Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные узлы и детали центробежных насосов
К основным узлам и деталям лопастных насосов относятся: рабочее колесо, направляющий аппарат, корпус насоса, вал, подшипники и сальники. Рабочее колесо — важнейшая деталь насоса. Оно предназначено для передачи энергии от вращающегося вала насоса жидкости. Различают рабочие колеса с односторонним и двусторонним входом воды, закрытые, полуоткрытые, осевого и диагонального типа. Закрытое рабочее колесо с односторонним входом воды (см. рис. 2.2, а) состоит из двух дисков: переднего (наружного) и заднего (внутреннего), между которыми расположены лопасти. Диск 3 с помощью втулки закреплен на валу насоса. Обычно рабочее колесо отливается целиком (диски и лопасти) из чугуна, стали, бронзы или других металлов. Но в некоторых насосах применяют сборные конструкции рабочих колес, в которых лопасти вварены или вклепаны между двумя дисками. Полуоткрытое рабочее колесо (см. рис. 2.2, б) отличается тем, что у него отсутствует передний диск, а лопасти примыкают (с некоторым зазором) к неподвижному диску, закрепленному в корпусе насоса. Полуоткрытые колеса применяют в насосах, предназначенных для перекачивания суспензий и сильно загрязненных жидкостей (например, илов или осадка), а также в некоторых конструкциях скважинных насосов. Рабочее колесо с двусторонним входом жидкости (см. рис. 2.2, в) имеет два наружных диска и один внутренний диск с втулкой для крепления на валу. Конструкция колеса обеспечивает впуск жидкости с двух сторон, вследствие чего создается более устойчивая работа насоса и компенсируется осевое давление. На рис. 2.2, г показана схема рабочего колеса с импеллерами, которые служат для разгрузки осевого усилия или защиты уплотнений от попадания твердых частиц. Колеса центробежных насосов обычно имеют шесть—восемь лопастей. В насосах, предназначенных для перекачивания загрязненных жидкостей (например, сточных вод), устанавливают рабочие колеса с минимальным числом лопастей (две – четыре). Рабочее колесо диагонального типа (см. рис. 2.2, д) представляет собой втулку, на которой лопасти под углом около 45° закреплены на оси насоса. Колеса диагонального типа могут быть открытыми, как показано на рнс 2.2, д или закрытыми, как, например, в некоторых скважинных насосах (см. гл. 6).
Рабочее колесо насосов осевого типа (см. рис. 2.2, е) представляет собой втулку, на которой закреплены лопасти крыловидного профиля. Очертания и размеры внутренней (проточной) части колеса определяются гидродинамическим расчетом. Форма и конструктивные размеры колеса должны обеспечивать его необходимую механическую прочность, а также удобство отливки и дальнейшей механической обработки. Материал для рабочих колес выбирают с учетом его коррозионной стойкости к воздействию перекачиваемой жидкости. В большинстве случаев рабочие колеса насосов изготовляют из чугуна. Колеса крупных насосов, выдерживающие большие механические нагрузки, изготовляют из стали. В тех случаях, когда эти насосы предназначены для перекачки неагрессивной жидкости, для изготовления колес используется углеродистая сталь. В насосах, предназначенных для перекачивания жидкостей с большим содержанием абразивных веществ (пульп, шламов и т. п.), применяются рабочие колеса из марганцовистой стали повышенной твердости. Кроме того, в целях повышения долговечности рабочие колеса таких насосов иногда снабжают сменными защитными дисками из абразивно-стойких материалов.
а – консольного насоса; б – насоса с двусторонним подводом; в – многоступенчатого насоса; 1 – полумуфта; 2 – защитное кольцо; 3 – вал; 4 – рабочее колесо; 5 – рузгрузочная деталь; 6 – маслоотбойное кольцо; L – расстояние между опорами вала; l – вылет консоли вала Рисунок 2.3 – Роторы центробежных насосов 1 – рабочее колесо; 2 – вал насоса Рисунок 2.4 – Схемы подвода жидкости к рабочим колесом центробежных насосов
Рабочие колеса насосов, предназначенных для перекачивания агрессивных жидкостей, изготовляют из бронзы, кислотоупорных чугунов, нержавеющей стали, титана, керамики и различных пластмасс. Ротор насоса представляет собой отдельную сборочную единицу и предназначен в основном для крепления рабочею колеса и сообщении ему вращательного движення. Ротор центробежного насоса (рис. 2.3) состоит из вала 3 рабочего колеса 4 (или комплекта колес), деталей разгрузки осевого усилия 5 защитных втулок 2, водоотбойных (или маслоотбойных) колец 6 и полумуфты 1 для соединения с двигателем. Вал - базовая деталь ротора. Максимальный диаметр вал обычно имеет в месте посадки рабочих колес, к концам диаметр вала обычно уменьшается. Посадочные размеры вала обрабатывают по 2-му классу точности. Валы насосов, предназначенных для перекачки холодных жидкостей, обычно изготовляют из поковок стали марок 40, 45 или 40Х. Рабочие колеса на валу закрепляют с помощью шпонок и установочных гаек. Втулки в основном предназначены для предохранения вала от коррозии, эрозии и износа. Они изготовляются чаще всего из термообработанной хромистой стали.
Корпус насоса объединяет узлы и детали, служащие для подвода жидкости к рабочему колесу и отвода ее в напорный трубопровод. На корпусе монтируют подшипники, сальники и другие детали насоса. Корпус насосов может быть с торцовым или осевым разъемом. В насосах с торцовым разъемом корпуса, как правило, многоступенчатых (см. рис. 2.17), плоскость разъема перпендикулярна оси насоса, а в насосах с осевым разъемом она проходит через ось насоса (см. рис. 2.15). Корпус насоса включает в себя подводящее и отводящее устройства. Подводящее устройство (подвод) - участок проточной полости насоса от входного патрубка до входа в рабочее колесо — предназначено для обеспечения подвода жидкости во всасывающую область насоса с наименьшими гидравлическими потерями, а также для равномерного распределения скоростей жидкости по живому сечению всасывающего отверстия. Кроме того, в подводе иногда устраивают неподвижную решетку (выпрямляющий аппарат) из радиальных пластин, что обеспечивает более равномерное распределение скоростей и улучшает форму характеристики Q—Н насоса при малых подачах (см.§ 11). Конструктивно насосы изготовляют с осевым (рис. 2.4, а), коленным (см. рис. 2.4, б), боковым кольцевым (см. рис. 2.4, в) и боковым полуспиральным (см. рис. 2.4, г) входами. Осевой вход характеризуется наименьшими гидравлическими потерями, однако при изготовлении насосов с таким входом увеличиваются размеры насосов в осевом направлении, что не всегда удобно конструктивно. Боковой кольцевой вход создает наибольшие гидравлические потери, но при изготовлении насосов с таким входом обеспечиваются компактность насоса и удобное взаимное расположение всасывающего и напорного патрубков. В насосах с двусторонним входом рабочие колеса разгружены от осевого давления, возникающего при работе насоса. В этих насосах применяют, как правило, боковой полуспиральный вход, который обеспечивает равномерное поступление жидкости в рабочее колесо. Отводящее устройство (отвод) — это участок, предназначенный для отвода жидкости от рабочего колеса в напорный патрубок насоса. Жидкость выходит из рабочего колеса с большой скоростью. При этом поток обладает высокой кинетической энергией, а движение жидкости сопровождается большими гидравлическими потерями. Для уменьшения скорости движения жидкости, выходящей из рабочего колеса, преобразования кинетической энергии в потенциальную (увеличения давления) и уменьшения гидравлических сопротивлений применяют отводящие устройства, а также направляющие аппараты. Различают спиральный, полуспиральный, двухзавитковый и кольцевой отводы, а также отводы с направляющими аппаратами.
Спиральный отвод — это канал в корпусе насоса, охватывающий рабочее колесо по окружности (рис. 2.5, а). Поперечное сечение этого канала увеличивается соответственно расходу жидкости, поступающей в него из рабочего колеса, а средняя скорость движения жидкости в нем уменьшается по мере приближения к выходу или остается примерно постоянной. Спиральный канал оканчивается выходным диффузором, в котором происходит дальнейшее уменьшение скорости и преобразование кинетической энергии жидкости в потенциальную. Кольцевой отвод — это канал постоянного сечения, который охватывает рабочее колесо так же, как и спиральный отвод (см. рис. 2.5, 6). Кольцевой отвод применяют обычно в насосах, предназначенных для перекачивания загрязненных жидкостей. Гидравлические потери в кольцевых отводах значительно больше, чем в спиральных. а – спиравльный; б – кольцевой; в – направляющий аппарат; г – составной Рисунок 2.5 – Схемы отвода центробежных насосов
Полуспиральный отвод — это кольцевой канал, переходящий в спиральный расширяющийся отвод. Направляющий аппарат или лопаточный отвод (см. рис. 2.5, в) представляет собой два кольцевых диска, между которыми размещены направляющие лопатки, изогнутые в сторону, противоположную направлению изгиба лопастей рабочего колеса. Направляющие аппараты — более сложные устройства, чем спиральные отводы, гидравлические потери в них больше, и поэтому их применяют только в некоторых конструкциях многоступенчатых насосов. В крупных насосах иногда применяются составные отводы (см. рис. 2.5, г), представляющие собой сочетание направляющего аппарата и спирального отвода. В корпусе насоса располагают подшипниковые опоры и сальники. Подшипники, в которых вращается вал насоса, бывают шариковыми и скользящего трения с вкладышами. Шариковые подшипники применяют, как правило, в горизонтальных насосах. В некотокоторых конструкциях подшипников крупных насосов предусматриваются устройства для охлаждения и принудительной циркуляции масла. По расположению подшипниковых опор различают насосы с выносными опорами, изолированными от перекачиваемой жидкости, и насосы с внутренними опорами, в которых подшипники соприкасаются с перекачиваемой жидкостью. Сальники служат для уплотнения отверстий в корпусе насоса, через которые проходит вал. Сальник, расположенный со стороны нагнетания, должен предотвращать утечку воды из насоса, а сальник, расположенный со стороны всасывания, — предупреждать поступление воздуха в насос.
Более подробно подшипниковые опоры, сальники и другие детали насосов будут рассмотрены далее при описании конструкций насосов (см. § 13).
Типы центробежных насосов
Центробежные насосы делятся на одноступенчатые и многоступенчатые. На рис. 7-4 показан одноступенчатый насос. Центробежный насос имеет рабочее колесо 1 с загнутыми назад лопатками, которое с большой скоростью вращается в корпусе 2 спиралеобразной формы. Жидкость из всасывающего трубопровода 3 поступает по оси колеса и, попадая на лопатки, приобретает вращательное движение. Под действием центробежной силы давление жидкости увеличивается и она выбрасывается из колеса в неподвижный корпус 2 и напорный трубопровод 4. При этом на входе в колесо создается пониженное давление и, вследствие разности давлений, жидкость из приемного резервуара непрерывно поступает в насос. Без заполнения корпуса жидкостью колесо насоса при вращении не может создать достаточной разности давлений, необходимой для подъема жидкости по всасывающей трубе. Поэтому перед пуском в ход центробежный насос должен быть залит жидкостью (если она не поступает в насос под напором). Чтобы жидкость не выливалась из насоса и всасывающей трубы при заливке насоса или его остановке, на конце всасывающей трубы устанавливают приемный (обратный) клапан 5 с всасывающей сеткой. Одноступенчатые насосы предназначены для создания небольших напоров — до 50 м. Для высоких давлений применяются многоступенчатые насосы (рис. 7-5), имеющие несколько колес 2, соединенных последовательно в корпусе /. Напор, развиваемый многоступенчатым насосом, равен напору одного колеса, умноженному на число колес. Жидкость из колеса попадает в кольцо из двух дисков 3 с лопатками, изогнутыми в сторону, противоположную лопаткам рабочего колеса. Такое устройство называется направляющим аппаратом и предназначено для уменьшения скорости (кинетической энергии) жидкости, которая переходит при этом в потенциальную энергию давления.
Рис. 7-4. Схема центробежного одно- Рис. 7-5. Схема центробежного ступенчатого насоса: многоступенчатого насоса: 1 – рабочее колесо; 2 – корпус; 3 – всасы- 1 – корпус; 2 – рабочие колеса; трубопровод; 4 — напорный труба- 3 – направляющие аппараты провод; 5— приемный клапан с всасыва- ющей сеткой
Во многих насосах современных конструкций преобразование скорости в энергию давления осуществляется без направляющего аппарата — путем придания плавных очертаний спиральному отводному каналу корпуса. Центробежные насосы большой производительности изготовляются с двухсторонним вводом жидкости в корпус насоса. В химической промышленности насосы широко применяются для перекачивания кислот, щелочей, рассолов и других вязких жидкостей, часто содержащих твердые взвеси. Такие насосы изготовляются из коррозионностойких и износоустойчивых металлических сплавов (например, хромоникелевые сплавы с присадкой титана или молибдена, кремнистые и высокохромистые чугуны), для изготовления насосов применяются также пластические массы (например, фаолит) и керамика.
Чтобы свести к минимуму утечку перекачиваемой жидкости, при конструировании таких насосов уделяется большое внимание обеспечению надежного уплотнения вала. Для увеличения срока службы сальниковых набивок их выполняют из специальных материалов (стеклянное волокно, фторопласт и др.), а также стремятся более равномерно распределить нагрузку на кольца набивки путем установки (в середине слоя набивки) пружины или втулки (фонаря) с отверстием. Через это отверстие подают под давлением жидкость, утечка которой допустима (вода, масло). Эта жидкость поступает в сальник под давлением, превышающим давление жидкости, перекачиваемой насосом. Таким способом предотвращают утечку рабочей жидкости, но часть подаваемой в сальник жидкости попадает внутрь насоса и смешивается с перекачиваемой жидкостью. Применяют также торцовые уплотнения вала в виде пары трения, например металлического и графитового колец, прижатых друг к другу пружиной. Разработаны и применяются также бессальниковые насосы. Утечка перекачиваемой жидкости устранена также в погружном насосе (рис. 7-7). Рабочее колесо 1 укреплено на нижнем конце вертикального вала 5, привод которого размещен значительно выше уровня жидкости в резервуаре. Корпус 3 насоса погружен под уровень жидкости в этом резервуаре, из которого перекачивается жидкость. Жидкость поступает в насос через патрубок 2, подается в две симметричные напорные трубы 6, на которых подвешен корпус насоса, и далее отводится в патрубок 1. Насос описанной конструкции предназначен для перекачивания серной кислоты; его подшипники 4 смазываются и охлаждаются перекачиваемой жидкостью (кислотой). 1 – рабочее колесо; 2 – всасывающий патрубок; 3 – корпус; 4 – подшипники; 5— вертикальный вал; 6 – напорные трубы: 7 – нагнетательный патрубок. Рисунок – 7-7 Погружной насос
Для перекачивания жидкостей, утечка которых недопустима вследствие их химической агрессивности, токсичности или высокой стоимости, например для перекачивания жидкого хлора, разбавленной азотной кислоты, радиоактивных жидкостей применяют герметические насосы (рис. 7-8). Их используют также в случае необходимости работать при повышенном давлении на стороне всасывания.
Осевые насосы
Осевыми называются лопастные насосы, в которых жидкость движется через рабочее колесо в направлении его оси. Основные технические характеристики осевых насосов указаны в ГОСТ 9366-80 с изм. Насосы осевые. Общие технические условия». Согласно этому ГОСТу, осевые насосы изготовляют двух типов: с жестко закрепленными лопастями колеса – жестколопастные насосы (типа О) и с поворотными лопастями колеса – поворотно-лопастные насосы (типа ОП). Возможность изменения угла установки лопастей в насосах типа ОП позволяет регулировать подачу и напор насоса в гораздо более широких пределах, чем в насосах типа О с жестко закрепленными лопастями колеса. Высокий КПД насоса типа ОП при этом сохраняется. Рабочее колесо осевого насоса состоит из втулки обтекаемой формы, на которой укреплены лопасти. Втулки и лопасти осевого насоса в основном исполнении отливаются из чугуна или стали, а в морском исполнении – из бронзы. Жидкость поступает в насос через входной патрубок. Во входных патрубках насосов некоторых типов имеются направляющие аппараты в виде неподвижных лопастей обтекаемой формы. Непосредственно за рабочим колесом (по ходу жидкости) расположен выправляющий аппарат для устранения вращательного движения жидкости. В осевых насосах типа О и ОП в основном исполнении (рисунок 1) жидкость отводится под углом 60° к вертикали. В малогабаритных осевых насосах жидкость отводится пол углом 90°. Вал осевых насосов типа ОП полый, внутри него проходит шток механизма разворота лопастей. Механизм разворота лопастей может иметь ручной, электрический или гидравлический привод. Следует иметь в виду, что в случае ручного привода угол установки лопастей можно изменять только при неработающем насосе. Конструкция рабочего колеса осевого насоса предопределяет особенности его работы: такие насосы рассчитаны на подачу больших расходов жидкости (до 140000 м3/ч) при относительно небольших напорах (4÷20 м). Большой коэффициент быстроходности обусловливает и другую особенность осевых насосов – в большинстве случаев они рассчитаны на работу под заливом. Поэтому при проектировании насосных установок осевые насосы устанавливаются так, чтобы рабочее колесо размещалось ниже уровня воды в приемной камере. Осевые насосы отличаются простотой конструкции и компактностью, меньшей по сравнению с центробежными насосами массой, имеют возможность подачи загрязненных жидкостей. Благодаря компактности конструкции при подаче больших расходов жидкости появляется возможность значительно сократить размеры насосной станции. Осевые насосы применяют в оросительных установках и насосных станциях первого подъема систем водоснабжения, а также для перекачки сточной жидкости и активного ила на канализационных очистных сооружениях.
1 – рабочее колесо; 2 – камера; 3 – нижний подшипник; 4 – выправляющий аппарат; 5 – диффузор; 6 – отвод; 7 – вал; 8 – шток управления поворотом лопастей; 9 – верхний подшипник; 10 – электропривод механизма поворота лопастей; 11 – указатель угла разворота лопастей Рисунок 1 – Осевой насос типа ОП В корпусе 1 осевого насоса (рисунок 2) жидкость перемещается вдоль оси вала 2 с помощью рабочего колеса 3, по форме близкого к гребному винту. По выходе из колеса жидкость движется через направляющий аппарат 4, преобразующий ее вращательное движение в осевое. Гидравлические потери в таких насосах невелики. Осевые насосы быстроходны, компактны, просты по устройству и пригодны для перекачивания очень больших количеств жидкостей (в том числе загрязненных) при небольших напорах. В химической промышленности горизонтальные осевые насосы применяются для создания циркуляции растворов в выпарных установках. Осевые насосы имеют характеристику, отличающуюся от характеристики центробежных насосов (при Q=0 потребляемая осевым насосом мощность максимальная). Пуск осевых насосов производится при открытой задвижке.
1 – корпус; 2 – вал; 3 – рабочее колесо; 4 – направляющий аппарат Рисунок 2 – Осевой насос
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.217.228 (0.035 с.) |