Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста



Общая психологическая характеристика организационно-управленческой подструктуры в деятельности юриста

Сущность управления и его связь с юридической психологией. Управление -атрибут всякой системы. Оно представляет собой воздействие на систему (управляемую подсистему — объект управления) для поддержания ее в необходимых режиме, качестве, состоянии или перевода ее в новые режим, качество, состояние, отвечающие целям функционирования, изменениям окружающей среды и непрерывного развития системы.

 

Управление в обществе возникает как отражение определенной потребности его в организационном порядке, эффективном функционировании и развитии. Поскольку само общество по своей сущности является социальной системой, то и управление в нем носит социальный характер, оно является социальным управлением.

           Социальные системы — это системы, образуемые людьми и их деятельностью, а управление — управление ими. Уже это определяет роль и значение психологических факторов в управлении.

 Главные функции управления в обществе выполняет государственное управление, к которому принадлежат и юридические органы. Очевидно, что и оно по своему происхождению, предназначению, сущности, целям, — социальное явление, осуществляемое в рамках конкретного общества и определенного временного отрезка в его жизни и развитии. Оно в той степени эффективно, в какой обслуживает общество, интересы его граждан, способствует прогрессу, удовлетворению потребностей граждан, проявлению их способностей, моральному, интеллектуальному и культурному росту.

Управление юридическими органами эффективно постольку, поскольку цспецифично отвечает потребности создания и функционирования правовой системы и ее функционирования, насущным и перспективным требованиям общества к укреплению законности и правопорядка. Все претензии общества к состоянию их, к деятельности юридических органов — это прежде всего претензии к состоянию управления в них.

Управление в социальных системах многомерно и многофункционально, направлено на решение экономических, финансовых, технических и других задач и проблем. В разных видах социальных систем (финансовых, хозяйственных, производственных, образовательных и др.) могут преобладать какие-то особые функции, но функция руководства людьми остается в них обязательной. Юридические органы реализуют свою функцию прежде всего правовыми средствами.

 

 

14

60.

18,Психолого-педагогические основы работы с активом осужденных.

В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению. Воспитательная работа организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.

К основным направлениям воспитательной работы с осужденными относятся:

1. правовое воспитание, которое нацелено на преодоление дефектов правосознания, формирование знаний о правовых нормах поведения и правомерных способах решения жизненных задач, убеждений в необходимости соблюдать законодательство, уважительного отношения к правам и законным интересам людей, другим социальным ценностям, защищаемым нормами права;

2.нравственное и духовное воспитание, которое направлено на преодоление аморальных влечений и привычек у осужденных, формирование нравственных ценностей, веры в духовные идеалы и положительную жизненную перспективу, развитие моральных качеств, самосознания и самоконтроля, умения понимать переживания и поступки других людей;

3. трудовое воспитание, предусматривающее формирование и укрепление, на основе включения в производительный труд и профессиональное обучение, добросовестного отношения и готовности к систематическому труду, стремления к занятию общественно полезной деятельностью, освоение правомерных способов материального обеспечения жизни;

4. эстетическое воспитание, которое предусматривает привитие осужденным эстетических вкусов, содержащих оценку социальных явлений и предметной среды, формирование личной культуры поведения; вовлечение осужденных в эстетическое благоустройство помещений и территорий ИУ (СИЗО);

5. санитарно-гигиеническое и физическое воспитание предусматривает освоение знаний о здоровом образе жизни, формирование потребности и привычки соблюдать личную гигиену, включение в занятия физкультурой и спортивно-массовые мероприятия.

 

 

61. 19 Организация психологической помощи осужденным в адаптации к местам лишения свободы.

Психологическая помощь заключенным в первую очередь должна быть напраl3лена на адаптацию их к местам лишения свободы. Человек попадает в тюрьму надолго, могут пройти годы, прежде чем он покинет ее стены. Ему предстоит функционировать в непривычной среде, поэтому психологическое сопровождение процесса «привыкания» к условиям изоляции крайне важно, особенно в период следствия и суда, т. е. до вынесения приговора. В этот период заключенный находится в очень тяжелом состоянии: он неожиданно вырван из привычного мира и помещен в достаточно агрессивную среду. Он не знает своего будущего, того положения, в котором находится его уголовное дело (например, какими доказательствами его вины располагает следствие), он боится сказать лишнее слово и в то же время стремится выговориться, чтобы снять сильное эмоциональное напряжение. Это состояние может усугубляться переживанием совершенного преступления. К сожалению, психолог, работающий в местах лишения свободы, не может предоставить заключенному возможности выговориться в силу двойственности своего положения, поскольку в психологе заключенный всегда будет видеть представителя администрации. Таким образом, первым этапом работы психолога с заключенным является преодоление стресса, связанного с арестом и помещением в изолятор.

На первом этапе работы с заключенным, как и на всех последующих, на эффективность взаимодействия влияют два фактора, преодоление которых требует больших усилий. Во-первых, в силу низкого культурного уровня большинство заключенных объединяют понятия «психолог» и «психиатр». Так поступают многие люди и за пределами пенитенциарных заведений, но в этих условиях такое объединение понятий имеет обратный эффект. Заключенный считает, что психолог может помочь избежать наказания, связанного с лишением свободы, и, как только может, демонстрирует наличие психических отклонений. Во-вторых, психолог является представителем администрации учреждения и соответственно, доверительное общение с ним табуировано законами неформальной структуры заключенных.

На следующем этапе приоритетной становится собственно работа по адаптации осужденного к жизни в тюрьме. Большинство заключенных адаптируются к местам лишения свободы двумя путями: вживание в социум таких же, как и он, заключенных и установление каких-либо взаимоотношений с администрацией. Психологу в своей работе важно отследить возможные нарушения в этих двух направлениях. В случае преобладания первого пути адаптации, т. е. если человек стремится во что бы то ни стало занять «хорошее» место в уголовной иерархии, формируется тип отрицательно настроенного заключенного. Такой человек впоследствии будет открыто конфликтовать с администрацией, любой ценой стараясь поддержать свой статус в социуме. Его задача - как можно сильнее сузить круг контактов с персоналом учреждения. Преобладание второго пути может сформировать тип так называемого «стукача», т. е. человека, сотрудничающего с администрацией. Как правило, в среде заключенных - это первые кандидаты на применение к ним физической силы, так называемая «группа риска».

 

 

Психология обыска

В изобличении виновных и установлении истины по делу боль­шая роль принадлежит обыску. В процессе обыска можно обнару­жить и изъять орудия преступления, вещи, ценности, добытые пре­ступным путем, и другие объекты, имеющие значение для рассле­дуемого дела.

Обыск — это следственное действие, направленное на прину­дительное обследование личности, помещений, сооружений, участ­ков местности, находящихся в ведении обыскиваемого лица и чле­нов его семьи или какой-либо организации, для отыскания и изъя­тия скрываемых объектов, имеющих значение для дела, а также обнаружения разыскиваемого лица или трупа.

Принудительный характер обыска, возникновение в ряде слу­чаев конфликтных ситуаций, поисковые трудности связаны, как правило, с повышенным психическим напряжением участников данного следственного действия, с особой его психологизирован-ностью.

Залогом успеха обыска является тщательная подготовка к его проведению, охватывает два аспекта — информационный и интел­лектуальный. Первый состоит в сборе информации об обыскивае­мом, причем информации самой обширной, второй — в выдвиже­нии версий, которые в своей основе содержат рефлексивное уп­равление.

Сбор информации, в свою очередь, включает: 1) информацию относительно помещения, его расположения, особенностей, подсту­пов, входа, выхода, а также убранства, если задачей обыска является обыск помещения; 2) информацию о личности, подлежащей обыс­ку, что позволяет следователю получить представление о лице в аспекте оценки профессиональных и психологических черт, которые могут быть использованы лицом для сокрытия искомых объектов.

Нередко в практике расследования не придают значения сбо­ру информации о помещении, полагая, что такое ознакомление мо­жет произойти непосредственно на месте в процессе обыска. Это ошибочное мнение может отрицательно отразиться на результате обыска. "Сбор информации о помещении, — справедливо отмечает В. Е. Коновалова, — одно из важных условий успешной организа­ции обыска, поскольку дает возможность получить сведения само­го различного порядка. Эти сведения не только выполняют функцию будущей ориентации на месте производства обыска, но и создают необходимые предпосылки для выдвижения розыскных версий. Кро­ме того, предварительное получение информации о помещении спо­собствует экономии времени и сил следователя, обеспечивает в из­вестной мере его готовность к обыску, сокращает время, необходи­мое для ориентации на месте".

В процессе подготовки к предстоящему обыску следователь должен учитывать не только психологические особенности обыс­киваемого, но и его действия, совершенные до производства обыс­ка. С этой целью выясняется, какие места он чаще посещал, какие предметы сдавал в ремонт и т. д. Так, в одном случае было уста­новлено, что за несколько дней до обыска обыскиваемый отдавал в ремонт чемодан. Он просил заново обтянуть материалом внутрен­нюю поверхность чемодана, которая к моменту сдачи чемодана в ремонт была просто оклеена газетой. Учитывая эти сведения, сле­дователь более внимательно произвел осмотр чемодана и обнару­жил, что под газетами были спрятаны как раз те документы, обна­ружение которых являлось целью обыска.

Существенную помощь следователю могут оказать сведения об изменении образа жизни, деталей быта (например, человек за­колотил одни двери и стал пользоваться другим ходом).

Заключение эксперта:структурные компоненты, оценка экспертного заключения органом или лицом, назначившим экспертизу

Заключение судебно-психологической экспертизы является итоговым документом всей работы психолога и источником до­казательств.

Таким образом, заключение эксперта — это мотивированный ответ на поставленные вопросы, к которому он пришел на осно­вании своих специальных знаний, в результате всестороннего, полного и объективного исследования представленных материа­лов. Если в ходе исследования установлены обстоятельства, по поводу которых вопрос перед экспертом не ставился, но они, по мнению эксперта, имеют существенное значение для рассматри­ваемого дела, то соответствующие данные также включаются в заключение.

Заключение эксперта, как и все другие доказательства, не имеет никакой заранее установленной силы и оценивается по общим правилам, т.е. по внутреннему убеждению. В УПК прямо сказано, что заключение эксперта не является обязательным для органов уголовного преследования и суда, однако несогласие их с заключением должно быть ими мотивировано.

Тем не менее, хотя заключение эксперта и не имеет каких-либо преимуществ перед другими доказательствами, оно обладает, по сравнению с ними, весьма существенной спецификой, поскольку представляет собой вывод, умозаключение, сделанное на основе исследования, проведенного с использованием специальных познаний. Поэтому его оценка часто представляет для лиц, не обладающих такими познаниями, немалую сложность. По этой же причине судебные ошибки чаще всего допускаются при использовании именно этого вида доказательств.

На практике довольно распространено чрезмерное доверие к заключению эксперта, завышенная оценка его доказательственного значения. Считается, что коль скоро оно основано на точных научных расчетах, то не может быть и каких-либо сомнений в его достоверности. Хотя прямо, такая мысль в приговорах и других документах не высказывается, тенденция к этому на практике довольно сильна

 

Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста

Основными особенностями проф. деятельности юриста являются:

- правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений. Отступление от своих служебных обязанностей, нарушение должностных полномочий рассматривается как нарушение закона, и свидетельствует, о низком уровне его профессиональной компетентности.

- властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов. Предоставление должностным лицам полномочий предполагает и разумное их

- экстремальный характер правоохранительной деятельности многих юристов, особенно тех, кто работает в органах суда, прокуратуры, налоговой службы и налоговой полиции и т.п.;

- нестандартный, творческий характер труда юриста; Юристу необходимы не только сугубо профессиональные правовые,, но и специальные знания из различных областей науки и техники, образования и культуры, развитый интеллект

- процессуальная самостоятельность, персональная (для многих — повышенная) ответственность юристов, работающих в правоохранительных органах, государственно-правовых структурах. Независимость деятельности должностных лиц правоохранительных органов является одним из основополагающих принципов правосудия, согласно которому каждый следователь, прокурор, судья при исполнении возложенных на них обязанностей подчиняются только закону и не должны зависеть от каких бы то ни было местных влияний.


В наиболее обобщенном виде основными подструктурами профессиональной деятельности юриста являются следующие.

1. Познавательная подструктура правоохранительной деятельности. Расследование преступлений, изучение причин совершения правонарушений, разработка рекомендаций по их устранению, разрешение гражданско-правовых споров в суде представляют собой разновидность всеобщего процесса познания. Характерная особенность познавательного процесса: объектами познания чаще всего являются события прошлого, составной частью познавательного процесса является прогнозирование, а также планирование предстоящих действий. Характерной чертой познания, установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, является закрепление в строго определенной процессуальной форме получаемых результатов,

2. Коммуникативная подструктура профессиональной деятельности юриста. Во многих случаях общение для юриста приобретает особый вид профессиональной деятельности, например, в ситуации допроса в ходе предварительного или судебного следствия, при постановлении приговора, в ходе публичных выступлений перед судебной аудиторией, во время встреч с представителями средств массовой информации, общественностью и т.д. Способность устанавливать межличностные (психологические) контакты с различными участниками общения, коммуникативная компетентность являются качествами, в значительной мере влияющими на эффективность труда юристов.

. 3.Организационно-управленческая подструктура правоохранительной деятельности. Значительный удельный вес в деятельности юриста занимают организационно-управленческие вопросы, Причем в некоторых видах юридической деятельности значение организационно-управленческих вопросов существенно возрастает, и нередко управленческий аспект становится одним из ведущих, оказывающих важное влияние на деятельность других лиц. Поэтому юристам, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта необходимо иметь организаторские качества, такие как умение оказывать управляющее воздействие на коллектив, сплачивать его для решения задач, мотивировать подчиненных на достижение поставленных целей, должная требовательность к ним и к самому себе; активность, инициативность, находчивость, распорядительность; смелость, решительность, настойчивость; способность выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений; самостоятельность, ответственность за свои действия и поступки.

4.Воспитательная подструктура правоохранительной деятельности. Воспитательная функция в деятельности сотрудников правоохранительных органов определяется прежде всего целями и задачами правосудия, их участием в проведении профилактических мероприятий в ходе борьбы с правонарушениями, при разъяснении законодательства различным категориям граждан, в том числе с помощью средств массовой информации. Особое значение воспитательная функция имеет в деятельности юристов, работающих в местах лишения свободы с контингентом лиц, отбывающих там уголовное наказание.

Психограмма личности юриста- пять основных факторов профессиональной пригодности

I фактор - высокий уровень социализации личности юриста.:- высокий уровень развития правосознания (общего и профессионального);- честность, принципиальность, гражданское мужество, чувство долга, совестливость;- ответственность, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, аккуратность.

II фактор - эмоционально-волевая устойчивость личности юриста. Комплекс психических свойств, обеспечивающих эмоционально-волевую устойчивость, включает:- высокий уровень работоспособности, выносливость в ситуациях длительных, интенсивных физических и психических перегрузок, способность сохранять целеустремленность и продуктивность деятельности в указанных условиях;- высокий уровень стрессоустойчивости, самоконтроля над эмоциями и поведением, самообладание, способность сдерживать спонтанно возникающие импульсивные реакции.

III фактор - познавательные способности юриста, высокий уровень интеллектуального развития. Это предполагает следующие психологические качества:- развитой интеллект, аналитико-синтетический склад ума, способности к абстрагированию, рефлексии;- глубина, оперативность, широта, самостоятельность, продуктивность, гибкость, критичность, прогностичность мышления;- широкий кругозор, эрудированность;- развитое воображение, наблюдательность, проницательность, интуиция;- емкая память, способность к быстрой актуализации необходимой информации.

IV фактор - коммуникативная компетентность юриста. Данный фактор включает следующие свойства: - способности устанавливать и поддерживать психологический контакт с различными участниками общения, преодолевать психологические и коммуникативные барьеры в процессе общения; - проницательность, способность правильно интерпретировать поведение, невербальные проявления собеседника и понимать его внутренний мир, дифференцировать правдивые и ложные показания; - свободное владение вербальными и невербальными средствами общения.

V фактор - организаторские способности. Они позволяют юристу, независимо от рода его профессиональной деятельности, оказывать управляющее воздействие на различных субъектов, с которыми ему приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.032 с.)