Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Компетенция государственных служащих
Служебно-трудовое правоотношение на государственной службе имеет аналогичный трудовому отношению субъектный состав. Как и в трудовом отношении, здесь существуют взаимные права и обязанности работника (государственного служащего) и работодателя (государственного органа). Труд на государственной службе осуществляется на договорной основе. Правовой статус госслужащего определяется законодательством в связи с замещением государственной должности, т.е. в отличие от рабочих, крестьян (фермеров), предпринимателей служащие - это лица, занимающие должности. Под должностью понимается первичная организационная единица в структуре управления, характеризующая роль и полномочия лица, занимающего ее. Должностное лицо - это государственный служащий, который постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти, т.е. наделен распорядительными полномочиями в отношении органов, не находящихся у него в подчинении, и лиц, не находящихся в служебной зависимости от него. Эти должностные лица выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Их властные полномочия распространяются на граждан и юридических лиц, не подчиненных им по службе. Таковы, например, прокуроры, работники разного рода государственных инспекций, работники милиции, таможни. Должностные лица могут относиться к классифицированной государственной службе, а могут не принадлежать к ней. [16, c. 275] Статус гражданского служащего определяется его публичными полномочиями (права и обязанности) и ответственностью за их ненадлежащее исполнение. В качестве основного элемента правового статуса государственного служащего, раскрывающего демократизм государственной службы и обусловливающего ее эффективное функционирование, выступают права государственного служащего. Права государственного служащего можно разделить на три группы: ) права, обеспечивающие уяснение служащим своего правового статуса и его правовую защиту; ) права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей; ) права, содействующие усилению должностной активности государственного служащего, реализации принадлежащих ему конституционных прав и свобод и обеспечивающие социальные гарантии служащего. [17]
К первой группе прав государственного служащего можно отнести ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности государственной службы; ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений; проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; право на обращение в соответствующие государственные органы или в суд и прочее. Вторая группа прав государственного служащего включает получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями; переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета; внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции и иные. Третью группу прав государственного служащего составляют участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности; продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его службы, уровня квалификации; пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы; право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью и другие. Существуют общие права и обязанности, установленные для всех государственных служащих, независимо от должности, а также права и обязанности, связанные с конкретной должностью. Одни - из числа этих прав и обязанностей имеют «внутренний» характер, регламентируются в данном органе или внутри службы (например, право государственного служащего на ознакомление со всеми материалами своего личного дела или на продвижение по службе), другие - связаны с «внешними» отношениями (например, посещение в установленном порядке для исполнения своих обязанностей предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности). [16, c. 275]
К общим обязанностям относятся: поддержка конституционного строя, защита прав и законных интересов граждан, своевременное рассмотрение обращений граждан, общественных объединений, предприятий, организаций и принятие по ним решений, обязанность хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, не разглашать сведения, затрагивающие частную жизнь граждан, и др. Обязанности гражданского служащего устанавливают требования к прохождению государственной службы и должностному поведению служащего в сферах публичной и частноправовой деятельности. Служебные обязанности различаются в зависимости от степени ограничений прав служащего. Квалификационные обязанности устанавливают требования к профессиональной служебной деятельности. Служащий обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных полномочий. Несоответствие служащего профессиональным требованиям является основанием для его увольнения с гражданской службы. Субординационные обязанности обусловлены служебной подчиненностью и характеризуют взаимоотношения служащего со своим непосредственным начальником, представителями нанимателя и вышестоящими руководителями. Субординационные обязанности определяют статус служащего в системе служебных отношений гражданской службы. Дисциплинарные обязанности устанавливают требования к служебному поведению служащего. Госслужащий обязан исполнять обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа. [17] Статутные обязанности гражданского служащего определяют требования к служебному поведению в сферах публичной и частноправовой деятельности, обусловленные правовым положением служащего. Поступающий на государственную службу добровольно принимает на себя установленные законом запреты и ограничения. Они призваны обеспечивать высокий моральный облик государственного служащего, его политическую беспристрастность при исполнении служебных обязанностей, независимость, препятствовать злоупотреблениям, коррупции. Ряд запретов связан с социально-экономической сферой. Государственному служащему запрещается заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и творческой. Он не вправе получать гонорары за выступления, интервью, публикации, если это делается при исполнении государственной службы, заниматься предпринимательской деятельностью (в том числе через доверенных лиц и для получения прибыли без привлечения наемного труда), состоять членом управления коммерческой организации любой формы собственности и организационно-правовой формы (например, кооператива). Он может состоять в таком управляющем органе, только если это ему поручено по службе. Государственному служащему запрещено участвовать в забастовках. [16, c. 275] Ряд запретов имеют целью пресечение коррупции. Государственный служащий не вправе быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в своем государственном органе или в том, который ему непосредственно подчинен. Он обязан представлять данные о принадлежащей ему доле в уставном капитале коммерческих предприятий. Ему запрещено получать вознаграждение (взятки, подарки, услуги, организацию отдыха, оплату развлечений и др.) от физических или юридических лиц в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию, выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц. При поступлении на государственную службу, а затем ежегодно государственный служащий представляет сведения о доходах и имуществе.
Существуют и политические ограничения. Государственный служащий должен быть политически нейтральным. Он не может состоять членом политических партий, использовать свое служебное положение в интересах тех или иных политических партий, других общественных объединений, религиозных организаций, не может их пропагандировать, заявлять о том или ином отношении к ним. Некоторые ограничения и требования имеют преимущественно моральный характер. Своим поведением служащий не должен ронять собственное достоинство, порочить государственную службу, ибо это отражается и на отношении граждан к государству. Государственному служащему запрещается использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового, информационного обеспечения (например, автомашину для поездок членов семьи, служебный телефон для звонков личного характера). [16, c. 275] Все права, обязанности и соответствующие ограничения установлены Законом «О государственной службе в Республике Беларусь». Так, например, государственный служащий имеет право на: письменное закрепление своих служебных обязанностей и создание условий для их исполнения; принятие решений или участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями; получение от граждан, госорганов и организаций информации для исполнения служебных обязанностей; повышение в квалификации за счет госсредств, в должности и классе государственного служащего; заработную плату и дополнительное стимулирование труда; уважение личного достоинства и справедливое отношение со стороны руководителей, иных лиц и граждан; отказ от выполнения поручения, если оно противоречит законодательствуи др. Государственный служащий обязан: поддерживать конституционный строй, обеспечивать соблюдение норм Конституции и законодательства; исполнять служебные обязанности в пределах предоставленных законом полномочий; соблюдать установленные законом ограничения, связанные с государственной службой; обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц; исполнять приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции; соблюдать установленный регламент, правила внутреннего трудового распорядка, должностные положения и инструкции. [3]
Ограничения для государственных служащих установлены следующие: занятие лично или через иных лиц предпринимательской деятельностью, а также используя служебное положение, оказывать содействие родственникам и иным лицам в предпринимательской деятельности; принимать участие в забастовках; заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной и творческой, а также медицинской практики в установленном законом порядке; использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, в ущерб интересам государственной службы; принимать от физических и юридических лиц любые не предусмотренные законом вознаграждения и подарки, в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров. [3] Действенная система стимулирования качественного и эффективного труда государственных служащих сочетается с установлением их строгой юридической ответственности за недобросовестное выполнение служебных обязанностей, за ущемление прав граждан, за любые другие нарушения законности и государственной дисциплины. Юридическая ответственность выражается в применении к государственным служащим тех или иных мер наказания, взысканий, предусмотренных действующим законодательством, за совершенные ими правонарушения. Законодательством предусмотрены четыре вида юридической ответственности государственных служащих: дисциплинарная, административная, материальная, уголовная. [10, c. 248] Дисциплинарная ответственность применяется за виновные проступки, т.е. нарушение правил и обязанностей службы, трудовой дисциплины. Применяется: 1) в порядке подчиненности; 2) в соответствии с правилами внутреннего распорядка; 3) в порядке, установленном ведомственными уставами и инструкциями. Выражается в виде дисциплинарных взысканий (замечание, выговор, увольнение). Для госслужащий могут применяться специальные дисциплинарные взыскания, связанные с порядком прохождения ими госслужбы. [8] Административная ответственность применяется за правонарушения, связанные с несоблюдением госслужащим правил, установленных в сфере госуправления, которые госслужащий обязан обеспечивать своей деятельностью, а именно 1) охрана порядка управления, 2) охрана государственного и общественного порядка, 3) охрана природы, 4) охрана здоровья населения и иных правил, выполнение которых входит в служебные обязанности государственного служащего. Выражается в применении административных взысканий - главным образом, штрафных санкций. Уголовная ответственность наступает за совершение должностных преступлений, совершенных при исполнении служебных обязанностей, таких как: 1) коррупция, 2) должностной подлог, 3) превышение власти или служебных полномочий, 4) злоупотребление властью, 5) халатность. Выражается в применении по приговору суда уголовных наказаний, зачастую связанных с лишением или ограничением свободы. [8] Материальная ответственность государственных служащих наступает в случае нанесения ими своими служебными действиями материального ущерба государству. Возмещение ущерба производится как в административном, так и в судебном порядке. Данная ответственность может сочетаться с иными видами юридической ответственности.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.013 с.) |