Основные права и обязанности работодателя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные права и обязанности работодателя



  Работодатель имеет право:

1. заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами;

2. вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;

3. поощрять работников за добросовестный эффективный труд;

4. требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации;

5. привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами;

6. принимать локальные нормативные акты;

7. создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.

  Работодатель обязан:

1. соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

2. предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;

3. обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;

4. обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;

5. обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;

6. выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;

7. вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном ТК РФ;

8. предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;

9. своевременно выполнять предписания государственных надзорных и контрольных органов, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения законов, иных нормативных правовых актов;


10. рассматривать представления профкома, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях трудового законодательства, принимать меры по их устранению и сообщать о принятых мерах указанным органам;

11. создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах;

12. обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;

13. возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами;

14. исполнять иные обязанности, предусмотренные ТК РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями и трудовыми договорами.


Лекция 4.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

1. Понятие социального партнерства, система и формы

2. Принципы социального партнерства

3. Стороны социального партнерства

 

1.

Ст. 23 ТК социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Такое понятие социального партнерства основано на принципе трипартизма (трехсторонности), что соответствует международно-правовому регулированию труда. ОГВ и ОМС являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Систему социального партнерства составляют пять следующих уровней (ст. 26 ТК):

1. федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда. Заключаются генеральное и отраслевое соглашения, действует Российская трехсторонняя комиссия;

2. региональный уровень, устанавливающий такие основы в субъекте РФ. Заключаются региональное и отраслевое соглашения, действуют региональные трехсторонние комиссии;

3. отраслевой, устанавливающий эти основы в отрасли (отраслях);

4. территориальный уровень, устанавливающий эти основы в муниципальном образовании (города, района и т. д.). Действуют координационные комитеты содействия занятости населения;

5. уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем. Заключается коллективный договор, осуществляется участие работников в управлении организацией, создаются комиссия по трудовым спорам, комитет по охране труда.

Формами социального партнерства являются следующие (ст. 27 ТК): коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров соглашений и их заключению; взаимные консультации


(переговоры) по вопросам регулирования труда, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; участие работников, их представителей в управлении организацией; участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

 

2.

ТК закрепил в ст. 24 основные принципы социального партнерства. Они являются внутриотраслевыми, так как свойственны институту социального партнерства.

1. Равноправие сторон. Любая из сторон может равно проявить инициативу по ведению коллективных переговоров и заключению соглашений. При этом представители сторон имеют равноправное положение как в ходе переговоров, так и при принятии решения по коллективному договору или соглашению. Такие решения принимаются по соглашению представителей сторон, и каждая сторона имеет равное количество голосов при этом.

2. Уважение и учет интересов сторон. Для сторон социального партнерства уважение и учет интересов являются основой успеха в достижении согласия по обсуждаемым вопросам, в обеспечении полной реализации всех достигнутых договоренностей

3. Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях. К сожалению, не вёзде и нечасто сами стороны в полной мере заинтересованы участвовать в      договорных отношениях. Мы знаем, что чаще всего от коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений отказывается работодатель. Однако именно взаимная заинтересованность сторон позволяет сторонам достичь намеченных планов.

4. Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на  демократической  основе.                                             В социальном партнерстве демократия позволяет каждой стороне наиболее полно проявить инициативу, уточнить более четко свою позицию.

5. Соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов.

6. Полномочность представителей сторон. Все представители сторон должны иметь письменные документы, подтверждающие, что они уполномочены соответствующей стороной вести коллективные переговоры и подписывать соглашения и коллективные договоры. Не допускается ведение переговоров от имени работников органами или организациями, созданными или финансируемыми работодателем, органом исполнительной власти, даже если они и названы профсоюзами.


7. Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда. Это значит, что содержание и структуру коллективного договора и соглашения определяют сами стороны. Любая из сторон либо их представители могут ставить вопрос о включении в коллективный договор, соглашение условий, которые должны быть свободно обсуждены всеми сторонами (их представителями), приняты или отвергнуты. Закон запрещает всякое вмешательство, способное ограничить     права работников и представителей или воспрепятствовать их осуществлению со стороны органов власти, управления, и др.

8. Добровольность принятия сторонами на себя обязательств. Каждая сторона добровольно, а не под каким-либо давлением извне принимает па себя обязательства по коллективному договору или соглашению, т. е. стороны договариваются путем консенсуса о принятии обязательств.

9. Реальность обеспечения принимаемых на себя обязательств. Принятые по договору, соглашению обязательства не должны быть пустыми обещаниями, их выполнение должно реально обеспечиваться. Представители сторон должны оценивать возможность их выполнения с учетом финансовых возможностей работодателя, конъюнктуры рынка, других обстоятельств. За невыполнение обязательств виновный наказывается по закону.

10. Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений. Несоблюдение этого принципа лишает смысла положения, включаемые в коллективный договор, соглашение. В соответствии со ст. 40 и 45 ТК коллективные договоры и соглашения представляют собой правовые акты, которые входят в систему актов, регулирующих трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Следовательно, они обладают юридической силой, обязательны к исполнению. За неисполнение коллективного договора и соглашения предусмотрена юридическая ответственность.

11. Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений. Согласно ст.51 контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении такого контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию. Порядок и формы осуществления контроля устанавливаются сторонами самостоятельно.

12. Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных  договоров,  соглашений.                                 Такая


ответственность предусмотрена ст. 55 ТК, где указывается, что такие лица подвергаются штрафу в соответствии со ст. 5.31 КоАП от30 до 50 МРОТ. Ответственность для представителей работников КоАП не предусматривает.

3.

В соответствии со ст. 25 ТК сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Статья 29. Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально - трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Конституция РФ закрепляет право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ст. 30 Конституции РФ).

На практике представителями работников в социальном партнерстве чаще всего являются профессиональные союзы.

Право на объединение в профсоюзы включает: право работников без какого-либо разрешения государственных органов и бюрократических формальностей создавать по своему выбору профсоюзы и присоединяться к ним (при условии подчинения их уставам); право образовывать профсоюзные федерации и конфедерации; право членов профсоюзов избирать своих представителей, участвовать во внутрипрофсоюзной жизни; право свободно осуществлять профсоюзную деятельность.


Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемый в целях представительства и защиты их социально - трудовых прав и интересов (ст. 2 Закона о профсоюзах).

Данный Закон закрепляет и развивает конституционное положение о праве на объединение в профсоюзы; определяет правовую основу их деятельности; фиксирует порядок и принципы их регистрации в качестве юридических лиц; закрепляет основные права профсоюзов (в т.ч. право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде, право на представительство и защиту социально - трудовых прав и интересов работников, право на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров); закрепляет гарантии прав профсоюзов, предусматривает возможность судебной защиты прав профсоюзов, меры ответственности за нарушение этих прав, а также ответственность самих профсоюзов.

В Российской Федерации профессиональные союзы действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и самостоятельно решают вопрос о своей регистрации в государственных органах. Необходимость в такой регистрации возникает лишь в том случае, если профсоюзы хотят приобрести статус юридического лица, что необходимо для осуществления ими своих уставных задач.

Правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации как юридического лица возникает с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юстиции РФ или его территориальном органе в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа.

Принципиальным положением является законодательный запрет дискриминации граждан по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзам (ст. 9 Закона о профсоюзах).

Работники, не являющиеся членами профсоюза,          имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по кругу вопросов (ст. 30). А именно: ведение коллективных переговоров, заключение и изменение        коллективного договора,                  осуществление контроля за    их выполнением, а  также           реализация права на     участие в управлении организации, рассмотрение трудовых споров работников с работодателем. Статья 31. Если в организации отсутствует профсоюз (профсоюзы)

в виде его первичной организации, работники могут поручить представление своих интересов иному представителю. Главное при этом, чтобы этот представитель был наделен соответствующими полномочиями.


Если действующая профсоюзная организация объединяет менее половины работников, они имеют право выбора: поручить представительство своих интересов либо этой профсоюзной организации, либо иному представителю.

В то же время наличие иных представительных органов не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.

Согласно ст. 33 Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально - трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Кроме того, согласно ст. 34. Представлять работодателей - государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями. В данной статье речь идет о тех ситуациях, когда организации финансируются из бюджета. В данном случае работодателем является государство (в т.ч. в лице министерств, ведомств) или муниципальные образования, поэтому его интересы представляют указанные в статье органы.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально - трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для


представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Кроме того, согласно ст. 34. Представлять работодателей - государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями. В данной статье речь идет о тех ситуациях, когда организации финансируются из бюджета. В данном случае работодателем является государство (в т.ч. в лице министерств, ведомств) или муниципальные образования, поэтому его интересы представляют указанные в статье органы.


Лекция 5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.15.248 (0.033 с.)