Понятие, признаки и структура информации с ограниченным доступом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, признаки и структура информации с ограниченным доступом.



«Информация с ограниченным доступом - способные быть пред­метам имущественных и личных неимущественных отношений, известные только определенному кругу лиц и обладающие в силу этого особой ценно­стью сведения, данные и знания, в отношении которых обладателем при­нимаются меры, направленные на ограничение свободного доступа третьих лиц, распространение которых может причинить существенный вред за­интересованным лицам»,

информация с ограниченным доступом не может отождествляться ни с одним из других объектов и должна быть признана самостоятельным объектом гражданских правоотношений.

Информация с ограниченным доступом не может отождествляться с вещами, поскольку обладает принципиально иной - нематериальной приро­дой. Содержание информации не зависит от формы ее материального носителя. Отождествление информации с ограниченным доступом и вещей, с одной сто­роны, ограничивает возможности права охранять потенциально недокументиро­ванные виды информации с ограниченным доступом (тайна исповеди, врачебная тайна, адвокатская тайна и т.п.). С другой стороны, это противоречит Граждан­скому кодексу (ст. 128 ПС РФ), который выделяет информацию в качестве само­стоятельного объекта правового регулирования, наряду с вещами, работами, ус­лугами, нематериальными благами и интеллектуальной собственностью, а также ст. 2 Закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации», при­знающей информацией любые сведения, независимо от формы ее представле­ния.

Несмотря на общую информационную природу, информация с ограни­ченным доступом и объекты интеллектуальной собственности отождест­вляться также не могут. Одним из принципиальных отличий является то, что сведения, составляющие информацию с ограниченным доступом, могут и не иметь творческой природы. Основным признаком информации с ограниченным доступом является ее неизвестность, а наличие или отсутствие творческой природы принципиально не влияет на сущность информации с ограничен­ным доступом. Требований о творческом характере информации с ограничен­ным доступом действующее законодательство не содержит. Кроме этого, в от­личие от объектов интеллектуальной собственности, сведения, составляющие информацию с ограниченным доступом, не являются предметом исключи­тельных прав. Имеющаяся у субъектов интеллектуальной собственности моно­полия на создание и использование объекта интеллектуальной собственности у субъектов права на информацию с ограниченным доступом не возникает. Важно и то, что обладание на законном основании информацией с ограниченным дос­тупом не исключает возможности других лиц создавать и использовать анало­гичную информацию, полученную ими на законном основании.

С личными нематериальными благами информация с ограниченным доступом объединяет их нематериальная природа. Однако в силу того, что ин­формация с ограниченным доступом, по общему правилу, не обладает свойством неотчуждаемости и имеет с личными нематериальными благами различный пра­вовой режим (применительно к личным нематериальным благам действующее законодательство реализует лишь функцию защиты нарушенных прав), отожде­ствлять указанные объекты гражданских правоотношений нельзя. Последнее не исключает возможности формирования сложных правовых режимов в случаях, когда один и тот же объект можно одновременно рассматривать и как информа­цию с ограниченным доступом и как личное нематериальное благо (например, личная и семейная тайна).

Информация с ограниченным доступом представляет собой сложное явле­ние, объединяющее своим содержанием весь объем информации, доступ к кото­рой ограничивается действующим законодательством. Многообразие форм со­циальных отношений в сфере оборота информации с ограниченным доступом и способов их правового регулирования, с одной стороны, объясняет существова­ние в действующем законодательстве большого количества различных видов секретной информации. С другой стороны это многообразие требует от за­конодателей и правоведов глубоко продуманной классификации, создания из всей совокупности отдельных видов информации с ограниченным доступом единой системы, которая выступила бы гарантом последовательной реализации в действующем и будущем законодательстве единых стандартов пра­вового регулирования.

Состояние действующего законодательства по вопросу о классификации информации с ограниченным доступом нельзя признать удовлетворительным

Всю совокупность сведений, составляющих информацию с ограничен­ным доступом, было предложено классифицировать по сложному основа­нию, одновременно сочетающему несколько следующих признаков: особен­ность субъектного состава конкретного вида информации с ограниченным доступом; особенность способа возникновения правового режима отдельного вида информации с ограниченным доступом в отношении конкретных сведений; особенность содержания (характера) сведений, составляющих информацию с ограниченным доступом.

Так всю совокупность сведений, составляющих информацию с ограни­ченным доступом можно разделить на три вида: государственная тайна, межгосударственные секреты и конфиденциальная информация.

Конфиденциальная информация, в свою очередь, подразделяется на тайну личной жизни (личная и семейная тайна), профессиональную тайну (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна страхования, тайна связи, тайна социального обслуживания, налоговая тайна, таможенная тайна, тайна усыновления, тайна исповеди, тайна средств массовой ин­формации, служебная тайна, тайна следствия и судопроизводства, банков­ская тайна, тайна завещания, тайна регистрации актов гражданского со­стояния, таможенная тайна, служебная тайна) и коммерческую тайну.

30.     Понятие и содержание государственной тайны.

Государственная тайна — это вид тайной информации, которая охватывает сведения в сфере обороны, экономики, науки и техники, внешних отношений, государственной безопасности и охраны правопорядка, разглашение которых может навредить национальной безопасности Украины, и которые признаны в порядке, установленном действующим законодательством, государственной тайной и подлежат охране государством.

Правовой основой режима государственной тайны являются Конституция Украины, законы Украины «О государственной тайне» (в редакции от 21.09.1999 г.), «Об информации», международные договоры и иные нормативно-правовые акты.

В соответствии с Законом «О государственной тайне» к государственной тайне относится информация:

— в сфере обороны: о содержании стратегических и оперативных планов и других документов боевого управления, подготовке и проведении военных операций, численности, дислокации, боевой и мобилизационной готовности, боевой и другой военной подготовке, вооружении и материально-техническом оснащении Вооруженных сил Украины и других военных формирований, о силах и средствах Гражданской обороны Украины, о возможностях населенных пунктов, регионов и отдельных объектов относительно защиты, эвакуации и рассредоточения населения, обеспечения его жизнедеятельности и производственной деятельности объектов народного хозяйства в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций, геодезических, картографических и гидрометеорологических данных, а также характеристиках, имеющих значение для обороны и т. д.;

— в сфере экономики, науки и техники: о запасах и объемах поставок стратегических видов сырья и материалов, об общем объеме поставок, отпуска, заложения, обновления размещения и фактических запасах государственного резерва; об использовании транспорта, связи, мощностей других отраслей и объектов инфраструктуры государства; о планах, содержании, объемах финансирования и исполнения государственного заказа для нужд обороны и безопасности; о государственных запасах драгоценных металлов монетарной группы, драгоценных камней, валюты и других ценностях, связанных с изготовлением денежных знаков и ценных бумаг, их хранении, охране и защите от подделок; о научных, научно-исследовательских, исследовательско-конструкторских и проектных работах, на базе которых могут быть созданы прогрессивные технологии, новые виды производства, продукции и технологических процессов, которые имеют важное оборонное или экономическое значение и т. д.;

— в сфере внешних отношений: о директивах, планах, указаниях делегациям и должностным лицам по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Украины, направленных на обеспечение ее национальных интересов и безопасности; о военном, научно-техническом и ином сотрудничестве Украины с иностранными государствами, если разглашение сведений об этом причинит вред национальной безопасности Украины и т. д.;

 

— в сфере государственной безопасности и охраны правопорядка: о личном составе органов, обеспечивающих оперативно-розыскную деятельность; о средствах, содержании, планах, организации, финансировании и материально-техническом обеспечении, формах, методах и результатах оперативно-розыскной деятельности; о лицах, сотрудничающих или ранее сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, которые проводят такую деятельность и т. д.

Предусматриваются такие степени секретности: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно».

Одновременно, вышеназванный закон предусматривает перечень сведений, которые не могут быть отнесены к государственной тайне, если при этом будут сужаться содержание и объем конституционных прав и свобод человека и гражданина, причиняться вред здоровью и безопасности населения:

— о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта;

— об авариях, катастрофах, опасных явлениях и других чрезвычайных событиях, которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан;

— о состоянии здоровья населения, его жизненном уровне, включая питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также о социально-демографических показателях, состоянии правопорядка, образования и культуры населения;

— о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

— о незаконных действиях органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

— иная информация, которая в соответствии с законами и международно-правовыми договорами не может быть засекречена.

Отнесение информации к государственной тайне осуществляется мотивированным решением государственного эксперта по вопросам тайн по его собственной инициативе, по обращению руководителей соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций или граждан.

Следует иметь ввиду, что решение об отнесении информации к государственной тайне действует на протяжении определенного срока, а именно: для информации со степенью секретности «особой важности» — не более 30 лет, для информации «совершенно секретно» — 10 лет, для информации «секретно» — 5 лет. После окончания предусмотренного срока действия режима секретности эксперт по вопросам тайн делает вывод об отмене решения об отнесении сведений к государственной тайне или принимает решение о продлении срока действия указанного решения в пределах вышеуказанных сроков. В то же время необходимо отметить, что Президент Украины по собственной инициативе или на основании предложений государственных экспертов по вопросам тайн или по обращению органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций или граждан может устанавливать более продолжительный срок действия решений.

31.     Правовой режим государственной тайны.

Система защиты государственной тайны - совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

Система защиты государственной тайны включает в себя в качестве необходимого компонента такую процедуру как допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне (статья 21 Закона о государственной тайне). Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Закон относит к ним межведомственную комиссию по защите государственной тайны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с «Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны», утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и с учетом специфики проводимых ими работ. Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Доступы лиц, осуществляющих прокурорский надзор, к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется по общим правилам.

Система защиты государственной тайны включает в себя в качестве необходимого компонента такую процедуру как допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне (статья 21 Закона о государственной тайне). Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:

принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии с Законом; должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться: права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне; права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне, письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий; определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом; ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение; принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

32.     Понятие и содержание коммерческой тайны

Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, - лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны. Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи с чем предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.

Коммерческая тайна - конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

вся имеющаяся информация по степени конфиденциальности, утрата которой может вызвать различные по тяжести последствия, может быть распределена по следующим группам:

Высшая степень конфиденциальности. Данная информация является ключевой в деятельности фирмы, основой ее нормального функционирования. Утрата или разглашение этой информации нанесет непоправимый ущерб деятельности фирмы. Это – угроза высокой степени тяжести, последствия реализации которой могут ликвидировать саму фирму.

Строго конфиденциальная информация. Утечка этой информации может вызвать значительные по тяжести последствия. Это информация о стратегических планах фирмы, о перспективных соглашениях и т.п.

Конфиденциальная информация – ее разглашение наносит фирме ущерб, сопоставимый с текущими затратами фирмы, ущерб может быть преодолен в сравнительно короткие сроки.

Информация ограниченного доступа – ее утечка оказывает незначительное негативное воздействие на экономическое положение фирмы (должностные инструкции, структура управления).

Открытая информация. Ее распространение не представляет угроз экономической безопасности фирмы. Наоборот, отсутствие данной информации может оказать негативное воздействие на экономическое положение фирмы.

По функционально-целевому признаку выделяются следующие составляющие коммерческой тайны:

1. Деловая информация:

сведения о контрагентах;

сведения о конкурентах;

сведения о потребителях;

сведения о деловых переговорах;

коммерческая переписка;

сведения о заключенных и планируемых контрактах.

2. Научно-техническая информация:

содержание и планы научно-исследовательских работ;

содержание “ноу-хау”, рационализаторских предложений;

планы внедрения новых технологий и видов продукции;

3. Производственная информация:

технология;

планы выпуска продукции;

объем незавершенного производства и запасов;

планы инвестиционной деятельности.

4. Организационно-управленческая информация:

сведения о структуре управления фирмой не содержащиеся в уставе;

оригинальные методы организации управления;

система организации труда.

5. Маркетинговая информация:

рыночная стратегия;

планы рекламной деятельности;

планы обеспечения конкурентных преимуществ по сравнению с продукцией других фирм;

методы работы на рынках;

планы сбыта продукции;

анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции.

6. Финансовая информация:

планирование прибыли, себестоимости;

ценообразование – методы расчета, структура цен, скидки;

возможные источники финансирования;

финансовые прогнозы.

7. Информация о персонале фирмы:

личные дела сотрудников;

планы увеличения (сокращения) персонала;

содержание тестов для проверки вновь принимаемых на работу.

8. Программное обеспечение:

программы;

пароли, коды доступа к конфиденциальной информации, расположенной на электронных носителях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.054 с.)