Перечень проблем связанных с загрязнением атмосферного воздуха. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень проблем связанных с загрязнением атмосферного воздуха.



Введение

Согласно данным Росгидромета в 46 городах Российской Федерации с общей численностью населения 13,4 млн человек (12% – городское население) уровень загрязнения воздуха в 2018 году оценивался как высокий и очень высокий.

В список городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха в России в 2018 году было включено 22 города. Большинство граждан проживает в городах с загрязненным воздухом в Сибирском ФО (более 55%), Дальневосточном ФО (25%) и Южном ФО (19%). Особенно страдают от загрязнения города в Азиатской части России, где условия рассеивания вредных веществ хуже, чем в Европейской части. Летом к обычному загрязнению там добавляется дым от лесных пожаров, а зимой ТЭЦ начинают топить углем, что также ухудшает ситуацию с качеством воздуха. Бензапирен, озон, формальдегид и фенол – наиболее распространенные загрязнители воздуха в российских городах.

Данный доклад несет в себе цель по поиску путей решения вопроса загрязнения воздуха в населенных пунктах Российской Федерации.

 

 

Перечень проблем связанных с загрязнением атмосферного воздуха.

Автомобильные выхлопы повышают риски значимого ухудшения здоровья городского растительного покрова, наносят флоре непоправимые последствия.

Увеличение доли углекислого газа в прилегающих к Земле слоях атмосферы влияет на сдвиг климатических зон, порождает парниковый эффект. Это неизбежно влечет за собой таяние ледников, скачок уровня воды в мировом океане. Отдельные регионы планеты рискуют подвергнуться регулярным засухам или подтоплениям. В результате наполнения воздуха углекислым газом размножаются паразиты, средняя продолжительность жизни сокращается.

Здоровье населения.

По данным Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ) загрязнение атмосферного воздуха является одной из основных причин смертности и заболеваемости во всем мире. Его последствия для здоровья варьируются от роста числа госпитализаций и помещения в отделения неотложной помощи до повышенного риска преждевременной смерти.

По оценкам, во всем мире с загрязнением атмосферного воздуха связано около 4.2 миллионов случаев преждевременной смерти, главным образом, от болезней сердца, инсульта, хронической обструктивной болезни легких, рака легких и острых респираторных инфекций у детей.

     Во всем мире на долю загрязнения атмосферного воздуха приходится:

● 29% всех случаев болезни и смерти от рака легких;

● 17% всех случаев болезни и смерти от острых инфекций нижних дыхательных путей;

● 24% всех случаев смерти от инсульта;

● 25% всех случаев болезни и смерти от ишемической болезни сердца;

● 43% всех случаев болезни и смерти от хронической обструктивной болезни легких.

К загрязняющим веществам, о негативном воздействии которых на здоровье человека получены наиболее убедительные доказательства, относятся твердые частицы (ТЧ), озон (O3), диоксид азота (NO2) и диоксид серы (SO2).

Особенно обширная литература посвящена риску для здоровья, который представляют твердые частицы диаметром менее 10 и 2,5 мкм (ТЧ10 и ТЧ2,5). Твердые частицы могут проникать глубоко в дыхательные пути, оттуда попадать в кровоток и оказывать негативное воздействие на сердце, сосуды головного мозга и дыхательную систему. В 2013 г. Международное агентство по изучению рака (МАИР) ВОЗ классифицировала их как одну из причин рака легких. Их концентрация также является наиболее широко используемым показателем для оценки воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье человека.

У детей и взрослых как краткосрочное, так и долгосрочное воздействие загрязнения атмосферного воздуха может привести к снижению легочной функции, респираторным инфекциям и осложнениям астмы. Воздействие загрязнения атмосферного воздуха на матерей приводит к неблагоприятным исходам родов, таким как низкая масса тела при рождении, недоношенность и рождение детей, маленьких для гестационного возраста. Появляются новые данные о том, что загрязнение атмосферного воздуха может способствовать развитию диабета и нарушать развитие нервной системы у детей. В имеющейся на сегодня литературе нет точных количественных оценок причинно-следственной связи между загрязнением атмосферного воздуха и показателями смертности и инвалидности от многих из описанных выше состояний и заболеваний. Поэтому по мере появления новых доказательных данных оценка бремени заболеваемости, связанного с загрязнением атмосферного воздуха, как ожидается, будет пересматриваться в сторону существенного увеличения.

      1.2.Ущерб биосфере.

На сегодня в результате деятельности человека в биосфере попало уже около 50 000 разновидностей химических веществ, совершенно не свойственных природе. По В. И. Вернадскому, влияние человека на биосферу можно свести к следующим главным формам:

● изменение структуры земной поверхности происходит вследствие распашка степей, вырубка лесов, создание искусственных водоемов и т.д.;

● изменения состава биосферы, круговоротов и баланса веществ, составляющих ее, является следствием извлечения из недр полезных ископаемых, выбросы различных вредных веществ в атмосферу и водные объекты и т.п. Например, добыча человеком энергоресурсов приводит к нарушению почв, растительного покрова, загрязнения водных объектов и атмосферы;

● вследствие бурной деятельности человека происходят изменения энергетического баланса отдельных регионов земного шара, которые опасны для всей планеты;

● значительные изменения биоты происходят в результате уничтожения некоторых видов, создание новых пород животных и сортов растений, перемещение их на новые места проживания.

Наиболее характерными чертами современных антропогенных преобразований в масштабах биосферы являются: обезлесение, распашка, различные виды эрозии почв, опустынивание обширных территорий редок нерациональной сельскохозяйственной деятельности; обеднение видового разнообразия растений и животных; эвтрофикация водных экосистем в результате поверхностного смыва с загрязненных территорий; техногенное загрязнение поверхностных и подземных вод и др.

Экономические последствия.

Экономический ущерб представляет собой затраты, возникающие вследствие повышенного (сверх того уровня, при котором не возникает негативных последствий) загрязнения воздушной среды, водных ресурсов, земной поверхности.Загрязненная природная среда может отрицательно воздействовать на “реципиентов” (людей, промышленные, транспортные и жилищно-коммунальные объекты, сельскохозяйственные угодья, леса, водоемы и т.п.). Эти отрицательные воздействия проявляются в основном в повышении заболеваемости людей и ухудшения их жизненных условий, в снижении продуктивности биологических природных ресурсов, ускорения износа зданий, сооружений и оборудования. В связи с вышеизложенным можно выделить следующие группы затрат: затраты, направленные на предотвращение вредного воздействия загрязненной окружающей среды на реципиентов, и затраты, вызываемые этим воздействием.К первой группе относятся затраты на перемещение реципиентов за пределы зон локальных загрязнений окружающей среды, на озеленение санитарно-защитных зон, на сооружение и эксплуатацию систем очистки воздуха, поступающего в жилые помещения. Затраты, отнесенные ко второй группе, включают расходы на медицинское обслуживание заболевших от загрязненного воздуха, оплату бюллетеней, компенсацию потерь продукции из-за повышения заболеваемости, на компенсацию снижения продуктивности биологических земельных и водных ресурсов.

После Второй мировой войны в западных странах примерно 25 лет продолжался длительный период высокой конъюнктуры. Длительная аккумуляция капитала поставила технические инновации на высокий уровень. То, что было раньше предметами роскоши, как например, автомобиль, холодильник, заграничная поездка, теперь доступно большей части населения. Хотя массовое потребление и отразилось неблагоприятно на окружающей среде, но к нему относится рост благосостояния, которое большая часть населения точно больше не сможет вернуть обратно. Поэтому общее осуждение экономического роста также бессмысленно, как и экономическая политика, направленная только на повышение валового национального продукта (ВНП). В современной экономической практике успех народного хозяйства измеряется показателем роста ВНП. Но ВНП, как сумма всех произведенных товаров и услуг, лишь статистическая мера, которая не может охватить ценности, не выраженные в деньгах. Качество жизни и окружающей среды не может быть учтено в ВНП, также мало, как изменения к более справедливому распределению. С точки зрения ВНП безразлично, как произведена продукция, т.е. все равно, использовалась атомная электростанция или солнечная батарея. Таким образом, некоторые экономисты рассматривают ВНП лишь как критерий увеличения экономической мощи на мировом рынке. Но даже в количественном выражении показатель ВНП обманчив. Если бы в его расчет входили расходы, в реальности возникающие при производстве, то рост долгое время был бы отрицательным. То есть экономический рост бы значительно снизился, если бы при расчете ВНП в расходы были бы включены издержки такие, как, например, загрязнение окружающей среды или гибель лесов. Уже в 70-гг вред, причиняемый народному хозяйству при загрязнении окружающей среды, составлял 3-5% ВНП. Поэтому необходимо разработать такой коэффициент для народного хозяйства, который лучше, чем ВНП, передает увеличение благосостояния общества, и который рассматривает окружающую среду как важный фактор. Однако дискуссия о едином определении такого экосоциального продукта все еще продолжается. В его основе концепция всеобщего нетто-использования (ВНИ). При расчете ВНИ к положительным факторам относят, например, свободное время и работу домохозяек. Загрязнение окружающей среды и последующие экологические затраты напротив, относятся к издержкам и уменьшают ВНИ.

Транспорт.

Люди используют водный, воздушный, автомобильный и железнодорожный транспорт. У каждого из них есть свои преимущества, и все они наносят серьезный вред экологии. Поэтому работа над снижением выбросом вредоносных веществ является актуальной проблемой.

● Парниковый эффект.

За счет проникновения выхлопных газов в атмосферу, повышается ее плотность и создается эффект парника. Поверхность земли прогревается солнечным теплом, которое потом не может вернуться в космос. Из-за этой проблемы возрастает уровень мирового океана, ледники начинают таять, страдает флора и фауна Земли. Дополнительное тепло вызывает увеличение осадков в тропических зонах. В районах засухи, наоборот, дождей становится еще меньше. Температура морей и океанов постепенно будет повышаться, и приводить к затоплениям низменных частей земли.

● Экологические проблемы.
Широкое применение автомобилей ведет к загрязнению воздуха, водоемов и атмосферы. Все это приводит к ухудшению здоровья человечества.

● Кислотные дожди.

Возникают из-за влияния выхлопного газа. Под их воздействием изменяется почвенный состав, загрязняются водоемы, и страдает здоровье людей.

● Изменения экосистем.

Все живое на планете Земле страдает от выхлопных газов. У животных за счет вдыхания газов, ухудшается работа дыхательной системы. За счет развития гипоксии происходит нарушение в работе остальных органов. Из-за испытываемого стресса снижается размножение, что приводит к исчезновению некоторых видов животных. Среди представителей флоры также происходят нарушения при естественном дыхании.

     2.1.1. Автомобильный транспорт.

Специфика автотранспорта, как подвижного источника загрязнения, проявляется в низком его расположении и непосредственной близости, к зонам жилой застройки. Все это приводит к тому, что автотранспорт создает в городах обширные и устойчивые зоны, в пределах которых предельно-допустимая концентрация загрязняющих веществ в атмосферном воздухе превышена в несколько раз. С каждым годом площадь застройки городов увеличивается за счет расширения площади города или путем застройки свободного внутригородского пространства. При этом составные элементы городских общественных пространств рассматриваются как отдельно взятые градостроительные объекты (общественные центры, городские улицы и площади, озеленение), оторванные от ландшафтной подосновы и общей экологической ситуации, что в свою очередь влечет за собой ухудшение аэрации центральных районов. Как результат образуются застойные области с высокими концентрациями загрязняющих веществ.
     Выхлопные газы машин содержат опасные вещества — канцерогены, способствующие развитию онкологических заболеваний среди человечества. Все выделяемое транспортом, обладает высокой токсичностью.
     Состав выбросов. При сгорании всевозможных веществ образуются продукты, попадающие в атмосферу. К их числу можно отнести следующие вещества: оксид углерода, углеводороды, диоксид серы, оксид азота, свинцовые соединения, серная кислота.
     Вред, наносимый транспортом, неизбежен. Как можно решить проблему загрязнения городов автомобильным транспортом. Экологические проблемы решаются только комплексными действиями.

Предложения по решению проблемы:

● Использование очищенного топлива, вместо дешевого бензина, который содержит опасные вещества;

● Использование альтернативных источников энергии;

● Создание нового типа двигателей;

● Использование современных систем общественного транспорта;

● Правильная эксплуатация автомобиля.

     В большинстве российских городов жители проводят акцию 22 сентября под названием «День без автомобиля». В этот день люди отказываются от своих машин и стараются передвигаться другими способами

Железнодорожный транспорт.

     С помощью железнодорожного транспорта совершается 80% грузоперевозок. Пассажирооборот занимает 40%. Расход природных ресурсов увеличивается в соответствии с количеством работ и, соответственно в окружающую среду выделяется больше загрязняющих веществ. Но, сравнивая автомобильный и железнодорожный транспорт, то от второго вреда меньше. Это можно объяснить следующими причинами:

● употребление электрической тяги;

● меньшее использование земли под железные дороги;

● малый расход топлива за единицу работы транспорта.

Влияние поездов на природу заключается в загрязнении воздуха, воды и земли при строительстве и использовании железных дорог. В местах обмывки и подготовки вагонов образуются загрязненные водные источники. В водоемы попадают остатки груза, минеральные и органические вещества, соли и разнообразные бактериальные загрязнители. На подготовительных пунктах вагонов отсутствует водоснабжение, поэтому происходит интенсивное использование природных вод.

Авиация.

Неуклонный рост объемов перевозок воздушным транспортом приводит к загрязнению окружающей среды продуктами сгорания авиационного топлива. В среднем один реактивный самолёт, потребляя в течение 1 ч 15 т топлива и 625 т воздуха, выпускает в окружающую среду 46, 8 т диоксида углерода, 18 т паров воды, 635 кг оксида углерода, 635 кг оксидов азота, 15 кг оксидов серы, 2, 2 твёрдых частиц. Средняя длительность пребывания этих веществ в атмосфере составляет примерно 2 года.

Наибольшее загрязнение окружающей среды происходит в зоне аэропортов во время посадки и взлета самолетов, а также во время прогрева их двигателей. Подсчитано, что при 300 взлетах и посадках трансконтинентальных авиалайнеров в сутки в атмосферу не равномерно, а в зависимости от графика работы аэропорта. При работе двигателей на взлёте и посадке в окружающую среду поступает наибольшее количество оксида углерода и углеводородных соединений, а в процессе полета - максимальное количество оксидов азота.
     Оценка суммарного количества основных загрязнителей, поступающих в воздушную среду контролируемой зоны аэропорта гражданской авиации в результате его производственной деятельности (без учёта загрязнения воздуха спец автотранспортом и другими наземными источниками), показывает, что на площади около 4 км выделяется в атмосферу за 1 сутки от 1000 до 1500 кг оксида углерода, 300 - 500 кг углеводородных соединений и 50 - 8 - кг оксидов азота. Такое количество выделяемых вредных веществ при неблагоприятном сочетании метеорологических условий может приводить к повышению их концентраций до значительных величин.

При чрезвычайных и аварийных ситуациях самолёты вынуждены сливать в воздухе излишнее топливо для уменьшения посадочной массы. Количество топлива, сливаемого самолётом за 1 раз, колеблется от 1 - 2 тыс. до 50 тыс. литров. Испарившаяся часть топлива рассеивается в атмосфере без опасных последствий, однако, не испарившаяся часть достигает поверхности земли и водоемов и может вызвать сильные местные загрязнения. Доля испарившегося топлива, достигающего поверхности земли в виде капель, зависит от температуры воздуха и высоты слива. Даже при температуре более 20C°на землю может выпадать до нескольких процентов сливаемого топлива, особенно при сливе на малых высотах.

Но опаснее другое. При полете в нижних слоях стратосферы двигатели сверхзвуковых самолётов выделяют оксиды азота, что ведет к окислению озона. В стратосфере происходит интенсивное взаимодействие солнечных лучей с молекулами кислорода. В результате молекулы распадаются на отдельные атомы, а те, присоединяясь к сохранившимся молекулам кислорода, образуют озон. Область повышенной концентрации озона, так называемая озоносфера, которая приходится на высоты 20 - 25 км, играет очень важную роль для Земли. Поглощая почти всю ультрафиолетовую радиацию, озон, тем самым, предохраняет живые организмы от гибели.
     Ученые уже давно доказали, что воздух в районах аэропортов серьезно загрязнен. Это очень актуальная проблема для людей, живущих вблизи крупных аэропортов.

Но чаще всего эта проблема игнорируется властями стран, ведь экономические выгоды превалируют над охраной здоровья граждан, дома которых расположены в непосредственной близости к области серьезного воздушного загрязнения. Выхлопные газы самолетов содержат очень опасные загрязняющие вещества, которые могут быть связаны с различными проблемами здоровья у людей.

Даже небольшие региональные аэропорты способны серьезно навредить состоянию здоровья людей, которые живут неподалеку от них. Эти аэропорты, которые принято считать «маленькими», оказывают на человеческий организм не меньше негативного влияния, чем авиа-гиганты. Самое страшное, что они обычно строятся в непосредственной близости с жилыми кварталами. Выбросы так называемых ультрадисперсных частиц, которые во много тысяч раз меньше толщины человеческого волоса, способны навредить человеческому здоровью. Концентрация этих веществ способствует развитию у людей болезни дыхательной системы, сердца,сосудови пр.
     Авиационный шум оказывает существенное влияние на шумовой режим территории в окрестностях аэропортов, который зависит от направления взлетно-посадочных полос и трасс полетов самолетов, интенсивности полётов в течение суток, сезонов года, от типов самолётов, базирующихся на данном аэродроме, и других факторов. При круглосуточной интенсивной эксплуатации аэропортов уровни звука на жилой территории достигают в дневное время 80 дБа и в ночное время - 78 дБа, максимальные уровни колеблются от 92 до 108 дБа.

В некоторых городах по уровням создаваемого шума и общей площади зашумленности территории первое место среди всех источников шума занимает воздушный транспорт. Аэродромы местных воздушных линий расположены, как правило, в черте города, непосредственно среди жилой застройки, что создает крайне неблагоприятные акустические условия для населения.

Повышение уровня звука в летнее время обусловлено увеличением интенсивности полетов, а снижение его в некоторых точках - за счет экранирующего эффекта плотных зелёных насаждений.

Жители домов, расположенных в окрестностях аэропорта, отмечают, что стали нервными, раздражительными. Внезапный шум от пролетающих самолетов нарушает сон: многие не могут долго заснуть или часто просыпаются. Жалобы на ощущение тревоги, страха, на вибрацию дома или посуды предъявляют жители домов, близко расположенных к трассе взлетов и посадок самолётов и к площадкам опробования двигателей.

Мусоросжигание как конечный этап уничтожения отходов, которые непригодны для переработки, может быть оправданным. Однако здесь должно быть обеспечено строгое соблюдение всех необходимых нормативов, использование самых современных систем очистки и аккуратное захоронения продуктов сгорания, а также производство энергии с целью экономии природных ресурсов. Только в таком ракурсе существующие мусоросжигательные заводы смогут получить право на продолжение жизни, пока не будет найден новый безопасный метод уничтожения отходов.

Экономия средств на мониторинг атмосферного воздуха и оборудование по очистке отходящих газов приводит не только к локальным, но и к региональным загрязнениям, создающим условия повышенного риска для здоровья и жизни населения, которое проживает вблизи местонахождения предприятия. Следовательно, необходимо уделить внимание оптимизации защиты атмосферного воздуха, в районах расположения мусоросжигательных заводов.

Для этого требуется постоянно изучать, подтверждать и контролировать главные технические мероприятия по трем направлениям:

  1. Абсолютное снижение выбросов загрязняющих веществ.

2. Регулирование выбросов по времени, при чрезвычайных метеорологических условиях.

3. Региональные (локальные) модуляции количества выбросов в целях устранения локальных максимумов.

Помимо выше сказанного, на предприятиях данного характера следует обязательно внедрять мощные газоочистные оборудования, следить за их техническим состоянием, параллельно соблюдая все экологические требования, установленные для эксплуатация промышленных предприятий.

Экологические последствия.

– Загрязнение атмосферного воздуха, т.к приостановлено образование кислорода, следовательно не поглощается углекислый газ, происходит снижение качества воздуха.

– Уничтожаются природные ресурсы леса.

– Потеря или снижение плодородия почв и их эрозия.

– Потеря экологических систем и биологического разнообразия.

– Потеря среды обитаний для многих животных и растений.

– Уничтожения пожаром растений-как пища многим животным.

– Сокращение продуктивности лесов.

– Пожары могут влиять на заболачивание лесных территорий и повышать риск наводнений.

– Лесные пожары способствуют возникновению облачности в верхних слоях воздуха и мглы в его приземном слое, что также приводит к региональным климатическим изменениям.

– Выброс углекислого газа при пожаре.

– Ущерб от гибели животных и растений, включая занесенных в Красную книгу.

 

  Экономические последствия.

– Стоимость потерь древесины.

– Расходы на тушение лесных пожаров.

– Другие экономические потери.

 

Социальные последствия.

 – Гибель людей (включая спасателей и пожарных).

– Ухудшение здоровья у людей с респираторными заболеваниями и аллергическими реакциями.

 

В заключение хотелось бы сказать, что лесные пожары — это неуправляемое стихийное бедствие. Причинами возникновения таких пожаров может стать грозовой разряд, засуха и возгорания. Но самая основная причина — деятельность человека. Во время пожаров сгорают деревья, кустарники, травяной покров, жилье и корм многих обитателей леса и сами животные. Очень важно вовремя заметить пожар и приступить к его локализации и тушению. Не нарушая технику безопасности в лесу, человек способен сохранить легкие планеты — лес.

  1.  Мероприятия проводимые на сегодняшний день в РФ для улучшения экологической ситуации с загрязнением атмосферного воздуха.

С 27.06.2020 г. вступает в силу Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 ноября 2019 г. № 811 "Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий”. Указанный приказ регламентирует мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ.

В соответствии с Приказом мероприятия по уменьшению выбросов ЗВ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий должны быть разработаны, согласованы и организованы на объектах I, II, III категорий ОНВОС, которые имеют источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

При получении прогноза по НМУ предприятие I, II, III категорий ОНВОС должно действовать согласно разработанных мероприятий по НМУ.

Мероприятия по НМУ согласовываются с органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие региональный государственный экологический надзор.

 

 

Список использованных источников

1. РД 52.04.667-2005 “Руководящий документ. Документы о состоянии загрязнения атмосферы в городах для информирования государственных органов, общественности и населения. Общие требования к разработке, построению, изложению и содержанию” - Электрон. дан. // КонсультантПлюс: справ. правовая система.

2. http://voeikovmgo.ru/?option=com_content&view=article&id=681&Itemid=236&lang=ru

3. https://bellona.ru/2020/07/06/komu-nuzhen-chistyj-vozduh-mozhet-li-federalnyj-proekt-izmenit-kachestvo-vozduha-v-gorodah-rossii/

4. https://www.who.int/airpollution/ambient/health-impacts/ru/

5. https://musorish.ru/puti-resheniya-zagryazneniya-atmosfery/

6. https://studbooks.net/37939/ekologiya/antropogennaya_transformatsiya_biosfery

7. https://otherreferats.allbest.ru/ecology/00008256_0.html

8. https://infopedia.su/16x35fa.html

9. https://musorish.ru/vliyanie-transporta-na-okruzhayuschuyu-sredu/

10. https://otherreferats.allbest.ru/ecology/00771234_0.html

11. https://studbooks.net/68552/ekologiya/vliyanie_vodnogo_transporta_okruzhayuschuyu_sredu

12. http://www.dishisvobodno.ru/prom.html

13. https://fabricators.ru/article/ekologiya-promyshlennosti

14. https://fb.ru/article/196324/zagryaznenie-vozduha-tets-ekologiya-tets

15. https://applied-research.ru/ru/article/view?id=12730

16. https://sao.mos.ru/news/news/detail/671838.html

17. https://www.the-village.ru/village/city/abroad/111529-vstrechaem-ldom-i-solyu-5-sposobov-izbavitsya-ot-snega

18. https://zctc.ru/index.php?section=tverdiye_bytiviye_othody_1

19. http://ecoportus.ru/node/848

20. https://moluch.ru/archive/308/69458/

21. https://ecoproverka.ru/meropriyatiya-po-nmu/

 

Введение

Согласно данным Росгидромета в 46 городах Российской Федерации с общей численностью населения 13,4 млн человек (12% – городское население) уровень загрязнения воздуха в 2018 году оценивался как высокий и очень высокий.

В список городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха в России в 2018 году было включено 22 города. Большинство граждан проживает в городах с загрязненным воздухом в Сибирском ФО (более 55%), Дальневосточном ФО (25%) и Южном ФО (19%). Особенно страдают от загрязнения города в Азиатской части России, где условия рассеивания вредных веществ хуже, чем в Европейской части. Летом к обычному загрязнению там добавляется дым от лесных пожаров, а зимой ТЭЦ начинают топить углем, что также ухудшает ситуацию с качеством воздуха. Бензапирен, озон, формальдегид и фенол – наиболее распространенные загрязнители воздуха в российских городах.

Данный доклад несет в себе цель по поиску путей решения вопроса загрязнения воздуха в населенных пунктах Российской Федерации.

 

 

Перечень проблем связанных с загрязнением атмосферного воздуха.

Автомобильные выхлопы повышают риски значимого ухудшения здоровья городского растительного покрова, наносят флоре непоправимые последствия.

Увеличение доли углекислого газа в прилегающих к Земле слоях атмосферы влияет на сдвиг климатических зон, порождает парниковый эффект. Это неизбежно влечет за собой таяние ледников, скачок уровня воды в мировом океане. Отдельные регионы планеты рискуют подвергнуться регулярным засухам или подтоплениям. В результате наполнения воздуха углекислым газом размножаются паразиты, средняя продолжительность жизни сокращается.

Здоровье населения.

По данным Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ) загрязнение атмосферного воздуха является одной из основных причин смертности и заболеваемости во всем мире. Его последствия для здоровья варьируются от роста числа госпитализаций и помещения в отделения неотложной помощи до повышенного риска преждевременной смерти.

По оценкам, во всем мире с загрязнением атмосферного воздуха связано около 4.2 миллионов случаев преждевременной смерти, главным образом, от болезней сердца, инсульта, хронической обструктивной болезни легких, рака легких и острых респираторных инфекций у детей.

     Во всем мире на долю загрязнения атмосферного воздуха приходится:

● 29% всех случаев болезни и смерти от рака легких;

● 17% всех случаев болезни и смерти от острых инфекций нижних дыхательных путей;

● 24% всех случаев смерти от инсульта;

● 25% всех случаев болезни и смерти от ишемической болезни сердца;

● 43% всех случаев болезни и смерти от хронической обструктивной болезни легких.

К загрязняющим веществам, о негативном воздействии которых на здоровье человека получены наиболее убедительные доказательства, относятся твердые частицы (ТЧ), озон (O3), диоксид азота (NO2) и диоксид серы (SO2).

Особенно обширная литература посвящена риску для здоровья, который представляют твердые частицы диаметром менее 10 и 2,5 мкм (ТЧ10 и ТЧ2,5). Твердые частицы могут проникать глубоко в дыхательные пути, оттуда попадать в кровоток и оказывать негативное воздействие на сердце, сосуды головного мозга и дыхательную систему. В 2013 г. Международное агентство по изучению рака (МАИР) ВОЗ классифицировала их как одну из причин рака легких. Их концентрация также является наиболее широко используемым показателем для оценки воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье человека.

У детей и взрослых как краткосрочное, так и долгосрочное воздействие загрязнения атмосферного воздуха может привести к снижению легочной функции, респираторным инфекциям и осложнениям астмы. Воздействие загрязнения атмосферного воздуха на матерей приводит к неблагоприятным исходам родов, таким как низкая масса тела при рождении, недоношенность и рождение детей, маленьких для гестационного возраста. Появляются новые данные о том, что загрязнение атмосферного воздуха может способствовать развитию диабета и нарушать развитие нервной системы у детей. В имеющейся на сегодня литературе нет точных количественных оценок причинно-следственной связи между загрязнением атмосферного воздуха и показателями смертности и инвалидности от многих из описанных выше состояний и заболеваний. Поэтому по мере появления новых доказательных данных оценка бремени заболеваемости, связанного с загрязнением атмосферного воздуха, как ожидается, будет пересматриваться в сторону существенного увеличения.

      1.2.Ущерб биосфере.

На сегодня в результате деятельности человека в биосфере попало уже около 50 000 разновидностей химических веществ, совершенно не свойственных природе. По В. И. Вернадскому, влияние человека на биосферу можно свести к следующим главным формам:

● изменение структуры земной поверхности происходит вследствие распашка степей, вырубка лесов, создание искусственных водоемов и т.д.;

● изменения состава биосферы, круговоротов и баланса веществ, составляющих ее, является следствием извлечения из недр полезных ископаемых, выбросы различных вредных веществ в атмосферу и водные объекты и т.п. Например, добыча человеком энергоресурсов приводит к нарушению почв, растительного покрова, загрязнения водных объектов и атмосферы;

● вследствие бурной деятельности человека происходят изменения энергетического баланса отдельных регионов земного шара, которые опасны для всей планеты;

● значительные изменения биоты происходят в результате уничтожения некоторых видов, создание новых пород животных и сортов растений, перемещение их на новые места проживания.

Наиболее характерными чертами современных антропогенных преобразований в масштабах биосферы являются: обезлесение, распашка, различные виды эрозии почв, опустынивание обширных территорий редок нерациональной сельскохозяйственной деятельности; обеднение видового разнообразия растений и животных; эвтрофикация водных экосистем в результате поверхностного смыва с загрязненных территорий; техногенное загрязнение поверхностных и подземных вод и др.

Экономические последствия.

Экономический ущерб представляет собой затраты, возникающие вследствие повышенного (сверх того уровня, при котором не возникает негативных последствий) загрязнения воздушной среды, водных ресурсов, земной поверхности.Загрязненная природная среда может отрицательно воздействовать на “реципиентов” (людей, промышленные, транспортные и жилищно-коммунальные объекты, сельскохозяйственные угодья, леса, водоемы и т.п.). Эти отрицательные воздействия проявляются в основном в повышении заболеваемости людей и ухудшения их жизненных условий, в снижении продуктивности биологических природных ресурсов, ускорения износа зданий, сооружений и оборудования. В связи с вышеизложенным можно выделить следующие группы затрат: затраты, направленные на предотвращение вредного воздействия загрязненной окружающей среды на реципиентов, и затраты, вызываемые этим воздействием.К первой группе относятся затраты на перемещение реципиентов за пределы зон локальных загрязнений окружающей среды, на озеленение санитарно-защитных зон, на сооружение и эксплуатацию систем очистки воздуха, поступающего в жилые помещения. Затраты, отнесенные ко второй группе, включают расходы на медицинское обслуживание заболевших от загрязненного воздуха, оплату бюллетеней, компенсацию потерь продукции из-за повышения заболеваемости, на компенсацию снижения продуктивности биологических земельных и водных ресурсов.

После Второй мировой войны в западных странах примерно 25 лет продолжался длительный период высокой конъюнктуры. Длительная аккумуляция капитала поставила технические инновации на высокий уровень. То, что было раньше предметами роскоши, как например, автомобиль, холодильник, заграничная поездка, теперь доступно большей части населения. Хотя массовое потребление и отразилось неблагоприятно на окружающей среде, но к нему относится рост благосостояния, которое большая часть населения точно больше не сможет вернуть обратно. Поэтому общее осуждение экономического роста также бессмысленно, как и экономическая политика, направленная только на повышение валового национального продукта (ВНП). В современной экономической практике успех народного хозяйства измеряется показателем роста ВНП. Но ВНП, как сумма всех произведенных товаров и услуг, лишь статистическая мера, которая не может охватить ценности, не выраженные в деньгах. Качество жизни и окружающей среды не может быть учтено в ВНП, также мало, как изменения к более справедливому распределению. С точки зрения ВНП безразлично, как произведена продукция, т.е. все равно, использовалась атомная электростанция или солнечная батарея. Таким образом, некоторые экономисты рассматривают ВНП лишь как критерий увеличения экономической мощи на мировом рынке. Но даже в количественном выражении показатель ВНП обманчив. Если бы в его расчет входили расходы, в реальности возникающие при производстве, то рост долгое время был бы отрицательным. То есть экономический рост бы значительно снизился, если бы при расчете ВНП в расходы были бы включены издержки такие, как, например, загрязнение окружающей среды или гибель лесов. Уже в 70-гг вред, причиняемый народному хозяйству при загрязнении окружающей среды, составлял 3-5% ВНП. Поэтому необходимо разработать такой коэффициент для народного хозяйства, который лучше, чем ВНП,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.082 с.)