Ценностные ориентиры содержания курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценностные ориентиры содержания курса



Рабочая программа

 по внеурочной деятельности

 

«Введение в экологию.

Наша прекрасная планета»

 

Класс

Программу составила

 учитель начальных классов

 –Акиева О.Н.

 

 

 

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по учебным

предметам начального общего образования Министерства образования и науки РФ 2011г., с учетом требований ФГОС начального общего образования

Составители (авторы): Е.С. Савинова

Год издания программы: 2013

Учебник (учебное пособие): « Введение в экологию. Наша прекрасная планета»

Автор учебника (учебного пособия): Воробьева Е.С.

Год издания: 2012

По учебному плану: всего – 34 часа в год; в неделю -1 час

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

    Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373. При составлении программы учтены рекомендации, изложенные в методических материалах по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. В программе использованы материалы «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа» (авт. Е.С.Савинова).

    Современный этап развития природы и общества характеризуется усилением антропогенного воздействия на окружающую среду, обусловленного демографическим прессом и ускорением научно технических преобразований во всех сферах общественной жизни. В этих условиях формирование экологического мировоззрения личности и общества становится основой успешного решения практических задач экологии: сохранение видового разнообразия и естественных природных ландшафтов, уменьшения техногенной нагрузки и загрязнения окружающей среды и др.

    Экологическое мировоззрение предполагает ответственное отношение к окружающей среде, соблюдение нравственных принципов и правовых норм природопользования, пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы.

Формирование экологического мировоззрения – фундаментальная цель современного экологического образования, которое базируется на основных представлениях современной естественно-научной картины мира:

- представлении о целостности окружающего мира как системы;

- представлении о ценностном отношении к окружающему миру природы, человеку и результатам его практической и интеллектуальной деятельности;

- представлении об эволюционном развитии окружающей природы;

- экоцентрическом экологическом сознании.

    Взаимоотношения природы и общества неразрывно связаны с межличностными, социальными и производственными отношениями и охватывают все сферы сознания: научную, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую. Таким образом, организация взаимосвязанной исследовательской, творческой и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и оптимизацию отношений между природой и человеком, выступает необходимым условием экологического образования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

    Целью реализации курса «Введение в экологию» в начальной школе является формирование экологического сознания и экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста:

- формирование системы знаний об элементарных закономерностях развития природы и общества, экологических проблемах современности и путях их разрешения;

- воспитание ценностного отношения природе, окружающей среде, формирование потребностей и навыков экологически целесообразного поведения и деятельности по охране окружающей среды;

- развитие системы познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий, творческой самостоятельности и социальной активности учащихся, способствующих освоению доступных способов изучения природы и общества и организации экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.

 

    Основными задачами экологического образования в начальной школе являются:

- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни;

- формирование элементарных знаний об окружающем мире как системе; о единстве и взаимосвязях компонентов природы; факторах окружающей среды, влияющих не развитие живых организмов; влиянии человека на природу, традициях нравственно-этического отношения к природе, нормах экологической этики и экологического права, нормах здоровьесберегающего поведения в природной и социальных средах;

- формирование гуманистического миропонимания, усвоение идей ценности жизни и сохранения биологического разнообразия для безопасного и устойчивого развития природы и

общества;

- воспитание ценностного отношения к природе и всем формам жизни, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей;

- воспитание эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; умения видеть, беречь и создавать прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и городском ландшафте;

- формирование на основе личностных ориентаций навыка экологически целесообразного и здоровьесберегающего поведения, готовности к активной деятельности по улучшению состояния окружающей среды;

- развитие у обучающихся начал системного мышления, умений выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире, анализировать и обобщать полученную информацию;

- развитие простейших исследовательских навыков, практических умений в экологически ориентированной деятельности;

- усвоение позитивных образцов взаимодействия с природой, расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях (в том числе в семье при поддержке родителей (законных представителей);

- формирование первоначального опыта участия в экологических проектах, природоохранительной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.

 

    Особенности содержания предлагаемой программы:

- формирование экологического стиля мышления и эмоционально-нравственного отношения обучающихся к окружающей среде в соответствии с конкретными знаниями о природе;

- практический, деятельностный подход к освоению системы экологических знаний;

- включение элементов опережающего обучения естественно-научных курсов как подготовка к усвоению системы знаний о природе.

 

    В процессе реализации содержания курса «Введение в экологию» могут применяться различные формы организации занятий: экскурсии, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, экологическое и социальное проектирование.

    Рекомендуемые виды совместной деятельности педагога и обучающихся:

- художественное творчество (изобразительная и декоративно-прикладная деятельность, художественное фотографирование);

- трудовая и природоохранительная деятельность (обучение детей уходу за растениями и животными в уголке живой природы, на пришкольном участке, изготовление совместно с родителями (опекунами) и социально значимыми взрослыми кормушек для птиц, ограждений для муравейников и т.п.);

- исследовательская деятельность (совместное наблюдение за природными явлениями и объектами природы в уголке живой природы, на пришкольном участке, во время прогулок и экскурсий; постановка элементарных экологических опытов);

- проектировочная деятельность (подготовка, презентация, практическая реализация проектов экологической направленности);

- игровая деятельность (дидактические, развивающие, сюжетные, подвижные игры экологической тематики);

- организация литературных и экологических праздников, участие в выставках, конкурсах рисунков экологической тематики.

 

    Направленность содержания курса 1 класса «Наша прекрасная планета» - формирование эмоционально-ценностного отношения к природе, ознакомление с разнообразием мира природы, выявление элементарных связей между объектами и явлениями неживой и живой природы и человеком.

 

    Содержание программы раскрывается в следующих темах: «Природа - наш общий дом», «Мир живой природы», «Природа и человек». Учащиеся знакомятся с неповторимым миром природы нашей планеты, разнообразием условий и форм жизни, получают начальное представление об экологических факторах и их влиянии на развитие живой природы.

    Все содержание программы раскрывается на личностно-ценностном для детей младшего школьного возраста материале, включающем наблюдения в природе и опыты, иллюстрирующие изучаемые природные явления и закономерности.

    Содержание учебного материала и характер познавательной деятельности обеспечивает яркую эмоциональную окрашенность обучения, сопровождающего эмоциями удивления, радости, восхищения. В организации занятий преобладающими видами деятельности являются дидактические игры, изобразительная деятельность, разнообразные наблюдения и простейшие опыты, продуктивная деятельность экологической направленности.

    Во 2 и 3 классах обучающиеся знакомятся с жизнедеятельностью растений и животных во взаимосвязи с условиями окружающей среды.

    Содержание программы 2 класса «Зеленый наряд планеты» представлено темами «Растение – живой организм», «Условия среды обитания растений», «Растения и человек».

    В 3 классе программа «Удивительный мир животных» объединяет следующие темы: «Приспособленность животных к условиям обитания», «Взаимоотношения в мире животных», «Животный мир планеты», «Взаимоотношения человека и животных». Первоначальные представления учащихся о разнообразии мира растений и животных на Земле, полученные ранее при изучении других естественно-научных учебных дисциплин и курсов, расширяются, углубляются и наполняются экологической составляющей. Черты приспособленности растений и животных к условиям окружающей среды раскрываются на фоне постоянно возрастающего влияния человека на естественную среду обитания живых организмов. Включение в программу информационного и исследовательского компонентов, посвященных природе своей местности, нацелено на усиление личностной значимости изучаемого материала, формирование ценностного отношения к родному краю и его природе, потребности в созидательной деятельности экологической направленности в пространстве своего дома, двора, образовательного учреждения, населенного пункта.

    Содержание курса отличается акцентуализацией на формирование ценностного и ответственного отношения младших школьников к окружающему миру природы. Среди видов познавательной деятельности возрастает роль наблюдений в природе, экологических исследований на доступном для учащихся материале, практическая деятельность (уход за растениями и животными в живом уголке, на пришкольном участке, в экологическом центре), продуктивная природоохранительная деятельность.

    Содержание курса 4 класса «Человек на планете Земля» ориентировано на формирование у младших школьников установки на экологически целесообразное поведение, экологически целесообразное поведение, экологически безопасный и здоровый образ жизни, активную деятельность по сохранению и улучшению состояния окружающей среды. Учащиеся в процессе освоения материала, представленного темами «Человек и хозяйственная деятельность», «Загрязнение и охрана окружающей среды», «Организация охраны природы», рассматривают хозяйственную деятельность людей в контексте рационального и экологически целесообразного природопользования. В содержание включен материал о глобальных и региональных экологических проблемах, экологическом равновесии, губительных последствиях нарушения сложившихся в природе связей из-за необдуманной деятельности людей. Школьники знакомятся с экокультурными традициями народов России и других стран, этическими и правовыми нормами взаимоотношений человека и природы, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

    Значительную роль в проведении занятий отводится проектировочной деятельности обучающихся, способствующей трансформации экологических знаний и ценностных ориентаций в устойчивые убеждения, мотивы поведения и потребности.

    Освоения программного материала курса «Ведение в экологию» предполагает реализацию педагогических принципов:

1) принципа научности, предъявляющего требования к содержанию учебного материала, отражающего современный уровень развития науки с использованием современной терминологии, понятий и фактов, и педагогическим технологиям, соответствующим как закономерностям возрастного развития школьников, так и условиям осуществления учебно-воспитательного процесса;

2) принципа сознательности и активности, ориентирующего на формирование осознанного отношения школьников к предстоящей деятельности, ее целям и результатам, активизацию волевых и интеллектуальных усилий при решении исследовательских и практических задач, формирование навыков самоанализа и планирования своих действий;

3) принципа системности и последовательности, который обеспечивается механизмом преемственности между целями, содержанием отдельных звеньев программы, содержанием образовательно-развивающей практики, технологиями формирования экологической культуры в системе общего образования учащихся;

4) принципа доступности, индивидуализации и вариативности, который обеспечивается дифференцированием содержания образования, средств и форм организации процесса обучения в зависимости от возрастных, физических и интеллектуальных возможностей школьников, направленности интересов детей, вида учебного учреждения и материально-технической оснащенности учебного процесса, физико-географических особенностей региона;

5) принципа прочности и прогрессирования, направленного на перевод содержания образования в элементы личностного опыта учащихся с последующей реализацией полученных теоретических знаний и практических умений в планировании и осуществлении экологически грамотной и целесообразной деятельности в течение всей жизни;

6) принципа положительного эмоционального фона обучения. Способствующего формированию у обучающихся позитивного отношения к окружающей действительности;

7) принципа творческой направленности, ориентирующего педагогический процесс на формирование у учащихся потребности в продуктивной деятельности, создание на основе приобретенного витагенного опыта нового продукта;

8) принципа диалогического общения, предусматривающего организацию учебного процесса средствами свободного, равноправного межсубъектного взаимодействия, играющего большую роль в формировании ценностных отношений младших школьников.

Результаты освоения курса

«Введение в экологию»

 

Освоение содержания курса «Введение в экологию обеспечивает в сфере личностных результатов ценностно-смысловые ориентации обучающихся:

- формирование основ российской гражданской идентичности и экологической культуры обучающихся, ценностного отношения к окружающему миру, природе России и родного края, экокультурным традициям своего народа;

- развитие начальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе в процессе игровой, учебной, творческой и трудовой деятельности;

- понимание мотивов собственных поступков и поступков окружающих людей, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- ориентация в содержании и составляющих экологически целесообразного поведения и здорового образа жизни;

- установка на экологически целесообразное поведение, экологически безопасный и здоровый образ жизни, активную деятельность по сохранению и улучшению состояния окружающей среды, сохранению и укреплению своего здоровья;

-развитие эстетических чувств на основе изучения природы своей страны, родного края.

     

    В сфере метапредметных результатов изучения курса способствует формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебные цели и задачи, выделенные при сотрудничестве с учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- планировать свои действия в соответствии с условиями реализации поставленной задачи;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи;

-организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности;

- различать способ и результат действия;

-осуществлять итоговый контроль и контроль результатов на каждом этапе решения поставленной задачи;

- анализировать и объективно оценивать правильность своих действий, соответствие полученных результатов требованиям поставленной задачи;

-адекватно воспринимать предложения и оценочные суждения учителей. Одноклассников, родителей и других людей;

-корректировать свои действия в зависимости от характера сделанных ошибок;

- использовать предложения и оценки учителей, одноклассников, родителей и других людей для улучшения результата.

 

Познавательные универсальные учебные действия:

- владеть начальными формами исследовательской деятельности – осуществлять поиск, анализ, отбор и фиксацию (запись) необходимой информации для решения задачи с использованием учебной и справочной литературы, электронных и цифровых информационных ресурсов, интернет-ресурсов;

-соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

- владеть навыками смыслового чтения тексов различных стилей и жанров, постановки вопросов и построения рассуждений в соответствии с учебными задачами и задачами коммуникации;

-планировать и осуществлять наблюдения, выполнять необходимые измерения и фиксировать их результаты, в том числе инструментов ИКТ;

- владеть логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, сравнения и классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления аналогий, причинно-следственных связей в окружающем мире. В том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;

- осознано конструировать речевые высказывания и тексты в соответствии с учебными задачами и задачами коммуникации;

- владеть разнообразными способами решения поставленной задачи;

 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-выстраивать психологически комфортные взаимоотношения с окружающими людьми независимо от их социальной и национальной принадлежности;

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, находить с ними общий язык и общие интересы;

- владеть речевыми средствами коммуникации, адекватно коммуникативно строить монологическое высказывание, вести диалог;

- соблюдать нормы этики и этикета в ситуациях общения и взаимодействия;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, находить конструктивное решение в ситуации столкновения мнений и интересов;

- излагать собственное мнение и позицию в форме, понятной собеседнику, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- использовать навыки коллективного общения и взаимодействия в процессе игровой, творческой и практической деятельности, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Содержания программы

 

В результате изучения курса «Введение в экологию» обучающиеся при получении начального общего образования:

- получат возможность расширить, систематизировать и углубить представления о взаимосвязях природных и социальных объектов и явлений как компонентах целостной системы окружающего мира;

- овладеют основами практико-ориентированных знаний об элементарных закономерностях развития природы и общества, экологических проблемах современности и путях их разрешения;

- приобретут опыт эмоционально-чувственного, личностного отношения к окружающему миру;

- начнут осваивать способы изучения природы и общества (наблюдения в природе, экологические опыты);

- научатся устанавливать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и понимать неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;

- получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы экологически целесообразного и безопасного поведения в окружающей природной и социальной среде.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс – «Наша прекрасная планета»

Введение

Дом, в котором мы живем

Где мы живем? Дом, родной дом. Дома городские и сельские. Чистота и порядок в доме. Действия, необходимые для сохранения чистоты и порядка в квартире, в доме. Хозяйское отношение к дому.

Земля – общий дом для всех живых организмов. Первый полет человека вокруг Земли, вид планеты из космоса. Красота и неповторимость природы Земли. Хозяйское отношение к природе.

Природа- наш общий дом

Природа нашей планеты

Тела неживой природы. Тела живой природы. Появление и развитие жизни на Земле: облик планеты до появления живых организмов; первые живые организмы на Земле; древние растения и животные. Растения и животные, сохранившиеся на нашей планете с древних времен, особенности их среды обитания, необходимость охраны. Папоротники и черепахи – примеры организмов древних времен. Наблюдения за жизненными процессами, особенности содержания и ухода.

Солнышко лучистое

Солнце в жизни природы и человека. Природные явления, связанные с Солнцем. Солнце – источник тепла и света. Различия в количестве солнечного тепла на поверхности планеты. Приспособленность растений и животных к разному количеству света и тепла. Солнце – символ тепла и заботы. Заботливое отношение человека к миру живой и неживой природы, к окружающим людям.

Воздух-невидимка

Воздух – основа жизни. Приспособленность растений и животных к получению кислорода. Чистый воздух – важное условие сохранения здоровья. Как загрязняется воздух. Источники загрязнения воздуха на примере своей местности. Как сохранить чистоту воздуха. Растения – природные фильтры. Зеленые насаждения в городе, содержание комнатных растений в жилых помещениях. Уход за комнатными растениями.

Где жить лучше?

Условия, необходимые для жизни живых организмов. Различия в условиях жизни на Земле. Среда обитания. Приспособленность растений и животных к условиям среда обитания. Наблюдения за растениями и животными в естественной для них среде обитания. Необходимость сохранения естественной среды обитания растений и животных.

Природа – наш общий дом

Природа – общий дом для всех живых организмов. Лес, пруд – дом для животных. Человек в природе: в лесу, у водоема. Правила поведения в природе. Экология – наука о нашем общем доме – природе.

Мир живой природы

Мир живой природы

Живые организмы – тела живой природы. Царства живой природы: растения, животные, грибы и растения. Экологические «профессии» живых организмов: производители, потребители, разрушители. Взаимосвязь между живыми организмами. Наблюдения за связями между живыми организмами в природе или на примере живого уголка.

Зеленый наряд планеты

Растения: почему мы их так называем. Красоты и многообразие мира растений. Растения дикорастущие и культурные. Леса – богатства нашей планеты. Сколько лет «растет» лес. Необходимость охраны лесов. Меры по сохранению редких и исчезающих видов растений. Охраняемые виды растений своей местности. Уход за растениями дома, в классе, на пришкольном или садовом участке.

Эти удивительные животные

Многообразие мира животных. Животные рядом с нами: в квартире, в парке, в лесу. Редкие и исчезающие виды животных. Охрана животных. Охраняемые виды животных своей местности. Наши домашние любимцы. Правила содержания и ухода за животными (дома, в живом уголке).

Грибное царство

Грибы – живые организмы. Сходства грибов с растениями и животными. Роль и значение грибов в природе, для человека. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

А что у вас на обед?

Взаимоотношения растений и животных. Пищевые связи между живыми организмами. Пищевые цепи. Наблюдение за пищевыми связями в сообществе живых организмов: экскурсия в парк, наблюдение за обитателями аквариума, живого уголка.

Это наш уютный дом, хорошо живется в нем!

Взаимоотношения растений и животных. Использование животными растений для создания

жилищ и укрытий (гнезда птиц, муравейники, укрытия из листьев для личинок насекомых и пр.).

рол растений в создании благоприятных условий для жизни животных и других растений – защита

от солнца, ветра, дождя. Наблюдения в природе: животные и их жилища.

Природа и человек

Человек – часть природы

Человек – живой организм, часть природы. Признаки, объединяющие человека с живой природой и отличающие его от других живых организмов (биологические и социальные признаки и свойства человека). Природа и человек. Зависимость человека от живой и неживой природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов природы посредством практической деятельности. Влияние деятельности человека на природу (на примере своей местности), природоохранительная деятельность человека. Личный вклад каждого человека в сохранение природы.

Мир родного края

Родина, родной край. Природа родного края: объекты неживой и живой природы. Красота родного края, природные и исторические достопримечательности. Забота о Родине, родном крае – долг и жизненная необходимость каждого человека.

2 класс – «Зеленый наряд планеты»

Растение – живой организм

Есть ли у растений дом?

Среда обитания растений. Условия среды обитания растений. Экологическая ниша. Экология растений – наука о взаимоотношении растений и среды обитания. Экскурсия на пришкольный участок, в дендрологический парк, ботанический сад и т.п.

Тепло – холодно

Тепло в жизни растений. Изменение количества тепла в течение суток. Количество тепла в разные сезоны года. Влияние температуры на распространение растений. Как помочь теплолюбивым растениям пережить холода и заморозки. Наблюдение и уход за комнатными растениями.

Воздействие на растения высоких и низких температур. Приспособленность растений к высоким и низким температурам, сезонным колебаниям температур. Покой растений. Работа с гербарием: экологические особенности растений тундры. Красота и ранимость растительного мира тундры. Хозяйственная деятельность человека в тундре, ее последствия.

Растения – дети Солнца

Свет в жизни растений. Различия в условиях освещенности разных сред обитания растений. Влияние света на рост и развитие растений. Приспособленность растений к условиям недостаточного и избыточного количества солнечного света. Листовая мозаика. Фотопериодизм. Растения – биологические часы. Как выбрать правильное место для выращивания растений. Наблюдение и уход за комнатными растениями.

На свету и в тени

Экологические группы растений по отношению к свету; их особенности. Растения светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые. Экологические особенности растений лесов и открытых пространств суши. Экскурсия на пришкольный участок, в дендрологический парк, ботанический сад и т.п. хозяйственная деятельность человека в лесной зоне и степи, ее последствия.

Этажи леса

Лес как сообщество. Ярусность в растительных сообществах. Наблюдение за ярусностью растительных сообществ на примере пришкольного участка, парка, участка леса. Смена лиственных и хвойных лесов. Роль леса в сохранении чистоты воздуха. Сокращение площади лесов на планете. Леса родного края. Меры по сохранению лесов.

Как растения добывают воду?

Вода в жизни растений. Как растения получают воду? Приспособленность растений к условиям недостатка воды, сезонным изменениям увлажненности территории. Работа с гербарием: экологические особенности растений засушливых мест обитания (степей или пустынь по выбору учителя). Значение воды как экологического фактора в распространении растений. Наблюдение и уход за комнатными растениями.

Где вода – там и верба

Экологические группы растений по отношению к водному режиму и их особенности. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Совместное воздействие влажности и температуры на развитие растительного покрова. Как помочь растениям пережить недостаток влаги? Правила полива растений. Наблюдение и уход за комнатными растениями, растениями пришкольного участка.

В царстве водяного

Растительные сообщества увлажненности территорий. Знакомство с растениями водоемов (рек, озер, болот – по выбору учителя), в том числе на примере своего родного края. Приспособленность растений к условиям избытка воды. Экологические особенности растений болот и водоемов. Роль водоемов и болот в формировании микроклимата территории. Последствия осушения болот. Наблюдение за водными растениями (растения аквариума).

Нужен ли растениям воздух?

Воздух в жизни растений. Опыление растений и распространение семян с помощью ветра. Дыхание растений. Ограничения в количестве растений, выращиваемых в жилом помещении. Определение загрязнения воздуха по растительному покрову. Наблюдение и уход за комнатными растениями пришкольного участка.

Животные и растения рядом

Природное сообщество. Роль насекомых, птиц и млекопитающих в жизни растений (поедание растений, опыление, распространение семян, защита от вредителей). Приспособленность растений к воздействию биотических факторов. Наблюдение за взаимоотношениями растений и животных на пришкольном участке, работа с гербарием.

Растения и человек

Растения в нашей жизни

Роль растений в жизни человека. Растения природных и культурных ландшафтов. Красота растительного мира в разные фенологические периоды. Профессии людей, связанные с выращиванием и уходом за растениями. Наблюдение и уход за комнатными растениями, растениями пришкольного участка.

Введение

Приспособленность животных

К условиям обитания

Мой дом – моя крепость

Температура среды обитания животных. Необходимость защиты от неблагоприятных условий окружающей среды. Способы защиты. Сооружение и использование укрытий. Как вести себя рядом с «домом» животных. Наблюдения в природе: экскурсия на пришкольный участок, в парк; наблюдение и уход за животными живого уголка.

Поиграем в прятки

Покровительственная окраска, отпугивающая и предупреждающая окраска, подражание – способы защиты от врагов. О чем предупреждают нас животные? Правила поведения на природе. Наблюдения в природе: экскурсия на пришкольный участок, в парк; наблюдение и уход за животными живого уголка.

Чудеса ориентировки

Способы ориентирования животных в окружающей среде. Миграция животных.

Необходимость особой охраны территорий гнездования птиц и выведения потомства. Правила поведения на природе. Наблюдение и уход за животными живого уголка.

Быстрее. Выше, сильнее

Скорость передвижения, выносливость, сила – необходимые конкурентные преимущества в борьбе за выживание особи и вида. Животные – рекордсмены. Удивительные животные моего родного края. Как становятся редкими сильные и могучие животные?

Вместе – дружная семья

Животные – родители. Отношение различных животных к воспитанию потомства. «Общественные» животные. Распределение ролей в группах и семейных парах животных. Правила поведения на природе в период размножения животных. Наблюдение и уход за животными зоологического уголка.

Кто в теремочке живет?

Неконкурентные взаимоотношения между животными. Животные – квартиранты и животные – нахлебники. Совместное существование различных животных. Взаимополезные связи между животными. Последствия нарушения устойчивых связей между живыми организмами. Наблюдения в природе, изготовление кормушек для птиц.

Животный мир планеты

Подводные этажи

Животный мир морей, океанов и пресноводных водоемов. Приспособленность животных к водной среде. Ярусность – характерная черта живого мира водоемов. Хозяйственная деятельность человека – причина сокращения численности обитателей водоемов. Обитатели водоемов родного края. Охраняемые водоемы России и родного края.

Тайные землекопы

Животный мир почвы. Приспособленность животных к условиям обитания в почве. Экологическая роль почвенных организмов. Нерациональное земледелие – причина сокращения численности обитателей почвы. «Подземные жители» родного края – наблюдение за обитателями почвы на пришкольном участке, в парке.

Животные в нашей жизни

Роль животных в жизни человека. Взаимоотношения человека и животных природных, сельских и городских ландшафтов. Нужна ли диким животным помощь человека? Подготовка экологического проекта «Мы в ответе за тех, кто рядом».

Наши домашние любимцы

История одомашнивания животных. Домашние животные и правила их содержания. Животные, за которыми ухаживаем. Необходимость защиты домашних животных. Профессии, связанные с уходом за домашними животными. Подготовка экологического проекта «Мы в ответе за тех, кто рядом».

Мы за них в ответе

Причины сокращения численности животных. Редкие и исчезающие виды животных России и своего родного края. Исчезнувшие виды. Охрана животных. Защита экологического проекта «Мы в ответе за тех, кто рядом».

4 класс – «Человек на планете Земля»

Первые жители Земли

Первые люди на Земле, их основные занятия: охота, рыболовство, собирательство. Начало хозяйственной деятельности: земледелие, скотоводство. Как изменялась природа в результате деятельности человека.

Города большие и маленькие

Городской ландшафт. Трудовая деятельность населения городов. Что такое промышленность. Виды промышленного производства. Города – промышленные центры. Состояние природы в городах. Творческая работа «Есть город на планете» (по выбору учащегося).

Вот моя деревня…

Сельский ландшафт. Трудовая деятельность человека в сельской местности. Что такое сельское хозяйство. Виды сельскохозяйственной деятельности. Сельские населенные пункты. Состояние природы в сельской местности. Творческая работы «Вот моя деревня…» (по выбору учащихся).

Каким воздухом мы дышим?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.118 с.)