Лекция 7. Нормативно-правовые и экономические механизмы обеспечения экологической безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 7. Нормативно-правовые и экономические механизмы обеспечения экологической безопасности



Жизненный цикл техногенных объектов

Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Оценка воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При проведении оценки воздействия на окружающую среду необходимо исходить из потенциальной экологической опасности любой деятельности (принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности).

Проведение оценки воздействия на окружающую среду обязательно на всех этапах подготовки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность до ее представления на государственную экологическую экспертизу (принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы).

Обеспечение участия общественности, в том числе информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее привлечение к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду, осуществляется на всех этапах оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.

Исследования по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности включает следующее:

- определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказа от деятельности);

- анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);

- выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;

- оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);

- определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;

- оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;

- сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально - экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта, предлагаемого для реализации;

- разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) проводится экспертной комиссией. Экспертом государственной экологической экспертизы является специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу

Объектами государственной экологической экспертизы могут быть любые проектные и предпроектные документы, нормативно-техническая документация на создание новой техники и технологии, выпускаемой продукции, на используемые в производстве сырье, материалы и вещества, на работающее оборудование и действующие предприятия, а также проекты стандартов и нормативов.

Принципами государственной экологической экспертизы являются обязательность се проведения до принятия решения о реализации объекта экспертизы, научная обоснованность, объективность и законность ее выводов, независимость и в неведомственность ее экспертов, широкая гласность и участие общественности, а главное, презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также ответственность участников экспертизы за качество ее проведения. Принципы предварительного проведения государственной экологической экспертизы, как правило, позволяют еще на стадии планирования и проектирования выявить допущенные ошибки, оценить их последствия и дать рекомендации по их устранению. Финансирование работ по реализации всех проектов и программ открывается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Еще более глубоким и объемным вариантом проведения экспертизы в последние годы служит оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Здесь учитывается даже трансграничный перенос загрязняющих веществ, информации, энергии и др.

Основной вопрос, на который должна ответить государственная экспертиза, — это возможность реализации проекта.

Экологический мониторинг

Мониторингом называют систему повторных наблюдений одного или более элементов окружающей природной среды в пространстве и во времени с определёнными целями и в соответствии с заранее подготовленной программой.

Мониторинг включает следующие основные направления деятельности:

- наблюдения за факторами, воздействующими на окружающую природную среду, и за состоянием среды;

- оценку фактического состояния природной среды;

- прогноз состояния природной среды. И оценку этого состояния.

Таким образом, мониторинг – это многоцелевая информационная система наблюдений, анализа, диагноза и прогноза состояния природной среды, не включающая управлением качеством окружающей среды, но дающая необходимую информацию для такого управления.

Основные задачи экологического мониторинга:

- научно-техническое обеспечение наблюдения, оценки прогноза состояния окружающей среды;

- наблюдения за источниками поступления загрязняющих веществ и уровнем загрязнения окружающей среды;

- выявление источников и факторов загрязнения и оценки степени их воздействия на окружающую среду;

- оценка фактического состояния окружающей среды;

- прогноз изменения состояния окружающей среды и пути улучшения ситуации.

Классификация мониторинга:

- по масштабам наблюдения – глобальный (ГСМОС – глобальная система мониторинга окружающей среды), национальный, региональный, локальный, детальный (в переделах одного предприятия);

- по объектам наблюдения – атмосферного воздуха, подземных и поверхностных водных объектов, геологической среды (почвы и грунты), биологический мониторинг, мониторинг снежного покрова, мониторинг радиационного фона;

- по уровню загрязнения объектов наблюдения – фоновый (базовый) и импактный (ориентирован на источник загрязнения);

- по факторам и источникам загрязнения – инградиентный (физические воздействия – шум, вибрация и т.п.) и ингредиентный (отдельного загрязняющего вещества.);

- по методам наблюдения (контактные и дистанционные методы).

В санитарно-гигиеническом мониторинге обычно используют:

- комплексные оценки санитарного состояния природных объектов по совокупности измеряемых показателей;

- индексы загрязнений.

Общий принцип расчета индексов загрязнений следующий: вначале определяется степень отклонения концентрации каждого загрязняющего вещества от его ПДК, а затем полученные величины объединяются в суммарный показатель, который учитывает воздействие нескольких веществ.

В настоящее время создается Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), назначение которой – выдача объективной комплексной информации о состоянии окружающей природной среды.

ЕГСЭМ включает мониторинги:

- источников антропогенного воздействия на окружающую среду;

- загрязнения абиотической компоненты окружающей природной среды;

- загрязнения биотической компоненты природной среды.

В рамках ЕГСЭМ предусмотрено создание экологических информационных служб.

Для управления качеством окружающей природной среды важно не только владеть информацией о ее состоянии, но и определять ущербы от антропогенных воздействий, экономическую эффективность, природоохранных мероприятий, владеть экономическими механизмами охраны окружающей природной среды.

Экологический контроль

 

Экологический контроль – это проверка соблюдения хозяйствующими субъектами, гражданами, государственными органами и органами местного самоуправления требований экологического законодательства.

Экологический контроль является гарантией выполнения природоохранных мероприятий и реализации регулирующих эти мероприятия норм, способом обеспечения законности, необходимым условием привлечения виновных лиц к юридической ответственности.

Различают следующие виды экологического контроля:

‒ государственный (государственными инспекторами);

‒ производственный (силами предприятия);

‒ общественный (общественными организациями).

Данные виды контроля имеют общую цель – обеспечение рационального использования природных ресурсов и качества окружающей природной среды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.011 с.)