Методика проведения организованных форм занятий по физической культуре детей младшего школьного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика проведения организованных форм занятий по физической культуре детей младшего школьного возраста



Практическое занятие № 1

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Теоретические вопросы:

1.Задачи, формы и средства урока по физической культуре.

2.Построение содержания урока по физической культуре.

3.Хронометраж и расчет моторной плотности занятий по физической культуре.

4.Анализ пульсометрии на уроке физической культуры.

План занятия:

1. Составить комплекс физических упражнений для развития основных физических качеств детей младшего школьного возраста.

2. Оформить технологическую карту урока по физической культуре (развернутый план занятия).

3. Рассчитать общую и моторную плотность занятия.

4. Провести пульсометрию занятия и оформить ее графически.

I. Формы организации физического воспитания в младших классах:

1. Урок физической культуры.

2. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня.

3. Внеклассная работа по физическому воспитанию.

Характеристика форм организации физического воспитания в I-IV классах

Физическое воспитание учащихся I-IV классов осуществляется в форме: обязательной учебной дисциплины «Физическая культура»; в режиме учебного дня; в процессе внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

Урок физической культуры (по учебной дисциплине «Физическая культура») является основной формой физического воспитания, на котором решаются образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи, а так же задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в современных условиях.

Уроки физической культуры (учебная работа), внеклассная, массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа в младших классах тесно взаимосвязаны и представляют собой единый воспитательно-образовательный педагогический комплекс, который подчинен общей цели физического воспитания учащихся - формированию физической культуры личности.

Конкретное содержание  урока в каждом классе определяет учитель по физической культуре с учетом: материально-технической базы; своих творческих возможностей; состояния здоровья, физической подготовленности детей; интересов детей;

Для допуска к занятиям физической культурой все учащиеся проходят врачебное обследование не реже одного раза в год.

По результатам исследования они подразделяются на медицинские группы:

· основная – занимаются по учебной программе в полном объеме, а так же в одной спортивной секции.

· подготовительная – занимаются по учебной программе с учетом их индивидуальных особенностей и рекомендаций врача; им так же рекомендуются дополнительные занятия для повышения уровня физической подготовленности.

· специальная медицинская группа – занятия проводятся по специальным программам, согласованным с Министерством образования РБ и учителями, прошедшими специальную подготовку.

В соответствии с Законом РБ «О физической культуре и спорте» занятия по физической культуре проводятся не менее 3-х раз в неделю по 1 часу. Замена уроков физической культуры другими видами учебной или неучебной деятельности является нарушением Закона.

 

 

Заключительная часть (5-10 минут)

Задачи: постепенный переход из состояния повышенной активности в состояние, близкое к исходному; подготовка школьников к последующим урокам; подведение итогов урока, задать задание на дом, организованный переход к новым действиям.

Содержание: построение, интенсивная ходьба с постепенным замедлением, спокойные игры, дыхательные упражнения, слово учителя об итогах и домашнем задании.

Деление урока на части относительно. Каждый урок - это единое целое, элементы которого находятся в тесной взаимосвязи.

Определение типа уроков

В практике физического воспитания различают несколько типов уроков:

· вводный урок;

· урок изучения нового материала;

· урок закрепления и совершенствования пройденного материала;

· смешанный урок (комплексный);

· контрольный урок.

Вводный урок: проводят в начале учебного года или четверти (при необходимости). На этом уроке учитель знакомит школьников с задачами предстоящих занятий, рассказывает об основном содержании учебного материала в соответствии с программой, объясняет правила поведения в спортзале, требования к ученикам, их спортивной одежде и др.

Урок изучения нового материала: основное внимание уделяется еще незнакомым упражнениям. Двигательная активность на таком уроке не очень высокая.

Урок закрепления и совершенствования пройденного материала: основное внимание уделяется многократному повторению изученных движений в различных меняющихся условиях. Двигательная активность очень высокая.

Смешанный урок (комплексный): совмещается изучение нового материала с закреплением и совершенствованием пройденного. Наиболее характерен для физического воспитания младших школьников.

Контрольный урок: посвящается оценке успеваемости школьников по физической культуре. Как правило проводят в конце четверти или после прохождения разделов программы (лыжи, плавание, легкая атлетика и т.п.).

Виды уроков. В зависимости от использования средств физического воспитания уроки классифицируются по видам. Так выделяют уроки легкой атлетики, гимнастики, лыжной подготовки и т.д.

Внешние признаки утомления

ПРИМЕР

ведения протокола плотности урока №__

от "___" __________ года

Урок физического воспитания в 4 классе проведен практикантом (фамилия, инициалы)

 Задачи урока:

1. Совершенствовать способность к уравновешиванию на повышенной опоре.

2. Закрепить умение выполнять смешанные висы хватом сверху.

Тип урока – урок совершенствования и закрепления двигательных навыков.

Общая плотность 78% – фактическая, т.е. с учетом лишь положительных (+) показателей двигательная плотность – 33,5%.

Выводы и рекомендации: Тип урока – урок закрепления и совершенствования ранее изученного материала. Для подобных уроков характерна высокая моторная плотность.

Запись наблюдений

 

№№пп ДЕЙСТВИЯ Время окончания действия

Отдых

Примечание

            + - +

-

+ -
1. Построение, рапорт 2,45" - - 1,45"

-

  - 1,00"  
2. Слушание задач 3,05" 20" - -

-

- - -  
3. Ходьба 4,30"   - 1,25"

-

- - -  
4. Слушание задания 4,45" 15" - -

-

- - -  
5. Выполнение задания 1 5,15" - - 30"

-

- - -  
6. Слушание указаний 6,00" 20" 25" -

-

- - -  
7. Повторно бег, ходьба, перестр. 8,15" - - 2,15"

-

- - -  
6. Слушание описания упр. 2 9,30" 1,15" - -

-

- - -  
9. Выполнение упр. 2 9,45" - - 15"

-

- - -  
10. Слушание описания упр. 3 10,25" 40" - -

-

- - -  
11. Выполнение упр. 3 10,45" - - 20"

-

- - -  
12. 13. Слушание указаний 11,20" 35" - -

-

- - -  
13.   Выполнение упр. 3 11,30" - - 10"

-

- -    
14. Слушание и наблюдение упр. 4 12,20" 25" 25" -

-

- - -  
15. Выполнение упр. 4 12,40" - - 20"

-

- - -  
16. Слушание описания упр. 5 13,05" 15" 10" -

-

- - -  
17. Выполнение упр. 5 13,25" - - 20"

-

- - -  
18. Слушание описания упр. 6 13,50" 25" - -

-

- - -  
19. Выполнение упр. 6 14,20" - - 30"

-

- -    
20. Слушание описания упр. 7 15,05" 25" 20" -

-

- - -  
21. Выполнение упр. 7 15,30" - - 25"

-

- - -  
22. Слушание итоговых замечаний 16,35" 30" 35" -

-

- - -  
23. Ходьба, перестроение 18,30" - - 55" 1,00"

-

- -  
24. Слушание указаний 19,30" 1,00"     -

-

- -  
25. Расстановка снарядов 20,50" - - 1,20" -

-

- -  
26. Слушание описан, наблюд. упр. 25,55" - 3,05" - -

-

- -  
27. Ожидание очереди 27,00" - - - -

-

- 1,00"  
28. 1-я попытка упр. на бревне 27,10" - - 10" -

-

- -  
29. Отдых, ожидание очереди 28,30" - - - -

20"

1,00" -  
30. 2-я попытка упр. на бревне 28,50" - - 20" -

-

- -  
31. Отдых, ожидание очереди 30,20" - - - -

1,00"

- -  
32. 3-я попытка упр. на бревне 30,4" - - 20" -

-

- -  
53. Отдых, ожидание очереди 32,00" - - - -

20"

  1  
34. 4-я попытка упр. на бревне 32,15" - - 15" -

-

- -  
35. Отдых, ожидание очереди 33,50" - - - -

35"

- -  
36. 5-я попытка упр. на бревне 34,25" -   35" -

-

- - Вып. вне очереди
37. Простой - нецелесообразный 35,20" - -   -

-

- 55" Ничего не делает
38. Слушание указаний учителя 36,00" 40" - - -

-

- -  
39. 6-я попытка упр. на бревне 36,20" - - 20" -

-

- -  
40. Отдых, ожидание очереди 37,10" - - - -

-

50" -  
41. Смена снарядов 37,35" - - 25" -

-

- -  
42. Слушание описан, упр. на брусьях. 38,00" 25" - - -

-

- -  
43. Отдых, ожидание очереди 38,10" - - -  

-

- 10"  
44. 1-я попытка упр. на брусьях 38,30" - - 20"  

-

- -  
45. Отдых, ожидание очереди 40,25" - - -  

30"

1.25" -  
46. 2-я попытка упр. на брусьях 40,40" - - 15" "

-

- -  
47. Отдых, ожидание очереди 42,00" - - - "

20"

1,00' -  
48. Слушание замечаний 43,40" 40" 1,00' - "

-

- -  
49 Уборка снарядов, построение, уход 45,00" - - 1,40'  

-

- -  

Сумма затраченного времени по видам действий

  10,10 6,00 15,10 1,00

2.35

7,15 3.10  
                       

 

В уроке имели место два явно выраженных простоя: один в начале, когда учащиеся по звонку были готовы к исходному построению, а педагог искал палочки и мел, второй - в основной части урока, когда педагог, увлекшись подгруппой на брусьях, перестал контролировать работу другой. Воспользовавшись этим, девочки прекратили упражнение на бревне.

22% - нецелесообразных затрат времени явились следствием весьма слабой организации урока. Так, при выполнении упражнений в равновесии можно было вообще обойтись без пауз, если бы педагог индивидуализировал работу, своевременно подумал о принципе постепенности и прочности. Одним можно было предложить выполнение на полу, другим - на гимнастической скамейке, третьим - на рейке гимнастической скамейки, а четвертым - на бревне (наиболее сложные условия).

В первую часть урока были включены простые и хорошо знакомые ученикам упражнения, большинство из которых можно было провести поточно. Вместо этого педагог перед каждым упражнением делал паузы, обязательно описывал и показывал их.

Дозировка упражнений была мизерной (4-5 раз). Уже в этой части урока обнаружились резервы для увеличения не только двигательной, но и общей плотности урока. Хорошо знакомые ученикам упражнения не следовало показывать и описывать, а лишь назвать, требуя выполнения сразу. По ходу выполнения можно было давать характеристику, указания, оценочные суждения, Вместо непрерывного подсчета, следовало использовать постукивание палочками, задания на самостоятельное удерживание заданного темпа и т.д.

Моторная плотность основной части урока составила всего 24%. Как свидетельствуют данные протокола, много времени ученики затратили на всякие паузы, главным образом нецелесообразные. В продолжение основной части урока ученица, за которой велось наблюдение, выполнила в подходов к бревну (один вне очереди) и 2 подхода к брусьям. Моторную плотность основной части урока можно было увеличить, используя в дополнение к бревну гимнастические скамейки. Висы на брусьях следовало выполнять, как минимум, по два человека одновременно.

Более двух минут педагог затратил на замечания по поводу дисциплины. Учитывая особенности данного класса (ребята старательны, любят физкультуру) можно предположить, что улучшению дисциплинированности будет способствовать более основательная подготовка к уроку, конкретизация частных задач и формулировка заданий для учеников, выбор соответствующих методических приемов обучения, воспитания, организации и др.

Заключительной части урока фактически не было: ребята наспех убрали снаряды, построились и были отпущены.

Итак, общую и моторную плотность урока можно было повысить, резервы для этого имелись.

Главное для педагога этого урока - тщательная, всесторонняя подготовка. Следует обратить внимание на более качественную разработку конспекта и своевременную организацию материально-технических условий.

Подпись студента                                                                      

Оценка анализа урока                                                          

Подпись методиста                                                                   

 

IV Оформление пульсометрии занятия

Пульсометрия играет вспомогательную роль в контроле за уроком физического воспитания в школе. На основании показателей пульса выясняется реакция сердца на нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также динамика этих реакций на протяжении всего урока. В последнем случае вычерчивается "кривая нагрузки".

Частота сердечных сокращений подсчитывается в течение 10 секунд в наиболее характерные моменты урока.

Оценка пульсовых данных и пульсовой кривой должна сопровождаться всесторонним анализом. Показатели пульса у разных лиц, как и у одного и того же лица в разное время и при раз ных обстоятельствах - не совпадают. Измеряют же, как правило, частоту сердечных сокращений лишь у одного занимающегося. Кроме того, следует иметь в виду, что эти изменения происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые в уроках физического воспитания нередко достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения, которые фиксируются частично в графе "Примечания".

Содержание и порядок записей уясняются из названия отдельных граф протокола. Форма протокола и образец выполнения этого задания приводятся ниже. Для обеспечения информативности данных важно соблюдать следующее:

1) своевременно подготовить часы (с секундной стрелкой) или секундомер, который включается по звонку и не выключается до конца урока (без этого невозможно оформить кривую нагрузки);

2) подготовить протокол для черновой записи показателей;

3) заблаговременно выбрать объект наблюдения - по возможности наиболее значимый для анализа. Это должен быть "средний" ученик - характеризующий основную массу учащихся данного класса. Студент выбирает мальчика, студентка - девочку. Характеристику намеченного ученика дает учитель физического воспитания.

При возможности можно наблюдать за работой одновременно нескольких разнотипных представителей класса и подсчитывать у них пульс: девочки и мальчика; сильного, среднего и слабого по подготовленности ученика; старательного и нерадивого и т.п. В этом случае каждого ученика наблюдают разные студенты. Анализ и обобщение всех исследовательских данных можно поручить одному из студентов, который оформляет соответствующие материалы и докладывает их при обсуждении урока в бригаде.

Намеченного для наблюдения ученика необходимо заблаговременно предупредить, поставив его в известность о цели, со держании и порядке предстоящей процедуры. Подсчитывается пульс сразу после окончания упражнения или серии упражнений и перед выполнением. Для этого хронометрист должен своевременно подойти к занимающемуся, чтобы не отвлекать его и избежать паузы после выполненной работы, причем желательно все измерения производить в одной и той же свободной основной стойке. Важно получить исходные показатели пульса до начата урока. Далее пульс подсчитывается при входе ученика в зал, по звонку и тд.

4) После окончания урока, полученные десятисекундные показатели пульса переводят в минутные, по которым оформляется графическое изображение динамики пульса в течение урока - его "кривая".

При анализе полученных данных учитывается тип урока и запланированное в конспекте содержание. Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности.

По высоте кривой условно можно судить об интенсивности нагрузки, а по величине площади между кривой и проекцией от исходного пульса - о ее объеме. Записи в примечании дают ответ на возникшие вопросы.

Для того чтобы анализ полученных данных был достаточно убедительным, необходимо изучить специальную литературу о функциональных особенностях сердечной деятельности учащихся соответствующего возраста.

 

ПРИМЕР

Запись наблюдений

 

№ пп Наименование действий, предшествовавших подсчету пульса Время подсчетапульса от начала урока

Частота пульса

Примечание
    В покое (после урока русского языка) 9 ч. 50 м. Частота за 10 сек. Частота за 1 мин.  
1 При входе в зал 9 ч. 55 м. 16 96  
2   В начале урока (по звонку) 10 ч. 00 м. 18 108  
3. Слушала описание построения 7,00" 16 96  
4. «Свободный момент» (в основном бег) 7,30" 16 96  
5. Слушала замечания классу по поводу дисциплины 11,00" 18 106  
6. Слушала замечания классу по поводу дисциплины 13,00" 17 102 перекаты выполняла без перер.
7. Слушала описание упражнения подготовит, к кувырку вперед (упор стоя согнувшись) и выполнила его 2 раза 15,00" 21 126    
8. Наблюдала показ упражнения одной из учениц 17,00" 18 108 Упр. выпол. старательно
9. 4 раза выполнила исходное положение для кувырка вперед 18,30" 21 126  
10.   3 раза выполнила упор стоя согнувшись 21,00" 18 108  
11. Слушала замечания классу по поводу дис­циплины 23,00" 20 120 Долго фикструет конечное полож.
12. Участвовала в построении 25,00" 22     132      
13. Простой 27,30" 17 102  
14. Слушала задание и участвовала в пере­строении 30,00" 18 106  
15. Ожидание очереди 33,00" 17 102 разговор
16. 4 раза выполнила поднимание ног из положения лежа 35,00" 16 108 разговор
17. Простой и построение в 1 шеренгу 38,00" 18 108  
18. При выходе из зала 45,00" 21 126  
19. Простой и построение в 1 шеренгу 10 ч.55 м. 17 102  
20. При выходе из зала 10 ч.55 м 17 102  

 

Практическое занятие № 1

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Теоретические вопросы:

1.Задачи, формы и средства урока по физической культуре.

2.Построение содержания урока по физической культуре.

3.Хронометраж и расчет моторной плотности занятий по физической культуре.

4.Анализ пульсометрии на уроке физической культуры.

План занятия:

1. Составить комплекс физических упражнений для развития основных физических качеств детей младшего школьного возраста.

2. Оформить технологическую карту урока по физической культуре (развернутый план занятия).

3. Рассчитать общую и моторную плотность занятия.

4. Провести пульсометрию занятия и оформить ее графически.

I. Формы организации физического воспитания в младших классах:

1. Урок физической культуры.

2. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня.

3. Внеклассная работа по физическому воспитанию.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.087 с.)