Специфика русской философии. Основные этапы и тенденции развития русской философской мысли. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика русской философии. Основные этапы и тенденции развития русской философской мысли.



Специфика русской философии:

Русская философия – часть мирового философского процесса со своеобразным содержанием. В XX в. русская философия принадлежала к общей традиции неклассического европейского философствования. Именно русские мыслители обозначили и инициировали ключевые философские направления конца XX века.

Основные этапы развития:

1) русская философия Средневековья (X-XYII вв.);

2) русская философия в эпоху Просвещения (XYIII в.);

3) русская философия XIX – начала XX вв.;

4) славянофильство и западничество;

5) материализм;

6) философия марксизма;

7) религиозная философия.

       Русская философия Средневековья (X-XYII вв.). Основные представители: митрополит Илларион, монах Филофей, Андрей Курбский, Максим Грек.

Особенности: философия не сформировалась как самостоятельная область знания, развивалась в рамках византийско-православного богословия и различных сфер культуры (литература, архитектура, живопись), избирался художественный способ философствования (например, идея единения Руси в «Троице” Рублева и др.).

Русская философия в эпоху Просвещения (XYIII в.). Основные представители: М. В. Ломоносов, А.Н. Радищев.

С реформ Петра Первого начало развиваться промышленное производство, наука, образование. Изменился государственный аппарат. Церковь оказалась под эгидой государства.

В этот период философия постепенно приобретала свой предмет исследования и освобождалась от богословия, опираясь на деистические представления (Бог творит мир, но он не вмешивается в ход его развития), теорию «двух истин”, данные естественных наук.

Ломоносов не умозрительно, а экспериментально доказал, что материя имеет атомно-молекулярное строение, что корпускулы (молекулы) находятся в беспрерывном вращательном, колебательном и поступательном движении.

Радищев, развивая свои материалистические идеи, сравнивая природу с лестницей веществ, вершиной которой является мыслящий человек, мозг и нервная система которого составляет основу сознания.

Социально-философские взгляды Радищева отличались большим радикализмом, чем у Ломоносова.. Он считал, что решающее влияние на исторический процесс оказывают природный, политико-юридический и человеческий (деятельность отдельных людей) факторы. Он резко критиковал крепостное право и абсолютизм, выход из которых видел в народной революции.

Русская философия XIX – начала XX вв. Славянофильство и западничество: см. далее в тексте.

Материализм. Основные представители: Чернышевский, Добролюбов, Писарев и др.

В России конца XIX – начала XX века существовало две разновидности материализма: антропологический и утилитарный. Первый исповедывал Чернышевский, который считал, что вся природа развивается от низшего – к высшему, что человек – часть природы, биологическое существо.

С точки зрения Чернышевского, познание истины осуществляется в чувственных и логических формах, которые отличаются друг от друга лишь количественно. Практика им определялась как деятельность людей по преобразованию природы.

Ядром этической доктрины Чернышевского была теория «разумного эгоизма”, отдающая предпочтению разуму перед волей, просвещению перед нравственным совершенствованием. В этой теории эгоизм рассматривался как природное свойство, а добро сводилось к такому поведению, которое полезно максимальному числу людей.

Чернышевский считал, что духовный мир человека и его поведение не предопределены генетически, а зависят только от обстоятельств и воспитания. Поэтому нелепо обвинять народ в пассивности, невежестве и терпеливости. Народ действует согласно обстоятельствам, по темному инстинкту. Отсюда Чернышевским делался вывод: чтобы народ был социально активным и просвещенным, следует изменить общественную структуру и создать условия для всестороннего развития человека из народа в духовном и физическом смысле.

Философия марксизма (Плеханов, Ленин и др.). Эта философия представляет собой многоплановое явление, вобравшее и отразившее всю сложность процесса развития России на рубеже двух веков. Одна из ее особенностей – практическая направленность, связанная с задачей изменения общественно-политического строя.

Первым российским марксистом, который взялся за теоретическое обоснование этой задачи был Плеханов. Он был народовольцем, но в 1883 г. порывает с идеологией и практикой народничества и создает марксистскую группу «Освобождение труда”.

Плеханов становится первым пропагандистом и теоретиком диалектического материализма в России. В своих работах он много внимания уделял вопросам материалистического понимания истории, проблемам исторической необходимости и свободы, диалектике взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания, теории классовой борьбы и др. Высоко оценивая диалектику Гегеля, Плеханов неоднократно указывал на ее противоположность материалистической диалектике, являющуюся аналогом объективного мира, отражением его законов в сознании человека.

В теории познания Плеханов отстаивает принцип познаваемости мира и существование объективной истины и резко критикует русских махистов за их представления о мире как субъективной реальности.

В понимании истории Плеханов разделяет взгляды Маркса, считая развитие производительных сил всеобщей причиной общественного движения, изменение которых обусловливает изменения общественных отношений людей. Творцом истории Плеханов считает народные массы. С его точки зрения, социалистическая революция может начаться лишь в высокоразвитых капиталистических странах, поэтому он отрицательно относился к Октябрьской революции, полагая, что «русская действительность еще не перемолола той муки, из которой можно печь пирог социализма”.

Дальнейшее развитие философия марксизма получает в трудах Ленина.

Теоретическая разработка Лениным проблем социального развития была неразрывно связана с практикой революционной деятельности. В его работах анализируются вопросы, связанные с пониманием роли народных масс и личности в истории, классов и классовой борьбы, социальной революции, сущности государства, закономерностей становления социализма. В своей теории культурной революции он обосновал необходимость воспитания человека, способного не только овладеть культурными ценностями, но и творить их.

Религиозная философия: см. далее.

“Русская идея” и философские воззрения западников и славянофилов. Русская религиозная философия второй половины XIX - начала XX вв.

1. Славянофильство и западничество. Главный вопрос – определение пути будущего развития России. Славянофилы: Хомяков, Аксаков, Самарин, Данилевский, Леонтьев. Ратовали за самобытный путь развития России, без оглядки на Запад, который заражен индивидуализмом, рационализмом, раздвоенностью. Идеализировали допетровскую Русь, критиковали политику европеизации Петра Первого. Принципом общественного развития славянофилы считали православие, народность, самодержавие.

Западники: Чаадаев, Грановский, Кавелин связывали развитие России с усвоением исторических достижений Западной Европы. Западный путь развития – это путь общечеловеческой цивилизации. Духовный идеал – католическая вера, способная оживить православие и русскую историю (Чаадаев). Западники недооценивали историческое и национальное своеобразие России.

Культурно-историческая типология Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева.

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885).

Основное произведение - “Россия и Европа” (1869). Предвосхитил многие идеи, возникшие впоследствии на Западе, в частности в типологии культур О. Шпенглера.

Исходная позиция: 1. Нет единой мировой истории. Деление на древние, средние века, Новое время применимо только для европейской истории. 2. Европейская культура и цивилизация – не вершина развития. Нельзя оценивать другие культуры и цивилизации, принимая европейскую культуру за эталон. 3. Не согласен с оценкой европейской цивилизации как прогрессивной, а азиатской цивилизации как застойных. Пример: Индия, Китай, африканский Египет.

Человечество – отвлеченное позиция. Носители исторической жизни – “естественные” системы, которые он называет культурно-историческими типами (далее - КИТ). Главный критерий выделения типов: язык, культурно-исторический тип есть специфическая для данного народа совокупность элементов религиозного, социального, исторического развития.

В основе специфики культурно-исторического типа лежит идея, данная Богом, которую народ должен развивать во всех сферах своего бытия. Полноценное развитие этой идеи и будет прогрессом для данного КИТ.

Каждый культурно-исторический тип (как живой организм) проходит следующие стадии: рождение, расцвет, упадок, гибель.

В ходе истории сменяются вытесняющие друг друга КИТ. Данилевский выделяет 12 культурно-исторических типов (полностью или частично прошедшие весь цикл своего развития: египетский; китайский; ассирийско-вавилоно-финикийский (халдейский, или древнесемитический); индийский; иранский; еврейский; греческий римский; новосемитский (аравийский); романо-германский (европейский); а также мексикански (ацтеки) и перуанский (инки), погибшие насильственной смертью в результате открытия европейцами Нового света.

Это народы, создавшие цивилизации, Данилевский называет положительными народами. Лишь небольшая часть народов оказывается способной к культуротворчеству, выполняя свою роль в истории. История также знает отрицательные народы: гунны, монголы, турки. Их роль заключается в разрушении остатков закончивших свой путь развития цивилизаций, после чего они исчезают. Остальным народам в истории не суждено ни созидать, ни разрушать.

Данилевский классифицирует культуры с позиции ее деятельностной природы. Д. выделяет 4 основополагающих вида деятельности:

1) религиозно-мировозренческая, лежащая в основе нравственной и другой культуры. Объемлет отношения человека и Бога;

2) собственно культурная: охватывает отношение человека к внешнему миру и разделяет на три направления – научное, художественное и промышленное;

3) политическая: включает отношения людей между собой как членов одного народного целого и отношение этого целого к другим народам;

4) общественно-экономическая: это отношения людей в процессе добывания, обработки и пользования предметами внешнего мира.

На основе этого Данилевский различал следующие виды КИТ:

  1. Первичные, или подготовительные. Ставят задачу выработать те условия, при которых вообще становится возможной жизнь в организованном обществе. Все виды деятельности (религия, политика, художественная культура, общественно-экономическая организация) здесь смешаны. Например: египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская цивилизации.
  2. Одноосновные культуры. Последовали после первичных. Они развивали только одну из сторон культурной деятельности. Еврейская – религиозная деятельность, греческая – искусство, римская – политика.
  3. Двухосновные культуры. Романо-германская цивилизация. Преуспевает в науке и экономике.
  4. Четырехосновная культура. Этот тип не проявил себя во всей полноте. Это будет совершенно особая цивилизация, призванная реализовать в свое творчестве все четыре формы человеческой деятельности (религиозность, политическую справедливость и свободу, науку и искусство, создание гармоничного общественно-экономический строй). Эту задачу должен выполнить славянский КИТ, который находится на стадии становления. Основа: русский народ и культура.

Каждый КИТ развивается самостоятельно и независимо, но при этом развитие это подчиняется нескольким общим законам.

1 и 2 законы. Условия выделения КИТ (признаки положительных народов): наличие языка, объединяющего народ, или группы схожих языков, объединяющих семейство родственных народов; обязательность политической независимости, наличие собственного государства.

3 закон. Самобытность КИТ. Невозможность передачи достижений одной цивилизации другой. Любые попытки навязать свою цивилизации не были успешными. Хотя между КИТ возможно какое-то взаимодействие.

На ранних стадиях развития КИТ, когда идет его формирование, представители разных народов встречаются лишь для торговых контактов или для заключения браков. Культурные контакты не выходят за рамки естественного, биологического порядка вещей. В период формирования государства борьба народов и государств может способствовать росту национального самосознания народа и государственности либо разрушение формирующегося государства и потере возможности создания собственного КИТ.НО особенно драматично складывается взаимодействие культур в том случае, если одни из них или обе находятся в стадии своего расцвета. Такие контакты малопродуктивны и гибельны. Творить по чужой мерке, воспроизводя образ жизни другого народа – значит обречь себя на бесплодие, признать бессмысленность, ненужность своего исторического существования.

В зависимости от результатов культурных контактов Данилевский выделяет три их типа:

A. “Прополка”. Колонизация страны. Насаждается чужая цивилизация за счет уничтожения существовавшей ранее культуры.

Пример: создание древнегреческих колоний в Южной Италии и Сицилии или английских колоний в Северной Америке и Австралии.

Б. “Прививка”. Насаждение в ту или иную культуру чуждых ей элементов другой культуры. Взаимодействие зрелого КИТ с отжившей культурой, уже не способной ни к какому творчеству. Развитая культура переносит свои ценности и основные достижения на новую почву и народ.

Пример: эллинизация Египта времен Александра Македонского.

В. “Почвенное удобрение”. Усвоение результатов более зрелой цивилизации (достижение наук и их методологии, достижения искусств и промышленности, словом, все то, что не задевает сферу народности). При этом народы сохраняют свою самобытность, но берут лучшее из того, что есть у других, стимулируя развитие друг друга.

Пример: усвоение европейской культурой результатов греко-римской цивилизации именно этот способ взаимодействия обеспечивает преемственность в развитии КИТ.

4 закон. КИТ достигает вершины своего развития, когда все народы, его составляющие, пользуются наибольшей самостоятельностью.

В теории Данилевского много интересных идей, но аргументы часто нерациональные, а эмоциональные. Пытается подчеркнуть преимущества культуры русского славянского типа.

Леонтьев Константин Николаевич (1831-1891) – русский мыслитель, писатель, по профессии – врач. Служил дипломатом на Балканах, где в 40 лет испытал обращение (второе после крещения) в христианскую веру, православие. Создал концепцию “византизма”, как новый культурно-исторический тип, по сравнению с теорией Данилевского о 10 культ-истор.типах..

Веру Данилевского в славянский культурно-исторический тип не разделял, считая, что славяне подвержены сильному буржуазному европейскому влиянию и ничего из себя поэтому самобытного не представляют.

Придерживался органической теории общественных организмов (применял естественно-научные сравнения в отношении государства: например, процессом болезни пневмонии). Считал, что государства и культуры проходят три этапа: первичной простоты, цветущей сложности и вторичного смесительного упрощения. После разложения (как это происходит в завершительной стадии пневмонии у человека) наступает гибель культурно-исторического типа. Таким образом, в типологии Леонтьева делается ставка на сохранение (как можно дольше) периода наивысшего расцвета, “цветущей сложности”, красоты, жизненной силы культурных организмов (своеобразное ницшеанство).

Леонтьев был в целом согласен с культурно-исторической типологией Данилевского, но прибавлял “византизм” и считал, что типы могут общаться, влиять друг на друга. Концепцию “Византизма” он применял к современной истории России, предлагая “заморозить” Россию, чтобы она не пошла по пути западного прогресса (прогрессирующей болезни) к гибели. Единственное ценное у России – византийские начала, которые надо охранять. Если Россия не будет им следовать, то не стоит заботиться о будущем России (“туда и дорога такой России”), т.е. позднему Леонтьеву были свойственны эсхатологические ожидания, культурно-исторический пессимизм.

Византизм – ключевое понятие Леонтьева, которое, по его убеждению, складывается из нескольких идей: 1) религиозных, или христианство, отличное от западных церквей, ересей, расколов (православия); 2) государственных ( самодержавие); 3) философских и художественных (особенности эстетики, философской мысли); 4) нравственных, т.е. наклонность византийского нравственного идеала к разочарованию во всем земном, в счастье, в устойчивости нашей собственной чистоты, в способности к нашему полному нравственному совершенству здесь, долу (в отличие от идей германского феодализма о преувеличенном значении человеческой личности). Сохраняя византизм, Россия способна жить как своеобразная культурная целостность, может стать центром восточнославянской культуры. Утрачивая византизм, она обречена на разложение.

 

Религиозная философия (Ф. Достоевский, Л. Толстой, Вл. Соловьев, Н. Федоров и др.).

       Ведущими идеями русской религиозной философии этого периода была соборность, всеединство и абсолютная ценность человека.

       Под соборностью понималось единство людей на основе любви к богу и друг к другу. Она проявляется в коммунитарности, общности людей и не знает над собой никакого внешнего авторитета.

Вся русская религиозная философия буквально пронизана духом гуманизма, признающим абсолютной ценностью человека и только человека (Достоевский, Толстой, Бердяев и др.).

По Достоевскому, духовный мир человека двойственен. В его поступках много того, что не поддается логическому и психологическому объяснению. Пагубно преувеличить роль рассудка. Жизнь не одно только извлечение квадратного корня, она многообразна. Все пороки человек – следствие утраты веры, которая является необходимым условием нравственности. Отсюда идеал человека – смирение, аскетизм, всепрощение.

Толстой утверждал, что начинать совершенствование общества необходимо с совершенствования человека. Для этого важно укреплять «Царство Божие” внутри него, умножать добро и действовать в согласии с принципом «непротивления злу насилием”.

       В своих работах Бердяев доказывал, что свобода человека есть мощь духа творить не из природного бытия, а из себя; необходимость же есть дурная, слабая свобода.

       Николай Александрович Бердяев (1874-1948) – русский религиозный философ. Во многих своих трудах пытался соединить философию христианства со средневековой мистикой, нигилизмом и оккультизмом.

       Постоянная тема его философствования – тема свободы. “Рыцарь свободного духа”, как он сам называл себя, считал свободу онтологической субстанцией бытия и отождествлял ее с сущностью человека.

       Основные философские произведения: «Философия свободы”, ”Смысл творчества”, ”Самопознание”.

Русский космизм связан с идеей единства человека и космоса, с возможностью их преображения, с утверждением христианской любви и божественной премудрости, с созданием гармоничного мира, который свободен от распада и уничтожения (Соловьев и Федоров).

О распространении деятельности человека на весь космос, овладении им пространством и временем с помощью науки и техники писали Вернадский и Чижевский.

Эсхатологическая философия возникает в России в связи с апокалиптическими настроениями и предчувствиями гибели западноевропейской культуры, глубоких потрясений в России, катастрофических последствий развития науки и техники (Соловьев, Леонтьев).

Оригинальное толкование Апокалипсиса с позиций активной эсхатологии дал Федоров. Он доказывал, что нельзя понимать конец мира как фатум. Это противоречило бы христианской идее свободы. Если человечество соединится для победы над смертью и всеобщего воскресения, то оно может избежать конца мира, страшного суда и ада перейти в вечную жизнь.

“Русская идея”

Русская идея – символ-понятие, означающее в самом широком смысле слова совокупность специфических черт, присущих рус. культуре и рус. менталитету на протяжении всей истории. В более узком смысле русская идея означает уровень национального самосознания в каждый данный момент истории. Именно Достоевский выразил эту «главную идею России”: «Русская идея – всеценность, всепримиримость, всечеловечность”.

В философии Вл. Соловьева и Н. Бердяева и др. идея об особой религиозно-исторической миссии России – быть примиряющим началом в вековом конфликте Запада и Востока, местом становления высшей истинной формы Православия как полноты христианской веры и жизни по Евангелию, где раскроются дремлющие возможности подлинно вселенского христианства, которое вберет в себя лучшее из христианских традиций разных стран, культур и эпох. Россия будущего признавалась местом становления вселенской христианской культуры, нужной для многопланового воздействия христианкой веры на культуру окружающего общества и, в частности, для поиска ответов на проблемы, возникшие на путях западного развития веры и культуры, не нашедшие там адекватного разрешения. В настоящее время с «русской идеей” нередко ассоциируют национализм и фашизм, но это более чем несправедливо по отношению к русской религиозной философии XIX - начала XX вв.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.0 (0.034 с.)