Актуальность проблемы защиты человека от опасностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуальность проблемы защиты человека от опасностей.



Актуальность проблемы защиты человека от опасностей.

Опасность – центральное понятие БЖД, под которым понимаются процессы, явления, объекты, способные в опред. Условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно. Опасности хранят все системы, имеющие энергию, химические или биологически активные компоненты, а также характеристики не соответствующие условиям жизнедеятельности человека. Опасности носят открытый или скрытый характер.

Одним из главных понятий безопасности жизнедеятельности является аксиома о потенциальной опасности. Аксиома о потенциальной опасности деятельности — утверждение, согласно которому ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности, любая деятельность потенциально опасна; презумпция потенциальной опасности любого вида деятельности. Опасности могут носить количественные, временные, пространственные, качественные характеристики.

Актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности человека признана во всем мире. В мире от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более десятки тысяч человек, сотни тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи нашей страны.

Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Понятие безопасности жизнедеятельности включает в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья, обеспечение безопасных условий труда и обучения, защита от экологических катастроф и терроризма. Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Многие достижения научно-технического прогресса, обеспечивающие защиту человека от стихийных бедствий и эпидемий, одновременно сопровождаются появлением новых опасностей.

11

В настоящее время основной организационной формой дошкольного образования являются дошкольные образовательные учреждения шести разных видов, а также образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Соответственно, основная масса дошкольных образовательных программ, разрабатываемых до сих пор, нацелена именно на дошкольные образовательные учреждения.

Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.

Комплексные (или общеразвивающие) - включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

Парциальные (специализированные, локальные) - включают одно или несколько направлений развития ребёнка.

Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.

Комплексные программы дошкольного образования:

Программа воспитания и обучения в детском саду Авторский коллектив под ред. М. А. Васильевой, ВВ Гербовой, Т.С.Комаровой.

Программа «Радуга» Авторы: Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик, Е. В. Солошева и др.

Программа «Детство» Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.

Программа «Истоки» Авторы: Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.

Программа «Развитие» Авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.

Программа «Кроха» Авторы: Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и др.

Парциальные программы дошкольного образования

Программа здоровье - сберегающего направления «основы безопасности детей дошкольного возраста» Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.

Программы экологического воспитания

Программа «Юный эколог» Автор: С. Н. Николаева.

Программа «Паутинка» Автор: Ж. Л. Васякина-Новикова.

Программа «Наш дом — природа» Автор: Н. А. Рыжова.

Программа «Природа и художник» Автор Т. А. Копцева.

Программа «Интеграция» Автор Т. Г. Казакова.

Программа «Семицветик» Авторы: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова.

Программа «Конструирование и ручной труд в детском саду» Автор Л.В.Куцакова.

Программа «Умка» — ТРИЗ Авторы: Л.М. Курбатова и др.

Программы социально-нравственного развития дошкольников

Программа «Я, ты, мы» Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина.

Программа «Я — человек» Автор С. А. Козлова.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева.

Программа «Развитие у детей представлений об истории и культуре» Авторы: Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова.

Программа «Наследие» Авторы: М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева.

Программы физического развития и здоровья дошкольников

Программа «Играйте на здоровье» и технология её применения в ДОУ. Авторы: Волошина Л.Н, Курилова Т.В.

Авторская программа «Играйте на здоровье», она базируется на использовании игр с элементами спорта. Программа создана на основе содержательной экспериментальной работы в ДОУ № 69 г.Белгорода. Она адресована воспитателям детского сада, инструкторам по физической культуре, тренерам детских спортивных школ, центров, оздоровительных лагерей.

Программа «Здоровье» Автор В. Г. Алямовская.

Программа «Дошкольник и... экономика» Автор А. Д. Шатова.

 

12

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно-важных интересов личности, общества, организации, от потенциально и реально существующих угроз.

И особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей.

Обеспечение безопасности детей – проблема, в которой задействованы все стороны воспитательного процесса (педагоги, родители, дети, общество).

В нашем дошкольном учреждении основы безопасности жизнедеятельности реализуются через образовательную область “Безопасность”

Целью области “Безопасности” Основной общеобразовательной программы дошкольного образования является формирование знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе; выработки несколько моделей поведения в той или иной ситуации, формирование активной жизненной позиции, ориентирующей детей на самостоятельное принятие решений.

Данная цель решается в ходе интеграции образовательной области “Безопасность” в другие области общеобразовательной программы.

Принцип интеграции по содержанию области “Безопасность”, реализуется через образовательные области по задачам и содержанию психолого-педагогической работы:

* “Здоровье” – формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека;

* “Физическая культура” – формирование физических качеств и накопления двигательного опыта, необходимых в разнообразных жизненных ситуациях для сохранения жизни и здоровья;

* “Социализация” – формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания;

* “Труд” – формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности;

* “Коммуникация” – развитие свободного общения со взрослыми И детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания;

* “Познание” – формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания.

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса:

* “Физическая культура” – использование игр, игровых упражнений, импровизация для формирования способности наиболее адекватно использовать имеющиеся двигательные возможности в условиях, моделирующих сложные и опасные ситуации;

* “Чтение художественной литературы – использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира.

Чтобы добиться решения поставленной цели с учетом принципа интеграции важно правильно выбрать эффективные формы и методы направленные на умение применять накопленный опыт ребенка в различных ситуациях: творческая игра, предметная деятельность, наблюдение, нод, метод сравнения, метод моделирования ситуаций. Игровые приемы: воображаемая ситуация, придумывание сказок на разные темы

В творческой игре это скрытые правила, заложенные в игровых условиях, когда дети принимают для себя важность соблюдения очередности выполнения ролей, правильного соответствия

игровых действий выбранной роли. В играх с правилами, дидактических и подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. Ребенок учится подчинять свои действия образцу, в качестве которых может выступить поведение, мнение и оценка окружающих. К концу дошкольного периода у ребенка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям – личностные качества, которые не маловажны при формировании навыков безопасного поведения. Используя метод игры в различных видах деятельности, педагог ведет ребенка постепенно к наблюдению за окружающим миром, деятельностью взрослого, эпизодическому участию в ней, а затем к партнерству и сотрудничеству.

Предметная деятельность. Заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями.

Непосредственно-образовательная деятельность, как метод важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию.

Педагоги по данному направлению деятельности уделяют внимание работе с детьми начиная с 1 мл. группы, а для детей старшего возраста она носит систематический, целенаправленный характер.

Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать – со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему.

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Например: “Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?”.

“К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях на дороге, в группе и дома”. Игровое “как будто…” раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным.

В формировании основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) детей неоспорима роль семьи. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Это осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в “уголках родителей”, отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации.

Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир

 

 

Планирование работы с детьми по ОБЖ

 Планирование основывается на следующих принципах: — Развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребёнка; — Комплексно-тематическое построение бразовательного процесса; — Интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и контингентом детей; — Единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников в процессе реализации которрых, формируются знания, умения, навыки; — Соответствия планируемого содержания и формы организации детей возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогике Планировние занятий по ОБЖ может быть гибким. Педагог выбирает темы, учитывая их актуальность, социальное положение семей и психофизические особенности детей, время года, климатические условия. Можно провести занятия полностью или частично. Совмещать их с другими мероприятиями. Проводить одно занятие в несколько этапов. Подбирая материалы, оборудование, методические приёмы следует помнить об их соответствии возрастным особеннтям и целям обучения детей.

 

актуальность проблемы защиты человека от опасностей.

Опасность – центральное понятие БЖД, под которым понимаются процессы, явления, объекты, способные в опред. Условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно. Опасности хранят все системы, имеющие энергию, химические или биологически активные компоненты, а также характеристики не соответствующие условиям жизнедеятельности человека. Опасности носят открытый или скрытый характер.

Одним из главных понятий безопасности жизнедеятельности является аксиома о потенциальной опасности. Аксиома о потенциальной опасности деятельности — утверждение, согласно которому ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности, любая деятельность потенциально опасна; презумпция потенциальной опасности любого вида деятельности. Опасности могут носить количественные, временные, пространственные, качественные характеристики.

Актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности человека признана во всем мире. В мире от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более десятки тысяч человек, сотни тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи нашей страны.

Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Понятие безопасности жизнедеятельности включает в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья, обеспечение безопасных условий труда и обучения, защита от экологических катастроф и терроризма. Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Многие достижения научно-технического прогресса, обеспечивающие защиту человека от стихийных бедствий и эпидемий, одновременно сопровождаются появлением новых опасностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.021 с.)