Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.



       Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? и что? Подлежащее отвечает на общий вопрос о чем (о ком) говориться в предложении? Например: Незримо по лесам поет и бродит осень. О чем говориться в этом предложении? – Об осени. Осень – подлежащее, обозначает предмет речи.

Иногда одного общего вопроса для выражения подлежащего недостаточно. Тогда он уточняется вопросами кто? или что?, помогающими найти в предложении слово в именительном падеже: В саду горит костер рябины красной. В этом предложении говориться о саде, о костре, о рябине. Чтобы выделить подлежащее, используем также вопросительное слово «что» вместе со сказуемым. Что горит? – Костер.

       Следовательно, подлежащим в этом предложении является слово «костер», образующее вместе со сказуемым грамматическую основу предложения.

       Подлежащее может быть выражено:

1) существительным в именительном падеже: лекция была очень интересной;

2) местоимением: личным (Он всегда добивался поставленной цели), отрицательными (Ничто не может помешать мне осуществить свою мечту), неопределенным (Кто-то уже готовил доклад на эту тему);

3) количественным числительным в именительном падеже: Десять – это четное число;

4) прилагательными и причастиями: Новое в жизни требует и новых названий. Присутствующие активно участвовали в голосовании;

5) неопределенной формой глагола: Любить природу – значит не только любоваться ее красотой, но и беречь ее;

6) синтаксически неделимыми словосочетаниями: Десять студентов отрабатывали практику в центральной городской больнице;

7) фразеологическим сочетанием: Кромешная мгла заполнила все помещение.

       Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи: И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.

       Различают глагольные, именное и наречное сказуемые.

       Глагольное сказуемое может быть выражено спрягаемой формой глагола или инфинитивом: Он читает. В состав глагольного сказуемого могут входить глаголы со значением начала, конца и продолжения действия: Он хочет читать. Она может выступить. Сын стал учиться в школе.

       Именное сказуемое может быть выражено именительным падежом существительного, местоимения, прилагательного, числительного: Мой друг – врач. Хорошая учеба – залог хорошей работы. Погода теплая. Эта ручка твоя. Это занятие второе.

       Наречное сказуемое может быть выражено наречием с разными лексическими значениями: Учиться интересно.

       В двусоставных простых предложениях состав сказуемого обычно находится после состава подлежащего: Бесконечная дорогауплывает лентой вдаль (С. Есенин).

Порядок слов в предложении, интонация, логическое ударение. Средства оформления предложения.

       Основными средствами оформления предложения являются порядок слов, актуальное членение предложения, интонация и логическое ударение.

       В русском языке нет строгих правил того, как члены предложения должны выстраиваться; порядок слов в предложении свободный. Порядок слов имеет синтаксическое, смысловое и стилистическое значение.

       Синтаксическая функция выражается в том, что бывают случаи, кода в зависимости от положения в предложении слово может быть определенным членом предложения. Сравните: Мать (подлежащее) любит дочь (дополнение). - Дочь (подлежащее) любит мать (дополнение); Приехал больной (определение) человек. - Человек приехал больной (именная часть составного именного сказуемого), Моя мама (подлежащее) - наша учительница (сказуемое). - Наша учительница (подлежащее) - м оя мама (сказуемое) и т.д.

       Стилистическое значение выражается в том, что если член предложения оказался в необычном месте, то он приобретает особую стилистическую окрашенность. Сравните: Ты пойдешь со мной. - Со мной пойдешь ты.

       При достаточном свободном порядке слов в русском языке все же выделяются прямой и обратный порядок слов.

       При прямом порядке слов члены предложения обычно располагаются так:

· в повествовательных предложениях за подлежащим следует сказуемое: Учительница проверяла наши контрольные работы.

· приглагольное дополнение следует за определяемым словом: Учительница проверяла наши контрольные работы.

· согласованное определение ставится перед определяемым словом: Учительница проверяла наши контрольные работы.

· несогласованное определение стоит после определяемого слова: Она купила платье в горошек.

· обстоятельства могут занимать различное положении в предложении: Вчера он пришёл домой поздно. Мы поедем завтра в деревню.

       Обратный порядок слов может быть любой, он используется для выделения нужных слов, тем самым достигается выразительность речи. Обратный порядок слов также называется инверсией.

       Интонация включает в себя мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр речи, логическое ударение. Она используется для выражение различных грамматических категорий или для выражения чувств говорящего. Выделяют различные виды интонации: вопросительную, восклицательную, перечислительную, выделительную, пояснительную и т.д.

       Логическое ударение - это ударение смысловое, оно может падать на любое слово в предложении, в зависимости от желания и задач говорящего. Оно выделяет в предложении самое главное.

       Вопросы для самопроверки:

1. Какие предложения называются простыми?

2. Что такое подлежащее?

3. Что такое сказуемое?

4. Что такое предложение? Предложения по цели высказывания. Предложения по интонации.

 5.Какие члены предложения являются главными? Что такое грамматическая основа предложения?

6. На какие вопросы отвечает подлежащее? Чем оно может быть выражено?

7. На какие вопросы отвечает сказуемое? Чем оно может быть выражено?

8. Что вы знаете о порядке слов в русском предложении? (В русском предложении порядок слов считается свободным.)

9. Какие изменения влечет перестановка членов предложения? (Всякая перестановка членов предложения связана с большим или меньшим изменением его значения или стилистических оттенков высказывания.)

10. Какую роль выполняет порядок слов в предложении и от чего зависит порядок слов? (Синтаксическую и стилистическую. Порядок слов зависит от цели высказывания.)

 

 

Практическое задание по теме  «Простое предложение. Предложение по цели высказывания. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Прямой и обратный порядок слов».

1. Выберите предложение с одной запятой:
а) В лесу и прохладно и красиво и спокойно.
б) Свет проникал в самую глубину ущелья и на дне реки разжигал костры из разноцветных камней.
в) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.

2. Какие предложения бывают по цели высказывания?
а) простые, вопросительные, восклицательные;
б) вопросительные, побудительные, повествовательные;
в) восклицательные, отрицательные. Повествовательные.

3. Какие предложения бываю по эмоциональной окрашенности?
а) восклицательные, невосклицательные предложения;
б) побудительные, отрицательные предложения;
в) восклицательные, вопросительные предложения.

4. Что является главными членами предложения?
а) подлежащее, сказуемое;
б) дополнение, определение;
в) сказуемое, обстоятельство.

5. Укажите предложение с одной запятой:
а) Сегодня у меня находка так находка.
б) Иван Никифорович был ни жив ни мёртв.
в) На листьях клёна блестят капли не то росы не то дождя.

6. В каком предложении составное именное является сказуемым?
а) Свет магически сверкал в свете шевелящихся звезд.
б) Особенно ясными стали для меня эти мысли после встречи с одним лесником.
в) Он часто приезжал сюда фотографировать птиц.

7. Выберите вариант, в котором объясняется постановка запятых:
Назывные предложения, как известно, часто встречаются в художественных текстах.
а) выделяются вводные слова;
б) Запятые не нужны!
в) выделяется уточняющее обстоятельство.

8. Укажите подлежащее в предложении На Муромской дороге стояли три сосны.
а) три сосны.
б) дороге.
в) стояли.

9. Выберите предложение, где вместо многоточия необходимо поставить запятую и тире:
а) Маша, моя сестра…студентка технического вуза.
б) Поселок, который расположился у подножия горы…был широко известным курортом.
в) Эти витязи морские… все ведь братья мне родные.

10. В каком предложении нужна запятая?
а) Светлыми звездами нежно украшена тихая зимняя ночь.
б) Ни свет ни заря мы были на ногах.
в) Солнце краснея на глазах торопилось к горизонту.

11. Выберите простое предложение:
а) Вечереет, небо на западе порозовело.
б) Офицер, ехавший верхом, натянул поводья, остановился на секунду и обернулся.
в) Отъехав от берега, я опустил вёсла, и меня понесло по течению.

12. Выберите односоставное предложение:
а) Оттуда несло запахом свежескошенной травы.
б) Мал золотник, да дорог.
в) Лишь самые выносливые смогли одолеть подъём на снежную вершину.

13. Выберите вариант с простым глагольным сказуемым:
а) Я буду учителем в вашей школе.
б) Мы предложили ему поиграть с нами.
в) Сирень начинает отцветать в начале лета.

14. В каком предложении не нужно ставить тире:
а) Цена человеку (1) дело его (Горький).
б) Окунь (1) рыба прожорливая (2) нахальная (Крутилин).
в) Пруд (1) как блестящая сталь (Фет).

15. Выберите вариант с составным глагольным сказуемым:
а) Я должен был признать свои ошибки.
б) Я пришел с вами поспорить.
в) Он просил приехать нас завтра.

16. В каком предложении между подлежащим и сказуемым не ставится тире?
а) Защищать свою страну долг каждого гражданина.
б) Бедность не порок.
в) Чтение книг полезное занятие.

17. Выберите вариант с составным именным сказуемым:
а) Я не мог оторвать глаз от убегающего лося.
б) Ящериц кругом было много.
в) Я хочу поговорить с ним об этом.

18. Выберите простое предложение:
а) Вечереет, небо на западе порозовело.
б) Офицер, ехавший верхом, натянул поводья, остановился на секунду и обернулся.
в) Он сел у окна, в котором виднелся холодный красный закат.

19. Укажите, где необходимо тире между подлежащим и сказуемым:
а) Умный смех как прекрасный источник энергии.
б) Читать значит узнавать много нового и интересного.
в) Бедность не порок.

20. Выберите односоставное предложение:
а) Оттуда несло запахом свежескошенной травы.
б) Волга – красивейшая река России.
в) Мал золотник, да дорог.

21. Выберите вариант с простым глагольным сказуемым:
а) Он собирается заниматься в новой спортивной школе.
б) Я буду учителем в вашей школе.
в) Мы предложили ему поиграть с нами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.017 с.)