Изучение обзорных тем в старших классах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение обзорных тем в старших классах



ИЗУЧЕНИЕ ОБЗОРНЫХ ТЕМ В СТАРШИХ КЛАССАХ

 

ПЗ

 

1. Прослушайте лекцию (см. прикрепленный файл), ознакомьтесь с главой, посвященной изучению обзорных тем в старших классах, в учебниках З.Я.Рез и О.Ю. Богдановой  и ответьте на вопросы / выполните задание:

1) дайте определение обзорной темы;

Обзор (по Н. И. Кудряшову) - урок особого вида, требующий сложного сочетания лекции учителя, сообщений учащихся и чтения полностью или в извлечениях художественных произведений, т.е. репродуктивного, эвристического и исследовательского методов. Обзорная тема включает краткий синтез художественных текстов, сведений о развитии культуры и литературы определенного периода, а также об отдельных авторах.

 2) каково место и назначение обзорных тем в курсе литературы в старших классах?

Обзорные темы дают возможность воссоздать целостную картину определенного периода развития литературы в ее связях с общественно-политической и культурной жизнью страны. Они так же включают краткий анализ художественных текстов, сведения о развитии культуры, критики, об отдельных писателях. Обзорные темы – неотъемлемая часть учебного курса литературы старших классов, которая обеспечивает целостное представление об историко-литературном процессе в целом.

Обзоры как бы «цементируют курс старших классов, связывают объединяющей идеей творчество разных писателей, изучаемых монографически». Не описание, а выявление закономерностей должно определять целенаправленность обзорного занятия.

 

 

3) каковы основные разновидности обзорных тем (обзоров)?

В современной методике выделяют следующие виды обзорных тем:

- собственно обзорные темы (например, обзор «Из литературы XVIII века», «Русская литература 1930-1941 гг»)

- обзорное изучение творчества писателя - монографические темы (В.Жуковский и К.Рылеев; поэзия А.Фета и Ф.Тютчева).

Такое деление довольно условное, т.к. понятие «обзорная тема» очень широкое.

· Обзорные темы установочного характера (урок-пролог). Они предшествуют или целому курсу литературы, или какому-то разделу. Такой урок-пролог подготавливает учащихся к целостному изучению многоуровневого литературного явления, прогнозирует систему в «неразвернутом виде»

· Обзорные темы, завершающие изучение конкретного периода или эпохи (итоговые обзорные занятия). Такой урок дает обобщенную панорамную картину историко-культурного явления как целого; намечает перспективы дальнейшего самостоятельного постижения его учащимися.

· Концептуальные обзоры этапов развития литературы

- обзор с акцентом на теоретико-литературном понятии

-обзор-веха, характеризующий узловые этапы в развитии истории литературы

- проблемно-тематический обзор

4) каковы требования к изучению обзоров всех типов?

Обзорные темы, завершающие изучение конкретного периода или эпохи

Оглядываясь на пройденный литературный путь, учитель напоминает ученикам, что, о каком бы русском писателе в течение года ни шла речь, всегда отмечалась теснейшая связь его творчества с требованиями современной общественно-политической жизни. Особенность русской литературы – в ее стремлении не только правдиво отражать жизнь, но, отмечая и поддерживая в ней ростки будущего, всемерно содействовать ее развитию.

I. Организационный этап

Учитель. Русская литература XX в. сложна и многолика. Все перипетии судьбы России в этом столетии отразились и на облике литературы, естественное развитие которой неоднократно перебивалось «внезапно и грозно наступившей историей» (М. А. Булгаков). XX век дал такое разнообразие художественных форм и методов, творческих индивидуальностей и стилей, которое с трудом поддаётся попыткам систематизировать эти явления. У них есть, однако, общий исток. Это эпоха бурного расцвета искусства на рубеже XIX–XX вв., когда в литературе, музыке, театре, живописи, философии было открыто столько нового, что хватило на целое столетие — до сих пор ещё не исчерпаны все художественные возможности, открытые этой эпохой.

Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, её «серебряным веком» («золотым веком» называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре «серебряного века» были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.

В русской литературе начала XX в. будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет происходить переоценка ценностей. Этот период в развитии русской литературы остаётся самым трудным для усвоения, поскольку оценки многих явлений ещё не устоялись, часто мнения исследователей были (и до сих пор остаются) противоречивыми, а сама картина литературы XX в. постоянно дополняется.

II. Работа над темой урока.

Мотивация.

Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Какие эмоции и мысли вызывают у вас эти строки?

Как вы думаете, к какому периоду ХХ в. могут относиться эти слова?

Как бы вы оценили то время, о котором пишет О. Э. Мандельштам?

Задание: по ходу лекции составить тезисы

ХХ в. как историко-литературный цикл завершился. И это позволяет попытаться увидеть его целостно — выявить те качества, которые определяли его сущность, нащупать те процессы, которые направляли его развитие. Однако как раз здесь современная литературная наука встречается с очень серьёзными трудностями. Одна из них — это вопрос о координатах, в которых наиболее целесообразно рассматривать развитие русской литературы в ХХ в. И здесь в числе наиболее важных — вопрос о периодизации русской литературы ХХ в. Наиболее распространённой является следующая периодизация литературных процессов XX века.

Первый этап: 1890-е — конец 1920-х гг. Состоит из двух циклов — «серебряного века» (до 1917 г.) и цикла формирования того художественного феномена, который получил название «советская литература» (с 1917 г.). На переломе между этими циклами находится особый микроцикл (1917 — начало 1920-х гг.) — момент культурного взрыва. А весь первый этап — это время слома культурной традиции, острой борьбы между разнонаправленными художественными тенденциями.

В целом для первого периода развития литературы ХХ в. характерно многообразие художественных школ и направлений. В начале века рождались и сосуществовали рядом такие разные по своей художественной природе литературные течения, направления, школы, как символизм, реализм, акмеизм, футуризм и т. п. То же самое можно наблюдать и в изобразительном искусстве, и в музыке. Эта особенность культурной жизни начала ХХ в. позволила современным исследователям говорить о её многоголосии, симфоничности. Эта симфоничность, многоголосие являются характерной особенностью культуры именно конца ХIХ — начала ХХ вв., так как в ХIХ в. наблюдается другая картина литературного процесса, где художественные течения и направления развивались в целом последовательно: сентиментализм сменялся романтизмом, романтизм сменялся реализмом.

Второй этап: начало 1930-х — середина 1950-х гг. Состоит из следующихпериодов: «тридцатые годы», «период Великой Отечественной войны», «первое послевоенное десятилетие». Зарождается и начинает развиваться советская литература. И то многоголосие, которое наблюдалось на рубеже веков, сменяется монологическим типом культуры. Создаётся такая ситуация, когда литература живёт в два этажа. Одна литература — официальная. И это не всегда непременно плохая литература (так, например, в 20-е гг. Шолохов начал публиковать роман «Тихий Дон»). Другая литература — та, которая не имела выхода к широкому читателю. И даже не потому, что писатели создавали намеренно оппозиционные вещи (такие, например, как роман «Мы» Е. И. Замятина), а потому, что они не укладывались в каноны социалистического реализма. Поэтому в 30-е гг. творческий импульс, возникший на рубеже ХIХ–ХХ вв., насильственным образом был прерван, загнан в подполье. Произведения литературы, не укладывавшиеся в рамки социалистического реализма, оставались лежать в столах. Поэтому во второй половине 80-х гг. мы стали свидетелями феномена, который получил название «возвращённая литература».

Третий этап: середина 1950-х — середина 1980-х гг. Состоит из следующих периодов: «шестидесятые годы», или «оттепель» (примерно 1954–1968), семидесятые годы» (примерно 1968–1985). Кризис соцреалистической культуры, расшатывание соцреалистического канона, актуализация реалистической традиции, второе рождение модернизма и авангардных тенденций. Третий период развития русской литературы ХХ в. отмечен серьёзным спадом в сфере художественного творчества. Подавление личной и творческой свободы на протяжении 20–50-х гг. стало давать свои довольно плачевные результаты именно:

40-е гг. Однако именно в военные годы формировалось личностное и национальное самосознание воюющего народа. Главная мысль воюющих и думающих при этом людей была мысль о том, что народ, победивший фашизм, не может больше подвергаться тем репрессиям, которые он перенёс в предвоенные годы. Но эти надежды на послевоенное освобождение не оправдались. В послевоенные годы по-прежнему проводилась партийно-государственная политика подавления личности, не дававшая возможности реализовать становящееся самосознание в полноценных художественных произведениях.

Четвёртый этап: середина 1980-х — 2000-е гг. (этап не завершён). Тотальный социальный и духовный кризис. Рождение русского постмодернизма и его эволюция. Поиски новых космографических моделей мира (постреализм, натуралистический сентиментализм).

Хронологические границы между циклами достаточно зыбки, ибо тенденции, господствовавшие в предшествующем цикле, как правило, оставляют «шлейф» в цикле последующем, а тенденции, выступающие на авансцену в одном цикле, имеют предпосылки в цикле предыдущем.

Таким образом, литературный процесс ХХ в. представляет собой довольно сложное явление, изучая которое необходимо учитывать множество факторов как социально-политического порядка, так и, собственно, художественно- эстетического. Русская литература развивалась в эти очень разные периоды с большими трудностями, испытывая попеременно ненужную опеку, губительное руководство командный окрик, послабление, сдерживание, преследование, раскрепощение.

1. Коллективное (выборочное) ознакомление со статьёй учебника по теме урока: чтение вслух с пояснениями учителя.

Эвристическая беседа

1. Какие традиции сохранялись в русской литературе на рубеже XIX–XX вв.?

Почему после 1917 г. русская литература разделилась на две, развивающиеся параллельно?

1. Какая тема господствовала в литературе 20-х гг.?

2. Какие события нашли отражение в литературе 30-х гг.?

3. Что исследовали писатели, посвятившие свои произведения Великой Отечественной войне?

1. Каковы основные особенности литературы 50–70-х гг.?

2. Какие имена драматургов, поэтов, прозаиков этого периода вам знакомы?

3. Как вы понимаете выражение «авторская песня»?

4. Что принципиально нового было осуществлено в литературе 80–90-х гг.?

 

1. Коллективная работа по составлению схемы — опорного конспекта «Литературные направления начала XX в.» (запись на доске и в тетрадях)

Учитель. Русская литература XX в. была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом. Схематично развитие литературных направлений начала века можно показать следующим образом.

III. Закрепление.

1. Умники и умницы»: постановка и решение проблемных вопросов (работа в парах)

 

Каково значение традиций А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского в литературе начала XX в.?

Почему в литературе начала XX в. возник новый тип литературного героя?

 

Как вы думаете, связан ли романтизм как литературное направление с определённой социально-исторической реальностью?

 

ИЗУЧЕНИЕ ОБЗОРНЫХ ТЕМ В СТАРШИХ КЛАССАХ

 

ПЗ

 

1. Прослушайте лекцию (см. прикрепленный файл), ознакомьтесь с главой, посвященной изучению обзорных тем в старших классах, в учебниках З.Я.Рез и О.Ю. Богдановой  и ответьте на вопросы / выполните задание:

1) дайте определение обзорной темы;

Обзор (по Н. И. Кудряшову) - урок особого вида, требующий сложного сочетания лекции учителя, сообщений учащихся и чтения полностью или в извлечениях художественных произведений, т.е. репродуктивного, эвристического и исследовательского методов. Обзорная тема включает краткий синтез художественных текстов, сведений о развитии культуры и литературы определенного периода, а также об отдельных авторах.

 2) каково место и назначение обзорных тем в курсе литературы в старших классах?

Обзорные темы дают возможность воссоздать целостную картину определенного периода развития литературы в ее связях с общественно-политической и культурной жизнью страны. Они так же включают краткий анализ художественных текстов, сведения о развитии культуры, критики, об отдельных писателях. Обзорные темы – неотъемлемая часть учебного курса литературы старших классов, которая обеспечивает целостное представление об историко-литературном процессе в целом.

Обзоры как бы «цементируют курс старших классов, связывают объединяющей идеей творчество разных писателей, изучаемых монографически». Не описание, а выявление закономерностей должно определять целенаправленность обзорного занятия.

 

 

3) каковы основные разновидности обзорных тем (обзоров)?

В современной методике выделяют следующие виды обзорных тем:

- собственно обзорные темы (например, обзор «Из литературы XVIII века», «Русская литература 1930-1941 гг»)

- обзорное изучение творчества писателя - монографические темы (В.Жуковский и К.Рылеев; поэзия А.Фета и Ф.Тютчева).

Такое деление довольно условное, т.к. понятие «обзорная тема» очень широкое.

· Обзорные темы установочного характера (урок-пролог). Они предшествуют или целому курсу литературы, или какому-то разделу. Такой урок-пролог подготавливает учащихся к целостному изучению многоуровневого литературного явления, прогнозирует систему в «неразвернутом виде»

· Обзорные темы, завершающие изучение конкретного периода или эпохи (итоговые обзорные занятия). Такой урок дает обобщенную панорамную картину историко-культурного явления как целого; намечает перспективы дальнейшего самостоятельного постижения его учащимися.

· Концептуальные обзоры этапов развития литературы

- обзор с акцентом на теоретико-литературном понятии

-обзор-веха, характеризующий узловые этапы в развитии истории литературы

- проблемно-тематический обзор

4) каковы требования к изучению обзоров всех типов?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.43 (0.041 с.)