Тема 1 Коррупция как социально-правовое явление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 Коррупция как социально-правовое явление



Тема 1 Коррупция как социально-правовое явление

Учебные вопросы:

1. Понятие коррупции как социально-правового явления.

2.Исторические корни коррупции.

3. Виды коррупции.

Литература:

 

- ООН. Международный кодекс поведения государственных должностных лиц. 12 декабря 1996 г.;

- ООН. Декларация о борьбе с коррупцией и взятничеством в международных коммерческих операциях. 16 декабря 1996 г.;

-Совет Европы. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (ETS № 173) Страсбург, 27 января 1999 г.;

- Модельный закон. О борьбе с коррупцией, Принят на тринадцатой пленарном заседании ассамблеи государств - участников СНГ 3 апреля 1999 г.;

- Конвенция ООН против коррупции. Принята генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.;

- Модельный закон. Основы законодательства об антикоррупционной политики.Принят на двадцать втором пленарном заседании ассамблеи государств - участников СНГ 15 ноября 2003 г.

- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019)                         "О противодействии коррупции";

- Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. №815 "О мерах по противодействию коррупции"

- Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 “О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы”.

 

Виды коррупции.

Коррупция. Кто-то называет её взяточничеством, которое происходит уровнем выше. Однако, это далеко не аналогичные понятия. Взятка - это просто нелегальная оплата нелегальной услуги. Коррупция же берёт начало из организованной преступности. Когда организованная преступная группировка становится устойчивой, ей, как любому явлению, нужно развиваться, чего органически не может произойти по причине неимения контактов с властью и легальным руководством. Тогда начинается проникновение преступных элементов во властные структуры либо «опреступливание» властных элементов. Коррумпированный чиновник состоит на двух службах одновременно: официальной (государственной) и неофициальной (в преступной организации).

Итак, коррупцию можно определить как взаимопроникновение властных и преступных элементов. Известно, что среди преступных группировок, тем более организованных, тем более, международных - явление клановости проявляет себя как нельзя широко. «Якудза», «коза ностра» - названия говорящие. У России своя специфика. Учитывая достаточно быструю смену лидеров преступных группировок (у нас веками, как у якудзы, не получится), российские мафиози пошли по двум путям: национализации (национальные группировки разрозненны и потому малочисленны, однако присутствуют в каждом регионе) и районирования («солнцевские», «квадрат», «Одинцовские»…). Да, есть долгожители, есть авторитеты и воры в законе, но это отдельные личности, к которым прислушиваются, как к старшим идеологам, и которые активных действий, в основном, не предпринимают.

Кроме того, принимая во внимание особенности конструкции состава рассматриваемого преступления, отметим ещё раз специфичность субъектов: это всегда люди знающие, профессионалы в области тех или иных ценностях (если сами не прекрасно разбираются, то постоянно сотрудничают с экспертами, и всегда имеют представление о рыночной стоимости интересуемого объекта). Преступление всегда совершается именно устойчивыми преступными группами (это мнение большинства экспертов). Эти группы могут быть не столь многочисленными, как преступные сообщества, однако признак устойчивости непременно проявляет себя в рассматриваемых организациях.

     

«Основой государственного управления являются контрольные функции. Вероятность того, что противоправная деятельность, как бы она ни была замаскирована, может быть в любой момент обнаружена и пресечена, побуждает организованную преступность изыскивать пути и средства для своей защиты в государственных структурах с помощью коррумпированных должностных лиц, способных на любом уровне не только предотвратить, но и исключить прямое вмешательство правоохранительных органов»

Организованная преступность - это общественно опасное социальное явление, характеризующееся тесным смыканием уголовного мира с теневыми экономическими структурами, создающее с помощью коррупции систему защиты от социального контроля.

Таким образом, среди всех признаков организованной преступности, исследованных многими авторами коррупция является неотъемлемым её качеством. Без коррупции организованная преступность не смогла бы существовать, слишком быстро бы правоохранительные органы подошли к её раскрытию и искоренению. Следовательно, в первую очередь, следует бороться с коррупцией, которая присутствует и в правоохранительной системе.

 

    Организованная преступность породила качественно новые формы её деятельности в экономической сфере, а именно:

- создание собственных коммерческих структур, банков, финансово-промышленных компаний (групп);

- установление контроля над генеральными пакетами акций предприятий;

- проникновение в банковскую и кредитно-финансовую системы;

-установление хозяйственно-финансового контроля над прибыльными предприятиями и предпринимателями, определение в них кадровой политики;

- создание различных общественных фондов социальной направленности для отмывания криминального имущества;

- подчинение своему влиянию традиционных для России сфер экономики, обеспечивающих получение валюты: экспорт нефти-сырца, нефтепродуктов, леса, цветных металлов и др..

   Около половины ежегодных криминальных доходов, оцениваемых экспертами в 2 трлн. рублей идёт на подкуп государственных чиновников.

   Фактически коррумпированное чиновничество состоит на службе у преступных формирований или попадает в зависимость от них и используется для проведения различных криминальных операций, включая устранение «непокладистых» предпринимателей-«теневиков» и бизнесменов, «несговорчивых» депутатов, «неугодных», то есть не идущих на подкуп, или коррумпированных другими лицами чиновников.

   Укреплению организованной преступности способствует коррумпированность правоохранительных органов, сотрудники которых даже привлекаются для «разборок» между отдельными преступными группами или внутри отдельных преступных формирований.

В качестве примера можно привести эпизод из уголовного дела об убийстве «авторитетного» бизнесмена и шестерых членов руководимого им сообщества, другими членами этой же группы. Так, последние для реализации своего преступного плана на убийство двух «братков» привлекли шестерых сотрудников милиции для того, чтобы те задержали указанных ими лиц и вывезли их за город в лесной массив. Задержав молодых людей, сотрудники милиции доставили их в обозначенное место и передали «заказчикам». В присутствии стражей порядка жертвы были избиты, а после их отъезда зверски убиты. За оказанную «услугу» милиционеры получили 6 000 долларов США.

   Как показывают наблюдения, организованная преступность кровно сроднилась с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей. Такое родство для неё – залог дальнейшего усиления, доступа к политической власти и получения возможностей для легализации имущества, приобретенного незаконным путем. Поэтому лидеры уголовного мира, стремятся вовлечь в преступную деятельность, коррумпировать чиновников как можно более высокого ранга. Это одна проблема. Другая проблема заключается в отсутствии реальной возможности в рамках действующего законодательства и существующей судебно-следственной практики привлечь организаторов криминальных сообществ к уголовной ответственности. Доказать виновность криминального авторитета в организации преступной деятельности чрезвычайно сложно, а в рамках уголовных дел, можно сказать – невозможно. И проблема эта в настоящее время особенно актуальна. Зная о своей неуязвимости для закона, лидеры преступного мира, коррумпируя чиновников всех уровней и политиков разных взглядов, организуют хищения бюджетных средств, мошенническим путем приватизируют государственную собственность, проникают во власть.

   Значительную часть денежных средств, полученных незаконным путем, лидерам организованной преступности удаётся с помощью коррумпированных должностных лиц переводить на счета подставных фирм в иностранных банках. Чтобы это пресечь, необходимо создать механизм возврата похищенных денежных средств из-за рубежа. Коррумпированных чиновников, оказавших услуги с переводом денежных средств за границу или с «отмыванием» имущества, полученного незаконным путём, можно привлечь к уголовной ответственности только за должностные преступления. Само обстоятельство их коррумпированности при этом практически не учитывается, так как никоим образом не отражено в уголовном законе. Сказанное выявляет ещё одну серьёзную правовую проблему. Должностные преступления, включая взяточничество – это ещё не коррупция. На наш взгляд, это деяния коррупционной направленности, которую, по нашему мнению, закон должен учитывать как квалифицирующий признак. Часто преступное коррупционное посягательство характеризуется оказанием должностным лицом «платных услуг» вопреки интересам службы, во вред государственным интересам на постоянной основе, т. е. «когда он находится фактически на зарплате у преступного сообщества», является соучастником их криминальных махинаций и имеет свою долю от преступного результата.

   Опасность связи коррупции и организованной преступности заключается также в силе их совместного противодействия деятельности правоохранительных органов. Чем влиятельнее группировка, тем активнее её противодействие и выше уровень должностных лиц, пытающихся оказать давление на правоохранительные органы, скомпрометировать отдельных руководителей и сотрудников службы, занимающихся их активной разработкой.

   Коррупция и экономическая преступность – два состояния одного явления.

    Организованная преступность возникла давно (банды, шайки, группировки, синдикаты, картели, боевики, партизаны, пираты, разбойники), однако силу приобрела не в связи с использованием внеэкономических методов получения экономических активов, которые имели место до начала ХХ века, а когда сама стала участником хозяйственно-политических операций и убедилась в преимуществе таких способов нелегального обогащения. То есть, криминальные структуры получили доступ к ресурсам, их производству, распределению, обмену и потреблению. На волне подобных процессов появилась экономическая преступность. Таким образом, если «архаичные» бандиты являлись маргиналами, аутсайдерами общества, то деятельность современных мафиози строится в основном по законам бизнеса, а потому организованная преступная группировка стала довольно органичным институтом рыночного хозяйства. Только следует отметить, что речь идет не о только нелегальном производстве, но и открытом предпринимательстве, которое, в свою очередь, финансирует преступные сообщества и различные противоправные мероприятия (наркотрафик, работорговлю, терроризм). Преступность диверсифицируется в различные экономические сегменты – банки, биржи, кредитные союзы, страховые агентства, акционерные общества, СМИ, маркетинговые и консалтинговые структуры, адвокатские и нотариальные конторы, и на их базе возникают беловоротничковая, информационная (компьютерная) преступность и т.п.

    Для экономической преступности коррупция - это один из способов разрешения конфликта с государством, способов выживания. Поэтому коррупция - это не разовые мероприятия со стороны преступности, выражающиеся в даче взяток, а фактически «линия поведения», «закон функционирования», с помощью которого она пытается расширять свою сферу влияния. Криминальные группы приобретают все больше и больше силы и власти, они располагают экономическими активами, соизмеримыми с государственными. Например, в Латинской Америке теневая экономика давно конкурирует с официальной. Так, в соответствии со стремлением наркобаронов легализоваться, превратиться из «люмпен-буржуазии» в законную часть правящей элиты была выдвинута теория о наркобизнесе как структурном факторе экономики периферийных стран, способным обеспечить им выход из кризиса. Согласно этой теории, такие страны, как Колумбия, Боливия и Перу, вообще не могут существовать без производства и оборота наркотиков. Эту теорию распространяли определенные деловые круги, прямо или косвенно связанные с этим бизнесом. В качестве возможностей наркоэкономики приводятся такие факты, когда «король» наркобизнеса Роберто Суареса предложил выплатить внешний долг Боливии - около $4 млрд. в обмен на свободу деятельности для производителей кокаина и контрабандистов наркотиков

        

    Выделение из всего массива коррупционных деяний такого вида коррупции, как политическая, обусловлено тремя специфическими моментами: статусом субъекта коррупционного правонарушения, направленностью (целеполаганием) и мотивированностью его противоправной деятельности, а также характером ее последствий. Анализ именно политической коррупции необходим также для более предметного понимания социальной сущности коррупции как явления и повышения эффективности противодействия ей.

    Общепринятого определения политической коррупции нет как в отечественных и зарубежных теоретических работах по соответствующей проблематике, так и у различных организаций и структур, которые осуществляют практическую деятельность в сфере противодействия коррупции. В результате различные авторы и организации формулируют (или принимают) различные определения этого явления.

Тем не менее выделяют несколько главных сегментов (составляющих) политической коррупции:

Тема 1 Коррупция как социально-правовое явление

Учебные вопросы:

1. Понятие коррупции как социально-правового явления.

2.Исторические корни коррупции.

3. Виды коррупции.

Литература:

 

- ООН. Международный кодекс поведения государственных должностных лиц. 12 декабря 1996 г.;

- ООН. Декларация о борьбе с коррупцией и взятничеством в международных коммерческих операциях. 16 декабря 1996 г.;

-Совет Европы. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (ETS № 173) Страсбург, 27 января 1999 г.;

- Модельный закон. О борьбе с коррупцией, Принят на тринадцатой пленарном заседании ассамблеи государств - участников СНГ 3 апреля 1999 г.;

- Конвенция ООН против коррупции. Принята генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.;

- Модельный закон. Основы законодательства об антикоррупционной политики.Принят на двадцать втором пленарном заседании ассамблеи государств - участников СНГ 15 ноября 2003 г.

- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019)                         "О противодействии коррупции";

- Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. №815 "О мерах по противодействию коррупции"

- Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 “О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы”.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.026 с.)