Физиология высшей нервной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физиология высшей нервной деятельности



Значимость темы.

Успешная субъективная оценка тренерами способностей лошадей, прогнозирование их поведения, реакций и результатов требует большого опыта.

Научные познания позволяют смоделировать паттерн «чутье» или «чтение лошадей» на основании общепризнанных положений, обоснованных опытами, которые построены на критериальном, понятийном научном подходе.

Это дает тренеру и всаднику больше уверенности в своих силах, верности подхода, который «сверяется» с наукой, позволяет скорректировать свой стиль тренинга в сторону экологии и адекватности, общепринятых норм нравственности при планомерном следовании в направлении цели.

Неправильный тренинг без учета типа ВНД лишает возможность «выбрать ресурсы» с большего количества лошадей.

Другими словами, применяя аналогию, правильный тренинг, - «индивидуализация» повышает конверсию (Конверсия — в интернет-маркетинге отношение числа посетителей сайта, выполнивших на нём какие-либо целевые действия (скрытые или прямые указания рекламодателей, продавцов, создателей контента — покупку, регистрацию, подписку, посещение определённой страницы сайта, переход по рекламной ссылке), к общему числу посетителей сайта, выраженное в процентах Источник – Википедия), т.е. отношение числа результативных лошадей к общему количеству участвующих в «процессе» тренинга.

Индивидуализация тренинга спортивных лошадей с учетом разных типов ВНД представляет практический интерес и дает возможность подготовить спортивных лошадей к успешным выступлениям.

Тема представлена в интернет пространстве, были выбраны и изучены 5-6 источников: относительно имеющихся подходов к проведению тестирования физиологии высшей нервной деятельности лошадей, индивидуализация тренинга представлена в контексте ипподромных испытаний рысаков и в контексте выездки.

Особое внимание при анализе будет уделено конкретным рекомендациям по индивидуализации тренинга на уровне поведения, а так же на адаптации тестирования лошадей в условиях стандартного конного клуба с манежем.

При изучении темы обратил внимание на разделение авторами «базы», т.е. ВНД и внешнего поведения, от которого часто впечатляются, и, ошибочно (не научно) обобщают до ярлыков и пседонаучных «мнений» интересанты конного контекста. Это приводит к вредным «советам», от которых на практике страдают не только лошади, но и любители, имевшие первоначально позитивные намерения относительно конного мира.

Возможно в будущем при купле – продаже лошади в договорах будут прописаны данные ВНД, на ряду, с другими параметрами и отличительными чертами лошади. Это даст малоопытным владельцам требовать от тренеров обоснованного подхода, что приведет к развитию и улучшению грамотности и популяризации науки, даст в среднесрочные перспективы, повышения спортивных результатов.

 «Тренеры всегда по-разному подходили к работе со спокойными, горячими, ленивыми, пугливыми, норовистыми лошадьми. Этот список можно было бы продолжить, но дело в том, что подобный метод субъективных характеристик является скользким и может ввести в заблуждение, так как при определенных условиях тренинга и содержания нервными, ленивыми, пугливыми могут стать лошади любого типа высшей нервной деятельности. Способы борьбы с ленью, горячностью или норовом, эффективные в применении, скажем, к лошадям сильных уравновешенных типов, могут оказаться губительными для лошадей неуравновешенного типа или слабого. Поэтому своевременное определение типа ВНД каждой лошади дает возможность индивидуализировать тренинг в соответствии с основными свойствами нервной системы лошадей». (Г. НАЗАРОВ, тренер международной категории Л. АШИБОКОВ, аспирант ВНИИК)

 

 

При работе с лошадью сильного неуравновешенного типа крайне важно соблюдать мягкость, последовательность и спокойствие. Конечно, это важно при работе с любой лошадью, но с холериком – вдвойне, а то и втройне, к холерику нужно применять меньшие по силе воздействия и применять их очень сбалансировано.

Неуравновешенным лошадям в принципе полезна длительная спокойная работа на рабочей рыси или рабочем галопе – то есть, на таких аллюрах, которые не создают кислородного долга и не провоцируют возбудительные процессы.

Заключение.

 

Тема представлена подробно источниками советского периода конного спорта, испытаний.

В относительно «современное» время тема представлена источниками ненаучных форматов исследования – частной инициативной практикой, кроме исследования вариаций «современности» к подходу тестирования лошади, в конкретных видах конного спорта рекомендации отсутствуют, исключение – ипподромные испытания (советский период).

Целесообразно использовать данные выводы (ипподромные испытания) по методу аналогии в пробегах, растягивая их по времени и экономя энергию лошади на дистанции.

 

В выездке заслуживают внимание рекомендации А.М. Ползуновой, по критериям полноте, поведенческих действий, ведущих к формированию навыка, но кроме интервью относительно сильного неуравновешенного типа, рекомендаций относительно других типов не обнаружено.

 

Неожиданностью для автора была рекомендация Никитиной Д.А. использовать сильный уравновешенный инертный тип и сильный неуравновешенный тип, как самые работоспособные типы.

 

 

Список использованной литературы.

 

1. Алла Михайловна Ползунова, Ирина Шрейнер. Интервью конному порталу.

2. Р. ЦВЕТКОВА Автор "Коневодство и конный спорт" №12, 1985г., с.31-32

3. Никитина Дарья Алексеевна

Взаимосвязь типа высшей нервной деятельности

с работоспособностью лошадей русской верховой породы.

06.02.10 - частная зоотехния, технология производства

продуктов животноводства.

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата сельскохозяйственных наук

«Тренинг и испытание рысаков». Под ред. Г. Г. Карлсена. М., "Колос", 1978

4. Кашковская Ю. И., Пименов Н. В. Типы высшей нервной деятельности лошадей)

 

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕСТИРОВАНИЯ ЛОШАДЕЙ ПО ТИПАМ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Автор: М.А. Горбуков, Э.А. Байгина

 

6. Методические рекомендации "Типологические особенности высшей нервной деятельности лошадей". Нальчик, 1978 г., 238 страниц (авторы Л.Х. Ашибоков, И.Л. Брейтшер, Г.Г. Карлсен, А.А. Ласков, М.А. Леонова, А.М. Ползунова

 

7. Сотская М.Н. «Зоопсихология и сравнительная психология».

 

8. (Г. НАЗАРОВ, тренер международной категории Л. АШИБОКОВ, аспирант ВНИИК

 

Значимость темы.

Успешная субъективная оценка тренерами способностей лошадей, прогнозирование их поведения, реакций и результатов требует большого опыта.

Научные познания позволяют смоделировать паттерн «чутье» или «чтение лошадей» на основании общепризнанных положений, обоснованных опытами, которые построены на критериальном, понятийном научном подходе.

Это дает тренеру и всаднику больше уверенности в своих силах, верности подхода, который «сверяется» с наукой, позволяет скорректировать свой стиль тренинга в сторону экологии и адекватности, общепринятых норм нравственности при планомерном следовании в направлении цели.

Неправильный тренинг без учета типа ВНД лишает возможность «выбрать ресурсы» с большего количества лошадей.

Другими словами, применяя аналогию, правильный тренинг, - «индивидуализация» повышает конверсию (Конверсия — в интернет-маркетинге отношение числа посетителей сайта, выполнивших на нём какие-либо целевые действия (скрытые или прямые указания рекламодателей, продавцов, создателей контента — покупку, регистрацию, подписку, посещение определённой страницы сайта, переход по рекламной ссылке), к общему числу посетителей сайта, выраженное в процентах Источник – Википедия), т.е. отношение числа результативных лошадей к общему количеству участвующих в «процессе» тренинга.

Индивидуализация тренинга спортивных лошадей с учетом разных типов ВНД представляет практический интерес и дает возможность подготовить спортивных лошадей к успешным выступлениям.

Тема представлена в интернет пространстве, были выбраны и изучены 5-6 источников: относительно имеющихся подходов к проведению тестирования физиологии высшей нервной деятельности лошадей, индивидуализация тренинга представлена в контексте ипподромных испытаний рысаков и в контексте выездки.

Особое внимание при анализе будет уделено конкретным рекомендациям по индивидуализации тренинга на уровне поведения, а так же на адаптации тестирования лошадей в условиях стандартного конного клуба с манежем.

При изучении темы обратил внимание на разделение авторами «базы», т.е. ВНД и внешнего поведения, от которого часто впечатляются, и, ошибочно (не научно) обобщают до ярлыков и пседонаучных «мнений» интересанты конного контекста. Это приводит к вредным «советам», от которых на практике страдают не только лошади, но и любители, имевшие первоначально позитивные намерения относительно конного мира.

Возможно в будущем при купле – продаже лошади в договорах будут прописаны данные ВНД, на ряду, с другими параметрами и отличительными чертами лошади. Это даст малоопытным владельцам требовать от тренеров обоснованного подхода, что приведет к развитию и улучшению грамотности и популяризации науки, даст в среднесрочные перспективы, повышения спортивных результатов.

 «Тренеры всегда по-разному подходили к работе со спокойными, горячими, ленивыми, пугливыми, норовистыми лошадьми. Этот список можно было бы продолжить, но дело в том, что подобный метод субъективных характеристик является скользким и может ввести в заблуждение, так как при определенных условиях тренинга и содержания нервными, ленивыми, пугливыми могут стать лошади любого типа высшей нервной деятельности. Способы борьбы с ленью, горячностью или норовом, эффективные в применении, скажем, к лошадям сильных уравновешенных типов, могут оказаться губительными для лошадей неуравновешенного типа или слабого. Поэтому своевременное определение типа ВНД каждой лошади дает возможность индивидуализировать тренинг в соответствии с основными свойствами нервной системы лошадей». (Г. НАЗАРОВ, тренер международной категории Л. АШИБОКОВ, аспирант ВНИИК)

 

 

Физиология высшей нервной деятельности

«Физиология высшей нервной деятельности как дисциплина начала формироваться в первом десятилетии XX в. В этот период практически параллельно Э. Торндайк в США и И. П. Павлов в России разрабатывали основы экспериментальной психологии.

Установленные Павловым и его школой закономерности высшей нервной деятельности, лежащие в основе поведения человека и животных, явились крупнейшим событием в изучении физиологии нервной системы в первой половине XX в. Основным объектом и единицей исследования являлся рефлекс. Изучение высшей нервной деятельности, проведенное Павловым, с неоспоримой убедительностью доказало идею Сеченова, что деятельность головного мозга в самых сложных своих проявлениях осуществляется по рефлекторному принципу. Основной акцент в исследованиях Павлова сделан, однако, не на изучении закономерностей поведения, а на изучении закономерностей механизма рефлекторной деятельности, лежащей в основе поведения.

Изучение закономерностей высшей нервной деятельности с ее элементарной единицей – рефлексом требовало специальных условий эксперимента. Основным требованием такого эксперимента являлось создание условий, в которых наиболее четко проявлялась бы рефлекторная деятельность нервной системы. Выбранный Павловым и использованный в качестве объекта исследования закономерностей высшей нервной деятельности слюнный рефлекс предполагал необходимость выключения всего многообразия поведения животного. Последнее достигалось помещением животного в такие условия, в которых на него действовало минимальное количество внешних раздражителей, и все многообразие его поведения угасало, а основным функциональным индикатором разыгрывающихся процессов нервной деятельности становился слюнный рефлекс.

Выяснилось, что в основе сложных актов поведения животных лежат те же закономерности, которые были обнаружены при изучении слюнного рефлекса. И. П. Павловым было доказано, что открытые и изученные при помощи слюнного рефлекса закономерности высшей нервной деятельности являются универсальным механизмом нервной деятельности, лежащим в основе актов поведения. Согласно схеме, предложенной Павловым, поведение животных складывается из безусловных рефлексов, сочетание которых дает сложное безусловно-рефлекторное поведение, и условных рефлексов, способствующих лучшей адаптации организма к внешним условиям.

Именно условный рефлекс был признан элементарной единицей всех проявлений высшей нервной деятельности. В дальнейшем метод условных рефлексов служил одним из основных способов объективного изучения физиологических механизмов приобретенного поведения животных. Таким путем сформировалось одно из ведущих направлений современной физиологии.

Эта сторона научной деятельности И. П. Павлова широко известна, однако она не исчерпывает ни его реальных интересов, ни тех разносторонних работ, которые проводились в его лабораториях. Так, наряду с углубленными исследованиями условных рефлексов животных и человека, в лаборатории И. П. Павлова как при его жизни, так и впоследствии проводился анализ и безусловнорефлекторной деятельности, иначе говоря, инстинктов, хотя этот термин физиологи павловской школы почти не использовали. Изучались проблемы онтогенеза поведения, и были начаты работы по генетике высшей нервной деятельности».

Сотская М.Н. «Зоопсихология и сравнительная психология».

 

Методики определения ВНД лошади.

Наиболее распространена методика определения ВНД лошади, опубликованная дважды:

Методическое руководство "Определение типа высшей нервной деятельности лошадей". ВНИИ коневодства, 1970 г., 74 страницы (авторы Г.Г. Карлсен, Л.Х. Ашибоков, И.Л. Брейтшер, М.А. Леонова, А.М. Ползунова);

Методические рекомендации "Типологические особенности высшей нервной деятельности лошадей". Нальчик, 1978 г., 238 страниц (авторы Л.Х. Ашибоков, И.Л. Брейтшер, Г.Г. Карлсен, А.А. Ласков, М.А. Леонова, А.М. Ползунова).

Данная методика и была нам представлена в процессе обучения, однако в интернете в открытом виде она не представлена, ну или автор реферата не нашел.

Были обнаружены и изучены другие методики изучения и обнаружения типа ВНД, они схожи по принципу, но авторы попытались внести «новшевства» обосновав их современностью.

 

«МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕСТИРОВАНИЯ ЛОШАДЕЙ ПО ТИПАМ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Автор: М.А. Горбуков, Э.А. Байгина

Совершенствование существующей методики заключалось в следующем:

1. В дополнение к используемой описательной характеристике основных свойств нервных процессов разработаны количественные показатели дифференцирования лошадей по типам ВНД.

2. Схему тестирования лошадей по типам ВНД адаптировали к современным условиям.

3. Использовали альтернативную градацию основных свойств нервных процессов: сила - слабость, без применения таких субъективных толкований поведения лошади, как, например, большая сила, выдающаяся сила, недостаточная сила и пр.

4. Вместо звукового использовался сильный световой раздражитель.

 

Исследования проводились в типовом манеже конюшни. У входа в него находилось место экспериментатора, на противоположном конце устанавливали две кормушки, заполненные по схеме опытов безусловным раздражителем - кормом (овес).

 

Свободный пуск лошади к кормушкам осуществлялся после ознакомления ее с манежем, окружающей обстановкой и экспериментальным оборудованием, подвода к кормушке и стабилизации ориентировочной реакции.

 

В журнале регистрировались все элементы поведения лошади, количество пусков с исходной позиции, скорость движения, маршрут следования по следующей схеме:

1. Поведение лошади на исходной (стартовой) позиции (спокойна, стремится к корму, возбуждена);

2. Аллюр подхода к кормушке (шаг вялый, уверенный, рысь, галоп, остановка одна или несколько);

3. Поведение при подходе к кормушке (лошадь спокойна, сильное возбуждение, встает на "свечку", беспокойно оглядывается);

4. Степень безусловной пищевой реакции (ест спокойно, вяло, жадно);

5. График маршрута движения - прямолинейное, криволинейное;

6. Количество пусков лошади к корму до момента безошибочного самостоятельного подхода к нему (1-й этап опыта);

7. Время безошибочного самостоятельного подхода к корму (2-й этап опыта);

8. Количество пусков лошади к корму до момента безошибочного самостоятельного подхода к нему при одинарной переделке стереотипа (3-й этап опыта);

9. Количество пусков лошади к корму до момента безошибочного самостоятельного подхода к нему при обратной переделке стереотипа (4-й этап опыта);

10. Время безошибочного самостоятельного подхода к корму при действии сильного раздражителя (5-й этап опыта);

11. Количество не подкрепленных пищей подходов к пустой кормушке при одинарной переделке стереотипов (3-й этап опыта);

12. Количество не подкрепленных пищей подходов к пустой кормушке при обратной переделке стереотипов (4-й этап опыта);

13. Влияние сильного раздражителя на двигательно-пищевые рефлексы (влияет, не влияет);

14. Отсутствие или наличие повышенного возбуждения при переделке стереотипов;

15. Время безошибочного подхода к корму при одинарной переделке стереотипов (3-й этап опыта);

16. Время безошибочного подхода к корму при обратной переделке стереотипов (4-й этап опыта);

 

Исследования основных свойств нервной системы лошадей и дифференциация их по типам высшей нервной деятельности осуществляли в пять этапов:

Этап I. Выработка условных двигательных рефлексов на одно место подкрепления (старт с исходной позиции - кормушка - корм);

Этап II. Закрепление условно-рефлекторной связи;

Этап III. Одинарная переделка двигательно-пищевых рефлексов на место подкрепления;

Этап IV. Обратная переделка двигательно-пищевых рефлексов на место подкрепления;

Этап V. Определение устойчивости условно-рефлекторных связей действием сильных раздражителей.

 

Первый этап исследований заключается в определении скорости установления условно-рефлекторной связи (старт с исходной позиции - наполненная кормушка - корм). Для этого кормушка "а" заполняется кормом, кормушка "б", находящаяся на расстоянии 5 м, остается пустой. Один раз подвели лошадь к кормушке "а", а затем пускали ее с исходной позиции самостоятельно. Момент самостоятельного безошибочного подхода к корму фиксирует длительность выработки условного двигательно-пищевого рефлекса.

 

Второй этап исследований заключается в закреплении выработанной условно-рефлекторной связи. После однократного подведения лошади к заполненной кормом кормушке "а" и пищевого подкрепления, ее самостоятельно пускали с исходной позиции. Определяли время, необходимое для самостоятельного подхода к корму за три последовательных пуска.

 

Третий этап исследований начинали с повторения второго этапа, затем осуществляли одинарную переделку стереотипа и заполняли кормом кормушку "б". Кормушка "а" оставалась пустой. С исходной позиции пускали лошадь и определяли необходимое количество таких пусков до момента безошибочного подхода лошади к корму, т.е. до времени образования абсолютной дифференцировки.

 

Четвертый этап исследований начинали "свободным выбором" - кормом заполнили обе кормушки и оставили корм в той из них, куда лошадь пришла самостоятельно ("сделала выбор"). После трех последовательных пусков к выбранной лошадью кормушке с кормом, ее освобождали, а кормом заполняли "альтернативную" кормушку. Таким образом, осуществлялась обратную переделку стереотипа. Определяем необходимое количество пусков до момента безошибочного подхода лошади к корму.

 

Пятый этап исследований заключается в определении устойчивости образованных условных рефлексов к действию сильного раздражителя, в качестве которого использовали ярко окрашенный диск, установленный за фронтом расположения кормушек. Фиксировали время самостоятельного безошибочного подхода лошади к корму с исходной позиции.» (МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕСТИРОВАНИЯ ЛОШАДЕЙ ПО ТИПАМ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Автор: М.А. Горбуков, Э.А. Байгина)

В следующем источнике оторбражена практика использования двух методик:

«определение типа ВНД группы лошадей с помощью двух различных методик – ВНИИ коневодства (Карлсен Г. Г., Брейтшер И. Л. и др., 1978 г.) и И. Ф.Бобылева (1960 г.), а затем сравнили полученные результаты.

 

Определение типа ВНД по методике И. Ф.Бобылева происходит в два этапа. На первом этапе лошадь вводят в незнакомое, необычное для нее помещение, в углу которого находится охапка сена. Наблюдают за поведением лошади, характером и продолжительностью ориентировочной реакции до тех пор, пока она не начинает спокойно есть сено. По продолжительности ориентировочной реакции и периода беспокойства животного судят о степени уравновешенности и подвижности или инертности нервных процессов. На втором этапе определяют силу нервной системы лошади, путем изучения характера реакции на сильный звуковой раздражитель. Для этого в кормушку задают овес, а через 2 минуты рядом подают звуковой сигнал. Подачу сигнала-раздражителя повторяют 3 раза через 2 минуты после того, как животное успокаивается и снова начинает есть. Лошади сильных уравновешенных типов не реагируют или слабо реагируют даже на первую подачу звукового сигнала. Неуравновешенные резко реагируют на первую подачу сигнала и не реагируют на последующие. У лошадей слабого типа ВНД наблюдается яркая реакция на первый сигнал, которая возрастает с каждым повтором. Лошади при этом совсем отказываются от корма и отходят от кормушки. Наступает запредельное торможение. По этой методике тип ВНД лошади можно определить за 1 день.

 

Определение типа ВНД по методике ВНИИК происходит следующим образом: на опытной площадке на расстоянии 5 м друг от друга располагают 2 одинаковые кормушки. В одной находится овес. С первого по четвертый день опыта у лошади вырабатывают условно-рефлекторный подход к корму, осуществляют переделки (меняют кормушки местами). На пятый день испытывают устойчивость условно-рефлекторной деятельности при помощи сильных внешних раздражителей.

 

Пользуясь обеими методиками, мы определили типы ВНД у 7 жеребцов-производителей разных пород и сравнили полученные результаты. В 70% случаев (5 жеребцов) результат определения типа ВНД по обеим методикам одинаков. У двух жеребцов по одной методике тип ВНД был определён как сильный уравновешенный подвижный, а по другой – как сильный уравновешенный инертный. Возможно, здесь имеет место случай смешанного или переходного типа нервной деятельности. Мы посчитали погрешности в определении именно этого параметра (подвижность-инертность) не существенными.

 

На основании результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что, руководствуясь обеими методиками, можно дать адекватную оценку нервной деятельности по основным типологическим характеристикам (сила-слабость, уравновешенность-неуравновешенность, подвижность-инертность).»

(Кашковская Ю. И., Пименов Н. В. Типы высшей нервной деятельности лошадей)

Заслуживает внимание простота и доступность методик изложенных в следующем источнике:

«Определение типов ВНД лошадей конного клуба

Определение типов ВНД лошадей по двигательно-пищевой методике проходило 15 дней. На определение типологической особенности одной лошади необходимо 5 дней (по условиям методики). За один день удавалось исследовать четыре лошади поочередно, в среднем по 30 минут на одну лошадь. В течение всего опыта лошадей водил один и тот же человек. Другой человек записывал все наблюдения в протокол и засекал время на секундомере. Протоколы пронумерованы в порядке дней и опытов с каждой лошадью.

День первый. Выработка условного рефлекса.

В первый день лошадь вводят в манеж на недоуздке, к которому пристегивают длинный повод. Ее подводят к исходной черте у средней линии и ведут к кормушке с кормом, если лошадь не ест из кормушки, то пересыпают корм рукой, в крайнем случае дают с руки. Когда лошадь съест все, ее выводят из манежа и приводят обратно после того, как экспериментатор положит новую порцию еды в кормушку. Затем лошадь опять подводят к исходной черте, если она не идет к кормушке, ее направляют. Это повторяют пять раз.

День второй. Закрепление условного рефлекса.

На второй день, если лошадь сама не идет к кормушке, ее опять подводят. На второй подход завязывают повод у лошади на шее и пускают ее с исходной позиции. Если она не идет, ее пускают за 10 метров или за 5 метров от ведер. В этот опытный день лошадь приучают подходить самостоятельно к кормушке с исходной черты. Ведущий идет вслед за лошадью и после того, как она съест корм, отводит от кормушки обратно. Необходимо отметить, что лишь немногие лошади сами возвращаются на исходную черту, большинство лошадей начинает бродить по манежу, нюхать землю, отвлекаться, чего не следует допускать. В этот день, как и в первый, лошадь к кормушке пускают пять раз.

День третий. Проводится опыт по переделке.

На третий день опытов, если лошадь сама четко подходит к кормушке с кормом, после трех правильных подходов корм кладут в другую кормушку, первую же тщательно очищают от остатков. Экспериментатор отмечает реакцию лошади при подходе ее к пустой кормушке. Наблюдение ведется в течение одной минуты и если лошадь за это время не перейдет сама к корму, ей показывают его, чем вызывают ее переход. После того как лошадь съела еду, ее выводят из помещения и снова пускают с исходной точки; путь следования лошади тщательно отмечают в протоколе на специально отведенном для этого месте. По секундомеру отмечают время: затраченное лошадью на подход к пустой кормушке и на переход ее к другой. Переделка считается законченной после того, как лошадь три раза подряд подошла правильно, не заходя к пустой кормушке.

 

Каждый день в первом опыте корм всегда сначала насыпают в ту же кормушку, на которой закончилась переделка накануне.

День четвертый. Повторяют опыт по переделке направления подхода лошади к месту подкормки. В четвертый и пятый дни лошадь пускают не более 12 раз. Это количество подходов достаточно для того, чтобы лошадь с подвижными нервными процессами могла сделать обратную переделку.

 

День пятый. На пятый день после проведения опыта по переделке проводят испытания силы нервных процессов с применением звукового и зрительного раздражителей. Методика этих испытании следующая: в манеже ставят только одну кормушку на обычном месте. Экспериментатор становится на расстоянии 1,5 метра сзади нее. Лошадь два раза, как обычно, пускают к кормушке и дают съесть находящийся там корм. При третьем подходе, когда она находится на расстоянии одного шага от кормушки, производят звуковое раздражение. Сила этого раздражения должна быть в пределах 80 -- 100 децибел, ибо у животных со слабой нервной системой действие более сильного звука может вызывать невроз, срыв нервной деятельности. Для этой цели использовался автомобильный клаксон.

Отмечают реакцию лошади на звук, а также как скоро она взяла корм и начала есть. Если лошадь не реагирует или реагирует слабо, то даются повторные раздражения в момент, когда лошадь снова опускает голову в ведро за кормом. Когда лошадь съест еду, ее уводят.

 

После опыта со звуковыми раздражителями лошадь подкармливают один раз из кормушки, а затем проводят испытание со зрительными раздражителями. Для этого в то время, когда лошадь находится на старте, за кормушкой в 1 м от нее устанавливают необычный предмет, хорошо подошел красный мяч для фитнеса 90 см в диаметре. При подходе лошади к кормушке, когда она находится за 1 м от нее, мяч немного откатывают вдоль пути следования лошади.

Реакция на зрительный раздражитель учитывается по той же схеме, что и на звуковой. Лошади дают трижды подойти к кормушке, применяя зрительный раздражитель. В течение всей работы обязательно учитывались все условные рефлексы, образовавшиеся у лошадей попутно с ведением опыта, например: лошадь, съев корм, сама уходит на исходную черту, сама поворачивает на том месте, где обычно делают поворот и т. п.

Велось также наблюдение за поведением лошади в деннике, на работе, в леваде, при чистке, седловке и т. д.

Обязательным условием является, чтобы все лошади приходили на опыт не утомленными, так как любая степень утомления может сказаться на реакциях лошади. По завершении исследований был произведен анализ результатов» (автор не указан).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.074 с.)