наличием которого возник5ают обязанности по уплате налога.  

3. Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта.  

4. Налоговый период - время, за которое производится начисление налога или сбора.  

5. Налоговая ставка - величина налога в расчете на единицу налогообложения. 

6. Порядок исчисления налога - алгоритм исчисления суммы налога, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

7. Порядок и сроки уплаты налога – устанавливаются применительно к каждому налогу.

Сущность налогов и роль в развитии экономики проявляется через функции налогов.

1. Фискальная ( пополнение бюджета) - обеспечение государства и органов местного самоуправления финансовыми ресурсами для обеспечения их деятельности. 

2. Регулирующая    функция позволяет государству активно воздействовать на процессы, происходящие в обществе, позволяя регулировать доходы различных сфер, организаций, физических лиц через систему налоговых платежей и льгот в целях корректировки экономической и социальной активности. 

  3.Социальная функция   определяется необходимостью поддержания социального равновесия среди различных групп населения, обеспечения стабильных условий развития общества путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп.    

4. Контрольная функция связана с тем, что налоги выступают важным инструментом контроля государства за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов.

5. Перераспределительная функция  заключающаяся в том, что поступившие в централизованные денежные фонды налоги перераспределяются на определенные цели, обычно связанные с развитии ем недостаточно прибыльных сфер: культуру, просвещение и науку, оборону, здравоохранение, содержание органов управления и так далее.

В соответствии с трехуровневой системой государственного устройства Рос­сийскойвсе налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные налоги.

   Федеральные - это налоги и сборы, ус­танавливаемые федеральным законодательством и действую­щие на всей территории страны;

     Региональные - налоги субъектов РФ, которые имеют право в рамках, установленных НК РФ, вносить изменения: определять налоговую ставку в установленных НК пределах, устанавливать налоговые льготы, периоды, порядок и сроки уплаты и т.п. Региональные налоги действительны только на территории данного субъекта РФ.

   Местные налоги муниципальных образований; разрабатываются  на основе НК РФ и нормативно - правовых актов органов муниципальных образований и городов федерального значения - Москвы и  Санкт-Петербурга, которые, в пределах, установленных Налоговым Кодексом  РФ, определяют ставки, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы. Данный налог подлежит уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги: земельный налог,  налог на имущество физических лиц.

 В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

      Прямые налоги - это налоги, устанавливаемые на доход или имущество, владение которым является основанием для налогообложения. В этом случае субъектом  налогообложе­ния и носителем налога является одно и то же лицо.

Косвенные налоги - налоги, для которых субъект налогообложения и носитель налога -  разные лица. Косвенные налоги уплачивает носитель налога, конечный покупатель.

По субъектам налогообложения различают:

-   налоги с юридических лиц,

    -   налоги с физических лиц;

  - смежные налоги, взимаемые как с юридических, так и физических лиц.

В зависимости от объекта  налогообложения различают:                           

- налоги на доходы или прибыль;

    - имущественные налоги;

    - ресурсные платежи;

    - налоги на потребление;

  По назначению различают:

- общие налоги, т.е. не закреплены за отдельными направлениями расходов государства;

- специальные, имеющие целевое назначение и другие.  

   Кроме того, налоговое законодательство может предусматривать введение специальных налоговых режимов, т.еустановленный   законодательством порядке определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях. 

  Федеральные налоги и сборы -  это налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом (НК) Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории России. Именно они составляют основную долю всех налоговых поступлений в бюджеты разных уровней. К федеральным налогам и сборам, согласно ст. 13 Налогового кодекса, относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

   Остановимся на налогах и сборах, плательщиками которых вступают организации и учреждения культуры.

Налог на добавленную стоимость - универсальный косвенный налог на потребление НДС является эффективным инструментом фискальной политики государства, его доля в налоговых поступлениях обычно составляет более 40 %. Кроме того, НДС входит в цену товара, и, следовательно, оказывает воздействие на процесс ценообразования и потребления, то есть играет контрольную и регулирующую функцию, что является важным моментом государственного регулирования экономики, в том числе сферы культуры. Плательщиками НДС выступают:

- организации, имеющие статус юридического лица, а также иностранные  юридические лица и международные организации;

 -  индивидуальные предприниматели;

 -  лица, признаваемые плательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, а также ввозящие из государств -участников Таможенного союза.

Исходя из этого положения, организации сферы культуры также являются плательщиками НДС и на них распространяются все положения налогового законодательства.

Объектом налогообложения при исчислении НДС выступают:

 - реализация товаров, работ и услуг на территории РФ, а также передача на территории РФ товаров  для собственных нужд,  расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций; 

 - ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Для НДС предусмотрено три вида налоговых ставок:

 -    базовая (основная) –20%

     -   льготная (пониженная) – 10%. Применяется по отдельным продовольствен ным товарам, товарам для детей, периодическим печатным изданиям и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, и т.п. (Полный перечень товаров регламентируется ст.164 НК РФ). 

 -  специальная – 0%. Применение 0-й ставки регламентируется  ст. 149 и п. 1 ст. 164 НК РФ, где представлен достаточно широкий круг организаций, видов деятельности и товаров (работ, услуг). Большое место в этом перечне занимает сфера культуры. 

Налоговые вычеты.  Ряд статей (ст. 145,149,164) Налогового Кодекса РФ предусматривает возможности освобождения от уплаты НДС, которые можно разделить следующим образом:

1) право организаций и индивидуальных предпринимателей на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС (ст. 145 НКУ РФ). Это определяется таким критерием, как сумма выручки: данное право реализуется, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. Это положение может быть с успехом использовано организациями и ИП сферы культуры, что позволит им проводить более гибкую ценовую политику.

2) операции, не подлежащие налогообложению (ст. 149 НК РФ).   В данной статье большое внимание уделяется услугам, предоставляемым сферой культуры. В частности, не подлежит налогообложению реализация, передача и оказание услуг, связанных с археологическими работами, функционированием и сохранением объектов культурного наследия,   услуг по предоставлению напрокат аудио - и видеоносителей из фондов организаций культуры и искусства, звукозаписи культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, о распространению и реализации входных билетов и абонементов на посещение мероприятий такого рода и т.п.

   Следует заметить, что освобождение от уплаты НДС способствует снижению налогового бремени на организации культуры и позволяет устанавливать расценки на свои работы и услуги ниже, чем у организаций, начисляющих данный налог.

Особенности уплаты НДС некоммерческими организациями культуры.

     Следует подчеркнуть, что   исчисление и уплата НДС некоммерческими организациями, которых среди учреждений культуры достаточно много, в ряде случаев имеет специфику, состоящую в том, что ряд операций и видов имущества не облагается НДС. В этой связи НК РФ выделяет операции, не являющиеся объектом налогообложения:

   - передача на безвозмездной основе имущества (основных средств) государст венным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

 - передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала;

 - оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации и субъектов Федерации, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего муниципального образования;

- передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

 - передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер.     Налог на прибыль организаций был введен с 1.01.1992г., а в современном звучании существует с 1 января 2002 года. Данный налог выступаетважнейшим  составным элементом налоговой системы России. Данный налог имеет возможность воздействовать на финансовые интересы хозяйствующих субъектов, их  заинтересованность в развитии своей организации. Если система налогообложения прибыли достаточно эффективна, существуют специальные налоговые льготы и режимы, она способна стимулировать конкретные направления и сферы деятельности экономики, экономические и социально-культурные проблемы. Сказанное имеет особое значение для развития культуры, поскольку одним из направлений государственной поддержки этой сферы является налоговые послабления по налогу на прибыль для организаций культуры. 

 В соответствии с законодательствомплательщиками налога являются все организации, получающие прибыль от осуществления предпринимательской деятельности, как российские, так и иностранные,  осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Известно, что организации сферы культуры могут выступать как в форме коммерческих, так и некоммерческих организаций. Многие из них   располагают существенным коммерческим потенциалом (например, концертная, выставочная деятельность и т.п.), создаются в различных организационно-правовых формах предпринимательской деятельности и облагаются налогом на прибыль. Однако значительная часть предприятий сферы культуры являются некоммерческими организациями, и специфика их уставной и предпринимательской деятельности обусловливает особенности налогообложения.

Коммерческие организации сферы культуры облагаются налогом на прибыль в соответствии с гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Объектом налогообложения является полученная налогоплательщиком прибыль, которая определяется как полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Состав доходов и расходов регламентируется 25-ой главой  НК РФ «Налог на прибыль организаций». Дохо́д - денежные средства или материальные ценности полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени. Доходы, полученные организацией, можно разделить на три группы:

1) доходы, полученные от реализации товаров, работ, услуг;

2) внереализационные доходы;

3) доходы, не учитываемые при определении прибыли. 

Доходы от реализации включают в себя выручку от реализации товаров, работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных и выручку от реализации имущества.

Выручка -  это все поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (в денежной и натуральной формах).

Внереализационные доходы – это доходы, получение которых не связано с производством и реализацией продукции: проценты, полученные по договорам займа, кредита и т.п., доходы от долевого участия в деятельности других организаций, от операций с  ценными бумагами, от операций купли-продажи иностранной валюты и переоценки валютных ценностей, от сдачи имущества в аренду, полученные штрафы, пени и иные санкции, стоимость безвозмездно полученного имуществ и т.п. (ст. 250 НК РФ).      

Доходы, не учитываемые при налогообложении - это средства, полученные по договорам кредита или займа, а также в качестве предварительной оплаты, имущество, полученное в рамках целевого финансирования, в том числе в виде грантов и другие доходы в соответствии со ст. 251 НК РФ.

Расходы организации представляют собой совокупность средств, использованных ею в хозяйственной деятельности.  Произведенные расходы также подразделяются на три группы:

1) расходы, связанные с производством и реализацией товаров, работ, услуг;

2) внереализационные расходы;

3) расходы, не учитываемые при налогообложении.

   Расходы, связанные с производством и реализацией продукции включают в себя:

- материальные расходы, т.е. затраты на приобретение сырья и материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, используемых в производстве товаров, топлива, воды, энергии и.т.п. (за вычетом возвратных отходов, т.е. остатков сырья, материалов и т.п., которые не могут быть использованы в производстве);

 - расходы на оплату труда, которые включают любые начисления работникам в денежной и натуральной форме, стимулирующие надбавки, компенсационные начисления, премии и единовременные поощрительные начисления и др; 

 - суммы начисленной амортизации. Амортизация — перенесение по частям стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их физического или морального износа на стоимость производимой продукции. Начисление амортизационных сумм осуществляется в порядке, установленном НК РФ;

-  прочие расходы, к которым относят, суммы налогов и сборов, относимых на себестоимость, оплата услуг связи, Интернета, банков; плата за аренду, расходы на юридические, информационные, консультационные, аудиторские и иные подобные услуги; на подготовку и переподготовку кадров.  

Некоторые виды расходов нормируются: представительские расходы, на рекламу, расходы по процентам по заемным средствами др.

     К внереализационным расходам относят проценты по долговым бязательствам, убытки от операций с финансовыми инструментами, расходы в виде отрицательной курсовой разницы при покупке (продаже) иностранной валюты и от переоценки валютных ценностей, выплачиваемая арендная плата, уплаченные партнерам штрафы,  пени, неустойки, судебные расходы и арбитражные сборы,  расходы на  оплату услуг банков и другие расходы в соответствии со ст. 265 НК РФ.

   Доходы, не учитываемые при определении прибыли. Следует учитывать, что не все произведенные организацией расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль. В частности, покрываются за счет собственных средств следующие расходы: штрафные санкции в бюджет, дивиденды и другие суммы распределяемого дохода, вклады в уставные капиталы других организаций, выплаты работникам за счет средств специального назначения, расходы сверх установленных норм и другие расходы, поименованные в ст. 270 НК РФ. Разница между полученным организацией доходом и произведенными расходами представляет собой прибыль и подлежит налогообложению, ее величина определяется налогоплательщиком самостоятельно нарастающим итогом с начала налогового периода.   Ставка налога на прибыль организаций не зависит от вида деятельности организаций и составляет 20%. При этом в федеральный бюджет идет 2%, в бюджеты субъектов Российской Федерации — 18%. Налоговым периодом признается календарный год, в течение которого осуществляются авансовые платежи за отчетные периоды I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Налог на прибыль можно рассчитать следующим образом:

Налог на прибыль = налогооблагаемая прибыль x Налоговая ставка

Налогооблагаемая прибыль = Налогооблагаемые дходы – Вычитаемые расходы – Убытки прошлых лет.

Особенности налогообложения прибыли некоммерческих организаций культуры.

   Некоммерческие организации не попадают под действие налога на прибыль, поскольку по определению создаются ради реализации уставных целей, не связанных с извлечением прибыли, и не распределяют полученную прибыль (если ведут предпринимательскую деятельность) между участниками. В то же время в соответствии с законодательством некоммерческая организация имеет право на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, но только в том случае, если она служит достижению целей, ради которых создается, и отражена в учредительных документах.

  К видам предпринимательской деятельности, которыми может заниматься некоммерческая организация, относят:

- производство товаров и услуг, отвечающих целям создания НКО;

- приобретение и реализацию ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав;

- участие в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчика.

    При осуществлении коммерческой деятельности бюджетные и другие виды некоммерческих организаций сферы культуры обязаны уплачивать налог на прибыль с суммы превышения доходов по ней над расходами. В отличие от коммерческих организаций прибыль от осуществления предпринимательской деятельности, полученная некоммерческими формами, не подлежит распределению между ее участниками. 

     При определении объекта налогообложения действуют те же правила, что и при обложении коммерческих организаций, исчисление и уплата налога не имеют принципиальных особенностей. Объектом обложения налога на прибыль также выступает прибыль, определяемая как разница между полученной суммой дохода (от реализации и внереализационных) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с получением прибыли.

     В тоже время существуют и некоторые отличия: в законодательстве выделяются особые доходы и расходы некоммерческих организаций, которые не учитываются при налогообложении прибыли. Так, целевые поступления на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческими организациями (то есть доходы, полученные на выполнение целей создания и существования этих организаций), не включаются в налоговую базу. Не включаются также доходы, полученные от осуществления уставной деятельности, если они соответствуют ряду условий:

1) используются для осуществления уставной деятельности;

2) ведется раздельный учет доходов от предпринимательской деятельности и доходов от осуществления уставной деятельности.

К таким доходам в соответствии с законодательством, относят:

 - доходы государственных и муниципальных учреждений в виде имущества, полученного по решению органов исполнительной власти всех уровней;

 - доходы некоммерческих организаций в виде средств и иного имущества, полученные в виде безвозмездной помощи                                                             

 -   доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования;

 -  у учреждений - доходы в виде лимитов бюджетных ассигнований, доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям;

- доходы в виде полученных грантов, если их передача удовлетворяет определенным условиям в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 485 «О Перечне международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты…»;

- целевые поступления, соответствующие определенным требованиям: на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, полученные безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и т.п.

   Расходы некоммерческих организаций, учитываемые при определении налоговой базы, как и расходы коммерческих организаций, должны соответствовать положениям НК РФ, быть экономически обоснованы и документально подтверждены.

   Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

  НК РФ предусматривает следующие виды сборов:

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ);

-  государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ).

Учреждения сферы культуры уплачивают государственную пошлину в установленном порядке.

    Пошлина - денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций

    Плательщиками  государственной пошлины признаются организации и физические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями,  если судебное решение принято не в их пользу. Организации и учреждения сферы культуры уплачивают государственную пошлину в установленном порядке.

   Объектом налогообложения признается факт осуществления значимых юридических действий судебными учреждениями, нотариальных действий, государственной регистрации юридического лица, государственной регистрации выпуска ценных бумаг, права вывоза (временного вывоза) культурных ценностей, права использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц и др.  

  Размеры государственной пошлины дифференцированы и зависят, в первую очередь, от характера оплачиваемых услуг, а также вида плательщика (ст.333.33 НК РФ). Как правило, с юридических лиц взимается более высокая пошлина, чем с лиц физических.     

   В налоговом законодательстве предусмотрен значительный ряд льгот  (ст. 333.35 — 333.39 НК РФ) по уплате государственной пошлины, которые делятся на две группы: освобождение от уплаты государственной пошлины и отсрочка (рассрочка) платежа.

Для организаций сферы культуры важно иметь ввиду, что государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иных государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей освобождаются от уплаты пошлины за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении.          

    Налоговый кодекс РФ предусматривает введение специальных налоговых режимов, которые определяются как система мер налогового регулирования.

   Специальные налоговые режимы представляют собой особый порядок определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях.  

НК РФ предусматривает возможность применения следующих специальных режимов:

    - Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей.

- Упрощенная система налогообложения. 

- Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. 

- Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.  

- Патентная система налогообложения. 

Упрощенная система налогообложения - это один из специальных налоговых режимов, предусмотренных НК РФ. Переход к УСН могут осуществлять как организации, так и индивидуальные предприниматели добровольно. Упрощенная система налогообложения, как и другие специальные режимы, освобождает плательщиков от уплаты ряда налогов, вместо которых они уплачивают единый налог. Организации культуры имеют право и используют данный налоговый режим.

Особенность и преимущества упрощенной системы налогообложения состоят в том, что она позволяет уплачивать один налог и освобождает от уплаты:

Организации:

-   налога на прибыль организаций;

-  НДС (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию РФ и при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на территории РФ);

 - налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость). 

 Индивидуальных предпринимателей: 

 -   налога на доходы физических лиц;

 -  НДС (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию РФ и при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на территории РФ);

-  налога на имущество физических лиц, используемое для предпринимательской деятельности (за исключением объектов налогообложения, включенных в перечень объектов, по которым база определяется по кадастровой стоимости. Этот перечень определяется на региональном уровне).
     Остальные налоги и сборы организации должны платить в обычном порядке.   

    Законодательство предусматривает два варианта объекта обложения, которые определяют действующую ставку:   

 - доходы, используется ставка 6%,

 - доходы, уменьшенные на величину расходов – ставка 15%.

Выбор объекта налогоплательщик осуществляет самостоятельно.

Минимальный размер налога при объекте «доходы минус расходы», если доходы меньше расходов, равен 1%. Законом предусмотрена возможность снижения ставок для отдельных категорий налогоплательщиков от 5% до 15%. Так, на территории СПб в 2015 г.для организаций и ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы минус расходы», установлена ставка 7%.

   Виды деятельности, предусмотренные другими специальными налоговыми режимами, не включают в себя услуги и работы сферы культуры, поэтому практически не используются организации культуры.

     Региональные налоги - это обязательные платежи в бюджет соответствующих субъектов РФ, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом и обязательные к уплате на территории всех регионов соответствующих субъектов РФ[13]. Субъекты Российской Федерации не имеют права  устанавливать не предусмотренные федеральным законодательством,    однако в рамках, установленных НК РФ, имеют право вносить определенные изменения.  

Исключительно Налоговым кодексом РФ определяются такие элементы как:

 - объект налогообложения

 - налоговая база;

 - налоговый период;

 - порядок исчисления.

 Субъекты РФ имеют право в порядке и пределах,  предусмотренных Налоговым кодексом РФ, на основании собственных нормативно-правовых актов вносить изменения в следующие элементы:

 - налоговые ставки;

 - порядок и сроки уплаты;

 - налоговые льготы и порядок их применения (дополнительные к федеральным)

К региональным налогам относятся:

- налог на имущество организаций;

- налог на игорный бизнес;

- транспортный налог.         

   Организации, учреждения и НКО сферы культуры являются плательщиками налога на имущество организаций и транспортного налога в общеустановленном порядке.

    Налог на имущество организаций является региональным налогом, следовательно, как уже рассматривалось, субъекты РФ имеют право в рамках, установленных НК РФ, вносить изменения (определять налоговую ставку в установленных НК пределах, устанавливать налоговые льготы, периоды, порядок и сроки уплаты и т.п.), которые действительны только на территории данного субъекта.

 Налогоплательщиками признаются российские и иностранные организации, имеющие объекты налогообложения (пункт 1 статьи 373 НК РФ). В соответствие с этим положением организации сферы культуры обязаны уплачивать данный налог, независимо от коммерческой направленности. Не платят данный налог организации культуры, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. 

   Объектом налогообложения для российских организаций, в том числе сферы культуры,  признается движимое и недвижимое имущество. Законодательством предусмотрены виды имущества, которые непризнаются объектом налогообложения, и в этой связи для организаций сферы культуры важно, что с 1 января 2013 г. в состав таких объектов включены объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения.

  Налоговая ставка по налогу на имущество организаций устанавливается субъектами Федерации с учетом максимального размера ставки 2,2%, определяемой НК РФ. Кроме того, субъекты Федерации имеют право в зависимости от вида деятельности организаций и категории имущества дифференцировать размер данной ставки.

Налоговая база по налогу на имущество Российских организаций рассчитывается как среднегодовая стоимость имущества и определяется налогоплательщиками самостоятельно.    Налоговый период по налогу на имущество организаций - календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев. Однако субъекты РФ имеют право не устанавливать отчетные периоды.

Сумма начисленного налога за год = налоговая база × налоговая ставка.            Если в течение года осуществлялись авансовые платежи, то сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в целом за год, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода: сумма налога за год (к уплате) = сумма начисленного налога за год − авансовые платежи.

   Налоговые льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренные ст. 381 НК РФ, могут быть дополнены соответствующими законами субъектов Российской Федерации. 

Сумма налога включается в состав прочих расходов организации за налоговый период.Сроки у



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.116 с.)