Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,



промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и

 учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Критерии оценки качества знаний

Учебным планом направления «Культурология» предусмотрены следующие формы контроля качества знаний студентов: контрольная работа, реферат, рубежный контроль, зачет.

 

 

Рекомендации по выполнению рефератов

 

При написании реферата студент должен опираться на источники и специальную литературу (не менее 3 – 4 исследовательских работ и не менее 10 визуальных источников).

Обязательной частью реферата должен быть самостоятельный анализ визуальных источников. Объем реферата должен быть не менее 20 тыс. знаков. Желательно, чтобы тематика реферата сопрягалась с проблематикой исследовательских работ студентов. Поэтому перед написанием реферата рекомендуется согласовать тему с преподавателем.

Реферат сдается за неделю до письменного зачета на кафедру.
Реферат не зачитывается, если в нем отсутствует точка зрения автора, если реферат носит компилятивный характер и в случае некорректного оформления.

Оценка выставляется на основании наличия следующих качественных показателей, которым должен обладать реферат:

 

1. полнота раскрытия темы;

2. качественность и разнообразие используемых источников, на основе которых проведена систематизация информации;

3. логически верное структурирование материала, последовательность и взаимосвязь изложения;

4. адекватное использование религиоведческих терминов и отражение основных структурных элементов религии (вероучение, культ, религиозная организация) в связи с темой реферата;

5. понимание особенностей религиоведческого подхода, сферы религии и специфики религиозного сознания;

6. проблемность в содержании: должны быть показаны неоднозначность подходов к феномену религии, различные точки зрения по данному вопросу или проблеме, острота современных дискуссий;

7. наличие исторических аспектов, связанных с историей возникновения и развития того или иного религиозного феномена.

8. актуальность: отражение современной религиозной ситуации, роли религиозной традиции в современной культурной и общественно-политической жизни, проблем межрелигиозного диалога и конфликтов, вопросов, которые могут возникнуть в практике будущей профессиональной деятельности.

 


Примерная тематика рефератов

 

1. Религиозный фактор в деятельности общественных организаций.

2. Юридические аспекты существования религиозных объединений в современной России.

3. Особенности взаимодействия служб по связям с общественностью и религиозных организаций. Принципы межрелигиозного диалога в работе PR-служб.

4. Религия и философия. Религиозная философия и философия религии.

5. Психология религии.

6. Социологические аспекты в изучении религии.

7. Соотношение веры и знания, науки и религии.

8. Основные разделы богословского знания.

9. Основная проблематика религиозного способа познания мира.

10. Религия и другие типы мировоззрений: общее и особенное.

11. Особенности основных религиозно-мировоззренческих систем: теизм, деизм, пантеизм, атеизм, монотеизм, политеизм, тотемизм.

12. Ранние формы религии (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия).

13. Школы и направления в религиоведении.

14. Проблема экуменизма. Возможна ли Мировая религия в будущем? (опыт прогнозирования).

15. Традиция и новаторство в религии.

16. Проблема происхождения религии. Основные гипотезы.

17. Природа религиозной святости: сущность, исторические типы и формы, иерархии и чины.

18. Институт монашества: сущность, исторические формы, уставы, чины.

19. Протестантские религиозные организации в России.

20. История свободомыслия и атеизма.

21. Советский атеизм в ХХ веке.

22. Органические и неорганические религии.

23. Основные положения буддийской философии.

24. Дзен-буддизм.

25. Ламаизм.

26. Священные книги буддизма.

27. Иудаизм: особенности истории, вероучения и культа.

28. Конфуцианство: особенности истории, вероучения и культа.

29. Даосизм: особенности истории, вероучения и культа.

30. Зороастризм: особенности истории, вероучения и культа.

31. Синтоизм: особенности истории, вероучения и культа.

32. Индуизм: особенности истории, вероучения и культа.

33. Вселенские соборы в христианской церкви.

34. Основные ереси и секты в христианстве.

35. Экзегетика: происхождение, структура Библии и основные споры экзегетов.

36. Богословское толкование Символа веры и заповедей христианства.

37. Догматическое богословие в христианстве: основные положения.

38. Православное учение о церкви.

39. Православная литургика.

40. Нравственное богословие в православной традиции.

41. Агиография русской православной церкви.

42. Христианская апологетика.

43. Христианская эсхатология.

44. Христианская антропология.

45. Основные вехи в истории русской православной церкви.

46. Патристика. Восточные и западные отцы христианской Церкви.

47. Монашество в христианстве.

48. Примеры религиозной святости на Руси (жития сявтых).

49. Православный храм и его символика. Православный иконостас.

50. Богословие иконы.

51. Роль православия в истории России.

52. Современная организационная структура РПЦ.

53. Сравнительное религиоведение и богословие (сравнение любых религий).

54. Возникновение мусульманства. Жизнь Магомета.

55. Школы и течения в исламе.

56. Социальная доктрина ислама.

57. Законы шариата.

58. Толкование Корана.

59. Влияние ислама на национальную культуру народов.

60. Проблема соотношения светского и религиозного в истории.

61. Государство и церковь – история взаимоотношений.

62. «Теология освобождения» (Г. Гутьеррес, Х. Ассман, Л. Бофф), «теология революции» (Г. Камара, Р. Шолл) и их социально-политическая проекция.

63. Русская религиозно-философская традиция ХIХ-ХХ в. (А. Хомяков, В. Соловьев, П. Флоренский, С. Булгаков, И. Ильин, Н. Лосский, С. Франк, В. Зеньковский, Флоровский и др.).

64. Религиозные искания Л.Н. Толстого и М.Ф. Достоевского.

65. Современный протестантизм: идеи Д. Бонхеффера, Э. Бруннера и Р. Бультмана, Мартина Лютера Кинга.

66. Анализ федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях».

67. Основы социальной концепции русской православной церкви.

68. Современные процессы в русской православной церкви: интеграционные и дезинтеграционные процессы (объединение РПЦ Московского Патриархата и ЗРПЦ; религиозная ситуация на Украине, взаимодействие с инославием, проблема экуменизма)

69. Вопросы взаимодействия с государственными структурами, роль и участие церкви в общественно-политической жизни;

г) проблема духовного образования и воспитания.

70. Власть, наука и церковь: опыт и проблемы организации диалога мировоззрений.

71. Современные данные наук и религиозное мировоззрение. Креационизм.

72. Особенности этикета и повседневной жизни:

а) православных;

б) мусульман;

в) иудеев;

г) буддистов;

д) католиков.

 

Методические указания студентам по подготовке к зачету

 

По окончании курса предполагается зачет, для успешной сдачи которого студенту необходимо поэтапно и последовательно выполнить следующие задания:

- до зачета представить реферат или контрольную работу;

- во время зачета сдать тест;

- во время зачета успешно ответить на вопрос (устно).

Для получения оценки «зачет» (15-30 баллов) студент должен продемонстрировать знание основной проблематики курса.

При подготовке к ответу следует внимательно прочесть вопрос, составить план ответа, выделить главные положения, записать определения основных понятий.  

    При устной форме зачета студенты имеют возможность предварительно составлять письменный план ответа и тезисы. Для положительной оценки ответ должен соответствовать следующим критериям усвоения требуемых компетенций:

1. полнота раскрытия вопроса;

2. логически верное, последовательное, взаимосвязанное изложение и фактическая обоснованность (подкрепление суждений конкретными примерами и соображениями).

3. адекватное использование религиоведческих терминов;

4. понимание специфики религиоведческого подхода;

5. умение видеть данный вопрос или проблему с позиций того или иного вероисповедания;

6. знание и умение применять основные религиоведческие понятия, и идеи в решении профессиональных задач, требующих религиоведческого анализа;

7. понимание вопроса в историко-культурном контексте и единстве основных сфер общества во взаимосвязи с другими гуманитарными науками.

Вопросы к зачету

 

1. Общепризнанное определение религии. Возможные подходы к определению.

2. Место и границы религии как социально-духовного явления.

3. Особенности богословского подхода к определению религии и религиозного способа познания.

4. Основные гипотезы происхождения и сущности религии.

5. Функции религии.

6. Религия как культурообразующий феномен.

7. Классификации религий.

8. Религиозное сознание, вероучение, священные книги.

9. Религиозный культ.

10. Виды религиозных организаций.

11. Сущность и многообразие тотемизма.

12. Сущность и проявление анимизма.

13. Сущность и виды магии.

14. Единство и многообразие элементарных форм религиозной жизни.

15. Краткая характеристика национальных религий Востока.

16. Особенности и признаки современных тоталитарных сект.

17. История возникновения буддизмма.

18. Особенности вероучения и культа буддизма.

19. Основные направления в буддизме.

20. История возникновения ислама.

21. Особенности вероучения и культа ислама.

22. Основные направления в исламе.

23. Современный ислам.

24. История возникновения и краткая история христианской церкви.

25. Особенности христианского богословия и его разделы.

26. Особенности вероучения и культа в католицизме.

27. Краткая история католической церкви.

28. Особенности вероучения и культа в протестантских религиях.

29. Краткая история русской православной церкви.

30. Особенности русского православия.

31. Значение православия в истории русской государственности и народа.

32. Религиозные аспекты наиболее важных культурных и политических процессов и событий в современном мире.

33. Особенности современной религиозной ситуации в России.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.03 с.)