Результаты психолого-педагогического обследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты психолого-педагогического обследования



Различия между обследуемыми детьми состоят в основном в характере познавательной деятельности: в принятии задания, способах выполнения (самостоятельно или при помощи взрослого), в обучаемости, интересе к результату. В соответствии с этим обследуемых детей можно разделить на четыре группы.

Первую группу (10-12 баллов) составляют дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослыми; не понимая цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания действовать адекватно.

Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии. Необходимо комплексное обследование.

Во вторую группу (13-23 балла) входят дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определенного искомого результата, поэтому для них характерными оказываются хаотические действия, а в дальнейшем - отказ от выполнения заданий.

В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание дети этой группы не могут, что свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности. Анализ группы позволяет говорить о необходимости использования других методов изучения с участием психоневролога.

Третью группу (24-33 балла) составляют дети, которые заинтересованно сотрудничают с взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие дети могут самостоятельно справиться с заданием, проявляя большую заинтересованность в результате своей деятельности.

Показатели детей этой группы говорят о том, что здесь могут оказаться дети с нарушениями слуха, зрения, локальными речевыми нарушениями, с минимальной мозговой дисфункцией и т. п.

Четвертую группу (34-40 баллов) составляют дети, которые с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно, действуя на уровне практической, а в некоторых случаях и на уровне зрительной ориентировки. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности. Эти дети, как правило, достигают хорошего уровня психического развития.

Приложение 2. Обследование состояния речевой деятельности ребенка 6-7-го годов жизни

I. Беседа по вопросам:

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Где ты живешь?

4. Где работает мама? Какие дома есть игрушки?

II. Обследование связной речи.

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Зайка и снеговик», «Лиса и вороны»

2. Составление рассказа по сюжетной картинке «Дождик»

III. Предметный словарь.

1. Название предметов и их частей по картинкам или по
предъявлению:

Человек (шея, лоб, брови, ресницы, щеки, ладонь, локоть, плечи, колени, локти, ногти);

Птица (клюв, крыло, перья, когти, лапки, хвост); Рубашка (петли, манжеты, воротник); Обувь (каблук, язычок, шнурок, подошва).

2. Обобщения. Назови одним словом:

платье, юбка, брюки, рубашка;

яблоко, груша, лимон, апельсин;

шкаф, стол, диван, кровать.

3. Детеныши животных. У кого кто:

у козы...,

у курицы...,

у кошки...,

у собаки...;

у лисы...,

у коровы...,

у волка...,

у лошади...;

у медведя...,

у зайца...?

4. Профессии.

Кто водит машину?

Кто разносит письма?

Кто продает продукты?

Кто стрижет волосы?

Кто шьет одежду?

Кто управляет самолетом?

Кто готовит пищу?

Кто рисует картины?

IV. Словарь признаков.

1. Подбор прилагательных к существительным.
Цыпленок какой?

Матрешка какая? Яблоко какое? Цветы какие?

2. Прилагательные, образованные от существительных.
Шкаф сделан из дерева. Значит, он какой?

Чемодан из кожи. Он какой? Варежки из шерсти... Конверт из бумаги... Ваза из стекла... Суп из курицы... Сок из моркови...

3. Употребление антонимов.

Этот мальчик веселый, а этот какой? Это белье сухое, а это какое? День светлый, а ночь... Этот карандаш длинный, а этот... Эта книга толстая, а эта...

V. Глагольный словарь.

Что делают:

рыба, птица, конь, собака, бабочка, змея; водитель, почтальон, продавец, парикмахер, швея, летчик, повар, художник?

VI. Грамматический строй речи.

1. Образование существительных во множественном числе в именительном и родительном падежах:

Стол - столы - столов

Ступ - стулья - стульев

Глаз -...

Ведро-...

Окно -...

Перо-...

Лев-...

Рог-...

Ухо -...

Дерево-...

2. Употребление простых и сложных предлогов (в, на, под, с, со, из, из-за, из-под, между).

3. Падежные конструкции.

Родительный падеж:

Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья?

Дательный падеж:

К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка?

Винительный падеж:

Кого ты видел в зоопарке? В цирке?

Творительный падеж:

Чем ты смотришь? Чем слушаешь?

Предложный падеж:

На чем катаются дети зимой?

VII. Состояние слоговой структуры слов.

Обязательным для проверки является следующий набор слов: январь, февраль, весна, грибы, вдвоем, птицы, четверг, блюдце, гнездо, квадрат, свинья, космонавт, аквариум, мотоцикл, стрекоза, снеговик, квартира, скворечник, хитрая, хлебница, велосипед, сахарница, треугольник, мизинчик, прилетели, выкрасилась, притворилась, художница, поросенок, конфетница, земляника, сковорода, мотоциклист, прямоугольник, температура, милиционер, водопроводчик, парикмахерская, ткачиха, хоккеист, библиотекарь.

Предложения:

Дети слепили снеговика (повторить три раза).

Милиционер стоит на перекрестке.

Водопроводчик чинит водопровод.

Фотограф фотографирует детей.

Саша сушила мокрое белье на веревочке.

VIII. Произношение и различение звуков.

С: сад,коляска, глобус.

Сь: беседка, василек, такси.

3: замок, зонт, Незнайка.

Зь: земляника, обезьяна, зима,

Ц: цапля,кольцо, индеец.

Ш: шашки, ошейник, карандаш.

Ж: живот, жук, лыжи.

Щ: щука, щенок, площадь.

Ч: чайник, печенье, мяч.

Л: лампа, волк, стол.

Ль: лейка, плита, соль.

Р: рак, марки, мухомор.

Рь: река, пряники, фонарь.

Й: лейка, яблоко, еж, крылья.

К: куртка, скрипка, шкаф.

Г: грядка, грелка, виноград.

X: хлеб, ткачиха, петух.

Повторить предложения:

У сома усы.

У Зины зонт.

Кузнец кует цепь.

Шапка да шубка - вот вам и Мишутка.

У ежа ежата.

Дятел долбит ель.

К нам во двор забрался крот.

Майя и Юля поют.

IX. Фонематическое восприятие (анализ звукового состава слова).

1. Выделение первого ударного гласного в словах утка, Оля, Аня.

2. Выделение первого согласного в словах палка, танк, мак.

3. Выделение последнего согласного в словах суп, мак, кот, сом.

4. Отбор картинок только со звуком М: рыба, мак, лопата, лампа, носки, морковь, дом, ком.

5. Отбор картинок со звуками С-3: коляска, арбузы, сосиски, смородина, зуб, суп, зайка, коса, коза.

6. Подбор картинок на любой дефектный звук.

7. Повторить слоги и слова:

та - да - та, кот - год - кот;

ка - га - га, том - дом - ком;

па - па - ба, удочка - уточка.

X. Состояние артикуляционного аппарата.

Губы, зубы, небо, язык (объем и качество движений языка), уздечка (норма, укороченная).

XI. Состояние общей и мелкой моторики (ведущая рука)

XII. Особенности состояния психических и волевых процессов (контактность, внимание, память, усидчивость, работоспособность).

XIII. Заключение логопеда

XIV. Рекомендации

Приложение 3. Успешное формирования процесса чтения

Успешное формирование процесса чтения возможно лишь при наличии четкого образа звука, который не смешивается с другими ни по слуху, ни артикуляторно. Логопедическую работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов.

I этап. Узнавание неречевых звуков.

II этап. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса.

III этап. Различение слов, близких по звуковому составу.

IV этап. Дифференциация слогов.

V этап. Дифференциация фонем.

VI этап. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

В логопедической работе на VI этапе по развитию фонематического анализа и синтеза имеется определенная последовательность.

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т. е. определения наличия звука в слове. Например: определить, есть ли звук б в словах бык, пампа, батон, побик, папка, бритва.

2. Вычленение звука из начала и конца слова. При формировании указанного действия предлагаются следующие задания: определить в слове первый звук; определить место звука в слове.
Например: определить, какой первый звук в слове сыр, последний звук в слове малыш; определить место звука р в слове марка (в начале, в середине или конце слова);

а) вычленение первого ударного гласного из слова. Например: определить первый звук в словах оспик, Аня;

б) вычленение первого согласного из слова. Например: подобрать картинки, названия которых начинаются с заданного звука;

в) определение конечного согласного в слове. Надо начать с закрытых слогов: ам, уп и т. п., затем - сам, суп и т. д.;

г) определение места звука в слове (начало, середина, конец).

3. Определение последовательности звуков в слове. Например: книга - к - 1-й звук; н - 2-й звук; и - 3-й звук; г - 4-й звук; а - 5-й звук.

Формирование функций фонематического анализа проходит в три этапа,

I этап - формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, на внешние действия.

II этап - формирование действия фонематического анализа в речевом плане.

III этап - формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

4. Определение количества звуков в слове. Например: луг – 3 звука, замок5 звуков и т. п.

5. Определение места звука по отношению к другим звукам (какой звук слышится в слове перед и после данного звука). Например: после какого звука слышится м в слове рама! Перед каким звуком?

Приложение 4. Преодоление нарушений слоговой структуры слова

При обследовании у ребенка выявляются трудности в произношении слов сложной слоговой структуры. Может нарушиться порядок слогов, звуков.

Ниже предлагаем последовательность работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова, над слоговым анализом и синтезом.

1. Двусложные слова из открытых слогов:

□ O □ О дыня, сова, коза.

2. Трехсложные слова из открытых слогов:

□ O □ O □ O мимоза, малина.

О □ O □ О утята, ягоды.

3. Односложные слова из закрытого слога:

□ О □ лев, сом, гусь.

4. Двусложные слова с закрытым слогом:

□ О □ О □ совок, бидон.

О □О □ утюг.

□ О О □ паук.

5. Двусложные слова со стечением согласных в начале, середине, конце слова.

□ □О □ О плита.

□ О □ □ О ручка.

О О □ □ аист.

6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:

О □ □ О □ альбом.

□ О □ □ О □ фонтан.

□ □ О □ О □ глобус.

7. Трехсложные слова с закрытым слогом:

□ О □ О □ О □ молоток.

О □ О □ О □ ученик.

8. Трехсложные слова со стечением согласных.

О □ □ О □ О яблоко.

□ O □ O □ □ О капуста.

□O □ □ O □ □ O перчатки,

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:

О □ О □ □ O □ апельсин.

□ O □ O □ □O □ будильник.

□ О □ О □ □ O □ виноград.

10.Трехсложные слова с двумя стечениями:

□ О □ □ О □ □ О петрушка.

□ □ О □ О □ □ О скамейка.

11. Односложные слова с двумя стечениями согласных в начале или конце слова:

□ □ O □ град.

□ О □ □ кекс.

12. Двусложные слова с двумя стечениями согласных:

□ □О□ □O бритва.

13. Четырехсложные слова из открытых слогов:

□O□O□O□О кукуруза.

Приложение 5

Рис. 1

Рис.2

Рис. 3

Рис. 4

 

Рис. 5

Рис.6

Рис.7

Рис. 8

Рис. 9

Рис.10

Рис.11

Рис.12

Рис. 13

Рис. 14

Приложение 6.

1. Дом. 2. Аист. 3. Гусь. 4. Маяк 5. Часы. 6. Утюг. 7. Лист. 8. Лампа. 9. Сумка. 10. Пенал.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Приложение 7. Развития изобразительных способностей, графических навыков образной памяти, зрительно-моторной координации

Для рекомендуется развития изобразительных способностей, графических навыков образной памяти, зрительно-моторной координации включать в коррекционные занятия рисунки-схемы. Данная методика применяется в работе с детьми, которым исполнилось 6 лет. Рисунки выполняются карандашами или фломастерами. С целью овладения детьми пропорциональным соотношением между размером рисунка и пространством листа рекомендуется выполнять первые 15 рисунков на 1/4 альбомного листа, остальные 15 - на 1/2 альбомного листа.

Ход работы с рисунком-схемой

Задание. Быстро нарисовать рисунок цветными мелками на доске.

Дать детям установку: «Смотрите, что я рисую, потом сотру, будете рисовать самостоятельно то, что запомнили ваши глазки».

Стираем все, что внутри рисунка, оставляя контур (если у детей возникают трудности при срисовывании, на первых порах разрешается наиболее слабым детям обводить мелком контур рисунка на доске).

Если ребенок восстанавливает рисунок по памяти - замечательно! Если нет - дайте возможность проявиться собственной фантазии ребенка и раскрасить рисунок-схему, используя свой творческий потенциал. Поощряйте детей, хвалите.

После окончания работы с рисунками-схемами каждый ребенок вырезает несколько лучших своих работ и наклеивает на большой лист ватмана. Это общее красивое панно, составленное из детских рисунков, и является итогом работы с рисунками-схемами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. М., 1950.

2. Городилова В. И., Кудрявцева М. 3. Чтение и письмо. Спб., 1997.

3. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1953.

4. Зайцев В. И. Резервы обучения чтению. М., 1991.

5. Иваненко С. Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения. М., 1984.

6. Иваненко С. Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжелых нарушениях речи. М., 1987.

7. Каше Г. А., Никашина Н. А., Шуйфер Р. И., Евлахова Э. А. Исправление недостатков произношения, чтения, письма у учащихся. М., 1960.

8. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. Спб., 1997.

9. Лалаева Л.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. Спб., 1998.

10. Ляудис В. Я., Негуре И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М., 1994.

11. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения письма у детей. Спб., 1995.

12. Овчарова Т. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.

13. Садовников И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995.

14. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и игра: русский язык. Ярославль, 1997.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.091 с.)