Фильм «Католицизм. Неожиданный успех Рима». Часть II 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фильм «Католицизм. Неожиданный успех Рима». Часть II



ХРИСТИАНСТВО

Фильм «Католицизм. Неожиданный успех Рима». Часть II

Посмотрите фильм.

 

Ответьте на вопросы:

 

Как звали папу Римского, который первым указал на преемство римских епископов от апостола Петра?

Дамассий I.

 

Как звали папу Римского, короновавшего Карла Великого?

Лев III.

 

Как звали папу Римского, введшего обет безбрачия для католических священников?

Григорий VII

 

Какой язык объединял католическое общество Средневековья?

Латынь.

 

Какую организацию создал папа Иннокентий III для борьбы с ересью?

Инквизиция.

 

Как звали знаменитого монаха, якобы умевшего разговаривать с животными?

Франциск.

 

Реформация в Европе

 

Прочитайте текст:

 

Протестантизм представляет собой третье наряду православием и католицизмом крупное течение в христианстве, насчитывающее в настоящий момент более 500 млн приверженцев и получившее распространение на всех континентах, прежде всего в Северной Европе (Великобритания, Скандинавские страны, Германия) и в Северной Америке (Канада, США). Особенностью про­тестантизма является его многоликость, наличие большого числа раз­личных Церквей и направлений при отсутствии полного догматическо­го, как в православии, и догматически-организационного, как в католи­цизме, единства между ними. В рамках отдельных протестантских кон­фессий идейное и организационное единство также часто не имеет же­сткой фиксации, но тем не менее для их приверженцев характерно пред­ставление о протестантской общности как силе, принципиально отлича­ющейся и от католицизма, и от православия. Протестантские Церкви занимают ведущее положение в образованном в 1948 г. Всемирном со­вете Церквей— руководящем органе экуменического движения, на­правленного на постепенное преодоление различий между христиан­скими конфессиями.

 

Реформация. Протестантизм сформировался в процессе европей­ской Реформации XVI в. (от лат. reformatio 'исправление, преобразова­ние') и тесно примыкающей к ней эпохи религиозных войн, завершив­шейся в середине XVII в. Реформация представляла собой религиозно-общественное движение, направленное против Католической церкви, приведшее не только к рождению протестантизма, но и к существенным политическим, культурным, социальным сдвигам в развитии европей­ской цивилизации. Важнейшие предпосылки Реформации сводятся к следующему.

 

Во-первых, в XIV-XVI вв. Католическая церковь и ее важнейший институт — папство, переживали глубокий и затяжной кризис. Церков­ные должности часто фактически покупались и продавались, занимав­шие их лица откровенно ставили во главу угла стремление к обогаще­нию … Постоянно нуждаясь в средствах, папы поощряли продажу индульгенций— грамот, свидетельствовавших от отпущении грехов, в том числе еще не совершенных.

 

Во-вторых, по мере обмирщения Католическая церковь постепенно утратила прежние возможности для тотального контроля над духовной жизнью западноевропейского общества. В XIV-XV вв. развивается идеология ренессансного гуманизма. Гуманисты (Л. Валла, М. Фичино, Э. Роттердамский и др.) активно отстаивали идеалы личного достоинства, права на свободный поиск истины. Не порывая с Католической цер­ковью, гуманисты критиковали многочисленные «злоупотребления» в церковной жизни. Пристально изучая Священное Писание, они стреми­лись к восстановлению первоначальной «чистоты» христианства. Дви­жение гуманистов было светским по своему характеру. Вместе с тем гуманисты были далеки от абсолютизации истинности выводов, сделан­ных ими при изучении Библии, тем более от навязывания их силой. До­бавим, что изобретение И. Гутенбергом в середине XV в. книгопечатно­го станка делало трудноосуществимым запрет Католической церкви на чтение Библии мирянами, имевший целью прежде всего закрепление позиций духовенства в качестве монопольного обладателя и интерпре­татора содержащейся в ней «истины».

 

В-третьих, немалое значение имело становление в XIV-XV вв. крупных национальных государств. Их правители часто тяготились за­висимостью от папства, с раздражением смотрели на утекавшие из их стран богатства в результате многочисленных поборов в пользу Католи­ческой церкви …

 

В-четвертых, поддержки светской власти активно искали новые поднимавшиеся слои бюргеров-предпринимателей (буржуазии). Обла­дая развитым чувством личного достоинства, они испытывали особое возмущение не только несоответствием Католической церкви своей миссии, но и ее доктриной, не одобрявшей буржуазную предприимчи­вость.

 

 

К началу XVI столетия сложилась ситуация, в кото­рой все отмеченные причины недовольства Католической церковью проявились наиболее очевидным образом. Началом Реформации традиционно считается 31 октября 1517 г., когда монах-августинец Мартин Лютер обнародовал в небольшом германском городе Виттенберге 95 тезисов, обличавших практику продажи индульгенций. Они были со­ставлены достаточно осторожно и не содержали в себе резких выпадов против папства. Их основная идея — необходимость внутреннего чис­тосердечного раскаяния грешника, которое не могут заменить никакие искупительные пожертвования. Тезисы широко распространились по Германии, принеся известность их автору.

 

К положениям, представленным в тезисах, Лютер шел уже давно. Мучительные размышления о путях достижения спасения, чтение Биб­лии, богословской литературы, умерщвление плоти, тяжелые посты со­четались у него с тщательным анализом библейского текста. Обратив внимание на приводимые апостолом Павлом слова «праведный верой жив будет» (Рим 1:17), Лютер пришел к выводу, что человек оправдыва­ется перед Богом одной лишь верой, а монашеский аскетизм, «добрые дела» сами по себе для Бога безразличны. Впоследствии положение об оправдании верой (sola fide), которая понималась как непосредственное действие Святого Духа в человеке, приводящее к его внутреннему пере­рождению, станет краеугольным камнем как лютеранства, так и протес­тантизма в целом.

 

Рим начал атаку на Лютера. В процессе его дискуссий с папскими богословами в 1518—1521 гг. критика Католической церкви приобрела более определенные очертания. Лютер подчеркивал, что он не создает какого-то нового учения, а стремится вернуться к первоначальному, истинному христианству, основанному на Священном Писании …

 

Дискуссии Лютера с посланцами папства очень скоро обнаружили принципиальное различие исходных позиций: с одной стороны — «только Писание», с другой — равнозначность Писания и Католическо­го предания при фактическом приоритете последнего над первым. В 1520 г. Рим обнародовал буллу об отлучении немецкого реформатора от Католической церкви. Лютер же, пришедший к выводу о несоответст­вии Писанию всей католической иерархии и наличии Церкви (в ду­ховном смысле) всюду, где проповедуется слово Божье, сжег буллу папы Льва X и сам провозгласил анафему «антихристову церковному вла­дыке».

 

В прежние времена Лютер неминуемо бы оказался на костре. Но в Германии ему сочувствовали многие князья, прежде всего курфюрст Саксонии Фридрих Мудрый. Благодаря их усилиям, Лютер, получив гарантии личной неприкосновенности, предстал перед императором Священной Римской империи Карлом V и имперским сеймом в Вормсе (1521). На вопрос о том, готов ли он отказаться от своих произведений, Лютер ответил, что он внемлет лишь убеждениям, основанным на Свя­щенном Писании и доводах разума, ибо «неправомерно и неправедно делать что-либо против совести». Его слова: «На том стою и не могу иначе», означали первую крупную победу Реформации.

 

 

Однако Реформация одержала победу не во всей Германии. Многие князья сохранили приверженность католицизму, а его главной опорой оставался император. Когда на имперском сейме в Шпейере (1529) ему удалось добиться принятия мер по реставрации католицизма, князья и имперские города — сторонники Лютера зачитали «Протестацию», подчеркнув, что в делах веры они по совести могут повиноваться только Богу. С этого момента за всеми поборниками Реформации закрепилось наименование «протестанты». За сеймом последовала серия религиоз­ных столкновений и войн, завершившихся Аугсбургским религиозным миром (1555), провозгласившим принцип «чья власть, того и вера», со­гласно которому имперские князья получили право свободного выбора католического или реформированного (лютеранского) вероисповедания, а их подданные должны были следовать за монархом. Это означало как официальное признание существования реформированного христианст­ва в Германии, так и закрепление разделения немцев на католиков и протестантов, сохраняющееся до сегодняшнего дня.

 

В 1520-е годы лютеранство активно распространяется в Скандинав­ских странах. В Швеции с реформаторскими проповедями выступили О. и Л. Петри, а в Дании — X. Таусен, слушавшие Лютера в Виттенберге. Но только после поддержки идей Реформации королевской властью здесь сформировались государственные Лютеранские церкви — в Шве­ции в 1593 г., в Дании в 1535-1537 г. Из Дании Реформация распростра­нилась на подконтрольные ей Норвегию и Исландию, а из Швеции — на Финляндию.

 

По самостоятельному пути развивалась Реформация в Швейцарии, где она началась почти в одно время с Германией. Вначале она охватила немецкоязычные районы (кантоны). Во главе движения стоял У. Цвингли (1484-1531), бывший первоначально, как и Лютер, католи­ческим священником. Опираясь на Библию и объявляя ее единственным духовным авторитетом, Цвингли активно выступал против церковной десятины, обязательности поста, целибата. После того как на диспутах в Цюрихе (1523) Цвингли одержал победу над католическими богослова­ми, городской совет высказался за проведение Реформации.

 

После гибели Цвингли в войне с католическими кантонами (1531) центр Реформации в Швейцарии сместился в ее франкоязычную часть. Здесь главной фигурой оказался француз Ж. Кальвин (1509-1564), вы­нужденный оставить Париж из-за обвинений в принадлежности к «лю­теранской секте». Деятельность Кальвина разворачивалась в основном в Женеве, куда он прибыл в 1536 г., превратив ее впоследствии в главный оплот протестантизма. Кальвином был основан Женевский университет, где началась подготовка кадров проповедников для всей Европы. Вос­приняв ряд идей Лютера, Кальвин выступил как систематизатор протес­тантского вероучения, о чем свидетельствует его главный труд — «На­ставление в христианской вере», принявший окончательную форму в 1560 г.

 

Подчеркивая необходимость сохранения лишь тех установлений, которые имеют ясное подтверждение в Писании, Кальвин резко крити­ковал католическое «идолопоклонство», культ святых, почитание реликвий. Вместе с тем при интерпретации Писания он несколько иначе рас­ставлял акценты, чем это делали и Лютер, и Цвингли …

 

Если для Лютера важнейшей идеей, обнаруженной в Библии, ока­залось оправдание верой, то для Кальвина — всемогущество и суверен­ность Бога. Отсюда логически следовал выдвинутый Кальвином догмат об изначальном предопределении. Согласно ему, Бог заранее разделил людей на предопределенных к посмертным спасению (раю) и погибели (аду). Не только добрые дела, но и вера не в состоянии изменить судьбу человека. Решения Бога, как и он сам, непостижимы, а добрые и злые дела есть лишь исполнение Его предначертания. Сам Кальвин не считал догмат о предопределении центральным, но впоследствии он приобрел чрезвычайно большое значение в англо-американской кальвинистской традиции.

 

Серьезные социальные последствия имел выдвинутый Кальвином тезис о «призвании» каждого христианина, которому следовало взращи­вать свою веру, совершенствуя себя и окружающий мир. Вместо специ­альных забот о спасении души Кальвин предлагал придерживаться аске­тизма в мирской жизни. Веселые празднества, громкий смех, танцы, нарядная одежда, украшения в Женеве (магистрат которой выполнял волю пользовавшегося непререкаемым авторитетом Кальвина) были запрещены.

 

… Кальвин ввел демократическую церковную органи­зацию, где каждая община верующих обладала значительной самостоя­тельностью. Светская власть, по мнению женевского реформатора, должна обеспечивать наиболее благоприятные условия для деятельно­сти Церкви, а «кто пользуется королевской властью не ради служения славе Божьей, тот не король, а разбойник». Таким образом, кальвинизм изначально становился политически более активным, чем лютеранство.

 

В 1550-е — 1560-е годы кальвинизм широко распространился в Нидерландах, Шотландии, несколько раньше — во Франции (движение гугенотов). Здесь борьба католицизма и протестантизма протекала в особо острых формах (массовое избиение протестантов католиками в ночь на 24 августа 1572 г. — Варфоломеевская ночь), но в итоге Рефор­мация потерпела неудачу.

 

Если в других европейских странах Реформация обычно начиналась «снизу», проявляясь в форме активности одного или нескольких пропо­ведников, а затем поддерживалась или не поддерживалась государст­венной властью, что в конечном счете и определяло результат, то в Анг­лии первоначальный импульс последовал «сверху». Король Генрих VIII (1509-1547) сперва осудил Реформацию и даже выпустил памфлет с критикой идей Лютера, за что получил от папы почетный титул «защит­ник веры». Любопытно, что британские монархи, даже обратившись к протестантизму, продолжали его сохранять. Но когда папа Климент VII не дал Генриху согласия на расторжение брака с Екатериной Арагон­ской, от которой у него не было сыновей, король при поддержке парла­мента в 1531-1534 гг. принял ряд актов, разрывавших связи Английской церкви с Римом. Король стал «главой Церкви в той мере, в какой это позволено Христом» и без труда добился от подконтрольного ему духо­венства как расторжения брака с Екатериной Арагонской, так и согласия на новый брак.

 

Однако в области догматики и культа Английская церковь остава­лась еще фактически католицизмом без папы. Только в 1540-е— 1550-е годы, при преемнике Генриха Эдуарде VI были приняты основы веро­учения и молитвенник, отмеченные влиянием лютеранства и кальви­низма. Несмотря на дальнейшее углубление Реформации, Английская церковь, за которой впоследствии закрепится наименование «англикан­ская», сохранит в учении и практике многие черты, сближающие ее с католицизмом.

 

Источник: Религии мира: учеб.пособие / под. ред. М.М. Шахнович. 3-е изд. – СПб: изд-во СПбГУ, 2006. – С.243-254.

 

 

Ответьте на вопросы:

 

ХРИСТИАНСТВО

Фильм «Католицизм. Неожиданный успех Рима». Часть II

Посмотрите фильм.

 

Ответьте на вопросы:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.021 с.)