Влияние оффшорных финансовых сетей на развитие российской экономики. Антиоффшорная политика государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние оффшорных финансовых сетей на развитие российской экономики. Антиоффшорная политика государства



Оффшорные финансовые сети вряд ли получили бы такое распространение, если бы не давали большого экономического эффекта и других преимуществ бизнесу отдельных частных инвесторов. Не будем останавливаться нанелегальныхвыгодах, так как мотивы такой деятельности очевидны.

Перечислим основные мотивы при легальномиспользовании оффшорных и спарринг-оффшорных юрисдикции в произвольном порядке, поскольку приоритетность мотивов у разных потребителей оффшорных услуг сильно различается, а кроме того, при выстраивании оффшорных сетей бизнес обычно руководствуется несколькими мотивами:

-  налоговая оптимизация;

-  владение активами;

-  управление активами;

-  продажа активов;

-  хранение богатства;

-  сокрытие информации об истинных участниках сделки или владельцах собственности;

-  создание оффшорных трейдеров, которые с помощью трансфертных цен становятся центрами концентрации прибыли;

-  использование для международных инвестиций и осуществления зарубежной экспансии;

-  привлечение инвестиций путем размещения акций и долговых ценных бумаг на иностранных фондовых рынках;

-  инвестирование в Россию;

-  диверсификация рисков и т. п.

Налоговое планирование с использованием оффшоров - это традиционный мотив, который практически всегда сопровождается другими причинами. На основе заключенных Россией с зарубежными странами СИДН предприниматели получают легальные возможности облегчить налоговое бремя, тем самым увеличивая доходы от своего бизнеса. На 1 января 2011 г. РФ имела 68 таких действующих соглашений.[8, 118-126]

Владение активами через компании, зарегистрированные в оффшорных юрисдикциях, позволяет предпринимателям быть более уверенными в их защищенности в условиях проведения неоднозначной государственной политики в этой области на протяжении всей новейшей истории России. Российскому бизнесу понятны стабильные «правила игры», а развитые юридические институты в оффшорах создают комфортную среду для бизнеса.

Отечественные бизнесмены предпочитают структурировать активы путем создания холдингов, центральные звенья которых инкорпорируются в оффшорных юрисдикциях. Так, консолидация активов в России и передача их под контроль оффшорной компании облегчают их реализацию, поскольку позволяют продавать не сами активы непосредственно, а владеющую ими через российскую структуру оффшорную компанию. Ее покупатель не обязан предлагать другим акционерам - собственникам части активов, выкупить их доли, если это не оговорено особо в уставе соответствующей российской бизнес-структуры.

Использование оффшоров при структурировании бизнеса не только усиливает правовую защищенность активов, но и повышает их международную привлекательность. Поэтому иностранные инвесторы предпочитают вкладывать средства в Россию путем покупки актива, владельцем которого является зарегистрированная в оффшорной юрисдикции компания.

Оффшорные компании дают возможность сохранить в тайне реальных участников таких сделок, особенно если речь идет о среднем и малом бизнесе и относительно небольших объектах поглощения. Кроме того, как показал опыт экспансии российского бизнеса в страны СНГ, в оффшорных схемах могут быть заинтересованы старые владельцы собственности - представители национальных элит, которые сами владели ею через оффшорные компании. Информация же об участниках крупных сделок рано или поздно становится публичной.

С помощью оффшорных компаний устанавливается контроль над активами, консолидируемыми в результате международных слияний и поглощений. При этом, например, компании, зарегистрированные в странах-членах ЕС, имеющих льготный режим налогообложения, позволяют легче преодолевать различные региональные интеграционные барьеры на пути проникновения капиталов из третьих стран.

Оффшорные компании, в которых консолидируются российские активы, часто используются для получения дополнительных источников финансирования за счет размещения на зарубежных рынках акций и корпоративных облигаций. Так, в 2006 г. из проведенных в России 21 IPO в шести случаях российские активы регистрировались под юрисдикцией Голландии или Люксембурга, а затем акции таких «компаний-масок» размещались на Лондонской фондовой бирже.[15]

С помощью оффшорных компаний на родину частично возвращаются ранее вывезенные капиталы. В 2010 г. почти 75% всех иностранных инвестиций поступило в Россию из различных оффшорных юрисдикции (Кипра, Британских Виргинских островов, Люксембурга, Швейцарии, Ирландии) или из стран, компании которых задействованы в различных схемах с оффшорными фирмами (Нидерланды, Великобритания). По оценке Минэкономразвития, сделанной в середине 2010 г., почти 27% притока инвестиций в страну обеспечили репатриированные из-за рубежа капиталы российских компаний, очевидно ранее просто выведенные из-под национального налогового контроля в оффшоры.[17]

Вместе с тем создание оффшорных сетей связано с утечкой капиталов из России и сокращением налоговой базы бюджета. При этом речь может идти о:

а) легальном сокращении налоговых доходов в связи с либерализацией режима трансграничного перемещения инвестиций и использованием СИДН;   б) целенаправленной передаче части налоговых доходов в формально иностранные компании, зарегистрированные в оффшорных юрисдикциях; в) нелегальном уходе от налогов в результате утечки капиталов из России, в том числе преступных доходов.

Существенны потери от использования оффшоров и с точки зрения утечки криминальных капиталов, то есть от нелегальной минимизации налогов. Использование оффшоров ведет не только к налоговым потерям, но и к серьезным структурным деформациям. Один из самых ярких примеров здесь - ситуация с морскими судами и перевозками.

Если в 1992 г. под российским флагом бороздили моря и океаны 1080 судов, то на 1 января 2003 г. их осталось всего 209 общим дедвейтом 2,6 млн т. На момент распада СССР союзный флот был четвертым по величине в мире. Он состоял из 15 тыс. судов, приписанных к 17 пароходствам, с суммарным дедвейтом 18 млн т. В 1990 г. удельный вес судов под иностранными флагами составлял 18% от общего объема тоннажа России, а в 2003 г. - уже 58%. Из 211 судов, построенных для российских судовладельцев в 1992-2004 гг., более 90% имеют иностранный флаг. Соответственно снижалась доля отечественного флота в перевозках российских внешнеторговых грузов под флагом России. В 2001 г. она составила всего 4%, тогда как в 1980-е годы - более 60%.

Негативные последствия как от легального, так и от криминального использования оффшоров обусловливают необходимость проведения политики, жестко ограничивающей их отрицательное влияние на развитие национальной экономики. В последние годы такую антиоффшорную политику проводят все оффшорные страны и международные организации, занимающиеся вопросами обеспечения стабильного развития мировых финансов и борьбой с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. Потребность в ней еще более усилилась в связи с разразившимся в 2008 г. глобальным финансовым кризисом, перекинувшимся и на российскую экономику.

С 1 января 2008 г. в Налоговый кодекс РФ введена норма, обязывающая доплатить в российский бюджет налог на прибыль с сумм, сэкономленных за счет более низких ставок страны регистрации, если налогообложение прибыли там ниже, чем% от действующей в России (24% в 2008 г.). Однако для применения этой нормы нужно доказать, что оффшорная компания аффилирована с российской материнской фирмой, на что российские компании идут весьма неохотно. В данной области полезны договоры об обмене информацией, необходимой для идентификации акционеров оффшоров и расчета полученного ими дохода. Сейчас акцент в антиоффшорной политике смещается именно на обеспечение прозрачности ведения бизнеса и обмена информацией.

В настоящее время Россия имеет соглашения с 33 странами в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Росфинмониторинг обменивается сведениями о подозрительных финансовых операциях с подразделениями финансовой разведки (ПФР) 90 стран. За год в его адрес поступает в среднем около 400 первичных информационных запросов из-за рубежа и столько же запросов направляется в другие ПФР.

В частности, в ноябре 2008 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между ФСФР России и Комиссией по ценным бумагам и биржевым операциям Кипра, который, при наличии политической воли, открывает возможность получения данных об уходе от налогов и о реальных собственниках зарегистрированных там многочисленных оффшорных компаний российского происхождения.

Однако пока сложно предсказать, каковы будут реальные результаты подобных мер. С одной стороны, многое зависит от последовательности действий правительства, к тому же такая политика может свестись к выборочному применению новых законов. С другой стороны, бизнес очень быстро находит меры противодействия невыгодным ему новациям.

Кроме того, здесь одной даже самой эффективной антиоффшорной политики мало; необходима совокупность нескольких важнейших экономических и политических условий. В их числе можно назвать наличие политической воли и последовательности в проведении рассматриваемой политики, осуществление целого ряда реформ, направленных на улучшение общего инвестиционного климата в России, включая совершенствование налоговой политики, снижение административных барьеров и создание других благоприятных условий для ведения бизнеса в стране, альтернативных оффшорным; качественное изменение общественного сознания (успешное противодействие оффшорной практике не совместимо с правовым нигилизмом) и т. п.

Иными словами, дело не только в антиоффшорной политике, которую, несомненно, необходимо совершенствовать с учетом международного опыта, но и в общих подходах к реализации экономической и социальной стратегии развития России в целом. Именно от ее направленности и эффективности в решающей степени будет зависеть, станут ли оффшорные финансовые сети одним из инструментов повышения международной конкурентоспособности российского бизнеса или останутся преимущественно каналами трансграничной миграции налоговых доходов и утечки капиталов.

Минфин РФ обнародовал первый "антиоффшорный законопроект" - об иностранных контролируемых лицах (CFC), который обяжет компании платить налоги с доходов иностранных дочерних компаний, а физических лиц - с доходов своих иностранных структур.

Согласно проекта, компании будут платить с нераспределенной прибыли 20%, а российские акционеры - 13% НДФЛ (налога на доходы физических лиц). Под закон подпадут не только фирмы в оффшорах, входящих в черный список Минфина, но и компании в низконалоговых странах. Очень высока вероятность того, что в списке таких стран окажется и Кипр.

Если физическому лицу принадлежит всего 1% иностранной компании, он подпадает под тотальный контроль - должен уведомить о доле налоговую службу, хотя налог может не платить. Как отметили эксперты, которых опросили "Ведомости", цель такой жесткой меры - борьба с теми, кто попытается уйти из-под действия закона о CFC, создав 10 компаний, у каждой из которых по1%. Законопроект предусматривает "драконовский" штраф для тех, кто не заплатит налог по правилам CFC, - 20% от дохода.


Заключение

 

В заключение хочется отметить следующее. Говоря о перспективе оффшора, не следует исключать возможности постепенного взаимопроникновения оффшорного и не оффшорного бизнеса. С одной стороны, оффшорные зоны под давлением международных организаций и стоящих за ними развитых стран вынуждены будут пойти на определенную либерализацию сектора финансовых услуг. С другой - существенное снижение ставок налога на прибыль в ряде государств, не являющихся в принципе оффшорными, сделает их более привлекательными для ведения международной деятельности.

Однако основным результатом данной курсовой работы стало выявление перспектив развития оффшорного бизнеса на современном этапе. Также было установлено, что целью оффшорных операций может быть как вполне законное налоговое планирование, так и совершение экономических преступлений, в частности отмывание доходов. Среди наиболее распространенных операций можно назвать импортно-экспортные, страховые, инвестиционные, клиринговые и иные оффшорные операции.

Были описаны характеристики принятия мер по борьбе с нелегальным вывозом средств из страны, применение данных мер на конкретном примере. Так же были представлены рекомендации по проведения антиоффшорной политики государства, с помощью, международного опыта и методов проведения данной политики.

Изучая проблему перспектив развития современного оффшорного бизнеса, можно прийти к заключению, что в будущем предполагается постепенное перемещение центра оффшорных операций, а также сращение оффшорных и оффшорных секторов. Предполагается, что классические современные оффшоры либо исчезнут, либо претерпят кардинальные изменения, в результате чего значительно изменится механизм оценки рисков, прозрачности и финансовой стабильности. Среди наиболее острых проблем развития оффшорного бизнеса можно назвать легализацию с помощью него криминального сектора экономики: отмывание грязных денег и тотальный уход от налогов. Эти проблемы в современных условиях разрастания мирового финансового рынка и будут решаться правительствами развитых западных стран и международными организациями одними из первых.

Подводя некоторые итоги вышесказанному, можно сказать, что оффшорный сектор настолько укрепил свои позиции в нашей стране, что уже является существенным показателем экономического развития, выхода предприятий из кризисных ситуаций, действенным инструментом инвестиционных процессов. Это уже неотъемлемая часть нашей жизни и жизни страны в целом. А регулирующая роль государства, на мой взгляд, должна сводиться не к возведению разнообразных запретов на пути инвестиций, а к совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности России.

 


Список использованной литературы

 

1. Офшоры: инструмент международного налогового планирования: учебное пособие / М. П. Владимирова, Д.М. Теунаев, М.М. Стажкова. - М.: КНОРУС, 2009. - стр. 6-7, 38-54.

2. «Справочник экономиста», 2008г., №4(58), «Особенности оффшорного бизнеса» с. 12-32

.   «Оффшорные финансовые сети российского бизнеса», 01.06.2009, Б. Хейфец

4. Климовец О. В. Международный оффшорный бизнес: учебное пособие / О. В. Климовец. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 50-78 с.

5. Погорлецкий А. И. Налоговое планирование внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / А. И. Погорлецкий - СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2010. - 5-12 с.

.   Робинсон Дж. Всемирная прачечная: террор, преступления и грязные деньги в оффшорном мире / Дж. Робинсон - М: Альпина Бизнес Букс, 2010. - 540с.

.   Бабанин В.А. Экономические основы развития оффшорного бизнеса в Российской Федерации / В.А.Бабанин / Финансы и кредит. 2006. №22 (136). С.68-70.

.   Бахтин С.И. Некоторые аспекты российского оффшорного законодательства / С.И. Бахтин //Аспирант и соискатель. 2011. № 2. С.118-126.

.   Воронина А. М., Воронина Н. В. Теоретические и методологические основы функционирования оффшорных юрисдикций / А.М.Воронина, Н.В.Воронина / Финансы и кредит.2012. № 9. С. 56-61.

.   Воронина А. М. Эволюция оффшорного бизнеса / А. М. Воронина / Финансы и кредит. 2009. № 13. С. 42-48.

.   Журавлев С. Валютное регулирование и валютный контроль в 2009 году: основные новации / С. Журавлев // Иностранный капитал в России. 2009. № 12. С.84-92.

.   Ковалев Д.А. Финансово-правовой механизм в деятельности оффшорных зон / Д.А.Ковалев, Е.Н.Борисенко./ Финансовый бизнес.2012. № 5. С.15-18.

.   Сердинов Э. М. Международный оффшорный финансовый сектор: глобальный подход к оценке / Э.М. Сердинов // Банковское дело. 2000. № 10. С. 6-10.

.   Басаргин И. Оффшоры: что изменилось и чего ожидать [электронный ресурс] / Басаргин И. //http://www.ippnou.ru

.   Калинин В. Перспективы оффшорного бизнеса [электронный ресурс] // http:// www.zarubej.net

.   Купец О. Оффшорные зоны [электронный ресурс] // http://www.nalogi.net

.   Трубицына Т. Оффшоры и кризис [электронный ресурс] // http://www.offshory.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.029 с.)