Замок Лош. Конец XI — начало XII в. Франция. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Замок Лош. Конец XI — начало XII в. Франция.



237

движения, жесты и лица персонажей были выразительными; изображения плоскостными. В одной сцене часто совмещались несколько точек зрения и разные моменты времени. Сюжеты росписей, чёткие уравновешенные композиции, яркие краски — всё это играло важную роль в организации внутреннего пространства храма.

Как правило, на сводах и стенах храма изображали библейские сю­жеты, которые нужно было рассмат­ривать передвигаясь по храму — к алтарю и обратно. В апсиде — алтарном выступе — обычно находилось изображение Христа или Богома­тери; ниже помещались образы ан­гелов, апостолов, святых. На запад­ной стене располагались сцены Страшного суда. Нижнюю часть сте­ны обычно украшали орнаментом.

В романский период в Западной Европе впервые появилась монумен­тальная скульптура. Скульптурные изображения — рельефы — распола­гали, как правило, на порталах (ар­хитектурно оформленных входах) церквей. Рельефы обычно раскраши­вали — это придавало им большую выразительность и убедительность.

ФРАНЦИЯ

Ведущая роль в культурной жизни Европы долгое время принадлежала Франции: романское искусство формировалось здесь наиболее последо­вательно. Выдающиеся сооружения романского периода были созданы во французских провинциях — Бургундии, Оверни, Провансе и Нор­мандии.

Бургундия (Восточная Фран­ция) — один из самых богатых рай­онов страны, в котором были сосре­доточены торговля и ремёсла. В Бургундии построены самые круп­ные и величественные романские соборы Франции, отличавшиеся ве­ликолепным живописным и скульп­турным убранством. Именно бур­гундские архитекторы разработали конструктивные новшества, позво­лившие уменьшить объём стен, уве­личить вместимость соборов, дос­тигнуть большой высоты сводов.

Церковь Святого Петра и Свято­го Павла в монастыре Клюни (1088—1131 гг.) — типичный при­мер французской романской ар­хитектуры. Сохранились только небольшие фрагменты этой по­стройки, а также описания и рисун­ки. Тогда это была самая большая церковь в Европе. Общая длина хра­ма составляла сто двадцать семь метров, высота центрального не­фа — свыше тридцати метров. Пять высоких башен украшали церковь. Монастырь в Клюни в то время на­зывали «вторым Римом». О богатст­ве и величии монастыря свидетель­ствует, например, тот факт, что в Клюни ежегодно кормили до сем­надцати тысяч бедняков.

В церкви монастыря Клюни со­хранились замечательные резные капители (верхние части колонн) с символическими изображениями семи музыкальных тональностей. В то время молитвы произносились нараспев, чтобы обращение к Богу было «созвучно» музыке небес.

К наиболее известным роман­ским постройкам Бургундии отно­сятся церкви Сен-Лазар в Отене (1112—1132 гг.) и Сен-Мадлен в Везле (1120— 1150 гг.). По преданию, в церкви Сен-Лазар хранились ос­танки Лазаря, воскрешённого Хри­стом, а в храме Сен-Мадлен — ре­ликвии Святой Марии Магдалины.

Монастырь Клюни. XI—XII вв. Франция.

238

Множество верующих шли сюда по­клониться святыням. Славились эти церкви и богатым скульптурным уб­ранством, покрывавшим всю по­верхность стен.

Для архитектуры Оверни (Цент­ральная Франция) характерны мощь, простота и монументальность. В массивных церквах с толстыми сте­нами скульптурные украшения ис­пользовались скупо. Например, цер­ковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермоне (XII в.) снаружи была оформлена не­глубокими нишами, небольшими скульптурными вставками и камен­ными плитками разных оттенков. Только в конце XII в. на её южном портале поместили рельеф с изо­бражением Христа во «славе» и сце­нами из Нового завета.

На искусство Прованса (Южная Франция) сильно повлияло рим­ское и византийское зодчество. Античные орнаменты, колонны с античными капителями — всё сви­детельствует о том, что традиции древней культуры здесь не были за­быты. Храмы Прованса богато укра­шены скульптурой, но она не покры­вает всю поверхность стен, как в церквах Бургундии, а появляется только на капителях и по сторонам порталов.

Своеобразная архитектурная шко­ла сложилась в Нормандии, которая в то время входила в состав владений английского короля. Нормандские архитекторы долго использовали де­ревянные перекрытия — своды поя­вились здесь только в конце XI в. — и почти не применяли скульптурные украшения. Церкви Нормандии, по­хожие на крепости, отличались просторными внутренними поме­щениями, большими башнями, расположенными по сторонам фаса­дов и в центре здания.

Расцвет романской живописи во Франции пришелся на конец XI — начало XII в. Представление о ней даёт оформление монастырской церкви в Сен-Савен-сюр-Гартан (ко­нец XI в. — 1115 г.) в Пуату. Все внут­ренние поверхности этого неболь­шого здания покрывали фрески, созданные несколькими мастерами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.005 с.)